Правовые основы осуществления надзорно-контрольной деятельности в сфере ведения охотничьего хозяйства
|
Введение 4
Глава 1. Правовые основы надзора и контроля в сфере ведения охотничьего хозяйства 7
1.1 Понятие и соотношение надзора и контроля 7
1.2 Формы, виды и методы надзора и контроля в сфере ведения
охотничьего хозяйства 10
1.3 Правовое регулирование надзора и контроля 13
Глава 2. Особенности и правовые проблемы контроля в сфере ведения охотничьего хозяйства 20
2.1 Проведение муниципального контроля 20
2.2 Осуществление общественного контроля 22
Глава 3. Порядок проведение государственного надзора за использованием и охраной охотничьих ресурсов 26
3.1 Система органов государственного надзора и их полномочия 26
3.2 Организация и осуществление государственного надзора в сфере
ведения охотничьего хозяйства 30
3.3 Правовые проблемы выявления должностными лицами органов
государственного надзора нарушения законодательства и привлечения к административной ответственности 39
3.4 Взаимодействие органов государственного надзора и органов
прокуратуры при проведении проверок соблюдения требований охотничьего законодательства 50
Заключение 59
Список использованной литературы и источников
Приложения
Глава 1. Правовые основы надзора и контроля в сфере ведения охотничьего хозяйства 7
1.1 Понятие и соотношение надзора и контроля 7
1.2 Формы, виды и методы надзора и контроля в сфере ведения
охотничьего хозяйства 10
1.3 Правовое регулирование надзора и контроля 13
Глава 2. Особенности и правовые проблемы контроля в сфере ведения охотничьего хозяйства 20
2.1 Проведение муниципального контроля 20
2.2 Осуществление общественного контроля 22
Глава 3. Порядок проведение государственного надзора за использованием и охраной охотничьих ресурсов 26
3.1 Система органов государственного надзора и их полномочия 26
3.2 Организация и осуществление государственного надзора в сфере
ведения охотничьего хозяйства 30
3.3 Правовые проблемы выявления должностными лицами органов
государственного надзора нарушения законодательства и привлечения к административной ответственности 39
3.4 Взаимодействие органов государственного надзора и органов
прокуратуры при проведении проверок соблюдения требований охотничьего законодательства 50
Заключение 59
Список использованной литературы и источников
Приложения
Охотничье хозяйство является важной отраслью народного хозяйства, поставляющей продукцию охоты и призванная сохранять и рационально использовать охотничьи ресурсы.
Важнейшим условием развития охотничьего хозяйства является сохранение ресурсного потенциала посредством применения государственных специфических подходов и методов управления их популяциями, сохранения мест их обитания. Браконьерство, всегда причинявшее большой урон охотничьему хозяйству, является существенным фактором, негативно влияющим на численность охотничьих ресурсов. Предупреждение и своевременное выявление нарушений и нарушителей имеют важное значение в деятельности по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием охотничьих ресурсов и арендных охотничьих хозяйств.
Государственный надзор (контроль) - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований в области охраны окружающей среды. С другой стороны, это деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного
самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Цель работы - провести анализ организации надзорно-контрольной деятельности в сфере ведения охотничьего хозяйства на территории Алтайского края.
Объектом исследования является контрольно - надзорная деятельность государственных органов в сфере ведения охотничьего хозяйства на территории Алтайского края.
Предметом исследования - организация и осуществление контрольно - надзорной деятельности в Алтайском крае.
Задачи:
1) Охарактеризовать правовые основы надзора и контроля в сфере ведения охотничьего хозяйства;
2) Определить особенности и правовые проблемы контроля в сфере ведения охотничьего хозяйства;
3) Определить порядок осуществления государственного надзора в сфере ведения охотничьего хозяйства;
4) Изучить правовые проблемы выявления должностными лицами органов государственного надзора нарушения законодательства и привлечения к административной ответственности;
5) Установить порядок и основания взаимодействия органов государственного надзора и органов прокуратуры при проведении проверок соблюдения требований охотничьего законодательства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные научные разработки могут представлять интерес для практической деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
Новизна работы заключается в том, что представлены и актуализированы сведения о проведении контрольно-надзорной деятельности в сфере ведения охотничьих хозяйств на территории Алтайского края в период с 2016 года по 2022 год.
