Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА МИФОТВОРЧЕСТВА В РАННИХ СТИХАХ М.А. ВОЛОШИНА

Работа №88037

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы80
Год сдачи2013
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. М.А. Волошин и особенности его поэзии 5
1.1 Автобиография М.А. Волошина 5
1.2 Особенности творчества М.А. Волощина 10
Глава 2. Проблема мифотворчества в стихах М.А. Волошина 19
2.1. Мифологическое и религиозное мышление в творчестве М.
Волошина 19
2.2. Отражение любви в творчестве М.А. Волошина 24
2.3 Особенность духовных исканий поэта 33
2.4. Миф М. А. Волошина о Пра - Земле 43
2.5. Особенности сонет CORONA ASTRALIS 53
2.6. Анализ книги стихов «SELVA OSCURA» 65
2.7. Цикл «Облики» М.А. Волошина и его анализ 68
Заключение 74
Список использованных источников

Современная культура немыслима вне процессов мифологизации бытия человечества и его демифологизации. Именно в таком аспекте и целесообразно рассматривать творчество М.А. Волошина как мыслителя и художника слова, творившего и жившего на переломе эпох. Исследование творческой индивидуальности в контексте ее духовных исканий и историко-литературного процесса явление многоаспектное, предполагающее совокупность литературоведческого и философского осмысления, тем более, если это относится к личностям, творящих в переломную эпоху, каковой является эпоха рубежа веков.
Именно сейчас творчество поэта становится предметом пристального внимания исследователей литературы, о чем свидетельствует ряд литературоведческих работ, вышедших в России и за рубежом за последние 30 лет. Так, начиная с 1981 года, вышло двенадцать сборников «Волошинских чтений».
По проблеме же, поставленной в работе, исследований практически нет за исключением книги Э. Менделевича «История в поэтическом мире Максимилиана Волошина» и его же сборника статей «Пойми простой урок моей земли».
Первыми совершили попытки притронуться к данной теме на широком историческом и биографическом фоне патриархи волошиноведения: В. Купченко, З. Давыдов, В. Мануйлов, А. Лавров и Н. Рыкова.
Следует отметить огромный вклад в исследование творчества М. Волошина ученого и литературоведа С.М. Пинаева, автора книги в серии ЖЗЛ «Максимилиан Волошин, или себя забывший бог», а также цикла статей, посвященных личности поэта и регулярно выходящих в сборнике «Волошинские чтения».
Актуальность выбранной темы. Данная работа посвящена тому вопросу, решение которого дает возможность представить творчество 3
Волошина в контексте его духовных исканий, характерных для эпохи рубежа веков. «Мифологические образы в творчестве М. Волошина в контексте его духовных исканий» являются проблемой недостаточно исследованной в современном литературоведении. Хотя именно она, как нам представляется, определяет самоценность личности поэта, мыслителя и художника в контексте современной ему эпохи. Личность, осознающая себя как субъект мироздания, стремящаяся создать свою особую модель мира - вот что определяет творчество Максимилиана Волошина. Он не просто поэт, но мифотворец и миротворец, более того, по мысли Марины Цветаевой: «Не мистификация, а мифотворчество, и не псевдоним, а великий аноним народа, мифы творящего».
Цель работы - изучить проблему мифотворчества в ранних стихах М.А. Волошина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть автобиографию М.А. Волошина;
- уточнить особенности творчества М.А. Волошина;
- изучить проблему мифотворчества в стихах М.А. Волошина.
Объект исследования - творчество М.А. Волошина.
Предмет исследования - мифотворчества в стихах М.А. Волошина.
Методология исследования мифотворчества М. Волошина основана на фундаментальных трудах представителей различных мифопоэтических и богословских школ (Н. Бердяев, Вл. Лосский, В. Зарецкий, Б.Корман, Дж. Фрезер, К. Юнг, М. Элиаде А. Афанасьев, С. Аверинцев, С. Булгаков, Ю. Лотман, Е. Мелетинский, А. Гулыга, В. Топоров, А. Тахо-Годи, М. Лифшиц, Ф. Ницше, А. Ханзен-Лёве, Вл. Ходасевич, Г. Флоровский и др.).
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мифопоэтика М. Волошина - уникальное явление как художественное средство постижения человека самим себя на пути от человекобога к Богочеловеку. Этот путь начинается для М. Волошина с осознания кровной связи с Праматерью-Землей. Но этот путь немыслим для него без жертвенности и преображения, что соответствует идее мифотворчества.
Волошин видел каждого конкретного человека через призму мифа. Или же можно сказать, что именно миф был его любимой (если не единственной) гносеологической категорией, когда речь шла о познании личности. Особый интуитивный дар Волошина (назвать ли его ясновидением, фантазией или способностью вчувствования в ближнего) помогал ему узреть то неповторимое ядро, вечное начало человеческой души, вокруг которого затем как бы естественно возникал мифологический образ. Так или иначе, Волошин был как в творчестве, так и в жизни вдохновенным мифотворцем.
