Исследование российского выездного туризма на примере Турции
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА .. 6
1.1 Понятие и сущность выездного туризма 6
1.2 Особенности организации российского выездного туризма 9
1.3 Нормативно-правовое регулирование российского выездного туризма 16
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА НА
ПРИМЕРЕ ТУРЦИИ 20
2.1 Общая характеристика и динамика российского выездного туризма на
примере Турции 20
2.2 Анализ механизма организации российского выездного туризма 29
2.3 Выявление и оценка факторов привлекательности посещения Турции российскими туристами 39
3РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ТУРЦИИ 54
3.1 Проблемы российского выездного туризма 54
3.2 Пути решения выявленных проблем российского выездного туризма 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА .. 6
1.1 Понятие и сущность выездного туризма 6
1.2 Особенности организации российского выездного туризма 9
1.3 Нормативно-правовое регулирование российского выездного туризма 16
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА НА
ПРИМЕРЕ ТУРЦИИ 20
2.1 Общая характеристика и динамика российского выездного туризма на
примере Турции 20
2.2 Анализ механизма организации российского выездного туризма 29
2.3 Выявление и оценка факторов привлекательности посещения Турции российскими туристами 39
3РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ТУРЦИИ 54
3.1 Проблемы российского выездного туризма 54
3.2 Пути решения выявленных проблем российского выездного туризма 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Турция является одним из самых востребованных направлений российского выездного туризма в течение нескольких последних десятилетий. При этом, страна является одним из лидеров по популярности в мире среди туристов. В Турции развита туристическая инфраструктура для всех видов выездного туризма: оздоровительного (Анкара и Стамбул), курортного (Анталия, Алания, Мармарис, Самсун и пр.), познавательного (Стамбул) и активный выездной туризм (Каппадокия).
Однако, в связи с политическими событиями 2015 года между Россией и Турцией и последующей за этим отмены безвизового режима, поток российских туристов в Турцию в 2016 году относительно 2015 года снизился на 75% (с 3,5 млн. до 850 тыс. чел.).
Последующее возобновление продажи туров в 2017 году привело к значительному росту российского выездного туризма в направлении Турции. Даже в условиях мировой пандемии Турция остается одним из наиболее востребованных направлений российского выездного туризма и с 2017 по 2019 год показатели продолжают расти, вызывая необходимость исследования и развития российского выездного туризма на примере Турции. Кроме того, еще одним значимым фактором, влияющим на туристические потоки, в 2020 году стала пандемия коронавируса, которая привела к ограничениям на передвижения между стран и к появлению ряда обязательных санитарных правил, а также временные трудности, связанные с приостановкой авиасообщений между Россией и Турцией весной 2021 года, что также обуславливает актуальность исследования.
Объект исследования: выездной туризм в Турцию, организованный российскими туристическими операторами.
Предмет исследования: выездной туризм и механизмы его регулирования.
Территориальные и хронологические рамки. В рамках исследования были проанализированы статистические данные за период 2014-2020 гг. Данными для
исследования выступили российские, турецкие информационные источники, данные проведенных научных исследований, а также данные официальных отчетов.
Цель исследования: проведение анализа российского выездного туризма и разработка системы мероприятий по совершенствованию развития его организации на примере Турции.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические аспекты выездного туризма;
2.Провести анализ и оценку российского выездного туризма на примере Турции;
3.Описать механизм организации российского выездного туризма;
4.Оценить факторы привлекательности посещения Турции российскими туристами;
5.Выявить проблемы российского выездного туризма и предложить пути их решения.
Методы исследования. Общенаучные методы: анализ, синтез, метод индукции, исторический метод и метод экспертных оценок, прогнозирование, анализ статистических данных; методы теоретического исследования: мысленный эксперимент, формализация; частные методы: исследование потребителей, анализ туристического потока.
