Российские экологические журналы для детей: концепция, формат, целевая аудитория
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕССА КАК ТИП ИЗДАНИЯ 6
1.1 Проблемы экологии в журналистике 6
1.2 История возникновения детской прессы 11
1.3 Специфика и роль детской экологической прессы 19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ЖУРНАЛЫ: ФОРМАТЫ, ЦЕЛИ, АУДИТОРИЯ 35
2.1. Виды и специфика детских экологических журналов 35
2.2. Сравнительный анализ детских экологических журналов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 588
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕССА КАК ТИП ИЗДАНИЯ 6
1.1 Проблемы экологии в журналистике 6
1.2 История возникновения детской прессы 11
1.3 Специфика и роль детской экологической прессы 19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ЖУРНАЛЫ: ФОРМАТЫ, ЦЕЛИ, АУДИТОРИЯ 35
2.1. Виды и специфика детских экологических журналов 35
2.2. Сравнительный анализ детских экологических журналов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 588
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Неконтролируемое вторжение человека в природу, её постоянная эксплуатация в течение столетий, особенно с началом промышленной революции, привели к тому, что состояние окружающей среды стало угрожать качеству жизни людей и самому существованию человеческого общества. Хотя ещё около ста лет назад реки и озера России были настолько чистыми, что их воду можно было употреблять для питья практически без очистки. О великолепной русской природе слагали стихи великие классики литературы. По историческим меркам, столетие - не такой уж большой срок. Однако, за этот период в экологическом плане наша страна невероятно обеднела. Поэтому сегодня в информационном пространстве широко представлена экологическая тематика. Исключением не стали и детские периодические издания. Помимо экологических рубрик в детских газетах, большим спросом у соответствующей аудитории пользуются отдельные детские экологические газеты, предназначенные для посвящения подрастающего поколения в эту глобальную проблематику.
Актуальность исследования обусловлена ростом влияния экологического вопроса на повестку информационных СМИ и детских журналов. Для конструктивного решения любой экологической проблемы мало одного лишь выражения и обмена мнениями. Чтобы иметь возможность повлиять на экологическую ситуацию в рамках той или иной локации, необходима экологическая грамотность граждан всех возрастов, в том числе и детей, проживающих на территории, их осведомлённость об уже возникающих экологических проблемах, знание о природных особенностях территории и деятельности предприятий, способных повлиять на экологическую обстановку.
Объектом исследования является освещение экологических проблем в российских детских экологических журналах.
Предмет исследования - специфика представления материалов в российских детских экологических журналах.
Цель исследования - выявить формы и методы представления экологических проблем в российских детских экологических журналах, концепцию, формат и целевую аудиторию данных журналов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать представление экологической темы в российских СМИ;
2) определить место экологического направления в системе детской журналистики;
3) рассмотреть формы представления экологической тематики в детских СМИ;
4) определить существующие проблемы в детских журналах, касающихся экологического направления, проследить пути развития российской детской экожурналистики.
Степень изученности темы. Экологической проблематике в целом посвящено множество трудов как российских, так и зарубежных авторов, среди которых можно выделить Н. Д. Андрееву, О. Е. Астафьеву, В. И.Данилова-Данильяна, О. З. Еремченко, Т. В. Жуйкову, Е. И. Павлову, М. Браунгарта, У. МакДонаха, Дж. С. Фоера, Д. Уоллес-Уэллса и др. Что же касается экологической темы в медиа, то многие исследователи считают, что детские журналы играют большую роль в формировании представлений об экологических проблемах у подрастающего поколения, в распространении различной актуальной информации на тему экологии, в повышении осведомлённости детей о состоянии окружающей среды. Среди авторов, изучающих детскую экологическую журналистику, можно отметить М.И. Холмова, К. Чуковского, С. Суворова, Л.А. Коханову, Е.А. Шаркову, М.В. Орлову, Е.В. Желудеву, А. Кувшинников, Д.А. жукова, А.А. Черечукина, Т.В. Кнышука, Т.А. Демину, С.Н. Николаеву, О.А. Яковлеву, С.И. Забелина, и Л.Б. Доржиеву, их труды наиболее емко и детально описывают историю возникновения и развития данного направления.
Эмпирической базой для исследования послужили детские экологические журналы «ЭБОлёнок», «Муравейник», «Лазурь», «Тошка и компания», «Юный натуралист», «Свирель». Для анализа были выбраны последние номера тех журналов, которые выпускаются поныне, и старейшие выпуски (в свободном доступе) для тех журналов, выпуск которых был прекращен.
Новизна исследования заключается в целостном системном подходе. Детская экологическая пресса будет рассмотрена как цельная отрасль, охватывающая территорию всей страны.
