Проектирование глянцевого интернет-издания на примере проекта «Spica»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГЛЯНЕЦЕВОГО ИНТЕРНЕТ-
ИЗДАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 6
1.1. История появления и развития дамской и глянцевой журналистики в
России 6
1.1.1. Журналы конца XVIII-начала XX века 8
1.1.2. Советские женские журналы 12
1.1.3. Постсоветский период 16
1.2. Контентная гибридизация и динамика изменения трендов в российской глянцевой журналистике 19
ГЛАВА 2. МЕДИАПРОЕКТИРОВАНИЕ ГЛЯНЦЕВОГО ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯ 32
2.1. Основы проектирования. Теория управления проектами 32
2.2. Проблемы проектирования в медиа 35
2.3. Концепция проекта Spica 39
2.4. Обоснование. Медиапроектная заявка «Глянцевый диджитал-проект
Spica» 47
2.5. Дизайн и стилистика проекта Spica 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГЛЯНЕЦЕВОГО ИНТЕРНЕТ-
ИЗДАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 6
1.1. История появления и развития дамской и глянцевой журналистики в
России 6
1.1.1. Журналы конца XVIII-начала XX века 8
1.1.2. Советские женские журналы 12
1.1.3. Постсоветский период 16
1.2. Контентная гибридизация и динамика изменения трендов в российской глянцевой журналистике 19
ГЛАВА 2. МЕДИАПРОЕКТИРОВАНИЕ ГЛЯНЦЕВОГО ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯ 32
2.1. Основы проектирования. Теория управления проектами 32
2.2. Проблемы проектирования в медиа 35
2.3. Концепция проекта Spica 39
2.4. Обоснование. Медиапроектная заявка «Глянцевый диджитал-проект
Spica» 47
2.5. Дизайн и стилистика проекта Spica 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Печатные медиа в последнее десятилетие уступили популярность диджитал-форматам и интернет-СМИ. Традиционные медиа все чаще создают интернет-версии, чтобы охватить большую аудиторию и собрать дополнительный трафик: «Уже в 1990-е гг. сначала практики - журналисты и медиаменеджеры, а затем медиаисследователи заговорили о наступлении новых медиа, технологически соответствующих времени, на «старые», традиционные медиа, которые уже не в состоянии конкурировать с ними» [Смирнова 2013, с. 26].
Глянцевые издания начали запускать собственные онлайн-версии с начала XXI века. Это позволило СМИ создавать новые проекты и форматы, которые трудно или невозможно реализовать в ежемесячном журнале. Такие типы глянцевых интернет-изданий по классификации М. М. Лукиной можно разделить на «клоны» - эквивалентные копии печатных СМИ - и «гибриды» - измененные версии традиционных журналов. Появились и новые глянцевые интернет-платформы, у которых не было печатных аналогов. Согласно М. М. Лукиной их можно назвать «отдельными онлайн- проектами».
Актуальность исследования обусловлена увеличением перехода глянцевых СМИ в Интернет, а также снижением востребованности печатного формата из-за появления альтернативных интернет-платформ и интернет- версий. В журналистике до сих пор не выработаны четкие алгоритмы проектирования глянцевого интернет-СМИ - эта проблема представляет интерес для исследования. Также важно выделить и проблему контентного наполнения глянцевых изданий и интернет-платформ, актуальную на текущий момент: глянец до сих пор считается журналистским продуктом, рассчитанным в первую очередь на гедонизм, культуру потребления и «гламурный» образ жизни. Долгое время содержание отечественного глянца ограничивалось традиционными темами: мода, покупки, отдых, здоровье, хобби, карьера, межличностные отношения. Новые медиа в сфере fashion и lifestyle разрушают сложившиеся стереотипы и представляют читателям продукт, затрагивающий актуальные темы современной социальной повестки. В настоящее время активно развиваются глянцевые СМИ, в которых появляются статьи об экологии и осознанном потреблении, поднимаются социальные и политические вопросы, обсуждаются проблемы феминизма и гендерного равенства. Особенно явно это проявляется в публикациях иностранных глянцевых СМИ: Vogue US, V, Dazed и других. Примером российских глянцевых диджитал-проектов, которые активно развивают нетипичные для глянцевой журналистики темы могут служить публикации Buro 24/7 и The Blueprint. При этом тренд проявляется и в публикациях классических глянцевых СМИ: Vogue Russia, Glamour, Marie Claire и других.