Изученность темы. Проблемы российского выездного туризма в направлении Турции в рамках экономического аспекта изучали такие авторы как: Д.Р. Макеева, Л.В. Деточенко, Н.А. Лобанова, Н.В. Лазарева, Д.Р. Шепелев; в рамках международных отношений: Н.В. Королёва, Е.С. Голомидова, А.Г. Манаков; в рамках исследования рынка туристических услуг: Е.С. Голомидова, А.Г. Манаков, В.М. Кицис, О.Ю. Валеулова. А.О. Борисова.
Научная новизна: выявлены и оценены факторы привлекательности Турции как направления выездного туризма в современных социально-экономических и политических условиях.
Практическая значимость: разработанные пути решения выявленных проблем российского выездного туризма основаны на актуальных данных и могут быть внедрены на практике.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обозначены актуальность работы, объект и предмет исследования.
В первой главе сформулировано понятие, описана сущность выездного туризма; выявлены особенности организации российского выездного туризма, а также структурировано текущее нормативно-правовое регулирование российского выездного туризма.
Во второй главе представлена общая характеристика российского выездного туризма на примере Турции, описан механизм организации российского выездного туризма и проведен анализ динамики российского выездного туризма в отелях Турции
В третьей главе выделены проблемы российского выездного туризма и предложены пути решения выявленных проблем российского выездного туризма.
В заключении представлены основные выводы по работе.
Однако, в связи с политическими событиями 2015 года между Россией и Турцией и последующей за этим отмены безвизового режима, поток российских туристов в Турцию в 2016 году относительно 2015 года снизился на 75% (с 3,5 млн. до 850 тыс. чел.).
Последующее возобновление продажи туров в 2017 году привело к значительному росту российского выездного туризма в направлении Турции. Даже в условиях мировой пандемии Турция остается одним из наиболее востребованных направлений российского выездного туризма и с 2017 по 2019 год показатели продолжают расти, вызывая необходимость исследования и развития российского выездного туризма на примере Турции. Кроме того, еще одним значимым фактором, влияющим на туристические потоки, в 2020 году стала пандемия коронавируса, которая привела к ограничениям на передвижения между стран и к появлению ряда обязательных санитарных правил, а также временные трудности, связанные с приостановкой авиасообщений между Россией и Турцией весной 2021 года, что также обуславливает актуальность исследования.
Объект исследования: выездной туризм в Турцию, организованный российскими туристическими операторами.
Предмет исследования: выездной туризм и механизмы его регулирования.
Территориальные и хронологические рамки. В рамках исследования были проанализированы статистические данные за период 2014-2020 гг. Данными для
исследования выступили российские, турецкие информационные источники, данные проведенных научных исследований, а также данные официальных отчетов.
Цель исследования: проведение анализа российского выездного туризма и разработка системы мероприятий по совершенствованию развития его организации на примере Турции.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические аспекты выездного туризма;
2.Провести анализ и оценку российского выездного туризма на примере Турции;
3.Описать механизм организации российского выездного туризма;
4.Оценить факторы привлекательности посещения Турции российскими туристами;
5.Выявить проблемы российского выездного туризма и предложить пути их решения.
Методы исследования. Общенаучные методы: анализ, синтез, метод индукции, исторический метод и метод экспертных оценок, прогнозирование, анализ статистических данных; методы теоретического исследования: мысленный эксперимент, формализация; частные методы: исследование потребителей, анализ туристического потока.
Изученность темы. Проблемы российского выездного туризма в направлении Турции в рамках экономического аспекта изучали такие авторы как: Д.Р. Макеева, Л.В. Деточенко, Н.А. Лобанова, Н.В. Лазарева, Д.Р. Шепелев; в рамках международных отношений: Н.В. Королёва, Е.С. Голомидова, А.Г. Манаков; в рамках исследования рынка туристических услуг: Е.С. Голомидова, А.Г. Манаков, В.М. Кицис, О.Ю. Валеулова. А.О. Борисова.
Научная новизна: выявлены и оценены факторы привлекательности Турции как направления выездного туризма в современных социально-экономических и политических условиях.
Практическая значимость: разработанные пути решения выявленных проблем российского выездного туризма основаны на актуальных данных и могут быть внедрены на практике.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обозначены актуальность работы, объект и предмет исследования.
