ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В РАННЕЙ НОВЕЛЛИСТИКЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАНРА РАССКАЗА В ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1 Развитие жанра «рассказ» в русской литературе XIX веке 6
1.2 Вклад Л. Н. Толстого в развитие малых жанров 9
ВЫВОДЫ 17
ГЛАВА 2. ПЕЙЗАЖ В РАННИХ РАССКАЗАХ Л. Н. ТОЛСТОГО 19
2.1Роль пейзажа в русской литературе 19
2.2 Виды и функции пейзажей в военных рассказах «Набег» (1852),
«Рубка леса» (1855) 23
2.3 Специфика пейзажей в рассказах «Метель» (1856), «Люцерн» (1857),
«Три смерти»(1858) 29
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРИМЕЧАНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАНРА РАССКАЗА В ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1 Развитие жанра «рассказ» в русской литературе XIX веке 6
1.2 Вклад Л. Н. Толстого в развитие малых жанров 9
ВЫВОДЫ 17
ГЛАВА 2. ПЕЙЗАЖ В РАННИХ РАССКАЗАХ Л. Н. ТОЛСТОГО 19
2.1Роль пейзажа в русской литературе 19
2.2 Виды и функции пейзажей в военных рассказах «Набег» (1852),
«Рубка леса» (1855) 23
2.3 Специфика пейзажей в рассказах «Метель» (1856), «Люцерн» (1857),
«Три смерти»(1858) 29
ВЫВОДЫ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРИМЕЧАНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Изучение предметного мира произведения, в который, наряду с интерьером и бытовыми реалиями, входит пейзаж, - одна из актуальнейших и недостаточно разработанных проблем в анализе художественного текста. Пейзаж - изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода автора.
Исследователи указывают на философско-эстетическую содержательность элементов предметного мира, в том числе и пейзажа, в художественном произведении. В современном литературоведении пейзажное мастерство изучается в аспекте его сложных связей с мировоззрением и эстетической позицией писателя, то есть в аспекте концептуально-эстетических функций картин природы в художественной литературе.
От авторской позиции зависит смысл, вкладываемый в картины природы, их взаимосвязь с другими компонентами художественного произведения, а, следовательно, и языковые средства, используемые для описания природы и включения пейзажа в систему текста.
Материалом для анализа являются пейзажные описания в рассказах Л. Н. Толстого. Такой выбор обусловлен, прежде всего, признанием исследователями мастерства этого писателя в области создания словесных пейзажей. В творчестве Толстого получил развитие реалистический метод изображения действительности.
Актуальность состоит в том, что у современного читателя возникает потребность вновь перечитать классику, исследованную далеко не полно. Она открывается сейчас по-иному, в результате обращения современного литературоведения к духовным пластам культуры, к религиозным и нравственным исканиям русских писателей. Как и речь героев, портретные характеристики, пейзаж помогает более полно воссоздавать художественный образ. Подобный анализ позволяет по-новому взглянуть на мир классических произведений.
Выбор для изучения пейзажных описаний именно в жанре рассказа обусловлен рядом причин. Во-первых, этот жанр имеет особое место в творчестве писателя: творчество Л. Н. Толстого, в частности, значительный пласт произведений малой эпической формы, до сих пор остается исследованным не в полной мере. Во-вторых, рассказ - небольшое по объему произведение, что позволяет вести его целостный анализ.
Научная новизна ВКР определяется системным анализом видов и функций пейзажных образов в ранней новеллистике Л. Н. Толстого.
Цель нашего исследования заключается в выявлении особенностей функционирования пейзажа в художественной прозе Л. Н. Толстого, что влечет за собой решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие «литературный пейзаж»;
2) выявить элементы текста, включающие природные описания;
3) проанализировать характерологическую функцию природного описания;
4) выявить индивидуальность авторского стиля писателя.
