ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОБЫТИЯ В СМИ 7
1.1. Интерпретация информационного события. СМИ как публичный
интерпретатор 7
1.2. Нарративность как особый способ интерпретации медиасобытия 17
1.3. «Событие» и «медиасобытие»: сущность и содержание понятий 27
ГЛАВА 2. ПРОТЕСТНЫЕ МИТИНГИ В БЕЛОРУССИИ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В РОССИЙСКИХ СМИ 33
2.1. Выявление приёмов интерпретации в материалах оппозиционных
СМИ о протестных митингах в Белоруссии 33
2.2. Выявление приёмов интерпретации в материалах
проправительственных СМИ о протестных митингах в Белоруссии
2.3. Сопоставительный анализ интерпретации информационного
события в проправительственных и оппозиционных СМИ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 89
Актуальность темы исследования. Как показывает читательский опыт, событие в журналистике - категория достаточно гибкая. Неоднократно было замечено, что одно и то же событие/происшествие в разных СМИ зачастую бывает представлено с большим количеством различий и несоответствий: не совпадают обстоятельства произошедшего, какие-либо нюансы, подробности, иногда и версии случившегося в целом. Участник одного и того же события в материалах разных СМИ может быть представлен как храбрый и благородный защитник справедливости, или как злостный нарушитель общественного порядка, наркоман и бездельник. Автор использует набор интерпретационных приёмов, позволяющих исказить реальное событие. В нашей научной работе мы изучим интерпретационные приёмы, к которым обращаются журналисты оппозиционных и проправительственных СМИ, чтобы повлиять на читательскую картину мира.
Существенно, что деятельность российских массмедиа на современном этапе характеризует нарастание комментарийности в освещении сферы политики. СМИ все чаще предлагают гражданам готовые оценки и выводы вместо анализа, основанного на рассмотрении различных фактов и точек зрения. Объективистский подход, сложившийся к концу XX века на основе требования беспристрастности и дистанцированности автора от предмета изображения, сегодня уступает место позиционности. Даже в строгих информационных жанрах, таких как новость, иногда проскальзывает авторская позиция и субъективность.
В частности, это заметно при сопоставлении материалов проправительственных и оппозиционных СМИ, посвященных одному и тому же информационному поводу.
Степень научной изученности проблемы. Основополагающими являются работы, посвященные теории интерпретации, таких авторов как: В. З. Демьянков, М. Н. Володина, Г. Я. Солганик, А. Н. Баранов, Б. П. Паршин, Т. ван Дейк, В. А. Кухаренко, К. И. Долинин, Е. С. Калмыкова Н. Ф. Алефиренко. Основополагающее значение для исследования имели научные труды кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова: Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной. Значимыми стали исследования коммуникативных стратегий и тактик русской речи в работах О. С. Иссерс; особенностей интенционально-нарративной организации медиатекстов в трудах Н. И. Клушиной, Д. Матисона, У. Фикс; медиадискурса - у авторов коллективной монографии «Дискурс и стиль» (под редакцией Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой). Наше исследование базируется на работах в области нарративного анализа; работах П. Бурдье и Н. Лумана с их идеями о конструировании события в системе массмедиа; исследованиях К. Джемисона и К. Кэмпбелла, выдвинувших критерии социально значимых событий; работах Т. ван Дейка, разработавшего методологию дискурс-анализа медиатекстов. Разнообразные отрасли медийного создания действительности были изучены в целом ряде концепций и теорий на протяжении XX века. Так, особо стоит отметить идеи о «псевдо-окружающей среде» У. Липпмана и теорию влияния пропаганды Г. Лассуэла.
Большое значение для подготовки выпускной квалификационной работы имели также исследования медиаречи и коммуникативной ситуации В. И. Конькова, текстовой реальности медиа А. В. Полонского, медиадискурса Е. А. Кожемякина.
Объект исследования - информационное событие в дискурсе российской прессы.
Предметом исследования служат приёмы интерпретации информационного события в дискурсе российской прессы (на примере освещения протестных митингов Белоруссии).
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении и описании приёмов интерпретации медиасобытий в проправительственной и оппозиционной российской прессе.
Задачи исследования:
1. Выявить формы и принципы интерпретации информационного события.
2. Изучить метод нарративного анализа.
