Интерпретация информационного события в дискурсе российской прессы (на примере освещения протестных митингов Белоруссии)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОБЫТИЯ В СМИ 7
1.1. Интерпретация информационного события. СМИ как публичный
интерпретатор 7
1.2. Нарративность как особый способ интерпретации медиасобытия 17
1.3. «Событие» и «медиасобытие»: сущность и содержание понятий 27
ГЛАВА 2. ПРОТЕСТНЫЕ МИТИНГИ В БЕЛОРУССИИ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В РОССИЙСКИХ СМИ 33
2.1. Выявление приёмов интерпретации в материалах оппозиционных
СМИ о протестных митингах в Белоруссии 33
2.2. Выявление приёмов интерпретации в материалах
проправительственных СМИ о протестных митингах в Белоруссии
2.3. Сопоставительный анализ интерпретации информационного
события в проправительственных и оппозиционных СМИ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 89
ГЛАВА 1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОБЫТИЯ В СМИ 7
1.1. Интерпретация информационного события. СМИ как публичный
интерпретатор 7
1.2. Нарративность как особый способ интерпретации медиасобытия 17
1.3. «Событие» и «медиасобытие»: сущность и содержание понятий 27
ГЛАВА 2. ПРОТЕСТНЫЕ МИТИНГИ В БЕЛОРУССИИ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В РОССИЙСКИХ СМИ 33
2.1. Выявление приёмов интерпретации в материалах оппозиционных
СМИ о протестных митингах в Белоруссии 33
2.2. Выявление приёмов интерпретации в материалах
проправительственных СМИ о протестных митингах в Белоруссии
2.3. Сопоставительный анализ интерпретации информационного
события в проправительственных и оппозиционных СМИ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 89
Актуальность темы исследования. Как показывает читательский опыт, событие в журналистике - категория достаточно гибкая. Неоднократно было замечено, что одно и то же событие/происшествие в разных СМИ зачастую бывает представлено с большим количеством различий и несоответствий: не совпадают обстоятельства произошедшего, какие-либо нюансы, подробности, иногда и версии случившегося в целом. Участник одного и того же события в материалах разных СМИ может быть представлен как храбрый и благородный защитник справедливости, или как злостный нарушитель общественного порядка, наркоман и бездельник. Автор использует набор интерпретационных приёмов, позволяющих исказить реальное событие. В нашей научной работе мы изучим интерпретационные приёмы, к которым обращаются журналисты оппозиционных и проправительственных СМИ, чтобы повлиять на читательскую картину мира.
Существенно, что деятельность российских массмедиа на современном этапе характеризует нарастание комментарийности в освещении сферы политики. СМИ все чаще предлагают гражданам готовые оценки и выводы вместо анализа, основанного на рассмотрении различных фактов и точек зрения. Объективистский подход, сложившийся к концу XX века на основе требования беспристрастности и дистанцированности автора от предмета изображения, сегодня уступает место позиционности. Даже в строгих информационных жанрах, таких как новость, иногда проскальзывает авторская позиция и субъективность.
В частности, это заметно при сопоставлении материалов проправительственных и оппозиционных СМИ, посвященных одному и тому же информационному поводу.
Степень научной изученности проблемы. Основополагающими являются работы, посвященные теории интерпретации, таких авторов как: В. З. Демьянков, М. Н. Володина, Г. Я. Солганик, А. Н. Баранов, Б. П. Паршин, Т. ван Дейк, В. А. Кухаренко, К. И. Долинин, Е. С. Калмыкова Н. Ф. Алефиренко. Основополагающее значение для исследования имели научные труды кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова: Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной. Значимыми стали исследования коммуникативных стратегий и тактик русской речи в работах О. С. Иссерс; особенностей интенционально-нарративной организации медиатекстов в трудах Н. И. Клушиной, Д. Матисона, У. Фикс; медиадискурса - у авторов коллективной монографии «Дискурс и стиль» (под редакцией Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой). Наше исследование базируется на работах в области нарративного анализа; работах П. Бурдье и Н. Лумана с их идеями о конструировании события в системе массмедиа; исследованиях К. Джемисона и К. Кэмпбелла, выдвинувших критерии социально значимых событий; работах Т. ван Дейка, разработавшего методологию дискурс-анализа медиатекстов. Разнообразные отрасли медийного создания действительности были изучены в целом ряде концепций и теорий на протяжении XX века. Так, особо стоит отметить идеи о «псевдо-окружающей среде» У. Липпмана и теорию влияния пропаганды Г. Лассуэла.
Большое значение для подготовки выпускной квалификационной работы имели также исследования медиаречи и коммуникативной ситуации В. И. Конькова, текстовой реальности медиа А. В. Полонского, медиадискурса Е. А. Кожемякина.
Объект исследования - информационное событие в дискурсе российской прессы.