Объектом исследования являются произведения Л. Н. Толстого малой эпической формы, созданные автором на раннем этапе творчества: «Набег» (1852), «Рубка леса» (1855), «Метель» (1856), «Люцерн» (1857), «Три смерти» (1858).
Предметом исследования явились отдельные описания окружающего пространства, а именно картины живой природы в разнообразных временных, сезонных и погодных состояниях, эстетические функции, выполняемые природой в названных произведениях, характерологические свойства пейзажа.
Основным методом для своего исследования мы избрали герменевтико-интерпретационный, но по мере необходимости мы обращались еще и к методу описательной поэтики.
Теоретической основой работы явились исследования отечественных литературоведов, разрабатывавших тему природы в русской литературе: Б. Е. Галанова, Т. Я. Гринфельд, JI. B. Гурленовой, Н. В. Кожуховской, С. А. Липина, В. А. Никольского, К. В. Пигарева, И. Рудзевич, В. А. Смирновой, В. Е. Хализева, М. Н. Эпштейна.
Научно-практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы ВКР могут быть использованы в типологических исследованиях; в системных анализах; в соответствующих разделах теории литературы, могут найти практическое применение как в вузовском (лекционные курсы, спецкурсы, семинары), так и в школьном преподавании литературы.
Решением данных задач определяется структура выпускного квалификационного исследования. ВКР состоит из Введения, двух глав, Заключения, Примечания, Библиографии.
Апробация работы. Статья «Функции и виды пейзажей в ранней новеллистике Л. Н. Толстого» опубликована в сборнике трудов IX международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Москва, 2013).
Исследователи указывают на философско-эстетическую содержательность элементов предметного мира, в том числе и пейзажа, в художественном произведении. В современном литературоведении пейзажное мастерство изучается в аспекте его сложных связей с мировоззрением и эстетической позицией писателя, то есть в аспекте концептуально-эстетических функций картин природы в художественной литературе.
От авторской позиции зависит смысл, вкладываемый в картины природы, их взаимосвязь с другими компонентами художественного произведения, а, следовательно, и языковые средства, используемые для описания природы и включения пейзажа в систему текста.
Материалом для анализа являются пейзажные описания в рассказах Л. Н. Толстого. Такой выбор обусловлен, прежде всего, признанием исследователями мастерства этого писателя в области создания словесных пейзажей. В творчестве Толстого получил развитие реалистический метод изображения действительности.
Актуальность состоит в том, что у современного читателя возникает потребность вновь перечитать классику, исследованную далеко не полно. Она открывается сейчас по-иному, в результате обращения современного литературоведения к духовным пластам культуры, к религиозным и нравственным исканиям русских писателей. Как и речь героев, портретные характеристики, пейзаж помогает более полно воссоздавать художественный образ. Подобный анализ позволяет по-новому взглянуть на мир классических произведений.
Выбор для изучения пейзажных описаний именно в жанре рассказа обусловлен рядом причин. Во-первых, этот жанр имеет особое место в творчестве писателя: творчество Л. Н. Толстого, в частности, значительный пласт произведений малой эпической формы, до сих пор остается исследованным не в полной мере. Во-вторых, рассказ - небольшое по объему произведение, что позволяет вести его целостный анализ.
Научная новизна ВКР определяется системным анализом видов и функций пейзажных образов в ранней новеллистике Л. Н. Толстого.
Цель нашего исследования заключается в выявлении особенностей функционирования пейзажа в художественной прозе Л. Н. Толстого, что влечет за собой решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие «литературный пейзаж»;
2) выявить элементы текста, включающие природные описания;
3) проанализировать характерологическую функцию природного описания;
4) выявить индивидуальность авторского стиля писателя.
Объектом исследования являются произведения Л. Н. Толстого малой эпической формы, созданные автором на раннем этапе творчества: «Набег» (1852), «Рубка леса» (1855), «Метель» (1856), «Люцерн» (1857), «Три смерти» (1858).
