Трансформация жанра интервью в массмедийном пространстве (на примере творчества Ларри Кинга и Юрия Дудя)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДИФИКАЦИИ ЖАНРА
ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛИСТИКЕ 7
1.1. Теоретическая база жанра интервью 7
1.2. Особенности жанра интервью в массмедийном пространстве 14
1.3. Коммуникативное взаимодействие с респондентом, способы и приемы
проведения интервью 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯВЕДУЩИХ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ «LARRY KING LIVE» И «ВДУДЬ» 32
2.1. Авторский стиль Ларри Кинга в проведении интервью 32
2.2. Новации Юрия Дудя в жанре интервью 46
2.3. Коммуникативное поведение Ларри Кинга и Юрия Дудя 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДИФИКАЦИИ ЖАНРА
ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛИСТИКЕ 7
1.1. Теоретическая база жанра интервью 7
1.2. Особенности жанра интервью в массмедийном пространстве 14
1.3. Коммуникативное взаимодействие с респондентом, способы и приемы
проведения интервью 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯВЕДУЩИХ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ «LARRY KING LIVE» И «ВДУДЬ» 32
2.1. Авторский стиль Ларри Кинга в проведении интервью 32
2.2. Новации Юрия Дудя в жанре интервью 46
2.3. Коммуникативное поведение Ларри Кинга и Юрия Дудя 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Интервью играет важную роль в системе аналитических и информационных жанров и активно используется журналистами. Широкое распространение жанра обусловлено не только информационной задачей интервью, доступной вопросно-ответной формой изложения материала, но и преимуществом, позволяющим сделать эффектный материал о личности респондента, его интересах, образе мыслей и т.д. Данная особенность жанра позволяет формировать или корректировать оценку аудитории непосредственно героя интервью. Акцент на отношение к собеседнику позволило интервью стать одним из самых значимых жанров публицистики. Главные и характерные достоинства интервью — актуальность и общественная значимость. Значительное событие, яркий факт нередко нуждаются в разъяснении и истолковании, поэтому интервью выступает как действенная форма убеждения.
Актуальность. Принято полагать, что журналист является лишь посредником между аудиторией и интервьюируемым. Ему не следует вторгаться в рассуждения собеседника, пытаться комментировать и излагать свое личное мнение. Задачей журналиста является выбор гостя, формулировка темы для разговора, подход и определенная тактика ведения диалога, подбор вопросов, формирование надлежащей тональности взаимодействия в беседе, удержание логики разговора, установление конкретного образа респондента.
В современных интервью многое зависит от речевого поведения журналиста. Из этого следует, что нынешние исследования интервью ставят на передний план анализ коммуникативного взаимодействия собеседников, что позволяет рассуждать об особенностях трансформации жанра.
Деятельность интервьюера требует довольно быстрой ответной реакции и длительной концентрации внимания. Интервьюер обязан отслеживать ход мысли респондента и грамотно трактовать его рассуждения. Журналисту выдвигаются значительные профессиональные требования, способность применять навыки, не нарушая методические принципы интервьюирования, которые разрабатывались и изучались не одним поколением исследователей. Сейчас конструируются новые методики и в то же время отходят на второй план более устаревшие — несовместимые с новой эпохой. Техническое развитие также внесло корректировки в деятельность интервьюера, а вместе с тем и в сам жанр интервью. Нашей первостепенной задачей является установление основных преобразований. Для этого мы подвергнем анализу две авторские программы в жанре интервью, одна из которых выходила на международном телеканале CNN «Larry King Live» («Ларри Кинг в прямом эфире»), а вторая является проектом канала YouTube (программа «вДудь»). Сравнительный анализ даст возможность более детально углубиться и прийти к выводам, относительно самой трансформации жанра.
Степень изученности темы. Исследованием жанра интервью занимались многочисленные теоретики и журналисты-практики России. Изучение видов, классификаций, особенностей и методов связано с такими имена исследователей, как Е. И. Голанова, С. Н. Ильченко, М. Н. Ким, А. В. Колесниченко, С. Г. Корконосенко, Ю. В. Красноперова, М. М. Лукина, Г. С. Мельник, Ю. Н. Михайлова, А. Г. Пастухов, Е. Б. Сахнова, А. А. Тертычный, В. Л. Цвик и др.
Понятие «трансформация» интервью потребовало также обращения к теории журналистики, в которой можно проследить историю зарождения и развития самого жанра, его признаки, разновидности и дальнейшие преобразования. Этот аспект исследования представлен трудами З. У. Доевой, И. В. Ивановой, С. Н. Ильченко, А. Н. Зайченко, Е. Б. Сахновой, Н. Д. Хусаиновой, Э. Х. Шарапова и др.