Предметом исследования служат приёмы интерпретации информационного события в дискурсе российской прессы (на примере освещения протестных митингов Белоруссии).
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении и описании приёмов интерпретации медиасобытий в проправительственной и оппозиционной российской прессе.
Задачи исследования:
1. Выявить формы и принципы интерпретации информационного события.
2. Изучить метод нарративного анализа.
3. Определить понятия информационное «событие» и «медиасобытие».
4. Выявить приёмы интерпретации информационного события оппозиционных СМИ на примере освещения протестных митингов в Белоруссии.
5. Выявить приёмы интерпретации информационного события проправительственных СМИ на примере освещения протестных митингов в Белоруссии.
6. Провести сравнительно-сопоставительный анализ особенностей использования приёмов интерпретации российских оппозиционных и проправительственных СМИ.
Методы исследования:
В выпускной квалификационной работе использованы методики нарративного и контекстуального анализа для возможности выявления способов интерпретации события.
Эмпирическая база. В ходе исследования было проанализировано 10 источников: материал информационного агентства «РИА Новости» от 25.08.2020, тексты разных интернет-изданий, такие как газеты: «Царьград» от 10.08.2020 и еще один материал от 13.12.2020, «Colta.ru» от 17.08.2020, «Око Планеты» от 17.08.2000, «Новая газета» от 10.08.2020, «Ведомости» от 09.02.2021, «РБК» от 23.08.2020, «Forbes» от 16.08.2020, «Народные новости» от 29.11.2020. Временной промежуток был обусловлен спецификой темы.
Гипотеза исследования:
Каждая из сторон интерпретирует события так, как это выгодно тому или иному информационному изданию в зависимости от идеологических и политических взглядов. Оппозиционные и проправительственные СМИ в одинаковой мере предоставляют аудитории субъективную информацию, пропущенную через многочисленные фильтры автора.
Теоретическая и практическая значимость результатов работы: Изучение приёмов интерпретации на примере материалов российских проправительственных и оппозиционных СМИ и выявление зависимости интерпретационной модели действительности от позиции СМИ позволяет оценить влияние массмедиа на общественную дискуссию и определить потенциал отечественных СМИ как инструмента для конструирования действительности. Это даёт возможность уточнить теоретические представления о социальной роли СМИ и вскрыть риски для общества, создаваемые имплицитными технологиями интерпретации за счет увеличения манипулятивного потенциала прессы при снижении её аналитических ресурсов.
ВКР состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, эмпирической базы исследования. Объем - 91 страница. В исследовании использовано 77 источников.
Существенно, что деятельность российских массмедиа на современном этапе характеризует нарастание комментарийности в освещении сферы политики. СМИ все чаще предлагают гражданам готовые оценки и выводы вместо анализа, основанного на рассмотрении различных фактов и точек зрения. Объективистский подход, сложившийся к концу XX века на основе требования беспристрастности и дистанцированности автора от предмета изображения, сегодня уступает место позиционности. Даже в строгих информационных жанрах, таких как новость, иногда проскальзывает авторская позиция и субъективность.
В частности, это заметно при сопоставлении материалов проправительственных и оппозиционных СМИ, посвященных одному и тому же информационному поводу.
Степень научной изученности проблемы. Основополагающими являются работы, посвященные теории интерпретации, таких авторов как: В. З. Демьянков, М. Н. Володина, Г. Я. Солганик, А. Н. Баранов, Б. П. Паршин, Т. ван Дейк, В. А. Кухаренко, К. И. Долинин, Е. С. Калмыкова Н. Ф. Алефиренко. Основополагающее значение для исследования имели научные труды кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова: Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной. Значимыми стали исследования коммуникативных стратегий и тактик русской речи в работах О. С. Иссерс; особенностей интенционально-нарративной организации медиатекстов в трудах Н. И. Клушиной, Д. Матисона, У. Фикс; медиадискурса - у авторов коллективной монографии «Дискурс и стиль» (под редакцией Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой). Наше исследование базируется на работах в области нарративного анализа; работах П. Бурдье и Н. Лумана с их идеями о конструировании события в системе массмедиа; исследованиях К. Джемисона и К. Кэмпбелла, выдвинувших критерии социально значимых событий; работах Т. ван Дейка, разработавшего методологию дискурс-анализа медиатекстов. Разнообразные отрасли медийного создания действительности были изучены в целом ряде концепций и теорий на протяжении XX века. Так, особо стоит отметить идеи о «псевдо-окружающей среде» У. Липпмана и теорию влияния пропаганды Г. Лассуэла.
Большое значение для подготовки выпускной квалификационной работы имели также исследования медиаречи и коммуникативной ситуации В. И. Конькова, текстовой реальности медиа А. В. Полонского, медиадискурса Е. А. Кожемякина.
Объект исследования - информационное событие в дискурсе российской прессы.
