Троллинг как форма социальной провокации в современных медиа
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРОЛЛИНГ В ПРОСТРАНСТВЕ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ 6
1.1 Определение понятия сетевой троллинг и его связь с понятием
«провокация» 6
1.2 История возникновения сетевого троллинга 14
1.3 Анализ троллинга как социального явления 18
ГЛАВА 2. ТРОЛЛИНГ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОВОКАЦИИ В СМИ 37
2.1 Технология троллинга, методы, применяемые в СМИ 37
2.2 Способы эффективного взаимодействия с сетевыми троллями 49
2.3 Троллинг как метод продвижения бренда 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТРОЛЛИНГ В ПРОСТРАНСТВЕ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ 6
1.1 Определение понятия сетевой троллинг и его связь с понятием
«провокация» 6
1.2 История возникновения сетевого троллинга 14
1.3 Анализ троллинга как социального явления 18
ГЛАВА 2. ТРОЛЛИНГ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОВОКАЦИИ В СМИ 37
2.1 Технология троллинга, методы, применяемые в СМИ 37
2.2 Способы эффективного взаимодействия с сетевыми троллями 49
2.3 Троллинг как метод продвижения бренда 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Троллингу в современном обществе уделяется немалое внимание. Реальная жизнь отличается от Интернета установленными нормами и этикой, а свобода выражения особенно актуальна в стремительно развивающемся информационном пространстве. Отсутствие или же слабые механизмы по контролю коммуникации во Всемирной паутине ведут к тому, что тролли могут свободно взаимодействовать с другими пользователями. Сфера распространения сетевых троллей - не просто интернет-пространство, но и современные медиа, а также рекламная и политическая сфера коммуникации. Сетевые тролли всячески потешаются над другими авторами или пользователями, не контролируя агрессию, пытаясь вызвать ответную реакцию, тем самым провоцируя на скандал.
Сетевой троллинг получает широкое распространение не только в социальных сетях и форумах, но и в «профессиональных» направлениях - рекламе и политической борьбе. Интерес к данной теме подтверждается присутствием сообществ, посвящённых искусству троллинга. В таких сообществах собираются пользователи вне зависимости от возрастных категорий, пола, национальности и уровня образованности. Анонимность создаёт условия для нарушения сетевого этикета, что сопровождается оскорбительным и враждебным поведением.
Актуальность данного исследования определяется тем, что знание об особенностях поведения, мотивах и механизмах функционирования интернет троллей очень важно не только для теории коммуникации и лингвистики, но и для современных СМИ. К тому же знания о сетевых троллях и форме социальной провокации, полученные в результате исследования, могут быть использованы не только для общей базы о коммуникативном поведении, но и для эффективного взаимодействия и противодействия троллям в современных медиа, этим и обусловлена актуальность данной работы.
Степень изученности темы. Изучением данной проблематики занимались: М. Н. Макарова, исследовавшая троллинг как форму социальной агрессии в виртуальных обществах, А. В. Глухова, занимавшаяся разбором новых и старых форм провокаций, И. В. Ксенофонтова рассматривала специфику коммуникации в условиях анонимности, Т. Ю. Виноградова занималась спецификой взаимодействия во Всемирной паутине. Однако сетевой троллинг как форма провокации до сих пор является слабо изученной проблемой, особенно при взаимодействии с медиа.
Теоретической базой исследования послужили работы, связанные с феноменом троллинга в Интернете и его провокационными формами и стратегиями: А. А. Мартынов и Л. Э. Азанов, Е. И. Булатова, М. М. Акулич, А. В. Глухова, Л. М. Гриценко, А. О. Мозговая, Л. В. Ухова.
Кроме того, для исследовательской работы важны труды следующих авторов: Л. М. Семенова, И. И. Мелешкина и С. В. Бегичева других учёных, которые проводили исследования, связанные с астротурфингом и кибербуллингом.
Объектом исследования является деятельность сетевых троллей в коммуникативном пространстве Всемирной паутины и входящие в неё современные медиа.
Предмет исследования - проявление троллинга в современных медиа.
Цель данного исследования - выявить особенности коммуникации сетевого тролля при взаимодействии с медиа, проанализировать формы социальной провокации, используемые в СМИ и способы взаимодействия с троллями.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. всесторонне изучить материалы научных исследований, связанные с понятиями «троллинг» и «провокация»;
2. выявить условия и причины появления сетевых троллей;
3. разобрать основные мотивы сетевых троллей при проявлении провокации;
4. определить применяемые методы при взаимодействии со СМИ;
5. выявить способы эффективного взаимодействия с сетевыми
троллями;
6. рассмотреть методы продвижения с помощью троллинга.
