ПАРТИЙНЫЙ ПРАЙМЕРИЗ КАК ФОРМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРАЙМЕРИЗ 14
1.1. Формирование процедуры внутрипартийного голосования в США 15
1.2. Мировой опыт проведения праймериз 24
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
ГОЛОСОВАНИЯ В РФ 30
2.1. Становление предварительного голосования на федеральном
уровне 3 0
2.2. Организационно-правовые особенности реализации
процедуры 38
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАЙМЕРИЗ В СИБИРСКОМ
ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 52
3.1. Практика предварительного голосования в сибирских регионах 52
3.2. Роль праймериз в политическом процессе Алтайского края 62
Заключение 70
Список использованных источников и литературы
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРАЙМЕРИЗ 14
1.1. Формирование процедуры внутрипартийного голосования в США 15
1.2. Мировой опыт проведения праймериз 24
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
ГОЛОСОВАНИЯ В РФ 30
2.1. Становление предварительного голосования на федеральном
уровне 3 0
2.2. Организационно-правовые особенности реализации
процедуры 38
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАЙМЕРИЗ В СИБИРСКОМ
ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 52
3.1. Практика предварительного голосования в сибирских регионах 52
3.2. Роль праймериз в политическом процессе Алтайского края 62
Заключение 70
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы. В Российской Федерации 2021 год стал периодом обновления для российских политических партий. В обществе оформился запрос на новые лица и новую политическую элиту, и удовлетворить данный запрос политические партии могли в ходе избирательной кампании.
В сентябре 2021 года состоялись выборы в органы законодательной (представительной) власти федерального и регионального уровней - выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и выборы в региональные парламенты в сорока двух субъектах, в том числе и в Алтайском крае (Алтайское краевое Законодательное Собрание).
Среди российских политических партий стоит выделить партию «Единая Россия», которая для вовлечения новых кадров в партию, повышения уровня легитимности среди избирателей, а также создания системы рекрутирования использовала процедуру предварительного партийного голосования - праймериз.
Стоит отметить, что научные исследования на данную тематику ограничиваются локальным (региональным) характером и зачастую авторами публикаций являются сотрудники аппаратов региональных отделений партий. Отсюда можно выделить проблему отсутствия компромиссного взгляда на особенности и эффективность реализации партийного праймериз в современной России. Также возникает проблема в том, что в большей степени работы по теме предварительного партийного голосования имеют описательный характер и не являются аналитическими исследованиями.
Степень изученности проблемы.
Впервые упоминание процедуры предварительного голосования упоминается в политическом процессе на территории Соединённых штатов Америки. Данная процедура, праймериз, в своем первоначальном значении способствовала демократизации процессов внутри американских политических партий, а также увеличению конкурентоспособности рядовых членов партии по сравнению с политической элитой, а также увеличивала шансы избрания в представительные (законодательные) органы власти и органы местного самоуправления.
Особое внимание изучению проблематики предварительного голосования уделяла американская политологическая школа, т.к. механизм реализации процедуры праймериз возник именно в США.
Основательно данная проблема изучена зарубежными учеными среди которых можно выделить А. Даунса, А. Кедала и В. Кросса. Данный факт свидетельствует о том, что процедура предварительного голосования существует продолжительное время. «В западных публикациях концептуализирована сущность рассматриваемого феномена, выделены его качественные характеристики, выявлены положительные и отрицательные процедурные аспекты». Также стоит выделить работы А. Варе, Е. Кетлина, М. Эдварда среди зарубежных исследователей проблематики праймериз.
Что касается исследований в области отечественной политологической школы, то данная проблематика изучена незначительно. При этом стоит отметить интерес к зарубежному политическому процессу и институту праймериз, в частности, особенностям порядка избрания Президента США, так ряд отечественных исследователей рассматривают в своих публикациях данный аспект, в том числе и В. В. Шигин.
Также статья М.А. Джиоева «Зарубежный опыт становления и развития института праймериз» посвящена структурному анализу института предварительного голосования (праймериз), его роли и месту в избирательных системах зарубежных стран и России. Джиоев исследует исторический аспект для определения причин появления предварительных выборов в США с точки зрения нормативно-правовой возможности адаптации его в отечественную избирательную систему.
Е.В. Кудашева в своем исследовании рассматривает перспективы развития процедуры предварительного голосования в Российской Федерации. Кудашева дает оценку современному российскому политическому процессу, организации процедуры предварительного голосования, изучает достоинства и недостатки системы «праймериз», дает оценку опыта проведения и организации предварительного голосования за рубежом и фиксирует перспективы развития праймериз в Российской Федерации. Согласно мнению исследователя, «...С появлением прямых выборов глав субъектов Российской Федерации повышается и роль процедуры предварительного голосования. Автор Е.В. Кудашева приходит к выводу, что изучение опыта проведения процедуры предварительного голосования за рубежом позволяет эффективнее внедрить практику праймериз на территории Российской Федерации».
