Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российские экологические журналы для детей: концепция, формат, целевая аудитория

Работа №88216

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕССА КАК ТИП ИЗДАНИЯ 6
1.1 Проблемы экологии в журналистике 6
1.2 История возникновения детской прессы 11
1.3 Специфика и роль детской экологической прессы 19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ЖУРНАЛЫ: ФОРМАТЫ, ЦЕЛИ, АУДИТОРИЯ 35
2.1. Виды и специфика детских экологических журналов 35
2.2. Сравнительный анализ детских экологических журналов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 588
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Неконтролируемое вторжение человека в природу, её постоянная эксплуатация в течение столетий, особенно с началом промышленной революции, привели к тому, что состояние окружающей среды стало угрожать качеству жизни людей и самому существованию человеческого общества. Хотя ещё около ста лет назад реки и озера России были настолько чистыми, что их воду можно было употреблять для питья практически без очистки. О великолепной русской природе слагали стихи великие классики литературы. По историческим меркам, столетие - не такой уж большой срок. Однако, за этот период в экологическом плане наша страна невероятно обеднела. Поэтому сегодня в информационном пространстве широко представлена экологическая тематика. Исключением не стали и детские периодические издания. Помимо экологических рубрик в детских газетах, большим спросом у соответствующей аудитории пользуются отдельные детские экологические газеты, предназначенные для посвящения подрастающего поколения в эту глобальную проблематику.
Актуальность исследования обусловлена ростом влияния экологического вопроса на повестку информационных СМИ и детских журналов. Для конструктивного решения любой экологической проблемы мало одного лишь выражения и обмена мнениями. Чтобы иметь возможность повлиять на экологическую ситуацию в рамках той или иной локации, необходима экологическая грамотность граждан всех возрастов, в том числе и детей, проживающих на территории, их осведомлённость об уже возникающих экологических проблемах, знание о природных особенностях территории и деятельности предприятий, способных повлиять на экологическую обстановку.
Объектом исследования является освещение экологических проблем в российских детских экологических журналах.
Предмет исследования - специфика представления материалов в российских детских экологических журналах.
Цель исследования - выявить формы и методы представления экологических проблем в российских детских экологических журналах, концепцию, формат и целевую аудиторию данных журналов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать представление экологической темы в российских СМИ;
2) определить место экологического направления в системе детской журналистики;
3) рассмотреть формы представления экологической тематики в детских СМИ;
4) определить существующие проблемы в детских журналах, касающихся экологического направления, проследить пути развития российской детской экожурналистики.
Степень изученности темы. Экологической проблематике в целом посвящено множество трудов как российских, так и зарубежных авторов, среди которых можно выделить Н. Д. Андрееву, О. Е. Астафьеву, В. И.Данилова-Данильяна, О. З. Еремченко, Т. В. Жуйкову, Е. И. Павлову, М. Браунгарта, У. МакДонаха, Дж. С. Фоера, Д. Уоллес-Уэллса и др. Что же касается экологической темы в медиа, то многие исследователи считают, что детские журналы играют большую роль в формировании представлений об экологических проблемах у подрастающего поколения, в распространении различной актуальной информации на тему экологии, в повышении осведомлённости детей о состоянии окружающей среды. Среди авторов, изучающих детскую экологическую журналистику, можно отметить М.И. Холмова, К. Чуковского, С. Суворова, Л.А. Коханову, Е.А. Шаркову, М.В. Орлову, Е.В. Желудеву, А. Кувшинников, Д.А. жукова, А.А. Черечукина, Т.В. Кнышука, Т.А. Демину, С.Н. Николаеву, О.А. Яковлеву, С.И. Забелина, и Л.Б. Доржиеву, их труды наиболее емко и детально описывают историю возникновения и развития данного направления.
Эмпирической базой для исследования послужили детские экологические журналы «ЭБОлёнок», «Муравейник», «Лазурь», «Тошка и компания», «Юный натуралист», «Свирель». Для анализа были выбраны последние номера тех журналов, которые выпускаются поныне, и старейшие выпуски (в свободном доступе) для тех журналов, выпуск которых был прекращен.
Новизна исследования заключается в целостном системном подходе. Детская экологическая пресса будет рассмотрена как цельная отрасль, охватывающая территорию всей страны.
Методы исследования: общенаучные методы, сравнительно-сопоставительный анализ, контент-анализ.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего анализа мы сделали вывод о том, что в издании передовых детских журналов в эпоху их развития участвовали выдающиеся писатели, публицисты, художники, ученые и поэты, которые оставили после себя богатое наследие, не до конца изученное до сих пор. Они первыми поставили проблему привлекательности научных и познавательных материалов, а также особенностей восприятия текста детьми.