Предметом исследования служат приёмы интерпретации информационного события в дискурсе российской прессы (на примере освещения протестных митингов Белоруссии).
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении и описании приёмов интерпретации медиасобытий в проправительственной и оппозиционной российской прессе.
Задачи исследования:
1. Выявить формы и принципы интерпретации информационного события.
2. Изучить метод нарративного анализа.
3. Определить понятия информационное «событие» и «медиасобытие».
4. Выявить приёмы интерпретации информационного события оппозиционных СМИ на примере освещения протестных митингов в Белоруссии.
5. Выявить приёмы интерпретации информационного события проправительственных СМИ на примере освещения протестных митингов в Белоруссии.
6. Провести сравнительно-сопоставительный анализ особенностей использования приёмов интерпретации российских оппозиционных и проправительственных СМИ.
Методы исследования:
В выпускной квалификационной работе использованы методики нарративного и контекстуального анализа для возможности выявления способов интерпретации события.
Эмпирическая база. В ходе исследования было проанализировано 10 источников: материал информационного агентства «РИА Новости» от 25.08.2020, тексты разных интернет-изданий, такие как газеты: «Царьград» от 10.08.2020 и еще один материал от 13.12.2020, «Colta.ru» от 17.08.2020, «Око Планеты» от 17.08.2000, «Новая газета» от 10.08.2020, «Ведомости» от 09.02.2021, «РБК» от 23.08.2020, «Forbes» от 16.08.2020, «Народные новости» от 29.11.2020. Временной промежуток был обусловлен спецификой темы.
Гипотеза исследования:
Каждая из сторон интерпретирует события так, как это выгодно тому или иному информационному изданию в зависимости от идеологических и политических взглядов. Оппозиционные и проправительственные СМИ в одинаковой мере предоставляют аудитории субъективную информацию, пропущенную через многочисленные фильтры автора.
Теоретическая и практическая значимость результатов работы: Изучение приёмов интерпретации на примере материалов российских проправительственных и оппозиционных СМИ и выявление зависимости интерпретационной модели действительности от позиции СМИ позволяет оценить влияние массмедиа на общественную дискуссию и определить потенциал отечественных СМИ как инструмента для конструирования действительности. Это даёт возможность уточнить теоретические представления о социальной роли СМИ и вскрыть риски для общества, создаваемые имплицитными технологиями интерпретации за счет увеличения манипулятивного потенциала прессы при снижении её аналитических ресурсов.
ВКР состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, эмпирической базы исследования. Объем - 91 страница. В исследовании использовано 77 источников.
В данной исследовательской работе мы выяснили, что каждый журналист может считаться интерпретатором описываемой действительности. Событие, которое попадает под прицел средств массовой информации, неизбежно подвергается авторской переработке. При описании медиасобытия автор применяет различные приёмы интерпретации. Они способствуют осуществлению глобальной авторской интенции - склонить читателя на свою сторону и навязать свою картину мира. По мнению М. М. Бахтина, журналисты, которые позиционирую себя как качественная пресса, изначально относятся к своему читателю как к вдумчивому, серьёзному человеку. Они уверены в его начитанности и широте познаний, достаточных для распознавания смыслов и безошибочного понимания посыла автора. С позиции адресанта интерпретация - это осуществление когнитивного процесса и в тоже время результата познавательной активности; определённый процесс строения и оформления смыслов; с позиции адресата - это осуществление когнитивного процесса одновременно с результатом в понимании смыслов речевой и неречевой деятельности, понимание предоставленного адресантом смысла с дальнейшим внедрением его в личностную картину мира. Характер журналистской интерпретации медиасобытия прослеживается в ряде категорий: 1. В стилистическом оформлении медиатекста; 2. В тщательном выборе медиасобытия для его дальнейшего освещения в материалах СМИ; 3. В композиционных и текстовых особенностях медиатекста.
Воздействующий потенциал медиатекста находится в его лексической части. В ней проявляются его способности убедить читателя в истинности трактовки действительности, транслируемой автором. Все приёмы интерпретации становятся средствами реализации достоверности журналистского материала. Фактор достоверности - один из главных детерминантов деятельности журналистов, который особенно влияет на выбор автором приёмов интерпретации: выбор лингвостилистических средств, нарративную структуру медиатекста, композиционные решения, выбор деталей, расстановку акцентов, добавление в текст тех или иных цитат, выбор героев материала. При этом прочие факторы (среди них - индивидуальная картина мира автора, идеология и прочие характеристики СМИ, культурный и исторический контекст, политические настроения в стране и т.д.) влияют на то, как журналисты в оппозиционных и проправительственных СМИ выбирают те или иные приёмы интерпретации, и с какой частотой их используют. Вокруг самых нашумевших происшествий и выстраиваются различные нарративы, то есть разнообразные варианты действительности.