В своей работе «Структура, генезис и функционирование партийно-политической системы США» Б.А. Исаев дает определение понятию «праймериз».
Среди отечественных авторов проблематику на тему предварительного голосования рассматривали Ю.М. Аксенов, В.Н. Величанская, Л.А. Нудненко, Р.И. Петрова11.
В свою очередь, согласно мнению Т. С. Болховитиной, «... неизученными остаются вопросы нормативного регулирования организации и проведения праймериз, проблемы гласности процедуры, а также возможности повышения уровня политического участия партий, граждан и кандидатов в предварительном голосовании . Так как на современном этапе развития избирательного законодательства Российской Федерации процедура предварительного партийного голосования (праймериз) не регламентирована законодательством, существует лишь отдельное Положение о проведении процедуры, подготовленное Генеральным советом партии «Единая Россия», обновляющееся в ежегодном формате под конкретные выборы.
Е. Х. Цыганова в работе «Демократическая ценность праймериз. Перспективы институализации в России» рассматривает проблему избирательного процесса с точки зрения демократичности в России и применение процедуры праймериз, как способа демократизации выборов в целом, а также дает оценку перспективам институализации предварительного голосования в России.
В своих работах Т.С. Болховитиновой рассматривает становление института праймериз и его перспективы. Также ряд исследователей средикоторых А.А. Тимофеева, Р.Ш. Касымов, М.В. Юрченко, В.Э. Волков, Д.А. Цюник, Р.И. Петрова, В.П. Ермолаев, Я.И. Репьева, А.А. Заикин, И. А. Старостина, А.А. Галлямова.
В работе Н.Э. Шишкиной «Праймериз как предстадия избирательного процесса» следует отметить тот факт, что автор дает определение понятию «праймериз», анализирует практика применения в американском избирательном процессе, также исследователь делает вывод о том, что для российской избирательной системы следует признать возможным применение зарубежного опыта по внедрению предварительных партийных выборов.
Исследователь Ю.Н. Величинская в работе «Праймериз: демократическая ценность, проблемы применения в отечественной избирательной практике, перспективы институализации» рассматривает демократический потенциал института предварительного голосования, анализирует практику применения праймериз в Российской Федерации и дает рекомендации по развитию предварительного голосования в российском политическом процессе.
Я.А. Коновальчиков в исследовании «Праймериз: новый правовой формат» приходит к выводу о том, что при должном правовом регулировании процедура может стать новой стадией избирательного процесса, до старта основной избирательной кампании и выдвижения кандидатов или списков кандидатов в органы законодательной (представительной) ветви.
В.А. Дементьев в работе «Предварительное голосование как средство легитимации муниципального избирательного процесса » выделяет основные характеристики предварительного голосования, анализирует особенности проведения процедуры предварительного голосования в Российской Федерации, и, в целом, исследователь приходит к выводу, что предварительное голосование, позволяет начать избирательную кампанию заранее и в период отсутствия законодательных ограничений.
Перспективы института праймериз в Российской Федерации рассматривает Д.В. Гаглоев в работе «Процедура праймериз как стадия избирательного процесса в России. Перспективы развития».
В своем исследовании А.В. Шарапов «Предварительные итоги проведения молодежных праймериз в южных регионах Западной Сибири региональными отделениями партии «Единая Россия»» отметил высокий уровень активности молодых кандидатов и молодежи в целом в Алтайском крае в рамках «Молодежных прайериз-2011», что подтверждается большим количеством онлайн-участников посредством СМС и их интенсивной работой в медиа среде в целом . Данная тенденция находит подтверждение и в новых избирательных циклах в регионе.
В работе «Праймериз как механизм рекрутирования депутатов Государственной Думы» С.В. Викулина и Е.И. Гребенникова исследуются результаты предварительного голосования в Центральном федеральном округе в 2021 году, авторы приходят к выводу о том, что данный институт является эффективным в качестве механизма рекрутирования российских парламентариев и определяют факторы влияющие на избираемость депутатов.
Отдельно стоит отметить использование электронной системы голосования в рамках праймериз 2021 года, при этом в ряде регионов сохранена смешенная система с использованием традиционных счетных участков, данный аспект в своей статье «Применение системы электронного голосования в ходе проведения праймериз рассматривает Э. А. Мизелифова.
Стоит подчеркнуть тот факт, что существующие эпидемиологические условия (пандемия COVID-19) в 2021 году также оказали влияние на ход голосования в рамках предварительного партийного голосования на территории ряда государств, где реализуется процедура предварительного голосования, например, особенности проведения процедуры праймериз в Республики Казахстан рассматривает М.А. Болысбек в своей работе «Праймериз партии Nur Otan в условиях пандемии COVID-19».