Объектом исследования является интервью как жанровый феномен современной массмедийной системы.
Предмет исследования - признаки, особенности и свойства трансформации жанра интервью.
Цель данного исследования - выявить особенности трансформации жанра интервью на примере творчества Ларри Кинга и Юрия Дудя.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты модификации жанра интервью;
2. перечислить особенности жанра интервью в массмедийном пространстве;
3. структурировать существующие знания в области коммуникативного взаимодействия с респондентом, способах и приемах проведения интервью, определить ключевые термины и параметры описания речевого материала;
4. проанализировать выбор коммуникативного взаимодействия с респондентом, способов и приемов проведения интервью Л. Кинга и Ю. Дудя;
5. провести сравнительный анализ проявления коммуникативного поведения Л. Кинга и Ю. Дудя, выявить ключевые изменения в жанре интервью.
Эмпирической базой для исследования послужили выпуски авторского ток-шоу «Larry King Live» («Ларри Кинг в прямом эфире») [Интервью ведущему телеканала Си-эн-эн Ларри Кингу, kremlin.ru, www, 08.09.2000], [Далай-лама в гостях у Ларри Кинга, Dalailamaru, www, 25.11.2018], [Madonna on life, love, music (1999 official CNN interview), CNN, www, 11.05.2016], а также выпуски авторского интернет-шоу «вДудь» [Грудинин: Сталин наш лучший лидер за 100 лет, «вДудь», www, 06.02.2018], [Юра Борисов / Yury Borisov - new Russian cinema star (Eng subs), «вДудь», www, 01.09.2020], [Гнойный - большое интервью после батла, «вДудь», www, 23.08.2017].
Ведущий программы Юрий Дудь 15.04.2022 внесен Министерством юстиции РФ в реестр СМИ-иноагентов.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: интервью, на протяжении своего становления и развития претерпевало множество трансформаций. На сегодняшний день наблюдается непрерывный процесс совершенствований, выдвигаются все более сложные виды. Также возрастает аналитичность самих интервью.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В типологизации информационных приемов интервью, рождаемых из симбиоза традиции интервьюирования (в лице Ларри Кинга) и смелого творчества Юрия Дудя.
2. В выявлении универсального статуса речевых стратегий и тактик, применяемых Ларри Кингом и Юрием Дудем в различных интервью.
Методы исследования. Выбор методов исследования формируется на основе совокупности общенаучных и специальных приемов. Нами используются методы, обобщения, классификации, описания и контент анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в подробном исследовании и типологизации базовых и дополнительных тактик, реализующих центральные коммуникативные стратегии классического и современного интервью.
Практическая значимость исследования заключается в перспективе применения результатов исследования в научной и профессиональной деятельности журналистов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Актуальность. Принято полагать, что журналист является лишь посредником между аудиторией и интервьюируемым. Ему не следует вторгаться в рассуждения собеседника, пытаться комментировать и излагать свое личное мнение. Задачей журналиста является выбор гостя, формулировка темы для разговора, подход и определенная тактика ведения диалога, подбор вопросов, формирование надлежащей тональности взаимодействия в беседе, удержание логики разговора, установление конкретного образа респондента.
В современных интервью многое зависит от речевого поведения журналиста. Из этого следует, что нынешние исследования интервью ставят на передний план анализ коммуникативного взаимодействия собеседников, что позволяет рассуждать об особенностях трансформации жанра.
Деятельность интервьюера требует довольно быстрой ответной реакции и длительной концентрации внимания. Интервьюер обязан отслеживать ход мысли респондента и грамотно трактовать его рассуждения. Журналисту выдвигаются значительные профессиональные требования, способность применять навыки, не нарушая методические принципы интервьюирования, которые разрабатывались и изучались не одним поколением исследователей. Сейчас конструируются новые методики и в то же время отходят на второй план более устаревшие — несовместимые с новой эпохой. Техническое развитие также внесло корректировки в деятельность интервьюера, а вместе с тем и в сам жанр интервью. Нашей первостепенной задачей является установление основных преобразований. Для этого мы подвергнем анализу две авторские программы в жанре интервью, одна из которых выходила на международном телеканале CNN «Larry King Live» («Ларри Кинг в прямом эфире»), а вторая является проектом канала YouTube (программа «вДудь»). Сравнительный анализ даст возможность более детально углубиться и прийти к выводам, относительно самой трансформации жанра.