Степень изученности темы невысока. Существуют исследования, которые рассматривают особенности глянцевых изданий в историческом аспекте (В. В. Смеюха, Н. К. Якубенко, О. Д. Минаева, М. С. Латышева), а также в аспекте анализа современных трендов (А. А. Тихонова, Е. А. Зверева, О. В. Скулкин, А. В. Полонский). Проектирование проектов, в том числе в медиасфере, изучалось в работах Е. В. Ермоленко и М. В. Соколовой.
Эмпирической базой изучения аналогов и современных рыночных трендов для разработки собственного концепта стали зарубежные издания Vogue US, V, Dazed, Nylon, i-D. Среди российских изданий внимание разработчика привлекли Buro 24/7, The Blueprint, Vogue Russia, Marie Claire Russia, Elle Russia, «Домашний очаг».
Объектом исследования стали глянцевые интернет-СМИ.
Предмет исследования. Специфика медиапроектирования глянцевых интернет-изданий с направленностью fashion и lifestyle.
Цели исследования. Проанализировать методы, инструменты и этапы проектирования современных глянцевых интернет-СМИ, отвечающих трендам и тенденциям развития направления, и на основе этого анализа создать диджитал-проект Spica.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
1) изучить историю развития дамских и глянцевых изданий в России;
2) проанализировать динамику изменения трендов в российской глянцевой журналистике;
3) изучить основы проектного управления и особенности
медиапроектирования;
4) на основе полученных результатов создать проект глянцевого интернет-СМИ Spica, учитывая все этапы и алгоритмы от анализа рынка до медиапроектной заявки и прототипирования.
Теоретическая значимость результатов исследования: исследование может служить основой для формирования пособия по созданию глянцевого интернет-СМИ, а его результаты использоваться для дальнейших научных разработок теории управления медиапроектами.
Практическая значимость исследования. Результат работы - это готовый концепт и прототип для запуска нового проекта глянцевого онлайн- издания.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глянцевые издания начали запускать собственные онлайн-версии с начала XXI века. Это позволило СМИ создавать новые проекты и форматы, которые трудно или невозможно реализовать в ежемесячном журнале. Такие типы глянцевых интернет-изданий по классификации М. М. Лукиной можно разделить на «клоны» - эквивалентные копии печатных СМИ - и «гибриды» - измененные версии традиционных журналов. Появились и новые глянцевые интернет-платформы, у которых не было печатных аналогов. Согласно М. М. Лукиной их можно назвать «отдельными онлайн- проектами».
Актуальность исследования обусловлена увеличением перехода глянцевых СМИ в Интернет, а также снижением востребованности печатного формата из-за появления альтернативных интернет-платформ и интернет- версий. В журналистике до сих пор не выработаны четкие алгоритмы проектирования глянцевого интернет-СМИ - эта проблема представляет интерес для исследования. Также важно выделить и проблему контентного наполнения глянцевых изданий и интернет-платформ, актуальную на текущий момент: глянец до сих пор считается журналистским продуктом, рассчитанным в первую очередь на гедонизм, культуру потребления и «гламурный» образ жизни. Долгое время содержание отечественного глянца ограничивалось традиционными темами: мода, покупки, отдых, здоровье, хобби, карьера, межличностные отношения. Новые медиа в сфере fashion и lifestyle разрушают сложившиеся стереотипы и представляют читателям продукт, затрагивающий актуальные темы современной социальной повестки. В настоящее время активно развиваются глянцевые СМИ, в которых появляются статьи об экологии и осознанном потреблении, поднимаются социальные и политические вопросы, обсуждаются проблемы феминизма и гендерного равенства. Особенно явно это проявляется в публикациях иностранных глянцевых СМИ: Vogue US, V, Dazed и других. Примером российских глянцевых диджитал-проектов, которые активно развивают нетипичные для глянцевой журналистики темы могут служить публикации Buro 24/7 и The Blueprint. При этом тренд проявляется и в публикациях классических глянцевых СМИ: Vogue Russia, Glamour, Marie Claire и других.