С.А. Бакулин в статье «Анализ праймериз в условиях отдельного региона Российской Федерации» подчеркивает, что электоральные процедуры проходят трансформацию с развитием политического процесса как внутри страны, так и за ее пределами. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что «.праймериз сегодня является развивающейся политической технологией и имеет большое будущее, так как представляет одну из форм непосредственной демократии и дает возможность реализовать конституционное право на выбор власти» .
Таким образом, исходя из вышесказанного, стоит отметить, что акцент исследователи делают на становлении института праймериз в Соединенных штатах Америки, именно здесь в рамках праймериз выделяются особенности, которые характерны для внутрипартийного голосования в рамках президентской кампании, а также выборов в США различных уровней. Трансформацию процедуры праймериз проходит в рамках российской политической действительности. В данном случае праймериз адаптируется под складывающуюся политическую систему, которые рассмотрены в данной работе.
Исходя из вышесказанного объектом исследования выступает праймериз как институт формирования партиями корпуса кандидатов на выборах.
Предмет исследования - организационно-правовые механизмы партийного праймериз в современной России, практика и особенности его реализации на федеральном уровне и регионах Сибирского федерального округа.
Целью данной работы является - оценка эффективности партийного праймериз как формы определения кандидатов на выборах в современной России.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
• определить понятие партийного праймериз;
• проследить динамику процедуры партийного праймериз;
• выявить особенности результатов партийного праймериз в современной России.
Хронологические рамки исследования включают в себя период с 2007 по 2021 годы. Нижняя граница определяется запуском процедуры партийного праймериз «Единой России» в ряде регионов Российской Федерации. Верхняя граница - проведением электронного предварительного голосования в 2021 году.
Территориальные рамки исследования включают в себя пространство Российской Федерации, территорию Донецкой и Луганской народных республик, Соединенных штатов Америки, Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Франции, Италии, Аргентины, Уругвая и Японии.
Эмпирическая база работы включает в себя три группы источников.
Первая группа - нормативные акты. Среди них можно выделить Основной закон (Конституцию) Российской Федерации. Данные источники позволили определить основные институциональные условия развития партии в целом, проследить тенденцию трансформации, выявить базовые принципы функционирования. Положение об организации праймериз «Единой России», которое формирует представления об особенностях процедуры партийного праймериз, а также нормативно-правовые акты в рамках избирательного законодательства Российской Федерации. Данные источники задают нормативные рамки для рассматриваемой в работе проблематики и предоставляют конкретные установки для выбора методологии, для максимального соответствия рассматриваемой действительности.
Вторая группа представлена данными электоральной статистики, подготовленными избирательными комиссиями, характеризующими расстановку политических сил, степень представительства и легитимности.
Третья группа источников представляет периодические издания и интернет-ресурсы, которые содержат сведения о деятельности партии в период предварительного голосования.
Кроме того, сведения о социально-политическом представительстве законодательных собраний субъектов и определении основных направлений их деятельности содержат биографии избранных депутатов, их интервью, материалы в СМИ и соцмедиа.
В целом же, все обозначенные группы источников позволяют оценить эффективность партийного праймериз «Единой России» как формы определения кандидатов на выборах в современной России, а также решить задачи исследования.
Методологическая основа работы.
Рассмотрим несколько научных подходов, среди которых теория рационального выбора и неоинституциональная теория, а также их применимость в данном магистерском исследовании в качестве возможных альтернатив.
Развитие теории рационального выбора происходит в 1980-1990-е годы. Теория рассматривает проблему рациональности и определяет логику поведения индивида в различных ситуациях в том числе и политических. Так, в политической сфере данная теория носит название «теория общественного выбора». Теория рационального выбора отчасти соответствует данной проблематике. Основное положение теории заключается в том, что главным субъектом политического участия является индивид, в нашем случае политическая партия. Партийное голосование (праймериз) здесь стоит рассматривать в качестве одной из процедуры в политическом процессе. Основная мотивация по данной теории - это выгода и минимизация издержек партии.
Неоинституциональный подход возникает в 1980-х годах, где Д. Норт дает определение понятию «институт» и подразумевает под ним определенные «правила игры» в обществе, ограничения, регулирующие взаимоотношения в сфере политики в нашем случае. В свою очередь С. Хантингтон определяет институты как «устойчивые, значимые и воспроизводящиеся формы поведения», а институционализацию - как «процесс, посредством которого организации и процедуры приобретают ценность и устойчивость». С точки зрения неоинституционализма в данном исследовании стоит также рассматривать внутренние мотивы партии.