Степень изученности темы. Исследованием жанра интервью занимались многочисленные теоретики и журналисты-практики России. Изучение видов, классификаций, особенностей и методов связано с такими имена исследователей, как Е. И. Голанова, С. Н. Ильченко, М. Н. Ким, А. В. Колесниченко, С. Г. Корконосенко, Ю. В. Красноперова, М. М. Лукина, Г. С. Мельник, Ю. Н. Михайлова, А. Г. Пастухов, Е. Б. Сахнова, А. А. Тертычный, В. Л. Цвик и др.
Понятие «трансформация» интервью потребовало также обращения к теории журналистики, в которой можно проследить историю зарождения и развития самого жанра, его признаки, разновидности и дальнейшие преобразования. Этот аспект исследования представлен трудами З. У. Доевой, И. В. Ивановой, С. Н. Ильченко, А. Н. Зайченко, Е. Б. Сахновой, Н. Д. Хусаиновой, Э. Х. Шарапова и др.
Объектом исследования является интервью как жанровый феномен современной массмедийной системы.
Предмет исследования - признаки, особенности и свойства трансформации жанра интервью.
Цель данного исследования - выявить особенности трансформации жанра интервью на примере творчества Ларри Кинга и Юрия Дудя.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты модификации жанра интервью;
2. перечислить особенности жанра интервью в массмедийном пространстве;
3. структурировать существующие знания в области коммуникативного взаимодействия с респондентом, способах и приемах проведения интервью, определить ключевые термины и параметры описания речевого материала;
4. проанализировать выбор коммуникативного взаимодействия с респондентом, способов и приемов проведения интервью Л. Кинга и Ю. Дудя;
5. провести сравнительный анализ проявления коммуникативного поведения Л. Кинга и Ю. Дудя, выявить ключевые изменения в жанре интервью.
Эмпирической базой для исследования послужили выпуски авторского ток-шоу «Larry King Live» («Ларри Кинг в прямом эфире») [Интервью ведущему телеканала Си-эн-эн Ларри Кингу, kremlin.ru, www, 08.09.2000], [Далай-лама в гостях у Ларри Кинга, Dalailamaru, www, 25.11.2018], [Madonna on life, love, music (1999 official CNN interview), CNN, www, 11.05.2016], а также выпуски авторского интернет-шоу «вДудь» [Грудинин: Сталин наш лучший лидер за 100 лет, «вДудь», www, 06.02.2018], [Юра Борисов / Yury Borisov - new Russian cinema star (Eng subs), «вДудь», www, 01.09.2020], [Гнойный - большое интервью после батла, «вДудь», www, 23.08.2017].
Ведущий программы Юрий Дудь 15.04.2022 внесен Министерством юстиции РФ в реестр СМИ-иноагентов.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: интервью, на протяжении своего становления и развития претерпевало множество трансформаций. На сегодняшний день наблюдается непрерывный процесс совершенствований, выдвигаются все более сложные виды. Также возрастает аналитичность самих интервью.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В типологизации информационных приемов интервью, рождаемых из симбиоза традиции интервьюирования (в лице Ларри Кинга) и смелого творчества Юрия Дудя.
2. В выявлении универсального статуса речевых стратегий и тактик, применяемых Ларри Кингом и Юрием Дудем в различных интервью.
Методы исследования. Выбор методов исследования формируется на основе совокупности общенаучных и специальных приемов. Нами используются методы, обобщения, классификации, описания и контент анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в подробном исследовании и типологизации базовых и дополнительных тактик, реализующих центральные коммуникативные стратегии классического и современного интервью.
Практическая значимость исследования заключается в перспективе применения результатов исследования в научной и профессиональной деятельности журналистов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
О жанре интервью можно с уверенностью сказать, что он обладает поистине неограниченными возможностями и отличается своей нестандартностью и многоплановостью. Подтверждением тому являются не только страницы печатной периодики, телевидения, но и массмедийное пространство в целом. Интервью пользуется большой популярностью у СМИ, ввиду того, что в данном жанре определяются характеры, ход времени, а также ярко демонстрируются события.
Таким образом, жанр интервью можно охарактеризовать многофункциональностью. Данное качество позволяет с точностью и в короткие сроки получить информацию об актуальном общественно-значимом событии, задав некоторое количество вопросов очевидцам и впоследствии выйти на компетентного собеседника, тем самым опровергнуть различные доводы и предположения. По этой причине к жанру интервью часто обращаются, когда речь идет о написании материалов других жанровых форм.