Эмпирической базой исследования послужили материалы СМИ, в которых использованы провокационные стратегии.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. Рассмотрена характеристика тролля в современных медиа и эффективные способы взаимодействия с ними.
2. Анализ троллинга как социального явления.
3. Выделены приоритетные функции сетевого троллинга как формы социальной провокации, а также технологии применения в интернет СМИ.
4. Показана оценка сетевого троллинга пользователями современных медиа.
Методы исследования. В исследовании были использованы следующие методы: анализ научной литературы, элементы стилистического и контекстуального анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование определяет и помогает выявить сетевого тролля и его провокационную сущность, раскрывает механизмы функционирования сетевых троллей в современных медиа.
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и её выводы представляют интерес для сетевых медиа и журналистов, так как из предложенных выводов можно выстроить эффективную стратегию взаимодействия с сетевыми троллями, а также материал может помочь при создании специализированных справочников и терминологических словарей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и одного приложения.
Сетевой троллинг получает широкое распространение не только в социальных сетях и форумах, но и в «профессиональных» направлениях - рекламе и политической борьбе. Интерес к данной теме подтверждается присутствием сообществ, посвящённых искусству троллинга. В таких сообществах собираются пользователи вне зависимости от возрастных категорий, пола, национальности и уровня образованности. Анонимность создаёт условия для нарушения сетевого этикета, что сопровождается оскорбительным и враждебным поведением.
Актуальность данного исследования определяется тем, что знание об особенностях поведения, мотивах и механизмах функционирования интернет троллей очень важно не только для теории коммуникации и лингвистики, но и для современных СМИ. К тому же знания о сетевых троллях и форме социальной провокации, полученные в результате исследования, могут быть использованы не только для общей базы о коммуникативном поведении, но и для эффективного взаимодействия и противодействия троллям в современных медиа, этим и обусловлена актуальность данной работы.
Степень изученности темы. Изучением данной проблематики занимались: М. Н. Макарова, исследовавшая троллинг как форму социальной агрессии в виртуальных обществах, А. В. Глухова, занимавшаяся разбором новых и старых форм провокаций, И. В. Ксенофонтова рассматривала специфику коммуникации в условиях анонимности, Т. Ю. Виноградова занималась спецификой взаимодействия во Всемирной паутине. Однако сетевой троллинг как форма провокации до сих пор является слабо изученной проблемой, особенно при взаимодействии с медиа.
Теоретической базой исследования послужили работы, связанные с феноменом троллинга в Интернете и его провокационными формами и стратегиями: А. А. Мартынов и Л. Э. Азанов, Е. И. Булатова, М. М. Акулич, А. В. Глухова, Л. М. Гриценко, А. О. Мозговая, Л. В. Ухова.
Кроме того, для исследовательской работы важны труды следующих авторов: Л. М. Семенова, И. И. Мелешкина и С. В. Бегичева других учёных, которые проводили исследования, связанные с астротурфингом и кибербуллингом.
Объектом исследования является деятельность сетевых троллей в коммуникативном пространстве Всемирной паутины и входящие в неё современные медиа.
Предмет исследования - проявление троллинга в современных медиа.
Цель данного исследования - выявить особенности коммуникации сетевого тролля при взаимодействии с медиа, проанализировать формы социальной провокации, используемые в СМИ и способы взаимодействия с троллями.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. всесторонне изучить материалы научных исследований, связанные с понятиями «троллинг» и «провокация»;
2. выявить условия и причины появления сетевых троллей;
3. разобрать основные мотивы сетевых троллей при проявлении провокации;
4. определить применяемые методы при взаимодействии со СМИ;
5. выявить способы эффективного взаимодействия с сетевыми
троллями;
6. рассмотреть методы продвижения с помощью троллинга.
Эмпирической базой исследования послужили материалы СМИ, в которых использованы провокационные стратегии.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. Рассмотрена характеристика тролля в современных медиа и эффективные способы взаимодействия с ними.
2. Анализ троллинга как социального явления.
3. Выделены приоритетные функции сетевого троллинга как формы социальной провокации, а также технологии применения в интернет СМИ.
4. Показана оценка сетевого троллинга пользователями современных медиа.
Методы исследования. В исследовании были использованы следующие методы: анализ научной литературы, элементы стилистического и контекстуального анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование определяет и помогает выявить сетевого тролля и его провокационную сущность, раскрывает механизмы функционирования сетевых троллей в современных медиа.