Таким образом, в данной магистерской работе использован неоинституционализм рационального выбора, т.е. в данном случае рассмотрен институт праймериз и механизмы его реализации. Неоинституционализм рационального выбора выражается в том, что использование института «праймериз» является результатом рационального выбора партии и все возникающие трансформации процедуры праймериз необходимы для нее самой. В данном случае праймериз является инструментом партийных элит. Так, все трансформации, возникающие в ходе процедуры праймериз возникают в рамках заданных форматов партии и элиты.
В работе использованы метод casestady, структурно-функциональный анализ текста, анализ данных электоральной статистики и нормально-правовых актов.
Новизна исследования заключается в анализе динамики процедуры партийного праймериз в условиях российского политического процесса, выявлении особенностей организации процедуры в России, а также анализе результатов предварительного голосования и их соответствие итоговым партийным спискам в рамках избирательных кампаний.
Апробация. Основные положения работы прошли апробацию в выступлениях на научно-практических конференциях. Среди них «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» (2021 год, 2022 год). «Политический процесс в региональном измерении: история, теория практика (2022 год). Также публикация направлена для участие в научной конференции «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения». По теме магистерской диссертации подготовлено три публикации.
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы, разделенных на шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
В сентябре 2021 года состоялись выборы в органы законодательной (представительной) власти федерального и регионального уровней - выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и выборы в региональные парламенты в сорока двух субъектах, в том числе и в Алтайском крае (Алтайское краевое Законодательное Собрание).
Среди российских политических партий стоит выделить партию «Единая Россия», которая для вовлечения новых кадров в партию, повышения уровня легитимности среди избирателей, а также создания системы рекрутирования использовала процедуру предварительного партийного голосования - праймериз.
Стоит отметить, что научные исследования на данную тематику ограничиваются локальным (региональным) характером и зачастую авторами публикаций являются сотрудники аппаратов региональных отделений партий. Отсюда можно выделить проблему отсутствия компромиссного взгляда на особенности и эффективность реализации партийного праймериз в современной России. Также возникает проблема в том, что в большей степени работы по теме предварительного партийного голосования имеют описательный характер и не являются аналитическими исследованиями.
Степень изученности проблемы.
Впервые упоминание процедуры предварительного голосования упоминается в политическом процессе на территории Соединённых штатов Америки. Данная процедура, праймериз, в своем первоначальном значении способствовала демократизации процессов внутри американских политических партий, а также увеличению конкурентоспособности рядовых членов партии по сравнению с политической элитой, а также увеличивала шансы избрания в представительные (законодательные) органы власти и органы местного самоуправления.
Особое внимание изучению проблематики предварительного голосования уделяла американская политологическая школа, т.к. механизм реализации процедуры праймериз возник именно в США.
Основательно данная проблема изучена зарубежными учеными среди которых можно выделить А. Даунса, А. Кедала и В. Кросса. Данный факт свидетельствует о том, что процедура предварительного голосования существует продолжительное время. «В западных публикациях концептуализирована сущность рассматриваемого феномена, выделены его качественные характеристики, выявлены положительные и отрицательные процедурные аспекты». Также стоит выделить работы А. Варе, Е. Кетлина, М. Эдварда среди зарубежных исследователей проблематики праймериз.
Что касается исследований в области отечественной политологической школы, то данная проблематика изучена незначительно. При этом стоит отметить интерес к зарубежному политическому процессу и институту праймериз, в частности, особенностям порядка избрания Президента США, так ряд отечественных исследователей рассматривают в своих публикациях данный аспект, в том числе и В. В. Шигин.
Также статья М.А. Джиоева «Зарубежный опыт становления и развития института праймериз» посвящена структурному анализу института предварительного голосования (праймериз), его роли и месту в избирательных системах зарубежных стран и России. Джиоев исследует исторический аспект для определения причин появления предварительных выборов в США с точки зрения нормативно-правовой возможности адаптации его в отечественную избирательную систему.
Е.В. Кудашева в своем исследовании рассматривает перспективы развития процедуры предварительного голосования в Российской Федерации. Кудашева дает оценку современному российскому политическому процессу, организации процедуры предварительного голосования, изучает достоинства и недостатки системы «праймериз», дает оценку опыта проведения и организации предварительного голосования за рубежом и фиксирует перспективы развития праймериз в Российской Федерации. Согласно мнению исследователя, «...С появлением прямых выборов глав субъектов Российской Федерации повышается и роль процедуры предварительного голосования. Автор Е.В. Кудашева приходит к выводу, что изучение опыта проведения процедуры предварительного голосования за рубежом позволяет эффективнее внедрить практику праймериз на территории Российской Федерации».
В своей работе «Структура, генезис и функционирование партийно-политической системы США» Б.А. Исаев дает определение понятию «праймериз».
Среди отечественных авторов проблематику на тему предварительного голосования рассматривали Ю.М. Аксенов, В.Н. Величанская, Л.А. Нудненко, Р.И. Петрова11.