Говоря об интервью на телевидении, стоит отметить о его определенных качествах, которые помогут журналисту в работе. Грамотно построенное интервью на ТВ имеет форму непринужденной беседы между двумя людьми, интервьюером и интервьюируемым, один из которых располагает информацией по заданной теме больше другого. Стоит отметить, что сложностью в процессе коммуникации выступает интерес, его удержание и получение информативности не только для самих говорящих, но и для зрителей. У них должен возникнуть «эффект присутствия» и полного ощущения причастности к обсуждению.
Исходя из значительного временного отрезка работы двух ведущих, отправной точкой начала трансформации интервью Ларри Кинга и на сегодняшний день молодого блогера-журналиста Юрия Дудя, основными критериями преобразования жанра выступают:
1. Отсутствие нравственной цензуры, впоследствии изменившей профессионально-этические нормы.
2. Изменение общепринятых установок и норм поведения в кадре.
3. Снижение речевой ответственности, как респондента, так и самого интервьюера.
4. Злоупотребление сниженной лексики, распитие спиртных напитков в кадре.
5. Использование «ты-форма» с целью выйти из рамок социального барьера.
6. Изменение в глобальном сознании понятия «свобода слова», что привело к киберагрессии.
7. Отсутствие официальных извинений ввиду информационной неграмотности.
8. Снятие табу на вопросы, касающиеся заработка, религии, личной и более интимной составляющей.
9. Перебивание собеседника, скрытая агрессия и словесное
противостояние.
10. Язык жестов интервьюера направлен на личный комфорт (закидывание ноги на ногу ведущего в шоу «вДудь».
11. В дресс-коде современного журналиста ярко проявляется отсутствие корпоративных норм и шаблонов.
В ходе исследования выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель - выявление особенностей трансформации жанра интервью на примере творчества Ларри Кинга и Юрия Дудя.
Путем обращения к исследованиям теории журналистики - изучена история зарождения и развития самого жанра, его признаки, разновидности и дальнейшие преобразования. В бакалаврской работе были использованы методы, обобщения, классификации, описания и контент анализа, которые способствовали решению поставленных задач.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены вопросы о зарождении и развитии жанра интервью, его признаках и разновидностях. Кроме того, дано подробное определение относительно самого термина «интервью». В данной главе, в третьем параграфе рассмотрено коммуникативное взаимодействие с респондентом, использующееся журналистами в работе.
Во второй главе исследуется трансформация жанра интервью на примере коммуникативного поведения ведущих авторских программ «Larry King Live» Ларри Кинга и «вДудь» Юрия Дудя. Подробно изложен анализ речевого поведения каждого из журналистов. В данной работе также были представлены коммуникативные стратегии и тактики, в частности и речевые ходы, которые в коммуникации соответствуют вербальному уровню. Принципом дополнительности описана речевая партия собеседников, поскольку об установке на гармонизацию общения или степени конфронтации можно судить только лишь при анализе речевого взаимодействия в целом. Также прокомментированы невербальные признаки (мимика, жесты, позы), характеризующие коммуникативных партнеров.
В массмедийном пространстве наблюдается всестороннее наполнение интервью особенностями других жанров. Подобное наполнение, по всей видимости, влечет за собой дифференциацию интервью, некую преграду в обнаружении принадлежности некоторых источников к этому жанру. Оригинальность, присущая подобному источнику в совокупности с современными стилистическими суждениями жанра убеждают периодически к нему обращаться.
Интервью - своенравный жанр, поэтому журналист должен заручиться терпением, изучить деятельность профессионалов в данной сфере, применить полученные знания и в дальнейшем использовать навыки на практике. Знания и опыт известных журналистов внес большой вклад в развитие коммуникативных составляющих.
В настоящий момент в работе интервьюеров можно проследить полученные им навыки в гибкости построения диалога с людьми из разных сфер деятельности.
Ларри Кинг - настоящий профессионал своего дела. Уникальный журналист, поистине достойный звания «короля эфира». Карьера Кинга начиналась на радио и впоследствии достигла пика в его авторском ток-шоу. Юрий Дудь представляет новый формат интервью, отличный от классического. Его интернет-шоу пользуется большой популярностью и набирает миллионы просмотров. Встреча двух поколений в одном жанре способствовала проследить путь изменений, внедрений и трансформации интервью в целом.
На основе полученного исследования, изучив специфику работы двух профессионалов разных стран, поколений и журналистских школ, можно судить о преобразованиях и дальнейшей трансформации жанра интервью.
Таким образом, жанр интервью можно охарактеризовать многофункциональностью. Данное качество позволяет с точностью и в короткие сроки получить информацию об актуальном общественно-значимом событии, задав некоторое количество вопросов очевидцам и впоследствии выйти на компетентного собеседника, тем самым опровергнуть различные доводы и предположения. По этой причине к жанру интервью часто обращаются, когда речь идет о написании материалов других жанровых форм.