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и её выводы представляют интерес для сетевых медиа и журналистов, так как из предложенных выводов можно выстроить эффективную стратегию взаимодействия с сетевыми троллями, а также материал может помочь при создании специализированных справочников и терминологических словарей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и одного приложения.
Проведённый анализ феномена троллинга как формы социальной провокации в медиа позволил сделать выводы о поведении сетевого троллинга в коммуникационном пространстве Интернета, о сущности возникновения девиантного поведения, технологию применения в СМИ и способов борьбы с троллингом.
В исследовательской работе дано определение термину «сетевой троллинг» и рассмотрена история происхождения. Термин сравнивается с другими близкими формами речевого поведения в Интернете - «флуд», «флейм», «холивар», «оффтоп» и «спам». Данные понятия относятся к девинатным формам речевого поведения. Где есть роль инициатора (тролль) и реагирующего (жертва). Инициатор выполняет определённые действия для достижения личных целей, а именно пытаясь вывести на негативные эмоции другого участника сетевого сообщества. Тролль представляет собой виртуального энергетического вампира, который морально подпитывается отрицательными проявлениями (агрессией, страхом, отвращением, волнением). Тем самым утверждаясь на фоне оппонента. К тому же, троллинг может сочетать другие формы девиантного поведения. В отдельных случаях принимает агрессию (флейм), в других распространяет рекламные сообщения (спам), а иногда публикует бессмысленные сообщения (оффтоп).
Однако в ходе исследования стало понятно, что сетевые тролли наносят не только вред, но и могут выступать в позитивном ключе. Такое поведение наблюдается чаще всего в общении среди друзей и родственников. Антиподом троллинга является эльфинг, представляющий собой комплиментарный и пассивный троллинг. Также сетевой троллинг может проявляться в реальном общении, но с некими ограничениями, которые связаны с моральными, религиозными и правовыми нормами. Проявление сетевого троллинга возможно благодаря специфичным свойствам Всемирной паутины. А именно общением в реальном времени, возможности создать несколько личностей и анонимности. Провокатор наполняет понятие Интернет мифологическими смыслами, считая его особым местом. Анонимность сети позволяет не чувствовать ответственности за свои поступки. Поэтому люди могут вести двойственную жизнь, в реальности быть примерным гражданином, а в Интернете проявлять поведение, несущее деструктивный характер.
В рамках исследования было выявлено, что сетевой троллинг применяется не только обычными пользователями Интернета, но и в «профессиональном смысле». Существуют объединения троллей, которые нанимаются за денежное вознаграждение. Цель которых дискредитировать определённую личность, группу или сетевой ресурс. Также могут наниматься журналисты, чтобы очернить политическую партию, коммерческую организацию или знаменитую личность. Часто применяют провокацию и троллинг в телешоу, в которой принимают участие несколько людей. Однако в материалах СМИ троллинг проявляется в диалогичной форме, в отличие от монолога телешоу, где необязателен ответ. Троллинг используется в рекламе, с целью привлечения целевой аудитории, используя графические средства. Как правило, две компании соперничают между собой, где одна провоцирует другую.
В работе выделены эффективные формы борьбы с троллями, которые помогут избежать пагубного воздействия провокаторов. Популярными и действенными методами являются следующие: игнорирование провокационных выпадов и других негативных сообщений, ответ вежливостью и юмором, при этом не забывая закрыть свой профиль и нажать кнопку пожаловаться. Для владельцев сетевых ресурсов приведена рекомендация: нанимать эффективных модераторов, если возможности нет, то использовать специальные программы и плагины.
Важно отметить, что троллинг массовое явление, которому посвящено множество творческих проявлений в виде изображения мемов и демотиваторов, где тролль выражает поиск троллинга в реальной жизни в комической форме. Также изображения, которые отображают речевое поведение троллей в виртуальном пространстве.
Вышеперечисленные особенности дают понятие о том, что у сетевого троллинга есть все возможности для развития. По нашему мнению, троллинг уже скоро должен быть закреплён на официальном уровне, а вот о появлении официальной работы можно забыть. Так как троллинг носит деструктивный характер, который может привести к психологическим травмам определённых людей.
Актуальность данной исследовательской работы не должна ограничиваться рассмотренными вопросами, а только стимулировать возникновение новых научных работ. Наиболее перспективные направления для изучения троллинга следующие: троллинг как популярная и обыденная форма коммуникации среди молодых пользователей Интернета, троллинг как современная машина давления и влияния на мнения масс, автоматизация троллинга с помощью нейросети и ботнета, а также изучение агрессии троллинга в зависимости от уровня жизни людей.