В свою очередь, согласно мнению Т. С. Болховитиной, «... неизученными остаются вопросы нормативного регулирования организации и проведения праймериз, проблемы гласности процедуры, а также возможности повышения уровня политического участия партий, граждан и кандидатов в предварительном голосовании . Так как на современном этапе развития избирательного законодательства Российской Федерации процедура предварительного партийного голосования (праймериз) не регламентирована законодательством, существует лишь отдельное Положение о проведении процедуры, подготовленное Генеральным советом партии «Единая Россия», обновляющееся в ежегодном формате под конкретные выборы.
Е. Х. Цыганова в работе «Демократическая ценность праймериз. Перспективы институализации в России» рассматривает проблему избирательного процесса с точки зрения демократичности в России и применение процедуры праймериз, как способа демократизации выборов в целом, а также дает оценку перспективам институализации предварительного голосования в России.
В своих работах Т.С. Болховитиновой рассматривает становление института праймериз и его перспективы. Также ряд исследователей средикоторых А.А. Тимофеева, Р.Ш. Касымов, М.В. Юрченко, В.Э. Волков, Д.А. Цюник, Р.И. Петрова, В.П. Ермолаев, Я.И. Репьева, А.А. Заикин, И. А. Старостина, А.А. Галлямова.
В работе Н.Э. Шишкиной «Праймериз как предстадия избирательного процесса» следует отметить тот факт, что автор дает определение понятию «праймериз», анализирует практика применения в американском избирательном процессе, также исследователь делает вывод о том, что для российской избирательной системы следует признать возможным применение зарубежного опыта по внедрению предварительных партийных выборов.
Исследователь Ю.Н. Величинская в работе «Праймериз: демократическая ценность, проблемы применения в отечественной избирательной практике, перспективы институализации» рассматривает демократический потенциал института предварительного голосования, анализирует практику применения праймериз в Российской Федерации и дает рекомендации по развитию предварительного голосования в российском политическом процессе.
Я.А. Коновальчиков в исследовании «Праймериз: новый правовой формат» приходит к выводу о том, что при должном правовом регулировании процедура может стать новой стадией избирательного процесса, до старта основной избирательной кампании и выдвижения кандидатов или списков кандидатов в органы законодательной (представительной) ветви.
В.А. Дементьев в работе «Предварительное голосование как средство легитимации муниципального избирательного процесса » выделяет основные характеристики предварительного голосования, анализирует особенности проведения процедуры предварительного голосования в Российской Федерации, и, в целом, исследователь приходит к выводу, что предварительное голосование, позволяет начать избирательную кампанию заранее и в период отсутствия законодательных ограничений.
Перспективы института праймериз в Российской Федерации рассматривает Д.В. Гаглоев в работе «Процедура праймериз как стадия избирательного процесса в России. Перспективы развития».
В своем исследовании А.В. Шарапов «Предварительные итоги проведения молодежных праймериз в южных регионах Западной Сибири региональными отделениями партии «Единая Россия»» отметил высокий уровень активности молодых кандидатов и молодежи в целом в Алтайском крае в рамках «Молодежных прайериз-2011», что подтверждается большим количеством онлайн-участников посредством СМС и их интенсивной работой в медиа среде в целом . Данная тенденция находит подтверждение и в новых избирательных циклах в регионе.
В работе «Праймериз как механизм рекрутирования депутатов Государственной Думы» С.В. Викулина и Е.И. Гребенникова исследуются результаты предварительного голосования в Центральном федеральном округе в 2021 году, авторы приходят к выводу о том, что данный институт является эффективным в качестве механизма рекрутирования российских парламентариев и определяют факторы влияющие на избираемость депутатов.
Отдельно стоит отметить использование электронной системы голосования в рамках праймериз 2021 года, при этом в ряде регионов сохранена смешенная система с использованием традиционных счетных участков, данный аспект в своей статье «Применение системы электронного голосования в ходе проведения праймериз рассматривает Э. А. Мизелифова.
Стоит подчеркнуть тот факт, что существующие эпидемиологические условия (пандемия COVID-19) в 2021 году также оказали влияние на ход голосования в рамках предварительного партийного голосования на территории ряда государств, где реализуется процедура предварительного голосования, например, особенности проведения процедуры праймериз в Республики Казахстан рассматривает М.А. Болысбек в своей работе «Праймериз партии Nur Otan в условиях пандемии COVID-19».
С.А. Бакулин в статье «Анализ праймериз в условиях отдельного региона Российской Федерации» подчеркивает, что электоральные процедуры проходят трансформацию с развитием политического процесса как внутри страны, так и за ее пределами. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что «.праймериз сегодня является развивающейся политической технологией и имеет большое будущее, так как представляет одну из форм непосредственной демократии и дает возможность реализовать конституционное право на выбор власти» .
