Социальные проблемы в трэвел-журналистике блогосферы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ 7
1.1. Трансформация трэвел-журналистики в блогосфере 7
1.2. Жанровый инструментарий блогеров-путешественников 14
1.3. Освещение социальных проблем и реализация социальных
функций журналистики в трэвел-блогах 26
ГЛАВА 2. ФРАГМЕНТАЦИЯ МЕДИЙНОГО ОБРАЗА
СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ В ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКЕ 39
2.1. Способы конструирования социальных проблем на примере
YouTube-канала Ильи Варламова «varlamov» 39
2.2. Социальная проблематика в блоге Антона Лядова «The Люди»53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ 7
1.1. Трансформация трэвел-журналистики в блогосфере 7
1.2. Жанровый инструментарий блогеров-путешественников 14
1.3. Освещение социальных проблем и реализация социальных
функций журналистики в трэвел-блогах 26
ГЛАВА 2. ФРАГМЕНТАЦИЯ МЕДИЙНОГО ОБРАЗА
СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ В ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКЕ 39
2.1. Способы конструирования социальных проблем на примере
YouTube-канала Ильи Варламова «varlamov» 39
2.2. Социальная проблематика в блоге Антона Лядова «The Люди»53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Туристический поток в современном мире стремительно растет ежегодно: «В России туризм по сравнению с другими отраслями экономики развивается более быстрыми темпами. В 2018 г. внутренний туристский поток в сравнении с 2015 г. возрос более чем на 30,0%» [Оборин, 2020, с. 15]. Люди совершают путешествия с разными целями: культурное просвещение, работа, волонтерство, отдых. Отрасль туризма развивается, вместе с ней развивается и информационное трэвел-пространство. На данный момент путешествия занимают значительную долю в медиапространстве, которое наполнено разными отраслями: трэвел-журналистика разных форматов, онлайн сервисы, трэвел-приложения. Журналистика путешествий приобрела массовое распространение во всех странах мира.
Развитие технологий и расширение информационного пространства оказало большое влияние на журналистику путешествий. Активное развитие Интернета привело к появлению пользовательской журналистики. Трэвел- журналистика быстро подстроилась под все форматы, которые стали появляться в Интернете. Количество контента о путешествиях в современном Интернете постоянно увеличивается. Традиционные принципы и особенности журналистики путешествий вытесняет «инфотейнмент» в разных его вариантах. Научно-популярный жанр в документальной журналистике на данный момент уступает место медиаконтенту. Востребованность стиля «инфотеймент» и развитие глобальной сети Интернет повлияло на появление такого направления, как блогинг. Блогинг, в свою очередь, становится серьезной и развивающейся деятельностью, со своими формами, жанрами и социальными функциями.
Актуальность данного исследования определяется следующими параметрами:
1) необходимостью комплексного анализа разных подходов к пониманию трэвел-журналистики;
2) необходимостью обширного изучения литературы, посвященной социальной журналистике и ее функциям;
3) необходимостью комплексного, полигуманитарного осмысления блогосферы и, соответственно, той медиакартины мира, которую она собою репрезентирует;
4) необходимостью разработки методологии осмысления, изучения и описания социальных функций трэвел-журналистики в рамках блогосферы.
Объектом исследования являются социальные функции трэвел- журналистики .
Предмет исследования - приемы и способы проявления социальных функций трэвел-журналистики в блогах.
Цель данного исследования - проанализировать современных представителей трэвел-журналистики блогосферы, выявить способы конструирования социальных проблем в каждом блоге и сравнить их между собой.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) проанализировать возникновение трэвел-журналистики в
массмедийном пространстве;
2) выявить и сформулировать особенности блогосферы;
3) изучить социальные функции трэвел-журналистики блогосферы;
4) проанализировать принципы конструирования социальных
проблем примере YouTube блогов: «varlamov», «The Люди»;
5) сделать сравнение этих каналов в рамках темы своей работы.
Степень изученности темы. Исследование трэвел-журналистики связано с такими именами, как В. А. Шачкова, Т. Ю. Редькина, Е. Р. Пономарев, И. В. Показаньева, З. Бауман, Н. В. Маслова и другими.
Изучение блогосферы связано с именами таких исследователей, как Р. А. Багдасарова, В. А. Силенко, А. Б. Бушев, П. Н. Ганский, В. З. Гарифуллин, Л. Р. Дускаева, А. А. Зудочкина, А. В. Колесниченко, Е. В. Лазуткина, М. М. Панюшева, И. В. Привалова, П. В. Ушанов, О. С. Худякова, Л. Р. Хут, И. Н. Шамаев, В. А. Шапошников и другими.