И прежде всего в мифологическом свете Волошин видел самого себя, хотя, конечно, сравнение себя с Зевсом было для него поэтической игрой.
В ряде стихотворений Волошин конструирует свой образ в качестве, так сказать, космического человека, намекая на то, что он помнит своё существование до рождения, и даже описывая его.
Суть мифа о Волошине в том, что он был больше, чем просто человек. Таким было его собственное самоощущение, так воспринимали его окружающие, - так, наконец, о нем порой думают и сегодня, веря в живое присутствие Макса в его любимом Коктебеле.
В отношении к другим людям Волошин также был мифотворцем, - прежде всего если речь идет о сфере словесности. Как автор литературно-критических портретов ряда современных ему писателей, он выступает создателем новой, оригинальной литературоведческой методологии, основанной на учении о перевоплощении.
Волошин-критик задается целью воссоздания лика писателя. О лике обыкновенно говорят, когда хотят подчеркнуть, что в лице человека отчетливо виден его бессмертный дух: скажем, плоть, материя лиц святых настолько проработана, просвещена изнутри благодаря духовному подвигу, что лица эти сделались ликами, иконами. Так дело обстоит, например, в православной традиции понимания "лик". У Волошина, верящего в реинкарнацию, смысл олова "лик" несколько другой, поскольку в его глазах дух имеет длинную историю. "Цельный лик" в вышеприведенной цитате - это историческая цепочка конкретных лиц, воплощений данной индивидуальности, приведшая в результате к творческой личности писателя - современника Волошина; иногда же Волошин как бы полусерьёзно-полушутя говорит о воплощениях в его современниках духов, не обладающих человеческой природой. Представить "цельный лик художника" означает, по мысли Волошина, указать или хотя бы намекнуть на те его прошлые лица, которые оказывают особенно сильное влияние на его творчество. Так возникает, по словам самого Волошина, "легенда о поэте"; на наш же взгляд, правомернее в этих случаях использовать категорию мифа.
Волошин создал целый ряд таких мифов о писателях Серебряного века. Поэт С. Городецкий видится ему то ли древним славянином, то ли фавном - богом полей и лесов; в голосе Вяч. Иванова он слышит интонации заклинаний, произносимых жрецом великого бога Эроса, "который старше всех богов на земле"; Ф. Сологуб был когда-то служителем мистерий в честь подземных богов, а сущность А. Ремизова - это некий архаичный языческий божок, давно отстраненный от поклонения и низведенный до уровня детской игрушки. Волошин, разумеется, был далек от того, чтобы заявлять о себе как об эзотерическом созерцателе: он призывал читателей своих критических очерков видеть в них "произведения в высшей степени субъективные и лирические по своей сущности". Безусловное достоинство их в том, что конструируемый Волошиным образ автора - авторский "лик" - может помочь читателю углубить восприятие художественного текста и увидеть творчество писателя в качестве единого целого.
Рассматривая творчество М. Волошина как поэта-мифотворца, мы вправе утверждать следующее: он прошел в своем духовном становлении путь от теософа, в котором боролись демоническое и божественное, к той творческой личности, в которой восторжествовал Лик божественного; каждый его сборник даже своим названием указывает на вехи духовного пути поэта. В этом отношении облик М. Волошина - это образ поэта- странника, стремящегося обрести Мудрость, Любовь, Красоту и Свободу. Универсализм М. Волошина есть не что иное, как стремление в конечном итоге возвратиться к истокам первобытия на основе мифологем и библейских образов, центральными из которых были Бог, Христос, Божья Матерь, Неопалимая купина, Киммерия, Одиссей, Мгновение и Вечность. Антиномия Божественного и демонического является определяющей в его мифотворчества. М. Волошин как поэт-мифотворец создает свою систему ценностей, в основе которой - мистерия духа, она всегда сакральна.
Жизнь и творчество для М. Волошина является единым сказанным словом - мифом о себе, где слово выступает как Логос, как Реальность, как Преображение. Сакральность, ритуальность мифа, наиболее присущие ему функции, в полной мере находят свое воплощение в мифотворчестве поэта.
Мифопоэтика М. Волошина - на трех основных пластах, важных для русской культуры: мистицизм, язычество и христианство. Совмещение этих трех начал в мифопоэтике М. Волошина делает его духовный путь насыщенным и неповторимо своеобразным. Его личность стала подлинным проявлением Божественной и человеческой сущности Поэта.



1. Волошин М.А. Записные книжки. - М.: Мысль, 2008. - 176 с.
2. Волошин М.А. Золотое руно. М.: Мысль, 2011. - 176 с.
3. Волошин М.А. Избранные стихотворения.. - М.: Дана, 2011. - 382 с.
4. Волошин М. Избранное: Стихотворения, воспоминания,
переписка. - Мн.: Март, 2011. - 479 с.
5. Волошин М.А. Стихотворения. - М.: Иск, 2008. - 485 с.
6. Волошин М.А. Коктебельские берега: Стихи, рисунки, акварели, статьи Симферополь: Таврия, 2010. - 248 с.
