Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В РАННЕЙ НОВЕЛЛИСТИКЕ Л. Н. ТОЛСТОГО

Работа №88038

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы57
Год сдачи2013
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАНРА РАССКАЗА В ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1 Развитие жанра «рассказ» в русской литературе XIX веке 6
1.2 Вклад Л. Н. Толстого в развитие малых жанров 9
ВЫВОДЫ 17
ГЛАВА 2. ПЕЙЗАЖ В РАННИХ РАССКАЗАХ Л. Н. ТОЛСТОГО 19
2.1Роль пейзажа в русской литературе 19
2.2 Виды и функции пейзажей в военных рассказах «Набег» (1852),
«Рубка леса» (1855) 23
2.3 Специфика пейзажей в рассказах «Метель» (1856), «Люцерн» (1857),
«Три смерти»(1858) 29
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРИМЕЧАНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Изучение предметного мира произведения, в который, наряду с интерьером и бытовыми реалиями, входит пейзаж, - одна из актуальнейших и недостаточно разработанных проблем в анализе художественного текста. Пейзаж - изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода автора.
Исследователи указывают на философско-эстетическую содержательность элементов предметного мира, в том числе и пейзажа, в художественном произведении. В современном литературоведении пейзажное мастерство изучается в аспекте его сложных связей с мировоззрением и эстетической позицией писателя, то есть в аспекте концептуально-эстетических функций картин природы в художественной литературе.
От авторской позиции зависит смысл, вкладываемый в картины природы, их взаимосвязь с другими компонентами художественного произведения, а, следовательно, и языковые средства, используемые для описания природы и включения пейзажа в систему текста.
Материалом для анализа являются пейзажные описания в рассказах Л. Н. Толстого. Такой выбор обусловлен, прежде всего, признанием исследователями мастерства этого писателя в области создания словесных пейзажей. В творчестве Толстого получил развитие реалистический метод изображения действительности.
Актуальность состоит в том, что у современного читателя возникает потребность вновь перечитать классику, исследованную далеко не полно. Она открывается сейчас по-иному, в результате обращения современного литературоведения к духовным пластам культуры, к религиозным и нравственным исканиям русских писателей. Как и речь героев, портретные характеристики, пейзаж помогает более полно воссоздавать художественный образ. Подобный анализ позволяет по-новому взглянуть на мир классических произведений.
Выбор для изучения пейзажных описаний именно в жанре рассказа обусловлен рядом причин. Во-первых, этот жанр имеет особое место в творчестве писателя: творчество Л. Н. Толстого, в частности, значительный пласт произведений малой эпической формы, до сих пор остается исследованным не в полной мере. Во-вторых, рассказ - небольшое по объему произведение, что позволяет вести его целостный анализ.
Научная новизна ВКР определяется системным анализом видов и функций пейзажных образов в ранней новеллистике Л. Н. Толстого.
Цель нашего исследования заключается в выявлении особенностей функционирования пейзажа в художественной прозе Л. Н. Толстого, что влечет за собой решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие «литературный пейзаж»;
2) выявить элементы текста, включающие природные описания;
3) проанализировать характерологическую функцию природного описания;
4) выявить индивидуальность авторского стиля писателя.
Объектом исследования являются произведения Л. Н. Толстого малой эпической формы, созданные автором на раннем этапе творчества: «Набег» (1852), «Рубка леса» (1855), «Метель» (1856), «Люцерн» (1857), «Три смерти» (1858).
Предметом исследования явились отдельные описания окружающего пространства, а именно картины живой природы в разнообразных временных, сезонных и погодных состояниях, эстетические функции, выполняемые природой в названных произведениях, характерологические свойства пейзажа.
Основным методом для своего исследования мы избрали герменевтико-интерпретационный, но по мере необходимости мы обращались еще и к методу описательной поэтики.
Теоретической основой работы явились исследования отечественных литературоведов, разрабатывавших тему природы в русской литературе: Б. Е. Галанова, Т. Я. Гринфельд, JI. B. Гурленовой, Н. В. Кожуховской, С. А. Липина, В. А. Никольского, К. В. Пигарева, И. Рудзевич, В. А. Смирновой, В. Е. Хализева, М. Н. Эпштейна.