3. Определить понятия информационное «событие» и «медиасобытие».
4. Выявить приёмы интерпретации информационного события оппозиционных СМИ на примере освещения протестных митингов в Белоруссии.
5. Выявить приёмы интерпретации информационного события проправительственных СМИ на примере освещения протестных митингов в Белоруссии.
6. Провести сравнительно-сопоставительный анализ особенностей использования приёмов интерпретации российских оппозиционных и проправительственных СМИ.
Методы исследования:
В выпускной квалификационной работе использованы методики нарративного и контекстуального анализа для возможности выявления способов интерпретации события.
Эмпирическая база. В ходе исследования было проанализировано 10 источников: материал информационного агентства «РИА Новости» от 25.08.2020, тексты разных интернет-изданий, такие как газеты: «Царьград» от 10.08.2020 и еще один материал от 13.12.2020, «Colta.ru» от 17.08.2020, «Око Планеты» от 17.08.2000, «Новая газета» от 10.08.2020, «Ведомости» от 09.02.2021, «РБК» от 23.08.2020, «Forbes» от 16.08.2020, «Народные новости» от 29.11.2020. Временной промежуток был обусловлен спецификой темы.
Гипотеза исследования:
Каждая из сторон интерпретирует события так, как это выгодно тому или иному информационному изданию в зависимости от идеологических и политических взглядов. Оппозиционные и проправительственные СМИ в одинаковой мере предоставляют аудитории субъективную информацию, пропущенную через многочисленные фильтры автора.
Теоретическая и практическая значимость результатов работы: Изучение приёмов интерпретации на примере материалов российских проправительственных и оппозиционных СМИ и выявление зависимости интерпретационной модели действительности от позиции СМИ позволяет оценить влияние массмедиа на общественную дискуссию и определить потенциал отечественных СМИ как инструмента для конструирования действительности. Это даёт возможность уточнить теоретические представления о социальной роли СМИ и вскрыть риски для общества, создаваемые имплицитными технологиями интерпретации за счет увеличения манипулятивного потенциала прессы при снижении её аналитических ресурсов.
ВКР состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, эмпирической базы исследования. Объем - 91 страница. В исследовании использовано 77 источников.
В данной исследовательской работе мы выяснили, что каждый журналист может считаться интерпретатором описываемой действительности. Событие, которое попадает под прицел средств массовой информации, неизбежно подвергается авторской переработке. При описании медиасобытия автор применяет различные приёмы интерпретации. Они способствуют осуществлению глобальной авторской интенции - склонить читателя на свою сторону и навязать свою картину мира. По мнению М. М. Бахтина, журналисты, которые позиционирую себя как качественная пресса, изначально относятся к своему читателю как к вдумчивому, серьёзному человеку. Они уверены в его начитанности и широте познаний, достаточных для распознавания смыслов и безошибочного понимания посыла автора. С позиции адресанта интерпретация - это осуществление когнитивного процесса и в тоже время результата познавательной активности; определённый процесс строения и оформления смыслов; с позиции адресата - это осуществление когнитивного процесса одновременно с результатом в понимании смыслов речевой и неречевой деятельности, понимание предоставленного адресантом смысла с дальнейшим внедрением его в личностную картину мира. Характер журналистской интерпретации медиасобытия прослеживается в ряде категорий: 1. В стилистическом оформлении медиатекста; 2. В тщательном выборе медиасобытия для его дальнейшего освещения в материалах СМИ; 3. В композиционных и текстовых особенностях медиатекста.
Воздействующий потенциал медиатекста находится в его лексической части. В ней проявляются его способности убедить читателя в истинности трактовки действительности, транслируемой автором. Все приёмы интерпретации становятся средствами реализации достоверности журналистского материала. Фактор достоверности - один из главных детерминантов деятельности журналистов, который особенно влияет на выбор автором приёмов интерпретации: выбор лингвостилистических средств, нарративную структуру медиатекста, композиционные решения, выбор деталей, расстановку акцентов, добавление в текст тех или иных цитат, выбор героев материала. При этом прочие факторы (среди них - индивидуальная картина мира автора, идеология и прочие характеристики СМИ, культурный и исторический контекст, политические настроения в стране и т.д.) влияют на то, как журналисты в оппозиционных и проправительственных СМИ выбирают те или иные приёмы интерпретации, и с какой частотой их используют. Вокруг самых нашумевших происшествий и выстраиваются различные нарративы, то есть разнообразные варианты действительности.