В первой главе сформулировано понятие, описана сущность выездного туризма; выявлены особенности организации российского выездного туризма, а также структурировано текущее нормативно-правовое регулирование российского выездного туризма.
Во второй главе представлена общая характеристика российского выездного туризма на примере Турции, описан механизм организации российского выездного туризма и проведен анализ динамики российского выездного туризма в отелях Турции
В третьей главе выделены проблемы российского выездного туризма и предложены пути решения выявленных проблем российского выездного туризма.
В заключении представлены основные выводы по работе.
Въездной и выездной туризм представляет фактически один и тот же процесс и определяется в зависимости от точки зрения. Так, российский выездной туризм - временное пребывание граждан РФ за пределами политических границ России. Российский въездной туризм - временное пребывание на территории России граждан других государств с целью отдыха, получения медицинских услуг, посещения друзей или родственников и пр.
В настоящее время в тройку самых известных туроператоров в России входят Tez Tour, Coral Travel и Pegas Touristik. Российский въездной туризм в 2019 году составил 24 419 тыс. чел. Выездной - 45 330 тыс. чел., из чего следует, что российский выездной туризм преобладает над въездным почти в два раза (на 20 911 тыс. чел.)
Большая часть российского выездного туризма совершается в рамках обращения к услугам к туроператорам. При самостоятельной организации выездного туризма, граждане сами осуществляют сбор необходимых документов, приобретают билеты, страховки, бронируют места пребывания и пр. В случае использования услуг туроператора, турист приобретает соответствующий пакет услуг. Основной формой обеспечения безопасности туристов в стране временного пребывания является страхование.
Нормативно-правовое регулирование российского выездного туризма в основном фокусируется на контроле туроператоров, выставлении требований к ним, обязательства формирования отчетности. Помимо этого, российское законодательство в сфере выездного туризма контролирует деятельность и кредитных организаций.
Россия является одной из основных стран, формирующих въездной турпоток в Турцию по данным 2018-2019 года. С 2014 по 2019 год доля поездок в Турцию в общей структуре российского выездного туризма выросла с 10 до 15 %. При этом, по промежуточным данным на конец октября 2020 года, в 2020 году спрос упал у всех стран, в т.ч. в России, однако, российский туризм всё также остается на верхней строчке рейтинга. 97,44% российских туристов, прибывающих в Турцию, предпочитают воздушный транспорт.
Наибольший спрос у российских туристов на туры в Турцию формируется в период с мая по октябрь. При этом, крайне низкий спрос с ноября по февраль, когда как прочие страны имеют более высокий спрос в данные месяцы. Типы туров, предлагаемых для российских туристов, также отличаются в зависимости от сезона. Наиболее популярный вид туризма, выбираемый российскими туристами по году в целом - пляжный отдых.
Как показал проведенный опрос, в качестве положительных сторон отдыха в Турции респондентами были указаны: качество отдыха, «море, отели на пляже, семья, хорошая погода, большой выбор отелей, дополнительных услуг, шведский стол, безопасность. В качестве отрицательных сторон отдыха в Турции респондентами были указаны: пандемия и связанные с этим ограничения в Турции, курс доллара, стоимость поездки, стоимость такси, большое количество туристов.
На основании проведенного анализа российского выездного туризма на примере Турции был представлен ряд основных выявленных проблем:
1.Недостаточность данных, предоставляемых Ростуризмом для анализа рынка в целях личного пользования туриста или осуществления предпринимательской деятельности в сфере выездного туризма.
2.Отсутствие поддержки государства в сфере выездного туризма
3.Крайне неравномерное распределение спроса на туры в течение года, что обеспечивает регулярный резкий скачок на цены туров;
4.Неравномерное распределение российских туристов по городам
5.Собственный порядок присвоения звезд отелям в Турции и отсутствие обязательства регулярных проверок соответствия
6.Отсутствие обязательства предоставления информации по наличию англоговорящего и русскоговорящего персонала на территории отеля, при оказании услуг трансфера, экскурсий и пр.
По представленным проблемам были разработаны соответствующие пути решения, реализация которых на практике будет способствовать развитию российского выездного туризма.