Предметом исследования явились отдельные описания окружающего пространства, а именно картины живой природы в разнообразных временных, сезонных и погодных состояниях, эстетические функции, выполняемые природой в названных произведениях, характерологические свойства пейзажа.
Основным методом для своего исследования мы избрали герменевтико-интерпретационный, но по мере необходимости мы обращались еще и к методу описательной поэтики.
Теоретической основой работы явились исследования отечественных литературоведов, разрабатывавших тему природы в русской литературе: Б. Е. Галанова, Т. Я. Гринфельд, JI. B. Гурленовой, Н. В. Кожуховской, С. А. Липина, В. А. Никольского, К. В. Пигарева, И. Рудзевич, В. А. Смирновой, В. Е. Хализева, М. Н. Эпштейна.
Научно-практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы ВКР могут быть использованы в типологических исследованиях; в системных анализах; в соответствующих разделах теории литературы, могут найти практическое применение как в вузовском (лекционные курсы, спецкурсы, семинары), так и в школьном преподавании литературы.
Решением данных задач определяется структура выпускного квалификационного исследования. ВКР состоит из Введения, двух глав, Заключения, Примечания, Библиографии.
Апробация работы. Статья «Функции и виды пейзажей в ранней новеллистике Л. Н. Толстого» опубликована в сборнике трудов IX международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Москва, 2013).
Пейзаж - это изображение природы, выполняющее в произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя. Чаще всего это - вид, описание видимого мира. Создавая картины природы, писатели соотносят их с человеческими интересами, порывами, надеждами, раздумьями, стремлениями. Описания природы позволяют автору переходить от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи.
Пейзаж в литературе занял прочное место, и его изображение становится обязательным.
Изображение природы играет важную роль в художественном произведении. Оно становится неотъемлемым элементом ранних рассказов Л. Н. Толстого. Природа рисуется в тесной связи с внутренней и внешней жизнью человека. Картины природы в произведениях, как правило, отличаются точностью и реализмом.
В ранних рассказах встречаются следующие виды пейзажей: лирический («Три смерти», «Метель»), сельский («Люцерн»), городской («Люцерн»), циклический, который имеет разновидности: утренний («Три смерти», («Набег»), вечерний («Люцерн», «Набег»), ночной («Рубка леса»), космический («Метель», «Набег»), динамический («Три смерти»), статический («Три смерти»).
Описания природы выполняют различные функции.
Во-первых, они обозначают место и время действия («Три смерти», «Метель», «Люцерн»). Благодаря пейзажу читатель легко может представить себе, где и когда происходит действие. Пейзаж обозначает время года или время суток, его смену в ходе сюжета («Метель», «Набег», «Люцерн», «Рубка леса», «Три смерти»).
Во-вторых, пейзажи выполняют психологическую функцию («Три смерти», «Метель», «Рубка леса»). Эта функция наиболее частая в произведениях, пейзаж оказывается средством раскрытия характера героя. Явления природы могут предвещать те или иные события в жизни персонажа, создавать определенное настроение.
Часто пейзаж, данный через восприятие героя, раскрывает какую-то сторону его характера или указывает на его психологическое состояние.
В-третьих, пейзаж - форма «присутствия» автора. Через пейзаж может быть выражено авторское отношение к изображаемому («Три смерти»).
В-четвертых, описания природы выполняют символическую функцию («Три смерти», «Метель», «Набег»). В структуру ранних рассказов, например, введены символические образы луны, лягушки (образы смерти), описание пейзажей в разное время суток.
В-пятых, моделирующая функция, т.е. вводятся три основные координаты мира: время, пространство, субъект («Три смерти»).
В-шестых, пейзаж выполняет фоновую функцию, которая предшествует основным событиям («Люцерн»).