Степень изученности темы невысока. Существуют исследования, которые рассматривают особенности глянцевых изданий в историческом аспекте (В. В. Смеюха, Н. К. Якубенко, О. Д. Минаева, М. С. Латышева), а также в аспекте анализа современных трендов (А. А. Тихонова, Е. А. Зверева, О. В. Скулкин, А. В. Полонский). Проектирование проектов, в том числе в медиасфере, изучалось в работах Е. В. Ермоленко и М. В. Соколовой.
Эмпирической базой изучения аналогов и современных рыночных трендов для разработки собственного концепта стали зарубежные издания Vogue US, V, Dazed, Nylon, i-D. Среди российских изданий внимание разработчика привлекли Buro 24/7, The Blueprint, Vogue Russia, Marie Claire Russia, Elle Russia, «Домашний очаг».
Объектом исследования стали глянцевые интернет-СМИ.
Предмет исследования. Специфика медиапроектирования глянцевых интернет-изданий с направленностью fashion и lifestyle.
Цели исследования. Проанализировать методы, инструменты и этапы проектирования современных глянцевых интернет-СМИ, отвечающих трендам и тенденциям развития направления, и на основе этого анализа создать диджитал-проект Spica.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
1) изучить историю развития дамских и глянцевых изданий в России;
2) проанализировать динамику изменения трендов в российской глянцевой журналистике;
3) изучить основы проектного управления и особенности
медиапроектирования;
4) на основе полученных результатов создать проект глянцевого интернет-СМИ Spica, учитывая все этапы и алгоритмы от анализа рынка до медиапроектной заявки и прототипирования.
Теоретическая значимость результатов исследования: исследование может служить основой для формирования пособия по созданию глянцевого интернет-СМИ, а его результаты использоваться для дальнейших научных разработок теории управления медиапроектами.
Практическая значимость исследования. Результат работы - это готовый концепт и прототип для запуска нового проекта глянцевого онлайн- издания.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование, цель которого заключалась в изучении и анализе методов, инструментов и этапов проектирования современных интернет-СМИ в сферах fashion и lifestyle и создании на основе полученных результатов диджитал-проекта Spica, позволило получить следующие результаты.
В теоретической части работы было выяснено, что, хотя глянцевая журналистика сформировалась в России только в 90-х годах XX века, ее предшественниками можно считать дамские журналы, которые получили популярность в России с конца XVIII века. Автором работы была рассмотрена дореволюционная история развития дамских журналов, журналы для женщин в эпоху СССР и их трансформация в глянцевые журналы после развала СССР. Кроме того, мы рассмотрели разделение глянцевой журналистики на fashion-журналистику и lifestyle-журналистику. После этого были проанализированы главные тренды в отечественной глянцевой журналистике, кратко перечислим основные:
1) кризис глянцевых журналов в России;
2) разрушение устойчивых стереотипов о глянце (в контентном, эстетическом и общеидеалогическом плане);
3) диджитализация глянцевых изданий.
Также были изучены основы проектирования и теория управления проектами, выбран подходящий Стандарт управления проектами, выделены основные проблемы проектирования медиапроектов, сформирована концепция проекта и медиапроектная заявка.
С учетом всех полученных данных в рамках выпускной квалификационной работы был реализован прототип глянцевой диджитал- платформы Spica. Ресурс состоит из нескольких разделов: мода, красота, культура искусство жизнь, проекты и краудсерчинговой платформы на которой представители аудитории могли бы публиковать собственные тексты.
В качестве платформы для создания материала был выбран конструктор сайтов Tilda. Используя полученные в исследовании данные и знания, мы приступили к реализации проекта.
Следующим этапом стало создание составляющих мультимедийный проект элементов. Исходя из этого было написано несколько текстов оптимального объема в разных жанрах, созданы фото. После этого проект был отредактирован и опубликован: Проект опубликован по адресу: http://alstrw.tilda.ws/page27412645.html.
Отметим и важный для концепции проекта, его контентного наполнения вывод: глянцевым диджитал-проектам в России, по мнению автора исследования, еще предстоит пройти путь к интеграции социальной повестки в контент изданий. Зарубежные глянцевые издания уже не ставят перед собой вопрос об уместности такого контента - в работе был приведен ряд публикаций, в которых подробно освещается политика и социальная жизнь, реакция на происходящие в мире и отдельных странах события. Наличие таких публикаций расширяет рамки устойчивых стереотипов о глянце и задает тренд на размывание устойчивых форматов изданий, то есть перехода классического глянца в общественно-политическую область. В российских глянцевых изданиях такие темы все еще не получают достаточного освещения. При этом стоит отметить, что с каждым годом тренд на уход от эскапизма в российском глянце проявляется все активнее.