Таким образом, исходя из вышесказанного, стоит отметить, что акцент исследователи делают на становлении института праймериз в Соединенных штатах Америки, именно здесь в рамках праймериз выделяются особенности, которые характерны для внутрипартийного голосования в рамках президентской кампании, а также выборов в США различных уровней. Трансформацию процедуры праймериз проходит в рамках российской политической действительности. В данном случае праймериз адаптируется под складывающуюся политическую систему, которые рассмотрены в данной работе.
Исходя из вышесказанного объектом исследования выступает праймериз как институт формирования партиями корпуса кандидатов на выборах.
Предмет исследования - организационно-правовые механизмы партийного праймериз в современной России, практика и особенности его реализации на федеральном уровне и регионах Сибирского федерального округа.
Целью данной работы является - оценка эффективности партийного праймериз как формы определения кандидатов на выборах в современной России.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
• определить понятие партийного праймериз;
• проследить динамику процедуры партийного праймериз;
• выявить особенности результатов партийного праймериз в современной России.
Хронологические рамки исследования включают в себя период с 2007 по 2021 годы. Нижняя граница определяется запуском процедуры партийного праймериз «Единой России» в ряде регионов Российской Федерации. Верхняя граница - проведением электронного предварительного голосования в 2021 году.
Территориальные рамки исследования включают в себя пространство Российской Федерации, территорию Донецкой и Луганской народных республик, Соединенных штатов Америки, Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Франции, Италии, Аргентины, Уругвая и Японии.
Эмпирическая база работы включает в себя три группы источников.
Первая группа - нормативные акты. Среди них можно выделить Основной закон (Конституцию) Российской Федерации. Данные источники позволили определить основные институциональные условия развития партии в целом, проследить тенденцию трансформации, выявить базовые принципы функционирования. Положение об организации праймериз «Единой России», которое формирует представления об особенностях процедуры партийного праймериз, а также нормативно-правовые акты в рамках избирательного законодательства Российской Федерации. Данные источники задают нормативные рамки для рассматриваемой в работе проблематики и предоставляют конкретные установки для выбора методологии, для максимального соответствия рассматриваемой действительности.
Вторая группа представлена данными электоральной статистики, подготовленными избирательными комиссиями, характеризующими расстановку политических сил, степень представительства и легитимности.
Третья группа источников представляет периодические издания и интернет-ресурсы, которые содержат сведения о деятельности партии в период предварительного голосования.
Кроме того, сведения о социально-политическом представительстве законодательных собраний субъектов и определении основных направлений их деятельности содержат биографии избранных депутатов, их интервью, материалы в СМИ и соцмедиа.
В целом же, все обозначенные группы источников позволяют оценить эффективность партийного праймериз «Единой России» как формы определения кандидатов на выборах в современной России, а также решить задачи исследования.
Методологическая основа работы.
Рассмотрим несколько научных подходов, среди которых теория рационального выбора и неоинституциональная теория, а также их применимость в данном магистерском исследовании в качестве возможных альтернатив.
Развитие теории рационального выбора происходит в 1980-1990-е годы. Теория рассматривает проблему рациональности и определяет логику поведения индивида в различных ситуациях в том числе и политических. Так, в политической сфере данная теория носит название «теория общественного выбора». Теория рационального выбора отчасти соответствует данной проблематике. Основное положение теории заключается в том, что главным субъектом политического участия является индивид, в нашем случае политическая партия. Партийное голосование (праймериз) здесь стоит рассматривать в качестве одной из процедуры в политическом процессе. Основная мотивация по данной теории - это выгода и минимизация издержек партии.
Неоинституциональный подход возникает в 1980-х годах, где Д. Норт дает определение понятию «институт» и подразумевает под ним определенные «правила игры» в обществе, ограничения, регулирующие взаимоотношения в сфере политики в нашем случае. В свою очередь С. Хантингтон определяет институты как «устойчивые, значимые и воспроизводящиеся формы поведения», а институционализацию - как «процесс, посредством которого организации и процедуры приобретают ценность и устойчивость». С точки зрения неоинституционализма в данном исследовании стоит также рассматривать внутренние мотивы партии.
Таким образом, в данной магистерской работе использован неоинституционализм рационального выбора, т.е. в данном случае рассмотрен институт праймериз и механизмы его реализации. Неоинституционализм рационального выбора выражается в том, что использование института «праймериз» является результатом рационального выбора партии и все возникающие трансформации процедуры праймериз необходимы для нее самой. В данном случае праймериз является инструментом партийных элит. Так, все трансформации, возникающие в ходе процедуры праймериз возникают в рамках заданных форматов партии и элиты.
В работе использованы метод casestady, структурно-функциональный анализ текста, анализ данных электоральной статистики и нормально-правовых актов.