Анализ статей, посвященных протестным митингам в Белоруссии и опубликованных в оппозиционных и проправительственных СМИ в 2020¬2021 гг., демонстрирует читателю широкий диапазон связанных тем. Журналисты освещали хронологию митингов, некоторые издания вели ежедневные репортажи, особенно в разгар конфликта в августе 2020 года. Авторы оппозиционных и правительственных СМИ в своих аналитических материалах пытались разобраться в предпосылках развития событий, или составляли прогнозы на дальнейшую судьбу Белорусского конфликта, которые и по сей день нельзя назвать полностью урегулированным. Оппозиционные СМИ чаще правительственных писали материалы в художественно-публицистических жанрах, где форма превалирует над содержанием. Они заставляли читателя проникнуться личными историями и переживаниями митингующих граждан, склоняя симпатии читателя на их сторону. Наиболее востребованными оказались приёмы интерпретации, такие как использование эмоционально окрашенной лексики и «кликбейтов» в заголовках, образных средств, ярких эпитетов, нарративной организации статей. Также применение публицистических метафор в авторском нарративе, использование иронии и сарказма, использование оценочных суждений и исторических отсылок. Вдобавок, присутствует имплицитная оценка, то есть добавление в текст оценочных метафор и суждений, которые используются для создания у адресата нужного адресанту яркого и понятного образа. Важно, что в материалах проправительственных СМИ цитаты экспертов употребляются чаще, но выбор этих экспертов зачастую бывает однополярный.
В целом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, может считаться подтверждённой. Что проправительственные, что оппозиционные СМИ, используя те или иные интерпретационные приёмы, транслируют событие в соответствии с политической и нравственной идеологией издания и непосредственно с индивидуальной картиной мира автора. Даже в строгом новостном дискурсе оппозиционные и проправительственные СМИ в одинаковой мере предоставляют аудитории субъективную информацию, пропущенную через многочисленные фильтры автора.
1. Алефиренко Н. Ф. Проблемы когнитивно-семиологического исследования языка // Слово-сознание-культура: сб. научных трудов / сост. Л. Г. Золотых. М.: Наука, 2006. С. 31-41.
2. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Кашаев. М.: Прогресс- Традиция, 2003. С. 55-56.
3. Арнольд И. В. Проблемы интертекстуальности / И. В. Арнольд // Вестник СПбГУ. 1992. № 4. С. 53-61.
4. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Арутюнова Н. Д. М.: Наука, 1988. С. 341-352.
5. Баранов А. Н. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание / Баранов А. Н. , Паршин Б. П. // Роль языка в средствах массовой коммуникации. М. , 1986. С. 100-143.
6. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 387-401.
7. Барт Р. Смерть автора. В кн.: Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 384 .
8. Беглова Е. И. Фразеологизмы и паремии как средство оценки и акцентуации смысла в современных печатных СМИ // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования. Материалы II-ой международной научно-практ. конф. (г. Пенза, 26-28 октября 2017 г.) / под ред. Г. И. Канакиной, И. Г. Родионовой. Пенза: Пензенский гос. университет, 2017. С. 257-261.
9. Бессарабова Н. Д. Журналистика и слово. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2015. С. 261-262.
10. Бессарабова Н. Д. Политические метафоры в СМИ // Язык СМИ и политика / Под ред. Г. Я. Солганика. М.: Издательство Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012. С. 407-422.
11. Бозрикова С. А. Нарративная журналистика как явление [Электронный ресурс] // Вестник. Наука и практика, 2012. Режим доступа: http://конференция.com.ua/pages/view/247 (дата обращения: 26.03.2022).
12. Бремон К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия: Сб. переводов / под ред. Ю. М. Лотмана, В. М. Петрова. М.: Мир, 1972. С. 107-135.
13. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. / Энциклопедический словарь // Современная версия. М.: Эксмо, 2006. С. 669-672.
14. Валгина Н. С. Теория текста: учебное пособие. М.: Логос, 2003. С. 280-291.
15. Винокур Г. О. О задачах истории языка // Уч. зап. Московского гор. пед. ин-та, каф. русского языка. М., 1941. С. 225-226.