Работа с понятием «социальная проблема» потребовало также обращения к научной литературе. Этот аспект исследования представлен трудами Т. М. Симоновой, Л. Г. Свитич, В. Н. Мининой, Т. В. Назаровой, Г. М. Макашиной и другими.
Эмпирической базой для исследования послужили видеоматериалы YouTube-каналов «Хочу домой», «The Люди».
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе формируется целостная концепция социальных функций журналистики в рамках жанра трэвел-блогинга.
2. В работе уточняются и конкретизируются понятия «блогосфера», «блог», «социальные функции» в аспекте трэвел-журналистики.
3. В работе дан анализ тех социальных функций трэвел-блогов, с помощью которых конструируется влияние на зрителя.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен его междисциплинарным характером. В исследовании был использован широкий спектр методов, таких как: анализ научной литературы по тематике дипломной работы, контент-анализ YouTube каналов, метод сравнения, анализ статистических данных и структурно-функциональный метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно закладывает новые смыслы в понятие трэвел-журналистики блогосферы. Исследование показывает, что блогинг может быть представлен не только в формате «инфотеймент». Трэвел-журналистика блогосферы может рассматривать остросоциальные проблемы и иметь важные социальные функции в современном медиа-пространстве.
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для журналистов -практиков, так как могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для поиска новых стратегических направлений в работе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка
Развитие технологий и расширение информационного пространства оказало большое влияние на журналистику путешествий. Активное развитие Интернета привело к появлению пользовательской журналистики. Трэвел- журналистика быстро подстроилась под все форматы, которые стали появляться в Интернете. Количество контента о путешествиях в современном Интернете постоянно увеличивается. Традиционные принципы и особенности журналистики путешествий вытесняет «инфотейнмент» в разных его вариантах. Научно-популярный жанр в документальной журналистике на данный момент уступает место медиаконтенту. Востребованность стиля «инфотеймент» и развитие глобальной сети Интернет повлияло на появление такого направления, как блогинг. Блогинг, в свою очередь, становится серьезной и развивающейся деятельностью, со своими формами, жанрами и социальными функциями.
Актуальность данного исследования определяется следующими параметрами:
1) необходимостью комплексного анализа разных подходов к пониманию трэвел-журналистики;
2) необходимостью обширного изучения литературы, посвященной социальной журналистике и ее функциям;
3) необходимостью комплексного, полигуманитарного осмысления блогосферы и, соответственно, той медиакартины мира, которую она собою репрезентирует;
4) необходимостью разработки методологии осмысления, изучения и описания социальных функций трэвел-журналистики в рамках блогосферы.
Объектом исследования являются социальные функции трэвел- журналистики .
Предмет исследования - приемы и способы проявления социальных функций трэвел-журналистики в блогах.
Цель данного исследования - проанализировать современных представителей трэвел-журналистики блогосферы, выявить способы конструирования социальных проблем в каждом блоге и сравнить их между собой.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) проанализировать возникновение трэвел-журналистики в
массмедийном пространстве;
2) выявить и сформулировать особенности блогосферы;
3) изучить социальные функции трэвел-журналистики блогосферы;
4) проанализировать принципы конструирования социальных
проблем примере YouTube блогов: «varlamov», «The Люди»;
5) сделать сравнение этих каналов в рамках темы своей работы.
Степень изученности темы. Исследование трэвел-журналистики связано с такими именами, как В. А. Шачкова, Т. Ю. Редькина, Е. Р. Пономарев, И. В. Показаньева, З. Бауман, Н. В. Маслова и другими.
Изучение блогосферы связано с именами таких исследователей, как Р. А. Багдасарова, В. А. Силенко, А. Б. Бушев, П. Н. Ганский, В. З. Гарифуллин, Л. Р. Дускаева, А. А. Зудочкина, А. В. Колесниченко, Е. В. Лазуткина, М. М. Панюшева, И. В. Привалова, П. В. Ушанов, О. С. Худякова, Л. Р. Хут, И. Н. Шамаев, В. А. Шапошников и другими.
Работа с понятием «социальная проблема» потребовало также обращения к научной литературе. Этот аспект исследования представлен трудами Т. М. Симоновой, Л. Г. Свитич, В. Н. Мининой, Т. В. Назаровой, Г. М. Макашиной и другими.
Эмпирической базой для исследования послужили видеоматериалы YouTube-каналов «Хочу домой», «The Люди».
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе формируется целостная концепция социальных функций журналистики в рамках жанра трэвел-блогинга.
