ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 6
1.1 Понятие и виды гастрономического туризма 6
1.2 Специфические особенности гастрономического туризма 13
1.3. Развитие гастрономического туризма в России 16
2АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В
АЛТАЙСКОМ КРАЕ 24
2.1 Современное состояние гастрономического туризма в Алтайском крае .. 24
2.2 Анализ роли человеческого ресурса как фактор 33
повышения конкурентоспособности туристской дестинации Алтайского края 33
3РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО
ФЕСТИВАЛЯ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 36
3.1 Характеристика Барнаула как площадки для гастрономического фестиваля 36
3.2 Предпочтения жителей Алтайского края в отношении гастрономических
фестивалей 39
3.3 Разработка концепции проведения фестиваля 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
В период динамичного развития туристической индустрии в России начинается активное развитие его видов. Значительную роль в формировании туристского продукта играет система объектов гастрономического туризма, способная привлечь туриста в момент падения спроса в межсезонье.
Гастрономический туризм отражает всю культуру народа через национальную кухню и тем самым помогает людям сохранить свою национальную идентичность. Национальную кухню Алтайского края отличает сильный национальный колорит. Именно этнокультурное разнообразие народов Алтайского края является ценным ресурсом для развития гастрономического туризма в регионе.
Российский союз туриндустрии в 2021 году сформировал четыре группы новых и активно развивающихся видов туризма. В Алтайском крае развивается два из них: гастрономический и медицинский. Край занимает четвертую строчку рейтинга по привлекательности для развития гастрономического туризма. Тем не менее среди туристов термин «гастрономический туризм» остается достаточно неизвестным среди туристов.
Актуальность темы исследования определена тем,
что гастрономический туризм является явлением новым и малоизученным. Потребность в изучении данного вопроса возникает исходя из расширения целевой аудитории туристов: от обычных любителей-путешественников до профессиональных поваров. Развитие данного вида туризма только набирает обороты. Специализированных гастрономических туров крайне мало, потому что чаще всего гастрономические объекты включены в общую программу тура.
Объект исследования - гастрономический туризм.
Предмет исследования - гастрономический потенциал Алтайского края как перспективный вид туризма.
Целью данной дипломной работы является изучить гастрономический потенциал Алтайского края как перспективный вид туризма.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы развития гастрономического туризма в Российской Федерации и в Алтайском крае;
2.Проанализировать состояние гастрономического туризма в Алтайском крае;
3.Разработать концепцию гастрономического фестиваля в Алтайском крае.
Теоретической основой исследования стали труды:Амировой З.Б.,Биржакова М.Б., Бугорского В.П., Бедрика А.И.,Боголюбова
В.С.,Бухтояровой И.Б., Васильева Л.В.,Восколовича Н.А., Гладкого
А.,Джанджугазовой Е.А., Ефремовой М.В., Зорина И.В., Кауровой А.Д.,Косманева А.Л.,Клеймана А.А., Лукьяновой Л.Г., Цибуха В.И., Сидорова М.Н., Скобкина С.С., Карповой Г.А.,Степановой, С.А., Морозова М.А., Шошиной Н.А., Феденевой И.Н., Харламова С.В., Шубаевой В.Г.
Для решения поставленных задач применялись следующие основные методы исследования: методы анализа источников, методы конкретносоциологических исследований, наблюдение, метод системного анализа, обобщение и систематизация.
Научная новизна исследования заключается в том, что Алтайский край был рассмотрен как место для развития гастрономического фестиваля национальной кухни. Также нами были разработаны и обоснованы предложения по формированию оптимальной концепции развития гастрономического туризма на территории края.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенных разработок для непосредственного развития гастрономического туризма в Алтайском крае.
В первой главе «Теоретические основы гастрономического туризма» рассмотрено понятие гастрономический туризм и его виды, характерные черты для гастрономического туризма представлен отечественный опыт развития гастрономического туризма и его специфика.