Научно-практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы ВКР могут быть использованы в типологических исследованиях; в системных анализах; в соответствующих разделах теории литературы, могут найти практическое применение как в вузовском (лекционные курсы, спецкурсы, семинары), так и в школьном преподавании литературы.
Решением данных задач определяется структура выпускного квалификационного исследования. ВКР состоит из Введения, двух глав, Заключения, Примечания, Библиографии.
Апробация работы. Статья «Функции и виды пейзажей в ранней новеллистике Л. Н. Толстого» опубликована в сборнике трудов IX международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Москва, 2013).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пейзаж - это изображение природы, выполняющее в произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя. Чаще всего это - вид, описание видимого мира. Создавая картины природы, писатели соотносят их с человеческими интересами, порывами, надеждами, раздумьями, стремлениями. Описания природы позволяют автору переходить от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи.
Пейзаж в литературе занял прочное место, и его изображение становится обязательным.
Изображение природы играет важную роль в художественном произведении. Оно становится неотъемлемым элементом ранних рассказов Л. Н. Толстого. Природа рисуется в тесной связи с внутренней и внешней жизнью человека. Картины природы в произведениях, как правило, отличаются точностью и реализмом.
В ранних рассказах встречаются следующие виды пейзажей: лирический («Три смерти», «Метель»), сельский («Люцерн»), городской («Люцерн»), циклический, который имеет разновидности: утренний («Три смерти», («Набег»), вечерний («Люцерн», «Набег»), ночной («Рубка леса»), космический («Метель», «Набег»), динамический («Три смерти»), статический («Три смерти»).
Описания природы выполняют различные функции.
Во-первых, они обозначают место и время действия («Три смерти», «Метель», «Люцерн»). Благодаря пейзажу читатель легко может представить себе, где и когда происходит действие. Пейзаж обозначает время года или время суток, его смену в ходе сюжета («Метель», «Набег», «Люцерн», «Рубка леса», «Три смерти»).
Во-вторых, пейзажи выполняют психологическую функцию («Три смерти», «Метель», «Рубка леса»). Эта функция наиболее частая в произведениях, пейзаж оказывается средством раскрытия характера героя. Явления природы могут предвещать те или иные события в жизни персонажа, создавать определенное настроение.
Часто пейзаж, данный через восприятие героя, раскрывает какую-то сторону его характера или указывает на его психологическое состояние.
В-третьих, пейзаж - форма «присутствия» автора. Через пейзаж может быть выражено авторское отношение к изображаемому («Три смерти»).
В-четвертых, описания природы выполняют символическую функцию («Три смерти», «Метель», «Набег»). В структуру ранних рассказов, например, введены символические образы луны, лягушки (образы смерти), описание пейзажей в разное время суток.
В-пятых, моделирующая функция, т.е. вводятся три основные координаты мира: время, пространство, субъект («Три смерти»).
В-шестых, пейзаж выполняет фоновую функцию, которая предшествует основным событиям («Люцерн»).
Пейзажи, данные Толстым в рассказах, относятся к философскому типу («Люцерн», «Три смерти», «Рубка леса», «Набег»). В центре философии этого пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде - среды к человеку. Точнее, это философско-символический пейзаж. Толстой- художник, желая ответить на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляет вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни. Философия и эстетика пейзажа лежит в основе его поэтики, живописных средств.
Изображение природы в художественном тексте не является случайным, оно взаимодействует с другими видами описания предметного мира, с изображением персонажей, их внутреннего состояния и тесно связано с художественным смыслом текста, с его семантико-стилистической структурой в целом.
Писательское своеобразие Л. Н. Толстого определяется ощущением неразрывной связи личности с окружающим миром. Толстого привлекают тайны человеческой души; с точки зрения внутреннего мира отдельного человека писатель решает проблемы бытия. Классик смотрит на своего героя со стороны и изнутри. Изображение природы позволяет Толстому более полно изобразить героя, его чувства.



1. Апенко Е. М. Степь в произведениях американских и русских романтиков // Вестник СПбГУ. - Сер.2. - 2001. - Вып. 3. - С. 94-103.
2. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Репринт. изд. 1869 г. -1994. -Т. 3. - 300 с.
3. Бабаев Э. Г. Очерки эстетики и творчества Л. Н. Толстого. - М., 1981. - 198 с.
4. Бармин A. B. Своеобразие пейзажа в эпопее XX века // Филологические науки. - 1970. - №4. - С. 16-27.