2. В работе уточняются и конкретизируются понятия «блогосфера», «блог», «социальные функции» в аспекте трэвел-журналистики.
3. В работе дан анализ тех социальных функций трэвел-блогов, с помощью которых конструируется влияние на зрителя.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен его междисциплинарным характером. В исследовании был использован широкий спектр методов, таких как: анализ научной литературы по тематике дипломной работы, контент-анализ YouTube каналов, метод сравнения, анализ статистических данных и структурно-функциональный метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно закладывает новые смыслы в понятие трэвел-журналистики блогосферы. Исследование показывает, что блогинг может быть представлен не только в формате «инфотеймент». Трэвел-журналистика блогосферы может рассматривать остросоциальные проблемы и иметь важные социальные функции в современном медиа-пространстве.
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для журналистов -практиков, так как могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для поиска новых стратегических направлений в работе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка
В ходе исследования мы изучили научную литературу по проблеме трансформации трэвел-журналистики в блогосфере, проанализировали возникновение трэвел-журналистики в российском медиапространстве, определили жанровый инструментарий блогеров-путешественников, выяснили, как реализуются социальные функции в трэвел-журналистике блогосферы. Действительно, «инфотейнмент» становится серьезным и развивающимся направлением, со своими формами, жанрами и социальными функциями. Серьезная документальная журналистика о туризме в жанре научно-популярного вещания отошла на задний план. А трэвел-блогеры могут конструировать социальные проблемы и рассказывать о них с помощью блога. Не смотря на то, что в проанализированных нами видео блогеры говорят о социальных проблемах и рассматривают туристические места с негативной точки зрения, можно рассматривать контент и Варламова, и Лядова, как развлекательный. С одной стороны - зритель видит много минусов того места, куда приезжают блогеры. Освещая негативные стороны жизни в городах и странах блогеры дают фрагментарную частицу общей картины. С другой стороны - авторы показывают окружающий их мир через призму своего мнения и направления канала. Помимо выявления и конструирования социальных проблем, блогеры рассказывают исторические факты о локациях, берут интервью у местных жителей, знакомят зрителя с местной культурой и традициями, показывают те места, в которых практически не бывает туристов. Всесторонний взгляд трэвел-блогеров на локацию делает их видео актуальными и интересными для просмотра. Выпуски решают гуманистические и социальные задачи: информируют, развлекают и рассказывают о мире и о той реальности, с которой они встречаются в путешествиях.
Мы убедились, что информация в видеоблогах, благодаря слиянию звука, картинки и сюжета, воспринимается зрителем целостно. Это происходит за счёт единства образов и сохранения смысла, который открывается при просмотре. Трэвел-блогеры действительно используют новые ресурсы для того, чтобы привлечь внимание зрителей и удержать его на важных моментах в ролике. Социальные проблемы можно конструировать и представлять с помощью этих ресурсов, тем самым предавая общественной огласке.
В практической части исследования нам удалось выяснить способы конструирования социальных проблем блогеров-путешественников. Чаще всего для блогов о путешествиях характерны одни и те же способы конструирования социальных проблем. Они могут меняться в зависимости от направления каналов. У исследуемых блогеров разные тематические направления каналов. Основная тематика публикаций Ильи Варламова - урбанистика. Варламов рассказывает пользователям глобальной сети о бездействии в решении проблем благоустройства населенных пунктов и повышении уровня жизни людей. Направление канала «The Люди» - экстремально-туристическое. Выезжать на опасные точки и локации - это особенность некоторых выпусков Антона Лядова. Его выпуски можно назвать экстремально-туристическими, не только из-за угрозы жизни блогера, но и из-за того, что его деятельность в странах, куда путешествует Антон, считается уголовно наказуемой.
Несмотря на различия в темах и форматах выпусков, и Варламов и Лядов являются трэвел-блогерами, так как их деятельность невозможна без путешествий по родной стране и за границу. Инструменты и способы конструирования проблем у YouTube блогеров во многом схожи. В исследовании мы выявили следующие способы конструирования: блогеры рассказывают о своих ощущениях и чувствах в кадре; снимают свалки, трущобы и жизнь людей на этих локациях; показывает как отрицательные, так и положительные стороны одной и той же локации; берут интервью у местных жителей и экспертов, чтобы раскрыть проблему; используют простые ракурсы принципы монтажа в своих выпусках, чтобы не отвлекать внимание от того, что в кадре.
Как мы поняли, способы передачи важной информации могут быть разные, но цель всегда одна - показать в кадре и рассказать о проблеме так, чтобы привлечь внимание и актуализировать её. Трэвел-блогеры создают принципиально новый, современный продукт, который сложно отнести к документальной журналистике о путешествиях.