Новизна исследования заключается в анализе динамики процедуры партийного праймериз в условиях российского политического процесса, выявлении особенностей организации процедуры в России, а также анализе результатов предварительного голосования и их соответствие итоговым партийным спискам в рамках избирательных кампаний.
Апробация. Основные положения работы прошли апробацию в выступлениях на научно-практических конференциях. Среди них «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» (2021 год, 2022 год). «Политический процесс в региональном измерении: история, теория практика (2022 год). Также публикация направлена для участие в научной конференции «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения». По теме магистерской диссертации подготовлено три публикации.
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы, разделенных на шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Предварительное голосование (праймериз) впервые появляется на внутрипартийных выборах в Соединенных штатах Америки. За годы своего существования процедура прошла ряд трансформаций как в самих штатах, как и за их пределами.
Прежде всего партийное предварительное голосование способствует повышению внутрипартийной конкуренции, развитию партийных и политических карьерных лифтов и обновлению кадрового резерва партий. Процедура предварительного голосования способствуем развитию не только внутрипартийных структур и коммуникаций, но и всего политического процесса внутри государства, а также формированию демократических процессов в стране.
Несмотря на известность внутрипартийного голосования в США в рамках президентской кампании, данная процедура применима и к выборам других уровней. Праймериз способствует предварительному отбору наиболее эффективных политиков, которые, в последствии, будут представлять партию и ее программу в различных органах власти и органах местного самоуправления.
Ряд политических партий Европы в их числе Франция, Великобритания, Италия, Швеция и другие, а также представители Японии также реализуют процедуру предварительного партийного голосования. В данных государствах также выделяются особенности реализации процедуры. Так заметна трансформация под реалии европейских политических процессов.
Отдельно стоит выделить Донецкую и Луганскую народные республики. На территории данных республик также реализуется праймериз, но по формату близкому к российской политической системе.
В свою очередь, на территории Российской Федерации, первые попытки реализации предварительного голосования отмечаются в начале 2000-х годов. Среди них можно выделить такие политические партии как «ПАРНАС», «Союз правых сил», «Яблоко» и «Справедливая Россия», но в данном случае ресурсов политических партий оказалось недостаточно для качественной организации голосования.
В ходе политических трансформаций и обновления кадрового наполнения в масштабном формате в России реализовывать процедуру предварительного голосования начинает Партия «Единая Россия». Базовые элементы процедуры опробованы на уровне регионов, затем с 2007 года в различных форматах праймериз в партии реализуется в преддверии каждой новой избирательной кампании федерального, регионального и муниципального уровня.
Необходимо подчеркнуть, что помимо внутрипартийного голосования в традиционном - очном голосовании, с 2020 года, в связи с пандемией коронавирусной инфекции, а также новыми политическими реалиями - важности присутствия в информационном пространстве, партия запускает повсеместную процедуру электронного голосования. Политологи отмечают, что эту тенденцию можно трактовать, как возможность, в будущих избирательных циклах, к переходу голосования в электронном формате на основных выборах всех уровней власти и органов местного самоуправления.
Стоит подчеркнуть, что предварительное голосование регулируется внутренним Положением и Регламентом, разработанным партией, которое также адаптируется к конкретным выборам, тем самым находясь вне правового поля и избирательного законодательства. Исследователи отмечают, что регулирование федеральным законодательством будет способствовать демократизации процесса голосования. Еще одним аспектом в рамках правового поля является возможность применения предварительного голосования для всех политических партий, что, в свою очередь, будет способствовать усложнению положения большинства политических партий в современной России. Для аппаратов партии на местах данная процедура является не только «тренировкой» перед кампанией в рамках организационных и юридических процессов, но и способствует усложнению внутренних процессов и появлению дополнительной нагрузки.
Федеральный центр позиционирует предварительное голосование «Единой России» как привлечение к отбору кандидатов от партии непосредственно будущих избирателей, также праймериз дает возможность кандидатам от партии заблаговременно начать работу на избирательных округах, не нарушая законодательство.
Проблемный аспект исследования - несоответствие итогов предварительного голосования и списков партии по партийным спискам и одномандатным округам на кампаниях. Данная тенденция наблюдается в рамках каждой избирательной кампании на всех уровнях выборов. Скорректированные списки на выборах формируются на Съезде партии. Тем самым, победа в праймериз не гарантирует лидерство в избирательной кампании. Также стоит подчеркнуть, что даже, если кандидат является представителем «Единой России», одержавшим победу на праймериз с высокими результатами, это не является гарантией победы на основных выборах.
В целом, стоит отметить, что на современном этапе в Российской Федерации процедура предварительного голосования находится в процессе трансформации, адаптируясь ко внутренним и внешним политическим процессам.