Методы исследования: общенаучные методы, сравнительно-сопоставительный анализ, контент-анализ.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Актуальность исследования обусловлена ростом влияния экологического вопроса на повестку информационных СМИ и детских журналов. Для конструктивного решения любой экологической проблемы мало одного лишь выражения и обмена мнениями. Чтобы иметь возможность повлиять на экологическую ситуацию в рамках той или иной локации, необходима экологическая грамотность граждан всех возрастов, в том числе и детей, проживающих на территории, их осведомлённость об уже возникающих экологических проблемах, знание о природных особенностях территории и деятельности предприятий, способных повлиять на экологическую обстановку.
Объектом исследования является освещение экологических проблем в российских детских экологических журналах.
Предмет исследования - специфика представления материалов в российских детских экологических журналах.
Цель исследования - выявить формы и методы представления экологических проблем в российских детских экологических журналах, концепцию, формат и целевую аудиторию данных журналов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать представление экологической темы в российских СМИ;
2) определить место экологического направления в системе детской журналистики;
3) рассмотреть формы представления экологической тематики в детских СМИ;
4) определить существующие проблемы в детских журналах, касающихся экологического направления, проследить пути развития российской детской экожурналистики.
Степень изученности темы. Экологической проблематике в целом посвящено множество трудов как российских, так и зарубежных авторов, среди которых можно выделить Н. Д. Андрееву, О. Е. Астафьеву, В. И.Данилова-Данильяна, О. З. Еремченко, Т. В. Жуйкову, Е. И. Павлову, М. Браунгарта, У. МакДонаха, Дж. С. Фоера, Д. Уоллес-Уэллса и др. Что же касается экологической темы в медиа, то многие исследователи считают, что детские журналы играют большую роль в формировании представлений об экологических проблемах у подрастающего поколения, в распространении различной актуальной информации на тему экологии, в повышении осведомлённости детей о состоянии окружающей среды. Среди авторов, изучающих детскую экологическую журналистику, можно отметить М.И. Холмова, К. Чуковского, С. Суворова, Л.А. Коханову, Е.А. Шаркову, М.В. Орлову, Е.В. Желудеву, А. Кувшинников, Д.А. жукова, А.А. Черечукина, Т.В. Кнышука, Т.А. Демину, С.Н. Николаеву, О.А. Яковлеву, С.И. Забелина, и Л.Б. Доржиеву, их труды наиболее емко и детально описывают историю возникновения и развития данного направления.
Эмпирической базой для исследования послужили детские экологические журналы «ЭБОлёнок», «Муравейник», «Лазурь», «Тошка и компания», «Юный натуралист», «Свирель». Для анализа были выбраны последние номера тех журналов, которые выпускаются поныне, и старейшие выпуски (в свободном доступе) для тех журналов, выпуск которых был прекращен.
Новизна исследования заключается в целостном системном подходе. Детская экологическая пресса будет рассмотрена как цельная отрасль, охватывающая территорию всей страны.
Методы исследования: общенаучные методы, сравнительно-сопоставительный анализ, контент-анализ.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В ходе нашего анализа мы сделали вывод о том, что в издании передовых детских журналов в эпоху их развития участвовали выдающиеся писатели, публицисты, художники, ученые и поэты, которые оставили после себя богатое наследие, не до конца изученное до сих пор. Они первыми поставили проблему привлекательности научных и познавательных материалов, а также особенностей восприятия текста детьми.
Что касается детской экологической прессы как типа издания, ее особенностях и ролях, то было выявлено, что знания и впечатления, которые дети получают через экологический журнал, могут быть основой осознанно правильного отношения к природе, интереса к ее познанию; сочувствия ко всему живому; умения видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Таким образом, можно сказать, что детские экологические журналы создают позитивный настрой в социуме, является органом экологической политики, что сейчас, в условиях экологического и нравственного кризиса, жизненно необходимо.
Во второй главе исследования, при рассмотрении таких детских экологических журналах, как «Юный натуралист», «Свирель», «Тошка и компания», «СБСленок», «Муравейник» и «Лазурь» и анализе их изменений с момента возникновения, а также концепции, формата, целевой аудитории, рубрик и общественной значимости, было выявлено следующее.
Все журналы можно подразделить на три основных категории: научно-популярные, познавательно-развлекательные, литературно-художественные. В рамках каждой категории журналы так или иначе похожи друг на друга и отчасти дублируют темы и способы подачи материалов, но каждое издание стремится к индивидуальности, благодаря которой именно этот журнал становится интересным читателю. С этой целью на страницах экологических журналов устраиваются всевозможные конкурсы с победителями и призами, происходят выходы за рамки обозначенных тем, появляются новые рубрики, идут активные поиски новых интересных материалов, героев, специалистов и так далее.
Основные выводы о современных детских экологических журналах можно сделать на основе оценки содержательных моделей, таких как направление издания, структура, авторский состав, палитра рубрик и жанров, а также совокупность выразительных средств, и таких композиционно-графических моделей, как цвета, верстка, иллюстрирование и тому подобное.