16. Володина M. H. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учебное пособие. Ч. 1 / Отв. ред. М. Н. Володина. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 9-31.
17. Готшалл Дж. Как сторителлинг сделал нас людьми. М.: Колибри; Азбука-Аттикус, 2020. C. 8-12.
18. Греймас А. Ж. Размышления об актантных моделях // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / сост., вступ. ст. Г.К. Косикова / пер. с франц. М.: ИГ Прогресс, 2000. С. 7-44.
19. Григорьева О. Н. Цвет и запах власти (семантика ощущений в языке СМИ) // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: Тезисы докладов Международной конференции (Москва, филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 25-27 октября 2001 г.) / Под общ. ред. М.Н. Володиной, М. Л. Ремнёвой. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 37-39.
20. Дейк Т. А. ван. Язык, познание, коммуникация. Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. С. 308-311.
21. Демьянков В. З. Загадки диалога и культуры понимания / Демьянков В. З. // Текст в коммуникации. М.: Институт языкознания АН СССР, 1991. С.109-116.
22. Демьянков В. З. Интерпретация как инструмент и как объект лингвистики / Демьянков В. З. // «Вопросы филологии». М., 1999. № 2. С. 5 - 13.
23. Демьянков В. З. Интерпретация политического дискурса в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учебное пособие / Отв. ред. М. Н. Володина. М.: Изд-во Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2003. С. 116-133.
24. Демьянков В. З. Исследование текста и дискурса СМИ методами контрастивной политологический лингвистики // Язык СМИ и политика / Под ред. Г. Я. Солганика. М.: Издательство Московского университета; a-т журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012. С. 77-120.
25. Демьянков В. З. Понимание // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Под общей редакцией Е. С. Кубряковой. М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. С. 124-126.
26. Демьянков В. З. Понимание как интерпретирующая деятельность // Вопросы языкознания. М., 1983. № 6. С. 58-67.
27. Демьянков В. З. Семиотика событийности в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. Ч. 2 / Отв. редактор М. Н. Володина. М.: Изд-во Московского университета, 2004. С. 68¬
83.
28. Демьянков В. З. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка, 1983б. Т. 42. № 4. С. 320-329.
29. Демьянков В. З. Событийность в языке средств массовой информации // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: Тезисы докладов Международной конференции 165 (Москва, филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 25-27 октября 2001 г.) / Под общ. ред. М. Н. Володиной, М. Л. Ремнёвой. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 59-60.
30. Дементьева И. Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социального протеста в зарубежной и отечественной науке / И. Н. Дементьева // Мониторинг, 2013. № 4 (116). С. 3-12.
31. Дерябин А. А. Телевизионные новости как коммуникативное
событие [Электронный ресурс] // Дискурс, № 7, 1998. Режим доступа:
http://dedovkgu.narod.ru/bib/derjabin.htm(Дата обращения: 06.04.2022).
32. Добросклонская Т. Г. Социозначимые свойства медиа-речи // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: Тезисы докладов Международной конференции (Москва, филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 25-27 октября 2001 г.) / Под общ. ред. М. Н. Володиной, М. Л. Ремнёвой. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 13-15.
33. Долинин К. А. Интерпретация текста: Французский язык:
учебное пособие. Изд. 4-е. М.: Изд-во «КомКнига», 2010. С. 4-304.
34. Доржиева, Д. Ц. Специфика газетных текстов с позиций функциональной и коммуникативно-прагматической стилистик: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. М., 2018. С. 219-220.
35. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Фигуры: В 2 т. Т. 2. М., 1998. С. 64-65.
36. Кайда Л. Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция // Язык современной публицистики: Сб. статей / Под ред. Г.Я. Солганика. М., 2005. C. 58-66.
37. Калмыкова Е. С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории / Калмыкова Е. С., Мергенталер Э. // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002. № 1. С. 1-4.
38. Клушина Н. И. Интенциональный метод в современной лингвистической парадигме / Коньков В. И // Медиаскоп, 2012. №4. C. 255¬275.
39. Клушина Н. И. Медиастилистика: как устроен современный медиастиль // Русская речь, 2015. № 3. С. 55-60.
40. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста. М.: МедиаМир, 2008. С. 242-244.