В исследовательской работе дано определение термину «сетевой троллинг» и рассмотрена история происхождения. Термин сравнивается с другими близкими формами речевого поведения в Интернете - «флуд», «флейм», «холивар», «оффтоп» и «спам». Данные понятия относятся к девинатным формам речевого поведения. Где есть роль инициатора (тролль) и реагирующего (жертва). Инициатор выполняет определённые действия для достижения личных целей, а именно пытаясь вывести на негативные эмоции другого участника сетевого сообщества. Тролль представляет собой виртуального энергетического вампира, который морально подпитывается отрицательными проявлениями (агрессией, страхом, отвращением, волнением). Тем самым утверждаясь на фоне оппонента. К тому же, троллинг может сочетать другие формы девиантного поведения. В отдельных случаях принимает агрессию (флейм), в других распространяет рекламные сообщения (спам), а иногда публикует бессмысленные сообщения (оффтоп).
Однако в ходе исследования стало понятно, что сетевые тролли наносят не только вред, но и могут выступать в позитивном ключе. Такое поведение наблюдается чаще всего в общении среди друзей и родственников. Антиподом троллинга является эльфинг, представляющий собой комплиментарный и пассивный троллинг. Также сетевой троллинг может проявляться в реальном общении, но с некими ограничениями, которые связаны с моральными, религиозными и правовыми нормами. Проявление сетевого троллинга возможно благодаря специфичным свойствам Всемирной паутины. А именно общением в реальном времени, возможности создать несколько личностей и анонимности. Провокатор наполняет понятие Интернет мифологическими смыслами, считая его особым местом. Анонимность сети позволяет не чувствовать ответственности за свои поступки. Поэтому люди могут вести двойственную жизнь, в реальности быть примерным гражданином, а в Интернете проявлять поведение, несущее деструктивный характер.
В рамках исследования было выявлено, что сетевой троллинг применяется не только обычными пользователями Интернета, но и в «профессиональном смысле». Существуют объединения троллей, которые нанимаются за денежное вознаграждение. Цель которых дискредитировать определённую личность, группу или сетевой ресурс. Также могут наниматься журналисты, чтобы очернить политическую партию, коммерческую организацию или знаменитую личность. Часто применяют провокацию и троллинг в телешоу, в которой принимают участие несколько людей. Однако в материалах СМИ троллинг проявляется в диалогичной форме, в отличие от монолога телешоу, где необязателен ответ. Троллинг используется в рекламе, с целью привлечения целевой аудитории, используя графические средства. Как правило, две компании соперничают между собой, где одна провоцирует другую.
В работе выделены эффективные формы борьбы с троллями, которые помогут избежать пагубного воздействия провокаторов. Популярными и действенными методами являются следующие: игнорирование провокационных выпадов и других негативных сообщений, ответ вежливостью и юмором, при этом не забывая закрыть свой профиль и нажать кнопку пожаловаться. Для владельцев сетевых ресурсов приведена рекомендация: нанимать эффективных модераторов, если возможности нет, то использовать специальные программы и плагины.
Важно отметить, что троллинг массовое явление, которому посвящено множество творческих проявлений в виде изображения мемов и демотиваторов, где тролль выражает поиск троллинга в реальной жизни в комической форме. Также изображения, которые отображают речевое поведение троллей в виртуальном пространстве.
Вышеперечисленные особенности дают понятие о том, что у сетевого троллинга есть все возможности для развития. По нашему мнению, троллинг уже скоро должен быть закреплён на официальном уровне, а вот о появлении официальной работы можно забыть. Так как троллинг носит деструктивный характер, который может привести к психологическим травмам определённых людей.
Актуальность данной исследовательской работы не должна ограничиваться рассмотренными вопросами, а только стимулировать возникновение новых научных работ. Наиболее перспективные направления для изучения троллинга следующие: троллинг как популярная и обыденная форма коммуникации среди молодых пользователей Интернета, троллинг как современная машина давления и влияния на мнения масс, автоматизация троллинга с помощью нейросети и ботнета, а также изучение агрессии троллинга в зависимости от уровня жизни людей.
Подобные работы
- ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ КАК
ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И
ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Лексико-фразеологические средства выражения речевой агрессии в интернете (на материале комментариев в «Живом журнале»)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018