Мы заметили следующую тенденцию: все больше блогеров начинают создавать видеоконтент. Илья Варламов, который начинал свою карьеру с текстов в блоге, сейчас снимает ролики для YouTube-канала. Формат видео для блога о путешествиях, на данный момент, является самым актуальным. Антон Лядов после карьеры на телевидении перешёл на платформу YouTube и стал узнаваемым трэвел-блогером, который снимает интересный контент. Результаты нашего исследования помогут трэвел-журналистам узнать о способах конструирования социальных проблем через личный трэвел-блог. Трэвел-блогеры могут пересмотреть формат своих роликов и улучшить их, опираясь на наше исследование.
Мы убедились, что информация в видеоблогах, благодаря слиянию звука, картинки и сюжета, воспринимается зрителем целостно. Это происходит за счёт единства образов и сохранения смысла, который открывается при просмотре. Трэвел-блогеры действительно используют новые ресурсы для того, чтобы привлечь внимание зрителей и удержать его на важных моментах в ролике. Социальные проблемы можно конструировать и представлять с помощью этих ресурсов, тем самым предавая общественной огласке.
В практической части исследования нам удалось выяснить способы конструирования социальных проблем блогеров-путешественников. Чаще всего для блогов о путешествиях характерны одни и те же способы конструирования социальных проблем. Они могут меняться в зависимости от направления каналов. У исследуемых блогеров разные тематические направления каналов. Основная тематика публикаций Ильи Варламова - урбанистика. Варламов рассказывает пользователям глобальной сети о бездействии в решении проблем благоустройства населенных пунктов и повышении уровня жизни людей. Направление канала «The Люди» - экстремально-туристическое. Выезжать на опасные точки и локации - это особенность некоторых выпусков Антона Лядова. Его выпуски можно назвать экстремально-туристическими, не только из-за угрозы жизни блогера, но и из-за того, что его деятельность в странах, куда путешествует Антон, считается уголовно наказуемой.
Несмотря на различия в темах и форматах выпусков, и Варламов и Лядов являются трэвел-блогерами, так как их деятельность невозможна без путешествий по родной стране и за границу. Инструменты и способы конструирования проблем у YouTube блогеров во многом схожи. В исследовании мы выявили следующие способы конструирования: блогеры рассказывают о своих ощущениях и чувствах в кадре; снимают свалки, трущобы и жизнь людей на этих локациях; показывает как отрицательные, так и положительные стороны одной и той же локации; берут интервью у местных жителей и экспертов, чтобы раскрыть проблему; используют простые ракурсы принципы монтажа в своих выпусках, чтобы не отвлекать внимание от того, что в кадре.
Как мы поняли, способы передачи важной информации могут быть разные, но цель всегда одна - показать в кадре и рассказать о проблеме так, чтобы привлечь внимание и актуализировать её. Трэвел-блогеры создают принципиально новый, современный продукт, который сложно отнести к документальной журналистике о путешествиях.
Мы заметили следующую тенденцию: все больше блогеров начинают создавать видеоконтент. Илья Варламов, который начинал свою карьеру с текстов в блоге, сейчас снимает ролики для YouTube-канала. Формат видео для блога о путешествиях, на данный момент, является самым актуальным. Антон Лядов после карьеры на телевидении перешёл на платформу YouTube и стал узнаваемым трэвел-блогером, который снимает интересный контент. Результаты нашего исследования помогут трэвел-журналистам узнать о способах конструирования социальных проблем через личный трэвел-блог. Трэвел-блогеры могут пересмотреть формат своих роликов и улучшить их, опираясь на наше исследование.
Подобные работы
- БЛОГИ О ПУТУШЕСТВИЯХ В СИСТЕМЕ ТРЭВЕЛ-
ЖУРНАЛИСТИКИ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Трэвел-журналистика в блогосфере: традиции и новаторство
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Трэвел-журналистика в ситуации новых медиа
Главы к дипломным работам, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Особенности современной трэвел-журналистики (на примере анализа материалов журнала «GEO», телепрограммы «Орел и решка» и трэвел-блога «Жизнь в путешествиях»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - Игровые концепции телепередачи «ОРЕЛ и РЕШКА
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2017 - Тенденции и перспективы развития
трэвел-журналистики на примере
« National Geographic Traveler»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Тревел-блог как тип массмедиа
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Игровые концепции телепередачи «ОРЕЛ и РЕШКА»
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПУТЕВОЙ ОЧЕРК КАК ОСНОВА ТРВЕЛ-БЛОГИНГА
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019