Одним из важных элементов во время анализа журнала является его восприятие аудиторией. И так как восприятие - это, в первую очередь, общение, важно при оценке издания обратить внимание на взаимодействие журнала со своей аудиторией. Все рассмотренные нами журналы имеют связи со своими юными читателями и их родителями, они добиваются ее посредством организации конкурсов, публикации писем от читателей и многих других форм.
При этом в детских журналах познавательность должна гармонировать с развлекательностью для того, чтобы не перегружать ребенка и давать ему возможность отдыхая развиваться. Удачным образом с этой целью справились: «Муравейник», «Свирель», «Лазурь»».
Актуальной проблемой является ориентация на разные возрастные группы. Журнал «СБОленок» Анализируя тематику материала, иллюстративную составляющую и объем сложной научной информации журнала «СБОленок», можно сделать вывод, что он предназначен для младшей аудитории, а журнал «Муравейник», притом являясь литературно- художественным, но не познавательно-развлекательным, подходит для старших школьников и среднего звена.
В некоторых журналах не хватает внутреннего порядка и структурированности материала. В журнале «Свирель» схожие материалы по непонятным причинам делятся на различные рубрики.
Детские журналы призваны развивать таланты ребенка, познавательность и развлекательность в детских изданиях должны органично сочетаться. Удачными в этом смысле можно назвать все исследуемые журналы, но тогда следует говорить о другой проблеме: распространение только по подписке.
Учитывая объем и разнообразие материалов, можно заключить, что тема детских экологических журналов нуждается в дальнейшем исследовании.
Что касается детской экологической прессы как типа издания, ее особенностях и ролях, то было выявлено, что знания и впечатления, которые дети получают через экологический журнал, могут быть основой осознанно правильного отношения к природе, интереса к ее познанию; сочувствия ко всему живому; умения видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Таким образом, можно сказать, что детские экологические журналы создают позитивный настрой в социуме, является органом экологической политики, что сейчас, в условиях экологического и нравственного кризиса, жизненно необходимо.
Во второй главе исследования, при рассмотрении таких детских экологических журналах, как «Юный натуралист», «Свирель», «Тошка и компания», «СБСленок», «Муравейник» и «Лазурь» и анализе их изменений с момента возникновения, а также концепции, формата, целевой аудитории, рубрик и общественной значимости, было выявлено следующее.
Все журналы можно подразделить на три основных категории: научно-популярные, познавательно-развлекательные, литературно-художественные. В рамках каждой категории журналы так или иначе похожи друг на друга и отчасти дублируют темы и способы подачи материалов, но каждое издание стремится к индивидуальности, благодаря которой именно этот журнал становится интересным читателю. С этой целью на страницах экологических журналов устраиваются всевозможные конкурсы с победителями и призами, происходят выходы за рамки обозначенных тем, появляются новые рубрики, идут активные поиски новых интересных материалов, героев, специалистов и так далее.
Основные выводы о современных детских экологических журналах можно сделать на основе оценки содержательных моделей, таких как направление издания, структура, авторский состав, палитра рубрик и жанров, а также совокупность выразительных средств, и таких композиционно-графических моделей, как цвета, верстка, иллюстрирование и тому подобное.
Одним из важных элементов во время анализа журнала является его восприятие аудиторией. И так как восприятие - это, в первую очередь, общение, важно при оценке издания обратить внимание на взаимодействие журнала со своей аудиторией. Все рассмотренные нами журналы имеют связи со своими юными читателями и их родителями, они добиваются ее посредством организации конкурсов, публикации писем от читателей и многих других форм.
При этом в детских журналах познавательность должна гармонировать с развлекательностью для того, чтобы не перегружать ребенка и давать ему возможность отдыхая развиваться. Удачным образом с этой целью справились: «Муравейник», «Свирель», «Лазурь»».
Актуальной проблемой является ориентация на разные возрастные группы. Журнал «СБОленок» Анализируя тематику материала, иллюстративную составляющую и объем сложной научной информации журнала «СБОленок», можно сделать вывод, что он предназначен для младшей аудитории, а журнал «Муравейник», притом являясь литературно- художественным, но не познавательно-развлекательным, подходит для старших школьников и среднего звена.
В некоторых журналах не хватает внутреннего порядка и структурированности материала. В журнале «Свирель» схожие материалы по непонятным причинам делятся на различные рубрики.
Детские журналы призваны развивать таланты ребенка, познавательность и развлекательность в детских изданиях должны органично сочетаться. Удачными в этом смысле можно назвать все исследуемые журналы, но тогда следует говорить о другой проблеме: распространение только по подписке.
Учитывая объем и разнообразие материалов, можно заключить, что тема детских экологических журналов нуждается в дальнейшем исследовании.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, СТРУКТУРНЫЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В РЕКЛАМЕ
Диссертация , этика и эстетика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Слухи как элемент коммуникации среди подростков на примере социальных сетей
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



