ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАРЬЕРНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 6
1.1 Исследования феномена «психологической готовности» 6
1.2 Основные подходы к исследованию карьеры в психологии 14
1.3 Особенности карьерной готовности студентов вузов имеющих
среднее профессиональное образование 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАРЬЕРНОЙ
ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 32
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Период обучения и первые годы работы - это важнейший этап становления специалиста, определяющий его профессиональные интересы, карьерные планы, позиции и стремления.
Многие отечественные и зарубежные ученые занимались и продолжают заниматься исследованиями профессиональной карьеры, среди них: Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Ю.Д.Красовский, И.В. Митюкова, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, В.Д. Шадриков, А. Бандура и другие. На современном этапе разработки проблемы диагностики, планирования и управления карьерой специалистов наметилась тенденция выхода на изучение более ранних стадий карьерного развития, в частности на обучение в вузе - как начального ее этапа. В связи с этим актуальным становится вопрос готовности к карьере выпускников, которая является залогом ее успешного планирования и построения. Изучением проблемы готовности к деятельности занимались Б.Г. Ананьев, Л.И. Бершедова, Ю.К. Васильев, Н.И. Гуткина, А.Х. Ковалев, Н.Д. Левитов, И.П. Петров, Ю.П. Поваренков, Е.Ф. Райский, Л.Б. Садовникова, Р.Д. Санжаева, В.В. Сериков, А.В. Сухарев, В.Д. Шадриков, но до настоящего времени она остается в числе приоритетных направлений исследований в психологии, обнаруживая все больший спектр вопросов, нуждающихся в изучении. Одним из таких вопросов является карьерная готовность, ее детерминанты, динамика и возможность прогнозирования. В связи с этим актуальными становятся исследования готовности к карьере, которая является залогом ее успешного планирования и построения.
Одной из приоритетных задач кадровой службы является создание
краткосрочной системы анализа качеств выпускника специалиста, позволяющих оценить его карьерный потенциал, выстроить систему мотивации труда и создать благоприятные условия для удовлетворения его карьерой.
Потенциальные личностные и организационные способности выпускников можно рассмотреть через категорию карьерная готовность.
Объект исследования: студенты ВУЗа, имеющие среднее профессиональное образование.
Предмет исследования: исследование карьерной готовности студентов ВУЗа, имеющих базовое среднее профессиональное образование.
Цель данной работы является исследование карьерной готовности студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование.
Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме карьерной готовности.
2. Организовать эмпирическое исследование компонентов карьерной готовности студентов имеющих среднее профессиональное образование.
3. Провести сравнительный анализ карьерной готовности студентов имеющих среднее профессиональное образование и общее среднее образование.
Гипотеза исследования: карьерная готовность студентов вуза имеющих среднее профессиональное образование сформирована, в отличие от студентов, имеющих только общее среднее образование.
Методологическими основами настоящего исследования являются работы C.JI. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева в рамках субъектно-деятельностного подхода, диспозиционная концепция, представленная в работах В.А. Ядова, О.С. Советовой, психологической готовности к деятельности в работах С.С. Ильина, JI.A. Кандыбович, исследования феномена карьеры в трудах отечественных авторов и работах зарубежных ученых, это работы С.В. Рудаковой, A.M. Шевелевой, Д. Сьюпера, Э. Шейна.
Исходя из целей и задач исследования, были определены контрольная и экспериментальная выборки.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, методы математической статистики.
Методики исследования: методика изучения потребности достижения (ПД), разработанная Ю.М. Орловым; шкала субъективного благополучия (ШСБ), адаптированная М.В. Соколовой; методика изучения карьерных ориентаций («Якоря карьеры») Э. Шейна.
База исследования: филиал КФУ в г. Елабуга.
Теоретическая значимость заключается в рассмотрении основных понятий карьерной готовности, обобщении и систематизации научных знаний и эмпирических исследований, изучающих карьерную готовность и психологическую готовность.
Практическая значимость: результаты эмпирического исследования могут быть использованы в различных сферах жизни человека, в рамках профессионального самоопределения в работе психолога-педагога со студентами, в психологии управления менеджером по персоналу, в семейной консультировании и в других смежных науках.
Полученные результаты эмпирического исследования апробированы на международной студенческой электронно-научной конференции «Студенческий научный форум - 2012» и «Студенческий научный форум - 2013», организованные РАЕ г. Москва (Российской академией естествознания), на республиканском конкурсе «Педагогический олимп - 2013» (г. Елабуга, апрель 2013 г.), в рамках Итоговой научной конференции студентов КФУ (г. Елабуга, апрель 2012 г., 2013 г.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, заключения, приложения.
Обобщение результатов проведенного теоретического анализа и эмпирического обоснования психологической структуры карьерной готовности выпускника позволило сформулировать следующие выводы:
1) Психологическая структура карьерной готовности, представлена эмоциональной, мотивационной и когнитивной составляющими.
2) Изучены основные понятия карьерной готовности- готовность, психологическая готовность, аттитюд, диспозиция, установка, настрой.
3) Рассмотрены научные подходы, изучающие карьерную готовность - личностный подход, функциональный подход и другие.
4) Система диагностики составляющих психологической структуры карьерной готовности позволяет определять и прогнозировать адаптивность выпускников вузов, оценивать перспективность и качество их карьерного развития.