Анализ статей, посвященных протестным митингам в Белоруссии и опубликованных в оппозиционных и проправительственных СМИ в 2020¬2021 гг., демонстрирует читателю широкий диапазон связанных тем. Журналисты освещали хронологию митингов, некоторые издания вели ежедневные репортажи, особенно в разгар конфликта в августе 2020 года. Авторы оппозиционных и правительственных СМИ в своих аналитических материалах пытались разобраться в предпосылках развития событий, или составляли прогнозы на дальнейшую судьбу Белорусского конфликта, которые и по сей день нельзя назвать полностью урегулированным. Оппозиционные СМИ чаще правительственных писали материалы в художественно-публицистических жанрах, где форма превалирует над содержанием. Они заставляли читателя проникнуться личными историями и переживаниями митингующих граждан, склоняя симпатии читателя на их сторону. Наиболее востребованными оказались приёмы интерпретации, такие как использование эмоционально окрашенной лексики и «кликбейтов» в заголовках, образных средств, ярких эпитетов, нарративной организации статей. Также применение публицистических метафор в авторском нарративе, использование иронии и сарказма, использование оценочных суждений и исторических отсылок. Вдобавок, присутствует имплицитная оценка, то есть добавление в текст оценочных метафор и суждений, которые используются для создания у адресата нужного адресанту яркого и понятного образа. Важно, что в материалах проправительственных СМИ цитаты экспертов употребляются чаще, но выбор этих экспертов зачастую бывает однополярный.
В целом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, может считаться подтверждённой. Что проправительственные, что оппозиционные СМИ, используя те или иные интерпретационные приёмы, транслируют событие в соответствии с политической и нравственной идеологией издания и непосредственно с индивидуальной картиной мира автора. Даже в строгом новостном дискурсе оппозиционные и проправительственные СМИ в одинаковой мере предоставляют аудитории субъективную информацию, пропущенную через многочисленные фильтры автора.
Воздействующий потенциал медиатекста находится в его лексической части. В ней проявляются его способности убедить читателя в истинности трактовки действительности, транслируемой автором. Все приёмы интерпретации становятся средствами реализации достоверности журналистского материала. Фактор достоверности - один из главных детерминантов деятельности журналистов, который особенно влияет на выбор автором приёмов интерпретации: выбор лингвостилистических средств, нарративную структуру медиатекста, композиционные решения, выбор деталей, расстановку акцентов, добавление в текст тех или иных цитат, выбор героев материала. При этом прочие факторы (среди них - индивидуальная картина мира автора, идеология и прочие характеристики СМИ, культурный и исторический контекст, политические настроения в стране и т.д.) влияют на то, как журналисты в оппозиционных и проправительственных СМИ выбирают те или иные приёмы интерпретации, и с какой частотой их используют. Вокруг самых нашумевших происшествий и выстраиваются различные нарративы, то есть разнообразные варианты действительности.
Анализ статей, посвященных протестным митингам в Белоруссии и опубликованных в оппозиционных и проправительственных СМИ в 2020¬2021 гг., демонстрирует читателю широкий диапазон связанных тем. Журналисты освещали хронологию митингов, некоторые издания вели ежедневные репортажи, особенно в разгар конфликта в августе 2020 года. Авторы оппозиционных и правительственных СМИ в своих аналитических материалах пытались разобраться в предпосылках развития событий, или составляли прогнозы на дальнейшую судьбу Белорусского конфликта, которые и по сей день нельзя назвать полностью урегулированным. Оппозиционные СМИ чаще правительственных писали материалы в художественно-публицистических жанрах, где форма превалирует над содержанием. Они заставляли читателя проникнуться личными историями и переживаниями митингующих граждан, склоняя симпатии читателя на их сторону. Наиболее востребованными оказались приёмы интерпретации, такие как использование эмоционально окрашенной лексики и «кликбейтов» в заголовках, образных средств, ярких эпитетов, нарративной организации статей. Также применение публицистических метафор в авторском нарративе, использование иронии и сарказма, использование оценочных суждений и исторических отсылок. Вдобавок, присутствует имплицитная оценка, то есть добавление в текст оценочных метафор и суждений, которые используются для создания у адресата нужного адресанту яркого и понятного образа. Важно, что в материалах проправительственных СМИ цитаты экспертов употребляются чаще, но выбор этих экспертов зачастую бывает однополярный.
В целом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, может считаться подтверждённой. Что проправительственные, что оппозиционные СМИ, используя те или иные интерпретационные приёмы, транслируют событие в соответствии с политической и нравственной идеологией издания и непосредственно с индивидуальной картиной мира автора. Даже в строгом новостном дискурсе оппозиционные и проправительственные СМИ в одинаковой мере предоставляют аудитории субъективную информацию, пропущенную через многочисленные фильтры автора.