Предварительное голосование в России, безусловно, отличается от базового подхода к проведению праймериз в других странах, тем не менее предварительное голосование способствует активизации работы кандидатов и аппаратов партии различного уровня.
Прежде всего партийное предварительное голосование способствует повышению внутрипартийной конкуренции, развитию партийных и политических карьерных лифтов и обновлению кадрового резерва партий. Процедура предварительного голосования способствуем развитию не только внутрипартийных структур и коммуникаций, но и всего политического процесса внутри государства, а также формированию демократических процессов в стране.
Несмотря на известность внутрипартийного голосования в США в рамках президентской кампании, данная процедура применима и к выборам других уровней. Праймериз способствует предварительному отбору наиболее эффективных политиков, которые, в последствии, будут представлять партию и ее программу в различных органах власти и органах местного самоуправления.
Ряд политических партий Европы в их числе Франция, Великобритания, Италия, Швеция и другие, а также представители Японии также реализуют процедуру предварительного партийного голосования. В данных государствах также выделяются особенности реализации процедуры. Так заметна трансформация под реалии европейских политических процессов.
Отдельно стоит выделить Донецкую и Луганскую народные республики. На территории данных республик также реализуется праймериз, но по формату близкому к российской политической системе.
В свою очередь, на территории Российской Федерации, первые попытки реализации предварительного голосования отмечаются в начале 2000-х годов. Среди них можно выделить такие политические партии как «ПАРНАС», «Союз правых сил», «Яблоко» и «Справедливая Россия», но в данном случае ресурсов политических партий оказалось недостаточно для качественной организации голосования.
В ходе политических трансформаций и обновления кадрового наполнения в масштабном формате в России реализовывать процедуру предварительного голосования начинает Партия «Единая Россия». Базовые элементы процедуры опробованы на уровне регионов, затем с 2007 года в различных форматах праймериз в партии реализуется в преддверии каждой новой избирательной кампании федерального, регионального и муниципального уровня.
Необходимо подчеркнуть, что помимо внутрипартийного голосования в традиционном - очном голосовании, с 2020 года, в связи с пандемией коронавирусной инфекции, а также новыми политическими реалиями - важности присутствия в информационном пространстве, партия запускает повсеместную процедуру электронного голосования. Политологи отмечают, что эту тенденцию можно трактовать, как возможность, в будущих избирательных циклах, к переходу голосования в электронном формате на основных выборах всех уровней власти и органов местного самоуправления.
Стоит подчеркнуть, что предварительное голосование регулируется внутренним Положением и Регламентом, разработанным партией, которое также адаптируется к конкретным выборам, тем самым находясь вне правового поля и избирательного законодательства. Исследователи отмечают, что регулирование федеральным законодательством будет способствовать демократизации процесса голосования. Еще одним аспектом в рамках правового поля является возможность применения предварительного голосования для всех политических партий, что, в свою очередь, будет способствовать усложнению положения большинства политических партий в современной России. Для аппаратов партии на местах данная процедура является не только «тренировкой» перед кампанией в рамках организационных и юридических процессов, но и способствует усложнению внутренних процессов и появлению дополнительной нагрузки.
Федеральный центр позиционирует предварительное голосование «Единой России» как привлечение к отбору кандидатов от партии непосредственно будущих избирателей, также праймериз дает возможность кандидатам от партии заблаговременно начать работу на избирательных округах, не нарушая законодательство.
Проблемный аспект исследования - несоответствие итогов предварительного голосования и списков партии по партийным спискам и одномандатным округам на кампаниях. Данная тенденция наблюдается в рамках каждой избирательной кампании на всех уровнях выборов. Скорректированные списки на выборах формируются на Съезде партии. Тем самым, победа в праймериз не гарантирует лидерство в избирательной кампании. Также стоит подчеркнуть, что даже, если кандидат является представителем «Единой России», одержавшим победу на праймериз с высокими результатами, это не является гарантией победы на основных выборах.
В целом, стоит отметить, что на современном этапе в Российской Федерации процедура предварительного голосования находится в процессе трансформации, адаптируясь ко внутренним и внешним политическим процессам.
Предварительное голосование в России, безусловно, отличается от базового подхода к проведению праймериз в других странах, тем не менее предварительное голосование способствует активизации работы кандидатов и аппаратов партии различного уровня.
Подобные работы
- Механизмы отбора партийных кандидатов в России
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - КПРФ НА ВЫБОРАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ СИБИРИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2025 - Имидж, как форма коммуникации кандидатов с электоратом: на примере выборов в президенты США 2016 года
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ВЫБОРОВ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ США
И РФ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Праймериз в деятельности политических партий в России
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2016 ГОДА)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Социально-политические факторы избирательной активности жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019 - Социально-политические факторы избирательной активности жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019