41. Клушина Н.И. Трансформация стилистических и типологических характеристик российского медиадискурса новейшего времени // Экология языка и коммуникативная практика, 2013. № 1. С. 114-115.
42. Коньков В. И. Медиаречь: Содержание понятия и принципы анализа // Мир русского слова, 2016. № 3. С. 58-63.
43. Коньков В. И. Стиль и структура коммуникативной ситуации / Коньков В. И. // Коммуникативные исследования, 2017. № 4. С. 39-50.
44. Копнина Г. А. Речевое манипулирование. 2-е изд. М.: Флинта,
2008. C. 9-35.
45. Кочетков П. Н. Значение нарратива в условиях меняющегося информационного пространства // Приволжский научный вестник, 2015. № 3-6. С. 93-97.
46. Кривцова М. Н. Значение анализа целевой аудитории при создании дизайн-продукта для айдентики высших учебных заведений . [Электронный ресурс] // Вестник магистратуры, 2016. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7znachenie-analiza-tselevoy-auditorii-pri-sozdanii- dizayn-produkta-dlya-aydentiki-vysshih-uchebnyh-zavedeniy(дата обращения: 18.03.2022).
47. Кухаренко В. А. Интерпретация текста: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Л.: Просвещение, 1979. С. 6-327.
48. Ластовкина Д. А. Современные формы протеста: к постановке вопроса / Д. А. Ластовкина // Вопросы территориального развития, 2015. № 6. С. 2-11.
49. Леонтьев А. А. Образ события в СМИ и возможность его искажения // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: Тезисы докладов Международной конференции (Москва, филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 25-27 октября 2001 г.) / Под общ. ред. М.Н. Володиной, М. Л. Ремнёвой. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 39-41.
50. Луман Н. Реальность массмедиа, пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М., 2012. С. 4-19.
51. Панченко Н. Н. Когнитивные категории «истинность» и «достоверность»: общее и различное / Панченко Н. Н. // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. М.,
2009. № 1. С. 132-136.
52. Пастухов А. Г. К вопросу о повторяемости, воспроизводимости и анализе медийной репрезентации коммуникативного события / Пастухов А. Г. // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2016. №21, вып. 31. С. 130-143.
53. Пропп В. Я. Морфология сказки / Пропп В. Я. // Ленинград: Academia, 1928. С. 19-21.
54. Прохоров Е. П. Журналистика. Государство. Общество. М., 1996. С. 339-340.
55. Результаты пилотного исследования аудитории издания «Новая
Газета» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://clubforinternet.net/newnewspaper(дата обращения: 19.03.2022).
56. Савченко И. А. Политический протест в современном обществе:
технологический подход. [Электронный ресурс] // Теория и практика научного развития. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n7politicheskiy-protest-v-sovremennom-obschestve- tehnologicheskiy-podhod(дата обращения: 17. 02. 2022).
57. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2007. С. 527-528 .
58. Сергеева О. В., Терещенко О. В. Новые медиа: социальная теория и методология исследований: словарь-справочник. СПб: Алетейя, 2016. С. 69-70.
59. Скобелина Н. А. Общественные движения как объект социологического исследования / Н. А. Скобелина // Logos et Praxis, 2010. №1. С. 51-57.
60. Современный дискурс-анализ: повестка дня, проблематика, перспективы: коллективная монография / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. Белгород: ИД «Белгород», 2016. C. 242-244.
61. Солганик Г. Я. Интерпретационная стилистика / Солганик Г. Я // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика», 2015 № 6. С.113-120.
62. Терченко Э. Б. Читательские предпочтения аудитории делового издания (на примере сайта газеты «Ведомости») Дис. ... канд. филол. наук: М., 2019. С. 11-13.
63. Хорольский В. В. «Событие» в журналистике и в теории массовых коммуникаций: сходство и различие в подходах // Вестник НГУ. Серия: История. Филология. Журналистика, 2013. Вып. 10. С. 23-29.
64. Чернявская В. Е., Молодыченко Е. Н. История в дискурсе политики: лингвистический образ «своих» и «чужих». М.: ЛЕНАНД , 2014. С. 199-200.
65. Шейгал Е. И. Многоликий нарратив / Шейгал Е.И. // Политическая лингвистика, 2007. № 22. C. 86-92.