Пейзажи, данные Толстым в рассказах, относятся к философскому типу («Люцерн», «Три смерти», «Рубка леса», «Набег»). В центре философии этого пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде - среды к человеку. Точнее, это философско-символический пейзаж. Толстой- художник, желая ответить на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляет вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни. Философия и эстетика пейзажа лежит в основе его поэтики, живописных средств.
Изображение природы в художественном тексте не является случайным, оно взаимодействует с другими видами описания предметного мира, с изображением персонажей, их внутреннего состояния и тесно связано с художественным смыслом текста, с его семантико-стилистической структурой в целом.
Писательское своеобразие Л. Н. Толстого определяется ощущением неразрывной связи личности с окружающим миром. Толстого привлекают тайны человеческой души; с точки зрения внутреннего мира отдельного человека писатель решает проблемы бытия. Классик смотрит на своего героя со стороны и изнутри. Изображение природы позволяет Толстому более полно изобразить героя, его чувства.
Пейзаж в литературе занял прочное место, и его изображение становится обязательным.
Изображение природы играет важную роль в художественном произведении. Оно становится неотъемлемым элементом ранних рассказов Л. Н. Толстого. Природа рисуется в тесной связи с внутренней и внешней жизнью человека. Картины природы в произведениях, как правило, отличаются точностью и реализмом.
В ранних рассказах встречаются следующие виды пейзажей: лирический («Три смерти», «Метель»), сельский («Люцерн»), городской («Люцерн»), циклический, который имеет разновидности: утренний («Три смерти», («Набег»), вечерний («Люцерн», «Набег»), ночной («Рубка леса»), космический («Метель», «Набег»), динамический («Три смерти»), статический («Три смерти»).
Описания природы выполняют различные функции.
Во-первых, они обозначают место и время действия («Три смерти», «Метель», «Люцерн»). Благодаря пейзажу читатель легко может представить себе, где и когда происходит действие. Пейзаж обозначает время года или время суток, его смену в ходе сюжета («Метель», «Набег», «Люцерн», «Рубка леса», «Три смерти»).
Во-вторых, пейзажи выполняют психологическую функцию («Три смерти», «Метель», «Рубка леса»). Эта функция наиболее частая в произведениях, пейзаж оказывается средством раскрытия характера героя. Явления природы могут предвещать те или иные события в жизни персонажа, создавать определенное настроение.
Часто пейзаж, данный через восприятие героя, раскрывает какую-то сторону его характера или указывает на его психологическое состояние.
В-третьих, пейзаж - форма «присутствия» автора. Через пейзаж может быть выражено авторское отношение к изображаемому («Три смерти»).
В-четвертых, описания природы выполняют символическую функцию («Три смерти», «Метель», «Набег»). В структуру ранних рассказов, например, введены символические образы луны, лягушки (образы смерти), описание пейзажей в разное время суток.
В-пятых, моделирующая функция, т.е. вводятся три основные координаты мира: время, пространство, субъект («Три смерти»).
В-шестых, пейзаж выполняет фоновую функцию, которая предшествует основным событиям («Люцерн»).
Пейзажи, данные Толстым в рассказах, относятся к философскому типу («Люцерн», «Три смерти», «Рубка леса», «Набег»). В центре философии этого пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде - среды к человеку. Точнее, это философско-символический пейзаж. Толстой- художник, желая ответить на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляет вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни. Философия и эстетика пейзажа лежит в основе его поэтики, живописных средств.
Изображение природы в художественном тексте не является случайным, оно взаимодействует с другими видами описания предметного мира, с изображением персонажей, их внутреннего состояния и тесно связано с художественным смыслом текста, с его семантико-стилистической структурой в целом.
Писательское своеобразие Л. Н. Толстого определяется ощущением неразрывной связи личности с окружающим миром. Толстого привлекают тайны человеческой души; с точки зрения внутреннего мира отдельного человека писатель решает проблемы бытия. Классик смотрит на своего героя со стороны и изнутри. Изображение природы позволяет Толстому более полно изобразить героя, его чувства.