В ходе выполнения исследования были использованы следующие методы: описательный, аналитический, системного анализа, сравнительно-правовой.
Важнейшим условием развития охотничьего хозяйства является сохранение ресурсного потенциала посредством применения государственных специфических подходов и методов управления их популяциями, сохранения мест их обитания. Браконьерство, всегда причинявшее большой урон охотничьему хозяйству, является существенным фактором, негативно влияющим на численность охотничьих ресурсов. Предупреждение и своевременное выявление нарушений и нарушителей имеют важное значение в деятельности по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием охотничьих ресурсов и арендных охотничьих хозяйств.
Государственный надзор (контроль) - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований в области охраны окружающей среды. С другой стороны, это деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного
самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Цель работы - провести анализ организации надзорно-контрольной деятельности в сфере ведения охотничьего хозяйства на территории Алтайского края.
Объектом исследования является контрольно - надзорная деятельность государственных органов в сфере ведения охотничьего хозяйства на территории Алтайского края.
Предметом исследования - организация и осуществление контрольно - надзорной деятельности в Алтайском крае.
Задачи:
1) Охарактеризовать правовые основы надзора и контроля в сфере ведения охотничьего хозяйства;
2) Определить особенности и правовые проблемы контроля в сфере ведения охотничьего хозяйства;
3) Определить порядок осуществления государственного надзора в сфере ведения охотничьего хозяйства;
4) Изучить правовые проблемы выявления должностными лицами органов государственного надзора нарушения законодательства и привлечения к административной ответственности;
5) Установить порядок и основания взаимодействия органов государственного надзора и органов прокуратуры при проведении проверок соблюдения требований охотничьего законодательства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные научные разработки могут представлять интерес для практической деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
Новизна работы заключается в том, что представлены и актуализированы сведения о проведении контрольно-надзорной деятельности в сфере ведения охотничьих хозяйств на территории Алтайского края в период с 2016 года по 2022 год.
В ходе выполнения исследования были использованы следующие методы: описательный, аналитический, системного анализа, сравнительно-правовой.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1. Понятие экологического контроля закреплено в ст. 1Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) ФЗ «Об охране окружающей среды». Это - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. Если надзорная деятельность осуществляется на уровне государства, то контрольная лишь на уровне субъекта хозяйственной и иной деятельности. Так, в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 24.07.2009 №209 - ФЗ (последняя редакция) «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» производственный охотничий контроль осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
2. К формам государственного контроля (надзора) отнесены:
проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка и постоянный государственный контроль (надзор). К методам государственного контроля (надзора) отнесены: мероприятия государственного контроля (надзора), состоящие из действий по проведению осмотра и досмотра, видеонаблюдения, по опросу, сбору и использованию информации (отчетности), получению объяснений, инвентаризации, экспертизе, в том числе отбору проб (образцов) продукции, веществ и материалов, истребованию документов (информации), изъятию (выемке) документов и иных действий.
3. Система правовой охраны животного мира и использования охотничьих ресурсов в Российской Федерации строится на основе Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (последняя редакция) «О животном мире». Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 №209 - ФЗ (последняя редакция) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений». Регулирование охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных уделено внимание в Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ (последняя редакция) «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 2, 22), а также в целом ряде подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня.
4. Организация и осуществление муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-(последняя редакция) ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения. Статья 8 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (последняя редакция) «О животном мире» (последняя редакция) устанавливает передачу отдельных государственных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств.