5) Проведено эмпирическое исследование. Было выявлено, что студенты, имеющие базовое среднее профессиональное образование, характеризуются низкой изменчивостью настроения и слабой напряженностью, чувствительностью в течение рабочего дня, при построении карьеры ориентируются на стабильность работы, на реализацию желания служить человечеству, и чтобы их работа давала возможность равное внимание уделять как карьере, семье, так и себе. Студенты, имеющие базовое среднее школьное образование, обладают низкой изменчивостью настроения, положительной оценкой здоровья и слабой напряженностью, чувствительностью. А так же не всегда стремятся к реализации поставленной цели, удовлетворены своими достигнутыми результатами. Но при повышении у студентов, имеющих только среднее школьное образование, самооценки, увеличивается активность и нацеленность на достижения. Потребность в достижении превратится в таком случае в личностное свойство, установку.
Результаты исследования подтверждают, что у студентов, имеющих базовое среднее профессиональное образование, характеризуется взаимосвязью трех основных компонентов (выделенных в теоретической части) познавательного, эмоционального и мотивационного. То есть у студентов увеличение мотивации достижения способствует стремлению к новым вершинам карьеры, снижению переживания, самостоятельному решению проблем.
А у студентов, имеющих базовое среднее школьное образование, не наблюдается взаимосвязь между двумя основными компонентами карьерной готовности (выделенных в теоретической части) познавательного и эмоционального. То есть у студентов увеличение мотивации достижения способствует стремлению к новым вершинам карьеры, но при этом увеличивается переживание и внутреннее беспокойство за предстоящую деятельность.
Таким образом, гипотезы нашли свое подтверждение.
Перспективу дальнейших исследований мы видим в необходимости дальнейшего теоретического осмысления и изучения предложенного интегрального понятия «карьерной готовности» выпускника вуза.
Результаты исследования целесообразно использовать в рамках психологии управления, а также в смежных науках.
1. Абдуллина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / Высшее образование в России. - 1993. - с. 23-24.
2. Барабанова, В.В., Зеленова, М.Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения / Психологическая наука и образование, 2002. - №2. - с. 12-23.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2001. - 352 с.
4. Бойко, Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества / Социологические исследования,
2002. - №3. - с. 40-48.
5. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. -М.: ЧеРо, 2005.
- с. 70 - 81.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. - 668 с.
7. Брылева, Л.И. Проблемы самореализационной парадигмы /
Психологический институт РАО: материалы симпозиума. - М.:
Академия, 2002. - №1.
8. Вильданова, Ф.З. Образовательное пространство как источник самореализации личности студента / Прикладная психология. - 2002. - №5-6. - С. 7-14.
9. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Прайм-Еврознак, 1986. - 206 с.
10. Воланец М.В. Профессиональная адаптация молодёжи. / Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1987. С. 117-120.
11. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000 - 244 с.
12. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - 682 с.
13. Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. - М.: изд. РАГС, 1995.-208 с.
14. Джанерьян С.Т. Карьера личности и ее профессия // Социальная психология в вопросах и ответах: Уч. пособие / отв. ред. В.А. Лабунская М.: Гардарики, 1999. - С. 339-358.
15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы
готовности к деятельности. - Минск: БГУ, 1976. - 284 с.
16. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы:
особенности деятельности студентов и преподавателей. - Мн.: Изд-во БГУ, 1993. - 380 с.
17. Забродин Ю.М. Очерки теории психологической регуляции
поведения. - М.: ЮНИТИ, 1997 -192 с.
18. Климов Е.А. Психология профессионала, - М.: изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-400 с.
19. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Уч. пособ. - М.: Изд-во Московского ун-та: Академия, 2004. - 450 с.
20. Костюкова, С.В. Профессиональное самоопределение молодежи / Профессиональное образование. - М., 2001. - №2. - С. 67-75.
21. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1993. - 420 с.
22. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. - М.: МЭИ, 1985.-230 с.
23. Левин, К. Уровень притязаний / Психология личности: тексты. /МГУ. - М., 1982. - С. 86-92.
24. Леонтьев, Д.А., Шелобанова, Е.В. Профессиональное
самоопределение как построение образов возможного будущего./ Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 34-42.
25. Лешин, В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов / Вопросы психологии. - 2006. - №8. - С. 100¬
111.
26. Маслоу А. Мотивация и личность, гл. 11, СПб., 1999.
27. Могилёвкин Е.А. Психолого-акмеологическая концепция карьеры профессионала. Монография. Владивосток: изд. ВГУЭС, 2005.- 266 с.
28. Могилевкин Е.А., Богдан Н.Н. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза // Управление персоналом, -2004- № 13. - С. 18-21.
29. Морозова, И.В. Самореализуется ли личность сегодня? / Прикладная психология. - М., 2000. - №2. - С. 30-38.
30. Нерсесян Л.С., Пушкин В.Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии.-1989- №5. - С.60-68.
31. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М., 1993. - 3060 с.
32. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия
«Психологическая энциклопедия». - Санкт-Петербург: Прайм-
ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
33. Рудакова С.В. Личностные детерминанты карьерных планов
предпринимателей: диск.псх.н., 19.00.01. Ростов-на-Дону, 2003. - 182с.
34. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. - СПб.,
2003. - 224 с.
35. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 682 с.
36. Социальная психология/ под. ред. А.Л. Журавлева. - М.: персэ, 2002.
37. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 183с.
38. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога . - М.: АСТ, Харьков: Торсинг, 2005. - 734 с.
39. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / отв. ред. К.А. Абульханова-Славская. — М.: изд. «Наука», 1982. — 185 с.
40. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
41. Ядов В.А., Магун В.С. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под. ред. В.А. Ядова- Л.: Наука, 1990, 264 с
42. .Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.: Академия, 1994. - 406 с.