Что касается детской экологической прессы как типа издания, ее особенностях и ролях, то было выявлено, что знания и впечатления, которые дети получают через экологический журнал, могут быть основой осознанно правильного отношения к природе, интереса к ее познанию; сочувствия ко всему живому; умения видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Таким образом, можно сказать, что детские экологические журналы создают позитивный настрой в социуме, является органом экологической политики, что сейчас, в условиях экологического и нравственного кризиса, жизненно необходимо.
Во второй главе исследования, при рассмотрении таких детских экологических журналах, как «Юный натуралист», «Свирель», «Тошка и компания», «СБСленок», «Муравейник» и «Лазурь» и анализе их изменений с момента возникновения, а также концепции, формата, целевой аудитории, рубрик и общественной значимости, было выявлено следующее.
Все журналы можно подразделить на три основных категории: научно-популярные, познавательно-развлекательные, литературно-художественные. В рамках каждой категории журналы так или иначе похожи друг на друга и отчасти дублируют темы и способы подачи материалов, но каждое издание стремится к индивидуальности, благодаря которой именно этот журнал становится интересным читателю. С этой целью на страницах экологических журналов устраиваются всевозможные конкурсы с победителями и призами, происходят выходы за рамки обозначенных тем, появляются новые рубрики, идут активные поиски новых интересных материалов, героев, специалистов и так далее.
Основные выводы о современных детских экологических журналах можно сделать на основе оценки содержательных моделей, таких как направление издания, структура, авторский состав, палитра рубрик и жанров, а также совокупность выразительных средств, и таких композиционно-графических моделей, как цвета, верстка, иллюстрирование и тому подобное.
Одним из важных элементов во время анализа журнала является его восприятие аудиторией. И так как восприятие - это, в первую очередь, общение, важно при оценке издания обратить внимание на взаимодействие журнала со своей аудиторией. Все рассмотренные нами журналы имеют связи со своими юными читателями и их родителями, они добиваются ее посредством организации конкурсов, публикации писем от читателей и многих других форм.
При этом в детских журналах познавательность должна гармонировать с развлекательностью для того, чтобы не перегружать ребенка и давать ему возможность отдыхая развиваться. Удачным образом с этой целью справились: «Муравейник», «Свирель», «Лазурь»».
Актуальной проблемой является ориентация на разные возрастные группы. Журнал «СБОленок» Анализируя тематику материала, иллюстративную составляющую и объем сложной научной информации журнала «СБОленок», можно сделать вывод, что он предназначен для младшей аудитории, а журнал «Муравейник», притом являясь литературно- художественным, но не познавательно-развлекательным, подходит для старших школьников и среднего звена.
В некоторых журналах не хватает внутреннего порядка и структурированности материала. В журнале «Свирель» схожие материалы по непонятным причинам делятся на различные рубрики.
Детские журналы призваны развивать таланты ребенка, познавательность и развлекательность в детских изданиях должны органично сочетаться. Удачными в этом смысле можно назвать все исследуемые журналы, но тогда следует говорить о другой проблеме: распространение только по подписке.
Учитывая объем и разнообразие материалов, можно заключить, что тема детских экологических журналов нуждается в дальнейшем исследовании.



1. Акции экологического движения: руководство к действию. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://knigogid.ru/books/535637-akcii-ekologichesko go-dvizheniya-rukovodstvo-k-deystviyu(дата обращения: 15.04.2022).
2. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий. На примере специальных журналов. Иркутск: Изд- во ИрГУ, 1985. 196 с.
3. Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х гг. М.: Изд-во МГУ, 1982. 122 с.
4. Белинский В. Г. Обзор детских журналов / В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский // Литература и общество. 1954. № 4. С. 56-61.
5. Беркова О. А. Экологическая журналистика в России: проблемы и реалии // Актуальные проблемы журналистики: Материалы научно¬практической конференции «Журналистика в 1996 году». М., 1997. С. 16-25
6. Берлова О. Некоторые аспекты экологических паблик рилейшнз в России. М.: ТАСИС. 1998. 64 с.
7. Беседина В. Г. Вербально-авербальная репрезентация ведущей деятельности подросткового возраста в ювенальном медиаиздании // Медиаскоп. 2012. № 4. С.26-28 .
8. Бурков А. И. Эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика. 1974. 46 с.
9. Васильевский М.Н. Нужен ли детям детский журнал. СПб. 1911. 23 с.
10. Викулова Л. Г., Кулешова А.В., Вяткина А.А. Формирование коммуникативного пространства для детей и подростков // Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: сб. статей. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2014. С.231-249.
11. Волковский, Н. Л. (2006). Отечественная журналистика. 1950 - 2000: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2006. Издательский Центр «Академия».