7. Волошин М.А. Лики творчества. - М.: Правда, 2010. - 502 с.
8. Волошин М.А. Стихотворения. . - М.: Правда, 2009. - 578 с.
9. Волошин М.А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. - М.: Правда, 2011. - 480 с.
II. Научная литература:
10. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. - М.: Столица, 2011. - C. 53-61.
11. Айхенвальд Ю. Литературные заметки // Русская мысль. - 2011. - № 8. - с .59.
12. Айхенвальд Ю. П. Силуэты русских писателей. - М.: Этюд, 2012. - 542 с.
13. Акбашева А.С., Ситдикова Г.Ф., Латыпова И.Ю., Осипова О.В. Диалоги Марины Цветаевой. - Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. академия, 2009.
14. Андреев Л. Надсон и наше время // Русская воля. - 2011. - № 8 . - с .47.
15. Анненский И. О. Книги отражений. Литературные памятники. - М.: Наука, 2011. -455 с.
16. Арго А. М. Своими глазами: Книга воспоминаний. - М.: Дана, 2011. - 234с.
17. Артамонов С.Д. Литература древнего мира. - М.:
Просвещение,2010. - 256 с.
18. Афанасьев А.Н. Мифология Руси. - М.: ЭКСМО, 2005. - 608 с.
19. Бакина М.А., Некрасова Е.А. Эволюция поэтической речи XIX¬XX вв. Перифраза. Сравнение. - М.: Наука, 2011. - 191 с.
20. Бальмонт К.Д. Избранное. - М.: Правда, 2010. - 606 с.
21. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Литература, 2011. - 504 с.
22. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Дана, 2011. - 204 с.
23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Софт, 2010. - 444 с.
24. Белый Андрей. На рубеже двух столетий. - М.: Худ. лит-ра, 2010.
- 543 с.
25. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 2008. - 175 с.
26. Борн М. Вопросы причинности в квантовой механике. - М.: София, 2011. - с. 102
27. Булгаков С.Н. Сочинения. - М.: Дана, 2011. - 480 с.
28. Бунина С.Н. Зеркальность в творчестве М.А. Волошина. - Симферополь: Крымский архив, 2008. - 199 с.
29. Вагнер Рихард. Избранные работы. - М.: Иск, 2008. - 695 с.
30. Герцен А.И. Избранные философские произведения. - М.:
ЭКСМО, 2008. - 608 с.
31. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. - Ростов
- на- Дону: Приазовский край, 2012. - 446 с.
32. Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX
- начала XX века. М.: Писатель, 2010. - 352 с.
33. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств От древнейших времён по XX век. Очерки. М.: Искусство, 2010. - 319 с.
34. Есаулова И.А. Родное и вселенское в сборнике стихов М. Волошина «Демоны глухонемые». - Симферополь: Крымский архив, 2010. - 345 с.
35. Кобзев Н.А. Эзотерическая символика М. Волошина (Цикл стихов «Звезда полынь»). - Симферополь: Крымский архив, 2010. - 207 с.
36. Куприянов И.Т. Судьба поэта. - Киев: Наукова думка, 2010. - 207 с.
37. Кураев А. Кто послал Блаватскую? Теософия. Рерихи и православие. - М.: Троицкое слово, 2008 - 596 с.
38. Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная. - М.: Иск, 2010. - 682 с.
39. Лихачёв, Д.С. Великий путь: Становление русской литературы XI-XX веков. - М.: Троицкое слово, 2009. - 300 с
40. Лосев А.Ф. Из ранних произведений: Диалектика мифа. - М.: Правда, 2010. - 656 с.
41. Лосский В.Н. Боговидение. - М.: АСТ, 2009. - 759 с.
Адаскина Н. Художественная теория русского авангарда: (к проблеме языка искусства) // Вопросы искусствознания. - 2011. - №10. с. 189.
и благотворительных обществ в Эстонии, 1992. -324с.
42. Рабов Р. Футуризм. Новая литературная школа// Вестник
литературы. - 2012. - № 5. - с. 140.
43. Рейснер Л. О Вознесенском // Рудин. - 2011. - №7. . - 113 с.
44. Рындина Л. Д. Ушедшее. - Воспоминания о серебряном веке. - М.: Республика, 2011. - 244 с.
45. Тастевен Г. А. Мифология в стихах поэтов. - М.: Дон, 2011. - 265 с.
46. Фофанов К. М. Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия. М.: Советский писатель, 2012. - 326 с.
47. Ходасевич В. Ф, Надсон // Вопросы литературы. - 2011. - №9. - с. 206.
48. Шиловский В.Б. По поводу сборника А.Вознесенского // Литературное обозрение. 2011. - № 2. - С.107.
49. Шмелев Д.Н. Проблемы анализа творчества А.Вознесенского. - М.: Наука. -2011. - 280 с.
50. Язикова Ю.С. Вознесенский - поэт с большой буквы // Вопросы теории и истории языка. - 2011. - №4. - с. 85.
51. Яковлева Е.С. Анализ мифологического творчества современных поэтов. - М.: Гнозис, 2011. - 343 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