Таким образом, поставленная цель работы была достигнута: был проведен анализ российского выездного туризма и разработана система мероприятий по совершенствованию развития его организации на примере Турции.
В настоящее время в тройку самых известных туроператоров в России входят Tez Tour, Coral Travel и Pegas Touristik. Российский въездной туризм в 2019 году составил 24 419 тыс. чел. Выездной - 45 330 тыс. чел., из чего следует, что российский выездной туризм преобладает над въездным почти в два раза (на 20 911 тыс. чел.)
Большая часть российского выездного туризма совершается в рамках обращения к услугам к туроператорам. При самостоятельной организации выездного туризма, граждане сами осуществляют сбор необходимых документов, приобретают билеты, страховки, бронируют места пребывания и пр. В случае использования услуг туроператора, турист приобретает соответствующий пакет услуг. Основной формой обеспечения безопасности туристов в стране временного пребывания является страхование.
Нормативно-правовое регулирование российского выездного туризма в основном фокусируется на контроле туроператоров, выставлении требований к ним, обязательства формирования отчетности. Помимо этого, российское законодательство в сфере выездного туризма контролирует деятельность и кредитных организаций.
Россия является одной из основных стран, формирующих въездной турпоток в Турцию по данным 2018-2019 года. С 2014 по 2019 год доля поездок в Турцию в общей структуре российского выездного туризма выросла с 10 до 15 %. При этом, по промежуточным данным на конец октября 2020 года, в 2020 году спрос упал у всех стран, в т.ч. в России, однако, российский туризм всё также остается на верхней строчке рейтинга. 97,44% российских туристов, прибывающих в Турцию, предпочитают воздушный транспорт.
Наибольший спрос у российских туристов на туры в Турцию формируется в период с мая по октябрь. При этом, крайне низкий спрос с ноября по февраль, когда как прочие страны имеют более высокий спрос в данные месяцы. Типы туров, предлагаемых для российских туристов, также отличаются в зависимости от сезона. Наиболее популярный вид туризма, выбираемый российскими туристами по году в целом - пляжный отдых.
Как показал проведенный опрос, в качестве положительных сторон отдыха в Турции респондентами были указаны: качество отдыха, «море, отели на пляже, семья, хорошая погода, большой выбор отелей, дополнительных услуг, шведский стол, безопасность. В качестве отрицательных сторон отдыха в Турции респондентами были указаны: пандемия и связанные с этим ограничения в Турции, курс доллара, стоимость поездки, стоимость такси, большое количество туристов.
На основании проведенного анализа российского выездного туризма на примере Турции был представлен ряд основных выявленных проблем:
1.Недостаточность данных, предоставляемых Ростуризмом для анализа рынка в целях личного пользования туриста или осуществления предпринимательской деятельности в сфере выездного туризма.
2.Отсутствие поддержки государства в сфере выездного туризма
3.Крайне неравномерное распределение спроса на туры в течение года, что обеспечивает регулярный резкий скачок на цены туров;
4.Неравномерное распределение российских туристов по городам
5.Собственный порядок присвоения звезд отелям в Турции и отсутствие обязательства регулярных проверок соответствия
6.Отсутствие обязательства предоставления информации по наличию англоговорящего и русскоговорящего персонала на территории отеля, при оказании услуг трансфера, экскурсий и пр.
По представленным проблемам были разработаны соответствующие пути решения, реализация которых на практике будет способствовать развитию российского выездного туризма.
Таким образом, поставленная цель работы была достигнута: был проведен анализ российского выездного туризма и разработана система мероприятий по совершенствованию развития его организации на примере Турции.
Подобные работы
- Развитие рынка туристских услуг на основе кластерного подхода (на примере Челябинской области)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ТУРИЗМЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Перспективы развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА НОВОГО МАРШРУТА КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие рынка туристских услуг на основе кластерного подхода (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Разработка и экономическое обоснование проекта организации чартерных рейсов в целях развития внутреннего туризма (на примере ООО «ПЕЛАРГОС»)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛАГРАНД»
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ЗГО)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ЗГО)
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017