12. Гайкович Е. К. Экологическая политика Российской Федерации: структурно-функциональный анализ: автореферат дис. канд. полит. наук: 23.00.02. Нижний Новгород. 2003. 122 с.
13. Горелов А. А. Экология. М.: Высшее образование, 2008. 192 с.
14. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Аспект Пресс, 1998. 201 с.
15. Детская пресса как форма экологического образования: к проектированию школьной программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: сб. обзоров / отв. ред. А. А. Черечукин. М.: Изд- во Кокорин В.Н, 2012. 167 с.
16. Доржиева Л. Б. Современная детская пресса. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2011. 246 с.
17. Желудева Е.В. Экологическая журналистика как социальное направление современных СМИ: вопросы воспитания экологической культуры и развития экологического сознания // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. №2(22). С. 93-99.
18. Жукова Д. А. Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2011. № 4(14). С. 57-61.
19. Забелин С.И. Общественное экологическое движение в России.
Лекция на факультете журналистики МГУ,1998 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ecodelo.org/rossiyskaya federaciya/45654 (дата
обращения: 19.04.2022)
20. Западов А.В., Соколова Е.П. Тип издания как научная проблема и практическое понятие // Вестник МГУ. Серия: Журналистика. 1976. № 2, С. 59-65.
21. Захаров В. П. Зеленым о лесе и лесном хозяйстве / В. П. Захаров, А. С. Морозов, А. А. Ярошенко. М.: Лесной клуб. 1997. 36 с.
22. Ильина Н. Из истории детских журналов 20-30-х годов. Вопросы детской литературы. М.: Наука, 1957. 37 с.
23. Калинина Н. В. Факторы экологизации отечественных средств массовой информации: исторический аспект. Владивосток: Издательский дом ДВФУ. 2012. 304 с.
24. Капустина Г.Л. Современная детская газета как тип издания: дис. канд. фил наук: Воронеж, 2014. - 212 с.
25. Качалова Ю. Н. Социум: новая реальность, которая зависит от нас М.: Фокус. 1997. 55 с.
26. Клюев Н. Н. Россия: экологический портрет на глобальном фоне. М.: изд-во РАН, 1998. 128 с.
27. Кнышук Т. В. Журналы для подростков как способ
формирования читательского вкуса школьников. М.: Изд-во МГУ, 2013. 73 с.
28. Кобелева Е.А., Кожинова М.А. Жанровое своеобразие
журналистских материалов на экологические темы. Вятка: Изд-во ВятГУ.
2018. с. 365-361.
29. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 1989. 127 с.
30. Конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О
доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://ecogosfond.kz/wp-
content/uploads/2020/10/Guide to the Aarhus Convention Compliance Committee 2019 RU web.pdf(дата обращения: 12.05.2022)
31. Кондратьев А.С. Большой прессе не до экологии? / А.С. Кондратьев, А. Л. Кочинева, О. А. Берлова, В. Б. Колесникова. М.: СоЭС, 1999. 235 с.
32. Космачевский Б. П., Сизова Л.В. Активизация экологической пропаганды: причины, характер, перспективы. М.: Инфра-М, 2005. 124 с..
33. Коханая О. Е. Вопросы теории и практики журналистики. Иркутск: Изд-во БГУ, 2014. 130 с.
34. Коханова Л.А. Журналистика. Экология. Образование. М.: Юнити-дана, 2017. 164 с.
35. Кочинева А., Берлова О., Колесникова В. Экологическая
журналистика. М.: Центр координации и информации Социально¬
экологического Союза,,1999. 56 с.
36. Кривошеин Д. А. Основы экологической безопасности. СПб.: Лань, 2015. 336 с.
37. Кувшинникова А. Роль кинематографа, ТВ и СМИ в формировании детского экологического мировоззрения / А. Кувшинников, М. Павлова П. Водопьянов. М.: «Тесей», 2007. 104 с.
38. Лазаревич Э. А. Научно-популярный журнал как тип издания // Вестник Московского университета Сер. 10. Журналистика. 1979. № 5. С. 11-13.
39. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2001. 269 с.
40. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания. М.:
Просвещение, 1985. 175 с.
41. Марголина С. О новых детских журналах // На путях к новой школе. 1926. № 9. С. 180-183.
42. Митрюшкин К. П. Природоохранительное просвещение / К. П. Митрюшкин, О. Г. Коровкина, Н. А. Добролюбов. М.: Знание. 2016. 347 с.
43. Модзалевский К. Что такое книга и детский журнал и чем они должны быть. М.: Наука. 1981. 168 с.
44. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа. 1995. 156 с.
45. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1999. 229 с.
46. Огородников И. А. На пути к устойчивому развитию. М.: Экодом.
1998. 144 с.
