Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Выявление уровня эмпатии студентов ВУЗа

Работа №88031

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2013
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе
1.2 Сущность понятия «эмпатия»
1.3 Изучение эмпатии у студентов ВУЗа
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социально-экономические изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой переоценку всей системы общественно-личностных ценностей и требуют существенного пересмотра концептуальных основ образования.
Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, готовой вырабатывать и изменять собственную стратегию жизни - такова подлинная цель и критерии успешности современного образования.
Большие информационные нагрузки и высокий темп современной жизни накладывают отпечаток на все сферы психики человека, в том числе и на его эмоции и чувства. В противоречивых социально-экономических условиях и соответствующих им рыночных отношениях, несбалансированной структуризации институтов общества и других обостряющихся противоречиях усиливается социальная дифференциация ценностей, поведения и отношений среди людей, проявляется кризис человеческого понимания, соучастия и сопереживания.
Проблема гуманизации образовательного пространства и социализации будущих специалистов разного профиля не разрешимы без развития психологической культуры личности в системе высшего профессионального образования. Важным фактором развития психологической культуры личности специалиста является эмпатия.
Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику - значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.
Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека.
Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных сообществ. В рамках гуманистической психологии эмпатия рассматривается как основа всех позитивных межличностных отношений. Карл Роджерс, один из основных вдохновителей гуманистической психологии, определяет эмпатию как «точное восприятие внутреннего мира другого человека и связанных с ним эмоций и смыслов. Эмпатия является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей».
Глобальной задачей XXI века становится гуманизация образования, определяющая поворот от технократических целей к гуманистическим, усиление внимания к личности как высшей социальной ценности.
Важной задачей является то, чтобы воспитуемый умел применять полученные в процессе обучения знания, умения, навыки в дальнейшем, а это во многом определяется эмоциональным отношением субъекта к окружающим его людям и действительности. Одним из компонентов социально значимого качества личности является эмпатия, которая поддерживается общественными нормами жизни, так как позволяет человеку стать социально адаптированной личностью.
Объект исследования — студенты факультета иностранных языков (филиал КФУ г. Елабуга) и студенты экономического факультета (ИНЭКА г.Набережные Челны) в возрасте от 23 до 28 лет.
Предмет исследования — эмпатия у студентов ВУЗа.
Цель исследования — выявление уровня эмпатии студентов ВУЗа.
Гипотеза исследования — имеются различия в уровне эмпатии у студентов педагогического ВУЗа и студентов ВУЗа экономической направленности.
Задачами исследования являются:
1) рассмотреть и обобщить психолого-педагогическую и философскую литературу по проблеме исследования;
2) дать психологическую характеристику понятию «эмпатия»;
3) изучить эмпатию у студентов;
4) провести эмпирическое исследование;
5) проанализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, обобщение, моделирование, индукция, дедукция; специальные психологические методы сбора информации: тестовые опросники («Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко , «Способность педагога к эмпатии» И.М. Юсупова.); методы статистической обработки эмпирической информации: шкалирование, ранжирование.
Новизна исследования заключается в осуществлении исследования студентов факультета иностранных языков (филиал КФУ г. Елабуга) и студентов экономического факультета (ИНЭКА г.Набережные Челны) и выявлении различия в уровне эмпатии.
Теоретическая значимость. Полученные данные исследования расширяют представления об эмпатии личности, особенностях эмпатии в студенческих группах. На основании данной работы могут быть разработаны методики, направленные на формирование эмпатии у студентов различных специализаций.
Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы в работе практических психологов, занимающихся консультированием.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе представлены 3 таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых показал, что эмпатия является психологическим феноменом и способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования мира партнера по общению, прежде всего в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество специалиста (выпускника ВУЗа). Как отмечал В.А. Сухомлинский, «глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков».
Эмпатийным человеком можно назвать индивида, у которого эмпатия отличается сбалансированностью и высокой степенью выраженности ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов. Эмпатийный человек характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия людей. Описывая личностные черты человека, с высоким уровнем развития эмпатии, исследователи указывают на ценностные и мотивационные установки такого индивида. Ими отмечается, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружающих. Например, известно, что эмпатийные лидеры студенческих групп умеют быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, без затруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, стремятся к демократическому стилю управления.
Эмпирическое исследование уровня эмпатии студентов педагогического ВУЗа и ВУЗа экономической направленности выявило необходимость целенаправленного формирования эмпатии в учебно-воспитательном процессе. Формированию эмпатической культуры студентов способствует социально-психологический тренинг, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения. Одной из форм развития эмпатических способностей является социально-психологический тренинг, направленный на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Формирование эмпатии у студентов ВУЗов требует регулярной и целенаправленной работы в процессе профессионализации, поэтому тренинг по формированию эмпатии должен быть не единичным, а включенным в систему активных методов обучения. Социально-психологический тренинг позволяет:
• приобрести психолого-педагогические знания в сфере общения;
• приобрести эффективные навыки общения (например, умение войти в контакт, слушать, убеждать и т.п.);
• сформировать установки, необходимые для успешного общения, например, готовность, рассмотреть проблему под "другим углом";
• развивать способности к рефлексии, к пониманию других людей;
• скорректировать систему отношений к окружающему миру.
Студенческий возраст является сензитивным для процесса активного формирования эмаптии. Задачами высшего профессионального учебного заведения по формированию эмпатии являются: ввести студента в мир психологических и этических понятий и терминов; научить анализировать собственные переживания, видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией и конкретными людьми; ознакомить студентов с основами коммуникативной культуры, научить различать и интерпретировать интонированные речевые обороты, выявлять общие мотивы поведения партнеров в общении и помочь ему наметить план по самосовершенствованию.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