5. Целью проведения общественного экологического контроля является проверка соблюдения требований экологического законодательства органами государственной власти и местного самоуправления. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (ОЭК) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. В настоящее время осуществление общественного экологического контроля сталкивается сейчас с рядом трудностей, в том числе: отсутствием необходимого количества желающих заниматься общественным контролем; отсутствием четко регламентированного порядка осуществления общественного экологического контроля; недостаточным профессиональным уровнем общественного контроля и правовой неосведомленности общественных инспекторов.
6. Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации и специально уполномоченные государственные органы. На федеральном уровне вопросами управления в сфере охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных ведают следующие органы исполнительной власти: Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), в структуру которой входит Управление государственного геологического надзора, надзора в сфере особо охраняемых природных территорий и животного мира.
7. Организация и осуществление государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Задачами федерального государственного охотничьего надзора являются выявление, предупреждение и пресечение нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В рамках осуществления государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по следующим основаниям: наличие у надзорного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, поручение Президента Российской Федерации, требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, истечение срока исполнения решения надзорного органа об устранении выявленного нарушения.
8. Полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Алтайского края осуществляет Управление охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края. Особенностью охотничьего хозяйства Алтайского края является то, что в основном охотники специализируются на охоте на водоплавающую дичь, зайцев, медведя бурого и копытных животных. В 2016 году на территории Алтайского края вскрыто 1169 правонарушений, связанных с охотой, из них 54 материала по незаконной охоте, попадающих под признаки ст. 258 УК Российской Федерации, переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел. В 2019 году Государственными инспекторами в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира было выявлено более 870 правонарушений в области охоты (браконьерами добыто 87 копытных животных). В целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения их болезней, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания в 2021 году проведены мероприятия по регулированию численности охотничьих ресурсов. В 2021 году было выявлено 547 правонарушений в области охоты, из них 64 заявления о совершении преступлений, предусмотренных статьей 258 УК РФ (незаконная охота). К уголовной ответственности в 2021 году привлечено 32 человека. В ходе анализа данных было установлено, что все правонарушения совершены по ч.2 Ст. 8.37 КоАП РФ «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира».
9. Накопленная практика совместных действий свидетельствует о том, что хорошо отлаженное взаимодействие органов прокуратуры и органов контроля и надзора в сфере охраны животного мира позволяет: значительно пополнять информационную базу, содержащую данные о состоянии исполнения законодательства и мерах, предпринимаемых указанными органами по устранению и предупреждению правонарушений; действовать согласованно на стадии планирования и исполнения контрольных мероприятий, своевременно корректировать планы работы; избегать дублирования в работе (проведение проверок, внесение актов реагирования, осуществление профилактических мер и т. д.); повышать качество и эффективность надзорно-контрольных мероприятий (например, более полно устанавливать причины и условия, способствующие совершению правонарушений); повышать профессиональный уровень (в том числе овладение прокурорскими работниками необходимыми знаниями в области охраны животного мира, правовой культурой как необходимым условием достижения позитивных результатов их служебной деятельности); достигать большей открытости, доверительности между работниками органов прокуратуры и органов контроля и надзора с целью повышения эффективности их деятельности по укреплению законности и правового порядка в сфере охраны животного мира.
1. Понятие экологического контроля закреплено в ст. 1Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) ФЗ «Об охране окружающей среды». Это - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. Если надзорная деятельность осуществляется на уровне государства, то контрольная лишь на уровне субъекта хозяйственной и иной деятельности. Так, в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 24.07.2009 №209 - ФЗ (последняя редакция) «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» производственный охотничий контроль осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
2. К формам государственного контроля (надзора) отнесены:
проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка и постоянный государственный контроль (надзор). К методам государственного контроля (надзора) отнесены: мероприятия государственного контроля (надзора), состоящие из действий по проведению осмотра и досмотра, видеонаблюдения, по опросу, сбору и использованию информации (отчетности), получению объяснений, инвентаризации, экспертизе, в том числе отбору проб (образцов) продукции, веществ и материалов, истребованию документов (информации), изъятию (выемке) документов и иных действий.