47. Основные параметры типологии журналов. Типологические
группы журналов [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека. Режим доступа: https: //students-library.com/library/read/39638-o snovnye-parametry-
tipologii-zurnalov-tipologiceskie-gruppy-zurnalov (Дата обращения
19.04.2022)
48. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. СПб.: тип. В. Демакова , 1885 г. 24 с.
49. Песков В. Стратегия жить // Природа и человек. - 1982, № 3.
50. Ромасевич Д. И. Россия в окружающем мире // Аналитический ежегодник. 1998. № 13. с.37-41.
51. Светловская Н. Н. Детская книга и детское чтение. М.: Академия,
1999. 56 с.
52. Сизова Л.В. Экологические периодические издания. М.: Юрайт,
2007. 236 с.
53. Суворов С. Как детские журналы приспосабливаются к взрослым правилам игры // Индустрия рекламы. 2007. № 9. С. 56-60.
54. Толль Ф. Г. Наша детская литература. СПб.: Литература, 1862. 282 с.
55. Ульянова С. Заметки о судьбах детских познавательных журналов. [Электронный ресурс] // Юный натуралист. Режим доступа: http://ricolor.org/rus/5/vr/15/(Дата обращения: 15.04.2022).
56. Федченко С.Н. Журнал для детского чтения в представлениях русской критики начала XX века // Новый исторический вестник. 2001. №4. С.83-93.
57. Фомичев С. Р. Разноцветные зеленые. М.: Эксмо, 1997. 70 с.
58. Фридман Ш. Пособие по экологической журналистике. М.: Педагогика . 1998. 154 с.
59. Хмелева Е. К. Правовые основы деятельности общественных экологических объединений. автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.06. М., 1997. 56 с.
60. Холмов М. И. Становление советской журналистики для детей. М.: Издательство Ленинградского университета, 1983. 209 с.
61. Цвик В. Л. Введение в журналистику. М.: МНЭПУ, 2000. 77 с.
62. Черников В. А. Экологически безопасная продукция / В. А. Черников, О. А. Соколов. М.: Проспект, 2018. 864 с.
63. Чернышевский Н.Г Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л.Н Толстого. СПб., 1856. 56 с.
64. Чуковский К. Матерям о детских журналах. СПб.: Наука, 1911. 57 с.
65. Ширяев В. Вспышка справа [Электронный ресурс] // Новая газета. Режим доступа:https://novayagazeta.ru/articles/2020/04/29/85161-vspyshka-sprava(дата обращения: 19.04.2022).
66. Юфит С. С. Экология, окружающая среда и мы. Загрязнение России [Электронный ресурс]. Режим доступа:https: //www.studmed.ru/orlov-ds-ekologiya-i-ohrana-biosfery-pri-himicheskom-
zagryaznenii 6d81c8fa904.html(дата обращения: 19.09.2021).
67. Ягодин Г.А. / Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В. Моргун, Г.В. Шейнис. Система психолого-педагогической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития / Под ред. Г. А. Ягодина. М: МИОО, 2010. 192 с .
68. Яковлева О. А. Как защитить ваши экологические права: руководство для граждан и неправительственных организаций / О. А. Яковлева, В.Л. Мищенко, В.В. Устюкова. М.: Зеленый мир, 1997. 103 с.
69. S. MillsIn. praise of nature. Washington: Island Press, 1990. 258 p.
70. Gillis M. Deforestation and government policy / M. Gillis, R. Repetto. San Francisco: International Center for Economic Growth, 1988. 34 p.
71. Gradwohl J. Saving the tropical forests / J. Gradwohl, R. Greenberg M. Washington: Island Press, 1988. 214 p.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
1. GEOHCHOK. 2005 №12, 2006 №02, №03, №04, 2008 №05, №07-08, 2009 №02, №04, №05, №06, №07-08, №11, №1, 2010 №02 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://detmagazin.ucoz.ru/load/12-3(дата обращения 01.05.2022).
2. Лазурь. 2019 №1, №2, №3, №4, №5, №:6, №7, №8, №9, №10, №11, №12 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.lazur.ru/ (дата обращения 13.05.2022).
3. Муравейник. 2009 №10, 2010 №10, 2013 №03 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://detmagazin.ucoz.ru/load/66(дата обращения 13.05.2022).
4. Свирель. 2008 №09, 10, 2011 №01, 08, 2012 №04, №08, 2013 №02
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.lazur.ru/2019/SVER EL2019/Sver el 9 2019.html (дата обращения 21.05.2022).
5. Тошка и компания 2021 №01-07 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.egmont.ru/journals/toshka/(дата обращения 21.05.2022).
6. Юный натуралист. 2022 №05-08 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://unnaturalist.ru/(дата обращения 21.05.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