Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЦ С РАЗНЫМ ТИПОМ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Работа №88050

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2013
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ подходов к исследованию мотивации личности и ее субъектной регуляции.
1.1. Теоретические подходы изучения мотивации и мотивов человека 7
1.2. Производные и потребительские мотивы 26
1.3. Теория осознанной саморегуляции деятельности как основа субъектной
регуляции 45
1.3.1. Личностно-типологические особенности субъектной регуляции 51
Выводы по главе 1 70
Глава 2. Эмпирическое исследование структуры профессиональной мотивации лиц с разными типами субъектной регуляции
2.1. Организация эмпирического исследования 72
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 73
Выводы по главе 2 84
Заключение 89
Список литературы 90
Приложения

В нашем современном мире все боле значимой становится роль каждого человека, так как от уровня развития его способностей и активности, самостоятельности зависит повышение трудоспособности, его жизненного уровня, а также экономическое развитие той сфере деятельности, где человек находится. Изучение социальных и психологических механизмов субъектной регуляции, их закономерности и проявления в поведении и деятельности человека.
Актуальность исследования активности человека с позиции личностных особенностей его субъектной регуляции, закономерностей и условий их проявления и функционирования является одной из важнейших задач психологии. Особую роль в становлении современных представлений о саморегуляции сыграл системный подход, в рамках которого подчеркивается необходимость ее изучения как процесса, имеющего многоуровневую детерминацию [24,с.85].
Проблема психической субъектной регуляции является одной из глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Ее исследование открывает большие, во многом специфические, нетрадиционные возможности для понимания и содержательного объяснения общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности (деятельности, поведения, общения), для определения условий успешного психического развития субъекта, для понимания феномена общего уровня субъектного развития человека.
Если рассматривать исследования субъектной регуляции деятельности и его личностных особенностей с позиции науки такой феномен как «автономность-зависимость» открывает нам новый уровень изучения проблем психической регуляции деятельности, ее роль и место в активности личности. В последние годы исследованию субъектной регуляции уделяют достаточно большое внимание отечественные исследователи (О.А. Конопкин, Г.С. Прыгин, А.К. Осницкий и др.).
Несмотря на большое количество самостоятельных исследований структуры личности и закономерностей регуляции поведения, все ещё отсутствуют ясные, убедительные и однозначные представления об их влиянии друг на друга. Существует достаточно много подходов в понимании личности, как в зарубежной (Р. Кеттелл, Г. Олпорт, А. Маслоу и др.) [42,с.200], так и в отечественной (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) психологии.
Исследования личностных аспектов саморегуляции связана с развитием субъектного или субъектно-деятельностного подхода, когда в психологию вернулось понимание, что деятельность и активность человека не могут быть бессубъектными и безличностными. Основными характеристиками субъектной активности являются: ее творческий характер, способность изменять окружающий мир (активность) и, что особенно важно в контексте данной статьи, способность к самостоятельности, саморегуляци и самоорганизации (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К. А. Абульханова- Славская, А.В. Брушлинский и др.) [2,с.40].
Для эффективного управления процессами целенаправленного психического развития личности требуется знание особенностей механизмов субъектной регуляции, закономерностей проявления ее личностно-типологических особенностей в деятельности человека.
Объект исследования: лица, занимающиеся разными видами трудовой деятельности.
Предмет исследования: мотивационная сфера и типы субъектной регуляции.
Цель: выявить особенности мотивационной сферы лиц с автономным и зависимым типом субъектной регуляции.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по типам субъектной регуляции автономные и зависимые.
2. Эмпирически выявить особенности эмоциональности сферы у лиц разным типом субъектной регуляции.
3. Провести сравнительный психологический анализ результатов.
Гипотеза: у субъектов с автономным типом субъектной регуляции, структура профессиональной мотивации имеет целостный характер (связи более сильные и их больше), в отличие от субъектов зависимого типа.
Исследование проводилась в период февраль-март 2013 года в г. Елабуга.
Для решения поставленных задач были использованы следующие диагностические методики:
1. Опросник «автономности-зависимости» для юношеского возраста и взрослых Прыгина Г.С.
2. Диагностика мотивационной структуры личности Мильмана В.Э
Методы исследования: В эмпирическом исследовании для расчета данных использовался коэффициент корреляции рангов Спирмена и t- критерий Стьюдента.
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что зная свой тип субъектной регуляции и особенности мотивационной сферы человек может правильно и своевременно выполнять свои профессиональные обязанности, а также полученные данные важны для кадровой службы чтобы эффективно использовать человеческие ресурсы на рабочем месте для развития предприятия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая информацию, полученную в ходе проведения теоретического и эмпирического исследования, можно сделать заключения:
1) Существует множество определений о понятии мотивов, выдвинуты различные теоретические подходы в изучении мотивации и мотивов человека, что говорит о сложности, как в возникновении, так и в изучении.
2) Рассмотренные теоретические основы осознанной целенаправленной
саморегуляции О.А Конопкина, позволяет нам говорить о том, процесс сознанной целенаправленной саморегуляции имеет сложную функциональную структуру образования.
3) При включении личности в деятельность происходит создание особого пространства в котором идет преобразование личностных свойств и избранных им условия и требований деятельности, в которых проявляется личностно- типологические особенности субъектной регуляции.
4) При проведении эмпирического исследования выдвинутая гипотеза: у субъектов с автономным типом субъектной регуляции, структура профессиональной мотивации имеет целостный характер (связи более сильные и их больше), в отличие от субъектов зависимого типа была доказана.



1. Абульханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии //
Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского.-М.: Изд-во «Институт
психологии РАН», 1997. -576с.
2. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в
психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические философские, социокультурные аспекты. - М.:
Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.-224с.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева.-М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-384с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.-Т. 2.-М.: Педагогика, 1980.-287с.
5. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы.-М.: Наука, 1978.-400с.
6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка.-М., 1979.-150с.
7. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.-М.: Наука, 1978.-312с.
8. Бодалев А.А, В.В. Столина Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина.-М.,2000.-440с.
9. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3.-СПб.: Изд-во ЛГУ, 1981.¬329с.
10. Гройсман А.Л., Мильман В.Э. Методы психогигиенических
воздействий при психической дезадаптации у студентов высших учебных заведений.- “Современные формы и методы организации психогигиенической и психо- профилактической работы.-Л. 1986- 280с.
11. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М. “Политиздат”, 1978.-272с.
12.Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика.-М.: Наука, 1977.-288с.
13. Ильин Е.Мотивация и мотивы / Е. Ильин. — СПб.: Питер, 2003.-502с.
14. Климов Е.А., Левиева С.Н. Человек и профессия. Л-д, 1975.-159с.
15. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.-Казань: Изд-во Казан. ут-та, 1969.-214с.
16. Конопкин О.А., Степанский В.И. Обратная связь и критерий успеха как факторы саморегуляции скорости реагирования // Всесоюз. науч. сессии, посвящ. Дню радио: Тез. докл.-М., 1973.
17. Конопкин О.А. О психологическом аспекте самопрограммирования трудовой деятельности // Соотношение биологического и социального в человеке.-М., 1975.-275с.
18. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.- М.: Наука, 1980.-325с.
19. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал.-1982.-№ 3.
20. Левитов Н.Д. Психология характера.-М., 1969.-424с.
21. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. "XYIII
Международный психологический конгресс." Тезисы сообщений.
т.11, с. 25. М. 1966.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Политиздат, 1975.-304с.
23. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении
европейских, российских и американских традиций.-2-е изд., перераб.- М.: Смысл, 2000.-532с.
24. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-174с.
25. Маркс К. Капитал. - Соч. т. 23.
26. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. - Соч. т.42.
27. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента.-М., 1964.-Том 3.
28. Мильман В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности. - "Вопросы психологии", 1982, № 3
29. Мильман В.Э. Мотивационный профиль личности - "Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции", М. МГУ, 1990, с.150.
30. Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивации.^ Психологич. ж-л", 1988, № 3.
31.Обуховский К. Психология влечений человека. М. 1972.-248с.
32. Прыгин Г.С. Критерий эффективности саморегуляции, как основа для построения регуляторной теории личности // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика.-Т. 3.-Ярославль, 2000.
33. Прыгин Г.С ,Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. - 408 с
34. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М. 1978.-250с.
35. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика, 1973.-424с.
36. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания
неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии.-1981.-№ 6.-165с.
37. Столин В.В. Самосознание личности.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.¬286с.
38. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М. 1966.-458с.
39. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций". М.МГУ. 1980.-456с.
40. Фромм Э. Иметь или быть? М. 1990.-140с.
41. Хекхаузен Ф. Мотивация и деятельность. М. “Педагогика”, 1986.-860с.
42. Хьелл, Д., Зиглер, Д. Теории личности - М.1997. - 606с.
43. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применения).-СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-402с.
44. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебн. пособие.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Изд. Корпорац. «Логос», 1996.-320с.
45. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности. -
"Психология личности. Тексты.". М.МГУ. 1982.
46. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М. “Наука”,
1978.-378с.
47. Allport G. Pattern and growth in personality. N-Y. 1964.
48. Vroom V. Work and motivation. N-Y, 1964.
49. Maslow A. Motivation and personality. N-Y. 1952.
50. МсС1е11аЫ D. Personality. N-Y, 1951.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