По мнению автора исследования, отечественные глянцевые онлайн- СМИ также могут развиваться в направлении экспериментов с формой, то есть дизайном и версткой сайтов. Необходимо обратить больше внимания на внедрение новых технологий, чему способствует тренд на диджитализацию, а также на альтернативные способы продвижения и финансирования.
Также важно затронуть вопрос медиапроектирования. До сих пор не существует четкой структуры, которая позволяла бы учесть все особенности медиапроекта при его реализации. Это усложняет работу проектов этого типа.
Соответственно, перспективы дальнейшей разработки данной темы расширяются с каждым днем, а результаты, полученные в ходе данного исследования, могут быть применены другими журналистами и редакциями СМИ.
В теоретической части работы было выяснено, что, хотя глянцевая журналистика сформировалась в России только в 90-х годах XX века, ее предшественниками можно считать дамские журналы, которые получили популярность в России с конца XVIII века. Автором работы была рассмотрена дореволюционная история развития дамских журналов, журналы для женщин в эпоху СССР и их трансформация в глянцевые журналы после развала СССР. Кроме того, мы рассмотрели разделение глянцевой журналистики на fashion-журналистику и lifestyle-журналистику. После этого были проанализированы главные тренды в отечественной глянцевой журналистике, кратко перечислим основные:
1) кризис глянцевых журналов в России;
2) разрушение устойчивых стереотипов о глянце (в контентном, эстетическом и общеидеалогическом плане);
3) диджитализация глянцевых изданий.
Также были изучены основы проектирования и теория управления проектами, выбран подходящий Стандарт управления проектами, выделены основные проблемы проектирования медиапроектов, сформирована концепция проекта и медиапроектная заявка.
С учетом всех полученных данных в рамках выпускной квалификационной работы был реализован прототип глянцевой диджитал- платформы Spica. Ресурс состоит из нескольких разделов: мода, красота, культура искусство жизнь, проекты и краудсерчинговой платформы на которой представители аудитории могли бы публиковать собственные тексты.
В качестве платформы для создания материала был выбран конструктор сайтов Tilda. Используя полученные в исследовании данные и знания, мы приступили к реализации проекта.
Следующим этапом стало создание составляющих мультимедийный проект элементов. Исходя из этого было написано несколько текстов оптимального объема в разных жанрах, созданы фото. После этого проект был отредактирован и опубликован: Проект опубликован по адресу: http://alstrw.tilda.ws/page27412645.html.
Отметим и важный для концепции проекта, его контентного наполнения вывод: глянцевым диджитал-проектам в России, по мнению автора исследования, еще предстоит пройти путь к интеграции социальной повестки в контент изданий. Зарубежные глянцевые издания уже не ставят перед собой вопрос об уместности такого контента - в работе был приведен ряд публикаций, в которых подробно освещается политика и социальная жизнь, реакция на происходящие в мире и отдельных странах события. Наличие таких публикаций расширяет рамки устойчивых стереотипов о глянце и задает тренд на размывание устойчивых форматов изданий, то есть перехода классического глянца в общественно-политическую область. В российских глянцевых изданиях такие темы все еще не получают достаточного освещения. При этом стоит отметить, что с каждым годом тренд на уход от эскапизма в российском глянце проявляется все активнее.
По мнению автора исследования, отечественные глянцевые онлайн- СМИ также могут развиваться в направлении экспериментов с формой, то есть дизайном и версткой сайтов. Необходимо обратить больше внимания на внедрение новых технологий, чему способствует тренд на диджитализацию, а также на альтернативные способы продвижения и финансирования.
Также важно затронуть вопрос медиапроектирования. До сих пор не существует четкой структуры, которая позволяла бы учесть все особенности медиапроекта при его реализации. Это усложняет работу проектов этого типа.
Соответственно, перспективы дальнейшей разработки данной темы расширяются с каждым днем, а результаты, полученные в ходе данного исследования, могут быть применены другими журналистами и редакциями СМИ.