3. Система правовой охраны животного мира и использования охотничьих ресурсов в Российской Федерации строится на основе Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (последняя редакция) «О животном мире». Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 №209 - ФЗ (последняя редакция) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений». Регулирование охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных уделено внимание в Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ (последняя редакция) «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 2, 22), а также в целом ряде подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня.
4. Организация и осуществление муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-(последняя редакция) ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения. Статья 8 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (последняя редакция) «О животном мире» (последняя редакция) устанавливает передачу отдельных государственных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств.
5. Целью проведения общественного экологического контроля является проверка соблюдения требований экологического законодательства органами государственной власти и местного самоуправления. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (ОЭК) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. В настоящее время осуществление общественного экологического контроля сталкивается сейчас с рядом трудностей, в том числе: отсутствием необходимого количества желающих заниматься общественным контролем; отсутствием четко регламентированного порядка осуществления общественного экологического контроля; недостаточным профессиональным уровнем общественного контроля и правовой неосведомленности общественных инспекторов.
6. Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации и специально уполномоченные государственные органы. На федеральном уровне вопросами управления в сфере охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных ведают следующие органы исполнительной власти: Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), в структуру которой входит Управление государственного геологического надзора, надзора в сфере особо охраняемых природных территорий и животного мира.
7. Организация и осуществление государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Задачами федерального государственного охотничьего надзора являются выявление, предупреждение и пресечение нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В рамках осуществления государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по следующим основаниям: наличие у надзорного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, поручение Президента Российской Федерации, требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, истечение срока исполнения решения надзорного органа об устранении выявленного нарушения.
8. Полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Алтайского края осуществляет Управление охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края. Особенностью охотничьего хозяйства Алтайского края является то, что в основном охотники специализируются на охоте на водоплавающую дичь, зайцев, медведя бурого и копытных животных. В 2016 году на территории Алтайского края вскрыто 1169 правонарушений, связанных с охотой, из них 54 материала по незаконной охоте, попадающих под признаки ст. 258 УК Российской Федерации, переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел. В 2019 году Государственными инспекторами в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира было выявлено более 870 правонарушений в области охоты (браконьерами добыто 87 копытных животных). В целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения их болезней, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания в 2021 году проведены мероприятия по регулированию численности охотничьих ресурсов. В 2021 году было выявлено 547 правонарушений в области охоты, из них 64 заявления о совершении преступлений, предусмотренных статьей 258 УК РФ (незаконная охота). К уголовной ответственности в 2021 году привлечено 32 человека. В ходе анализа данных было установлено, что все правонарушения совершены по ч.2 Ст. 8.37 КоАП РФ «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира».
9. Накопленная практика совместных действий свидетельствует о том, что хорошо отлаженное взаимодействие органов прокуратуры и органов контроля и надзора в сфере охраны животного мира позволяет: значительно пополнять информационную базу, содержащую данные о состоянии исполнения законодательства и мерах, предпринимаемых указанными органами по устранению и предупреждению правонарушений; действовать согласованно на стадии планирования и исполнения контрольных мероприятий, своевременно корректировать планы работы; избегать дублирования в работе (проведение проверок, внесение актов реагирования, осуществление профилактических мер и т. д.); повышать качество и эффективность надзорно-контрольных мероприятий (например, более полно устанавливать причины и условия, способствующие совершению правонарушений); повышать профессиональный уровень (в том числе овладение прокурорскими работниками необходимыми знаниями в области охраны животного мира, правовой культурой как необходимым условием достижения позитивных результатов их служебной деятельности); достигать большей открытости, доверительности между работниками органов прокуратуры и органов контроля и надзора с целью повышения эффективности их деятельности по укреплению законности и правового порядка в сфере охраны животного мира.
Подобные работы
- Прокурорский надзор в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Разрешительные процедуры в предпринимательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Прокурорский надзор в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016