Говоря об интервью на телевидении, стоит отметить о его определенных качествах, которые помогут журналисту в работе. Грамотно построенное интервью на ТВ имеет форму непринужденной беседы между двумя людьми, интервьюером и интервьюируемым, один из которых располагает информацией по заданной теме больше другого. Стоит отметить, что сложностью в процессе коммуникации выступает интерес, его удержание и получение информативности не только для самих говорящих, но и для зрителей. У них должен возникнуть «эффект присутствия» и полного ощущения причастности к обсуждению.
Исходя из значительного временного отрезка работы двух ведущих, отправной точкой начала трансформации интервью Ларри Кинга и на сегодняшний день молодого блогера-журналиста Юрия Дудя, основными критериями преобразования жанра выступают:
1. Отсутствие нравственной цензуры, впоследствии изменившей профессионально-этические нормы.
2. Изменение общепринятых установок и норм поведения в кадре.
3. Снижение речевой ответственности, как респондента, так и самого интервьюера.
4. Злоупотребление сниженной лексики, распитие спиртных напитков в кадре.
5. Использование «ты-форма» с целью выйти из рамок социального барьера.
6. Изменение в глобальном сознании понятия «свобода слова», что привело к киберагрессии.
7. Отсутствие официальных извинений ввиду информационной неграмотности.
8. Снятие табу на вопросы, касающиеся заработка, религии, личной и более интимной составляющей.
9. Перебивание собеседника, скрытая агрессия и словесное
противостояние.
10. Язык жестов интервьюера направлен на личный комфорт (закидывание ноги на ногу ведущего в шоу «вДудь».
11. В дресс-коде современного журналиста ярко проявляется отсутствие корпоративных норм и шаблонов.
В ходе исследования выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель - выявление особенностей трансформации жанра интервью на примере творчества Ларри Кинга и Юрия Дудя.
Путем обращения к исследованиям теории журналистики - изучена история зарождения и развития самого жанра, его признаки, разновидности и дальнейшие преобразования. В бакалаврской работе были использованы методы, обобщения, классификации, описания и контент анализа, которые способствовали решению поставленных задач.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены вопросы о зарождении и развитии жанра интервью, его признаках и разновидностях. Кроме того, дано подробное определение относительно самого термина «интервью». В данной главе, в третьем параграфе рассмотрено коммуникативное взаимодействие с респондентом, использующееся журналистами в работе.
Во второй главе исследуется трансформация жанра интервью на примере коммуникативного поведения ведущих авторских программ «Larry King Live» Ларри Кинга и «вДудь» Юрия Дудя. Подробно изложен анализ речевого поведения каждого из журналистов. В данной работе также были представлены коммуникативные стратегии и тактики, в частности и речевые ходы, которые в коммуникации соответствуют вербальному уровню. Принципом дополнительности описана речевая партия собеседников, поскольку об установке на гармонизацию общения или степени конфронтации можно судить только лишь при анализе речевого взаимодействия в целом. Также прокомментированы невербальные признаки (мимика, жесты, позы), характеризующие коммуникативных партнеров.
В массмедийном пространстве наблюдается всестороннее наполнение интервью особенностями других жанров. Подобное наполнение, по всей видимости, влечет за собой дифференциацию интервью, некую преграду в обнаружении принадлежности некоторых источников к этому жанру. Оригинальность, присущая подобному источнику в совокупности с современными стилистическими суждениями жанра убеждают периодически к нему обращаться.
Интервью - своенравный жанр, поэтому журналист должен заручиться терпением, изучить деятельность профессионалов в данной сфере, применить полученные знания и в дальнейшем использовать навыки на практике. Знания и опыт известных журналистов внес большой вклад в развитие коммуникативных составляющих.
В настоящий момент в работе интервьюеров можно проследить полученные им навыки в гибкости построения диалога с людьми из разных сфер деятельности.
Ларри Кинг - настоящий профессионал своего дела. Уникальный журналист, поистине достойный звания «короля эфира». Карьера Кинга начиналась на радио и впоследствии достигла пика в его авторском ток-шоу. Юрий Дудь представляет новый формат интервью, отличный от классического. Его интернет-шоу пользуется большой популярностью и набирает миллионы просмотров. Встреча двух поколений в одном жанре способствовала проследить путь изменений, внедрений и трансформации интервью в целом.
На основе полученного исследования, изучив специфику работы двух профессионалов разных стран, поколений и журналистских школ, можно судить о преобразованиях и дальнейшей трансформации жанра интервью.