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет Текст. / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит-ра, 1975. - 502 с.
6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 444с.
7. Белецкий А. И. Изображение живой и мёртвой природы / Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. - М.: Просвещение, 1964. - С. 193-233.
8. Введение в литературоведение / под редакцией Л. В.Чернец. - М.: Просвещение, 1999. - 337 с.
9. Галанов Б. Е. Живопись словом. Человек. Пейзаж. Вещь. - М.: «Советский писатель», 1972. - 184с.
10. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. - Л., 1977. - 443 с.
11. Гречнев В. Я. Русский рассказ конца XIX-нач. ХХ в. - Л., 1979. - 208 с.
12. Гурленова Л. В. Чувство природы в русской литературе 1920-1930-х годов. - Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского ун-та, 1998. - 180 с.
13. Дмитриевская Л. Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус). - М., 2005. - 204 с.
14. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды. - Л.: Наука, 1977. - 407с.
15. Ищук Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем. - М., 1984. - 278 с.
16. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента. - М.: Новая школа, 1997. - 148 с.
17. Кожевников, В. М., Николаев, П. А. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Инфо-Пресс, 2000. - 811 с.
18. Луценко Р. С. Лингвокультурные основы работы над текстом художественного произведения (на примере реализации концепта «пейзаж» в английской литературе XIX-XX веков) // Интеграция образования: научно-методический журнал / редкол.: Н.П. Макаркин (гл. ред.) [и др.]. - № 3 (44) (июль-сентябрь). - 2006. - с.45-52.
19. Лотман Ю. Руссо и русская культура ХУШ - начала Х!Х века // Руссо Жан Жак Трактаты. - М., 1969. - 471 с.
20. Максимов А. Н. Художественный текст - понятие, сущность, функциональная нагрузка. - М.: Литера, 2005. - 320 с.
21. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. - М.: Республика, 1995. - 460 с.
22. Минералов Ю. И. История русской литературы 19 века (40-60-е годы): Учеб. пособие. - М.: Высш.шк., 2003. - 367 с.
23. Мышковская Л. М. Мастерство Л. Н. Толстого. - М.: Сов. писатель, 1968. - 433 с.
24. Никольский В. А. Природа и человек в русской литературе XIX века (50-60-е годы). - Калинин: изд-во Калининского ун-та, 1973. - 164 с.
25. Опарина М. В. Теория классического литературного текста. - М.: Олма- пресс, 2005. - 329 с.
26. Опарина М. В. Теория художественного текста. - М.: Смарт, 2006. - 364 с.
27. Переверзев В. Ф. У истоков русского реализма. - М.: Современник, 1989. - 752 с.
28. Петровицкая И. В. Новые материалы Л.Н. Толстого и о Толстом. - М., 2004. - 146 с.
29. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство: Очерки о русском национальном пейзаже середины ХХХ века. - М.: Наука, 1972. - 121 с.
30. Рябова В. Н. пейзажная единица текста: семантика, грамматическая форма, функция (на материале произведений А.П. Чехова) Автореф. дис. канд. филол. наук. - Тамбов, 2002. - 25с.
31. Сливицкая О. В. Художественный мир Л.Н. Толстого. - М., 1998. - 257 с.
32. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974. - 739 с.
33. Советский Энциклопедический словарь. - М.: Советская Энциклопедия, 1985. - 1600 с.
34. Тихомиров С. В. Творчество как исповедь бессознательного. Чехов и другие. - М., 2002. - 281 с.
35. Толова Г. Н. Пейзаж в литературе и искусстве / Пейзаж в литературе и живописи. - Пермь: Издательство Пермского Государственного Педагогического Института, 1993, С. 3-10.
36. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1980. - Т. 2. - 404 с.
37. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1980. - Т. 3. - 462 с.
38. Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. - СПб., 2004. - 375 с.
39. Хализев В. Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - С. 398.
40. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. - М.: Худ. лит., 1978. - 578 с.
41.Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Система пейзажных образов в русской поэзии. - М.: Высш. шк., 1990. - 231 с.
42. Эпштейн М. Слово и молчание: Метафизика русской литературы. - М.: Высш. шк., 2006. - 560 с.
43. Эпштейн М. Стихи и стихии. Природа в русской поэзии XVIII - XX веков. Самара: БАХРАХ-М, 2007. - 352 с.
44.Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 446 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