66. Шейгал Е. И. Язык СМИ и политика в семиотическом аспекте // Язык СМИ и политика / Под ред. Г. Я. Солганика. М.: Издательство Московского университета; ф -т журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012. С. 121-161.
67. Шишмарев В. Ф. Александр Николаевич Веселовский // Известия / Академии наук СССР. Отделение общественных наук, 1938. №4. С. 38- 39.
68. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. C. 9-89.
69. Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. М.; Академический Проект; Альма Матер, 2008. С. 27-47.
70. Ярская-Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал, 1997. № 3. С. 38-61.
71. Berning N. Narrative Means to Journalistic Ends: A Narratological Analysis of Selected Journalistic Reportages. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 2011. P. 7-19.
72. Chatman S. Coming to Terms: The Rhetoric of Narrative in Fiction and Film. Ithaca: Cornell University Press, 1990. P. 114-115.
73. Labov W. Some Further Steps in Narrative Analysis//Special Issue of the Journal of Narrative and Life History, 1997. P. 37-39.
74. McLuhan М. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. London, 1962. P. 12-13.
75. Riessman C. K. Narrative Analysis. In: Narrative, Memory & Everyday Life. Huddersfield: University of Huddersfield, 2005. P. 1-7.
76. Spitzer L. Stilstudien: II. Stilsprachen. Munchen, 1928. P. 64-65.
77. Todorov T. Grammaire du Decameron. Mouton, 1969. P. 2-4.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
1. Акция протеста в Минске стала крупнейшей в истории
[Электронный ресурс] // Forbes.ru. 2020. Режим доступа:
https://www.forbes.ru/newsroom/obshchestvo/407191-akciya-protesta-v-minske- stala-krupneyshey-v-istorii-belorussii(дата обращения 17.04.22).
2. В Минске прошли задержания протестующих. В столице Белоруссии
состоялись незаконные митинги [Электронный ресурс] // Царьград. 2020. Режим доступа: https://nsk.tsargrad.tv/news/v-minske-proshli-zaderzhanija-
protestujushhih-v-stolice-belorussii-proshli-nezakonnye-mitingi_306044 (дата
обращения 17.04.22).
3. «Вместо свободы получат позор и войну»: Соцсети о протестах Белоруссии [Электронный ресурс] // Царьград. 2020. Режим доступа: https://nsk.tsargrad.tv/articles/vmesto-svobody-poluchat-pozor-i-vojnu-socseti-o- protestah-v-belorussii_272818(дата обращения 17.04.22).
4. Вождь с армией против майдана без вождя. Нерешающий день в
Белоруссии прошел [Электронный ресурс] // Око планеты. 2020. Режим доступа: https://oko-planet.su/politik/politiklist/609520-vozhd-s-armiey-protiv-
maydana-bez-vozhdya-nereshayuschiy-den-v-belorussii-proshel.html (дата
обращения 17.04.22).
5. «Деду больше не наливать» [Электронный ресурс] // Colta. 2020. Режим доступа: https://www.colta.media/articles/society/25168-anna-volynets- marsh-svobody-minsk#ad-image-0(дата обращения 17.04.22).
6. Лукашенко не выучил уроки [Электронный ресурс] // Ведомости.
2021. Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/02/08/857161-lukashenko-viuchil(дата обращения 17.04.22).
7. «Постоим и разойдемся». Вся подноготная белорусского протеста [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2020. Режим доступа: https://turbo.ria.ru/20200825/belorussiya-1576252853.html(дата обращения 17.04.22).
8. Противники Лукашенко вышли на шествие в центре Минска
[Электронный ресурс] // РБК. 2020. Режим доступа:
https://www.rbc.ru/politics/23/08/2020/5f4249f39a794743860d79b2 (дата
обращения 17.04.22).
9. «Сложи щиты!» [Электронный ресурс] // Новая газета. 2020. Режим
доступа: https://novayagazeta.ru/articles/2020/08/10/86598-slozhi-schity(дата
обращения 17.04.22).
10. Стражи порядка на спецтехнике выехали на улицы Минска [Электронный ресурс] // Народные Новости. 2020. Режим доступа: https://nationnews.ru/23125749strazhi_poryadka_na_spetstehnike_viehali_na_ulits i_minska (дата обращения 17.04.22).