Во второй главе «Анализ состояния гастрономического туризма в Алтайском крае» проанализировано современное состояние гастрономического туризма в Алтайском крае и роль человеческого ресурса как фактор повышения конкурентоспособности туристской дестинации.
В третьей главе «Разработка концепции проведения гастрономического фестиваля на территории Алтайского края» был разработана концепция фестиваля «AltaiFood».
В результате проведенного исследования поставленные цель и задачи были достигнуты. А именно:
Были изучены теоретические основы гастрономического туризма в Российской Федерации и в Алтайском крае, после проведённого анализа был сделан вывод, что гастрономический туризм развивается как в России целом, так и в отдельных ее регионах. Но существует много не решенных задач, которые не дают тот стремительный рост гастрономического туризма, который мог бы существовать, а именно - слабо развитая инфраструктура, упор на развитии уже достаточно развитых территорий и т.д.
Так же была произведена оценка гастрономического потенциала края исходя из анализа современного состояния гастрономического туризма в Алтайском крае на 2020-2021 годы. После проведенной оценки, мы увидели, что в районе существует достаточно много региональных гастрономических брендов и фестивалей, которые могут способствовать развитию туризма.
Так же была рассмотрена роль человеческого ресурса как фактор повышения конкурентоспособности туристской дестинации Алтайского края, благодаря этому можно сделать вывод, что в крае не развивается образование в сфере гастрономического туризма и, следовательно, отсутствуют профессиональные кадры, которые могли бы развивать это перспективное направление.
В конечном итоге были разработаны предложения и рекомендации по развитию гастрономического туризма в Алтайском крае и разработана концепция гастрономического фестиваля в Барнауле.
На основании результатов анализа был сделан вывод, что гастрономический фестиваль на территории Алтайского края будет востребован местными жителями и гостями для досуга.
Для региона разработка концепции гастрономического фестиваля является важным фактором, так как при правильной рекламной кампании и привлечении инвестиций это будет способствовать дополнительным доходам бюджета, появлению новых рабочих мест и узнаваемости края.
1.Абрамкина Т. Н. Гастрономическая составляющая регионального турпродукта / Материалы II Международной студенческой научно-практической конференции «Туризм как фактор социально-экономического развития территорий» / Т. Н. Абрамкина. Иркутск: Иркутский государственный университет. 2012. 43 с.
2.Амирова, З.Б. Инфраструктура туризма и гостеприимства / З.Б. Амирова. - М. : МГАВТ, 2014. - 84 с.
3.Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. - Ростов- на-Дону : Феникс, 2014. - 252 с.
4.Боголюбов, В.С. Самоорганизация в системе управления туризмом в регионе/ В.С. Боголюбов, С.А. Севастьянова. - М.: ИНЖЭКОН, 2008. - 15-23.
5.Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы / В.П. Бугорский. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 165 с.
6.Бутков И.И., Ситников Е.А., Ушаков Д.С. Туристический бизнес. Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 384с
7.Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг / Н. А. Восколович.
-М. : Издательство Юрайт, 2019. —191 с.
8.Гладкий, А.А. Бизнес-план / Гладкий А.А. - М. : Рид Групп, 2012.
-310 с.
9.Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий / Е. А. Джанджугазова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 208 с.
10.Джанджугазова, Е.А. Маркетинг туристских территорий / Джанджугазова Е. А.- М. : Издательство Юрайт, 2018.- 223 с.
11.Ефремова, М.В. Основы технологии туристского бизнеса / М.В. Ефремова.- М.: Ось-89, 2009. - 174 с.
12.Зорин, И.В. Менеджмент туризма: туризм как вид деятельности / И.В. Зорин.- М.: Финансы и Статистика, 2007. - 166 с.
13.Карпова, Г.А. Экономика современного туризма / Г. А. Карпова - М.: Инфра - М, 2012. - 412 с.
14.Каурова, А.Д. Организация сферы туризма / А.Д. Каурова. - М. : СПб Герда, 2011. - 320 с.
15.Клейман, А.А. Инфраструктура туризма: стратегия развития / А.А. Клейман, О.Б. Евреинов. - М. : Сбп: Д.А.Р.К. 2014. - 384 с.
16.Косманев, А.Л. Региональная туристская инфраструктура: подходы, методы и опыт исследования / А.Л. Косманев: сб.ст. / Псковский региональный журнал, 2010. - 11 с.
17.Лукьянова, Л.Г. Рекреационные комплексы / Л.Г Лукьянова, В.И. Цибух - М. : Вища школа, 2004. - 70 с.
18.Морозов, М. А. Управление персоналом на предприятиях туристской индустрии / М. А. Морозов - М. : Стандарты и качество, 2006. - 54-58 с.
19.Морозов, М.А. Модель оценки конкурентоспособности туристских дестинаций / М.А. Морозов. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 303 с.
20.Нехаева Н. Е., Терехова Ю. С. Гастрономический туризм как перспективное направление развития регионов России / сборник статей по материалам XXXIV международной научно-практической конференции «Естественные и математические науки в современном мире» /Н. Е. Нехаева, Ю. С. Терехова. Новосибирск: СибАК. 2015. 82- 87 с.
21.Сидоров, М.Н. Туризм в России / М.Н. Сидоров - М. : стат. сб./ Гос. ком. РФ по статистике, 2007. - 164 с.
22.Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме / С. С. Скобкин. М. : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с.
23.Тюрина И. Д., Васильева Н. П. Гастрономический туризм как инновационный сегмент в сфере питания и сервиса / Сборник статей Международной научно-практической конференции «Продовольственный рынок: состояние, перспективы, угрозы» / И. Д. Тюрина, Н. П. Васильева.Екатеринбург: УрГЭУ. 2015. 180-186 с.
24.Урядова А. В., Савин Д. А. Специальные виды туризма / учебное пособие / А. В. Урядова, Д. А. Савин, Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. 2013. 128 с.
25.Феденева, И. Н. Организация туристской индустрии / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 205 с.
26.Харламов, С. В. Условия формирования новой туристской дестинации в постсоветский период на территории Алтайского края / С.В. Харламов - М. : Вестник Кемеровоского государственного университета, 2015. -133 с.
27.Шубаева, В. Г. Маркетинговые технологии в туризме / В. Г. Шубаева, И. О. Сердобольская. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 120 с.
28.Щеникова Н. В. Традиции и культура питания народов мира / учебное пособие / Н.В. Щеникова, М.:Инфра-М, 2015, 296 с.
29.«Вкусная карта России» стартует с ярославского хрена [Электронный ресурс] // Биржевой лидер. Режим доступа:
http://www.profiforex.org/novosti-rossii/entry1008140220.html/ - Загл. с экрана.
30.VI праздник сыра проходит в Алтайском крае [Электронный ресурс] // Сделано у нас. Режим доступа: http://sdelanounas.ru/blogs/7392/.-Загл. с экрана.
31.Алтай регион [Электронный ресурс] официальный сайт Алтайского края. - Режим доступа. : https://www.altairegion22.ru/ - Загл. с экрана.
32.Гастрономические туры [Электронный ресурс] // Интернет- справочник практической информации для туристов «Тонкости туризма». Режим доступа: http://tonkosti.ru/- Загл. с экрана.
33.Кому нужен гастротуризм, [Электронный ресурс] // Вкусные путешествия. Режим доступа: http: //www.gastrotur.ru/gastronomicheskiy-
turizm/komu-nuzhen-gastroturizm/ - Загл. с экрана.
34.Рынок туризма [Электронный ресурс]: Российская газета. - Режим доступа.: http://www.rg.ru/. - Загл. с экрана.
35.Управление Алтайского края по развитию туризма [Электронный ресурс] - Режим доступа.: http://alttur22.ru/- Загл.с экрана.