Введение 3
Глава 1. История становления социологии 6
1.1 Зарождение социологии: предыстория (от мифологии до Нового времени) 6
1.2 Становление социальной науки 15
Глава 2. Анализ организационных изменений и их взаимосвязь с организационной культурой 18
2.1. Предпосылки организационных изменений 18
2.2. Модель типового проекта организационного изменения 21
2.3. Воздействие на культуру организации при проведении изменений 33
Заключение 38
Список использованных источников 40
Современное исследование показало, что между изменениями в организационной структуре и культуре корпоративной компании существует устойчивая взаимосвязь, применение которой открывает новый подход к управлению бизнесом. Целенаправленный обмен изменениями и организационными культурами дает синергический эффект от комплексных управленческих воздействий. На данный момент проблема взаимодействия изменений в организациях и инновациях и организации организационной культуры в бизнесе является мало исследованной, поэтому изучение ее является очень важным теоретическим и теоретическим аспектом.
Эти аспекты отличаются высокой актуализацией этой темы для достижения наибольших экономических результатов предпринимательских организаций.
Степень разработанности темы. Экономическая наука, психология, политология и социология изучают вопросы организационного развития. Основными направлениями изучения организационных культур являются изучение их функций, содержания, диагностика, условия формирования, возможности изменения заданных параметров. Из российских авторов наиболее широко эти темы отражают А.В. Кезин, Р.Л. Кричевский, В.Л. Михельсон–Ткач, Е.Г. Молл, А.И. Пригожин, Т.О. Соломанидина, В.А. Спивак и др.
Среди зарубежных исследователей особо выделяются К. Камерон, Р. Куин, В. Оучи, В. Сате, Г. Хофстиде, Ч. Ханди, Э. Шейн и др.
«Несмотря на большое количество работ российских и иностранных ученых по изучению организационных культур, пока не выявлено закономерностей, связанных с их взаимовлиянием на реализацию стратегической стратегии предприятия, а наоборот, на влияние стратегической стратегии на формирование и совершенствование организационной культуры, не обнаружены элементы механизма, а также его взаимосвязи, не определены самая возможность применения этого механизма в практике управленческой деятельности, не определены сферы рационального применения».
Цель исследования и задачи. Цель исследования заключается в изучении диагностики культуры корпоративного бизнеса и способов его воздействия на нее в процессе организационного изменения в теории Камерона К.С.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотрение истории становлении социологии;
Определение предпосылок организационных изменений;
Определение модели типового проекта организационного изменения;
Анализ воздействия на культуру организации при проведении изменений.
Объект исследования – корпоративная культура предприятия.
Предмет исследования – корпоративная культура предприятия в условиях организационных изменений в теории К. С. Камерона.
Теоретической, методологической и эмпирической базой исследования послужили системный анализ, фундаментальные и прикладные научные работы в области организационной культуры.
В основе работы лежит достижение социолога К. С. Камерона по исследованию корпоративных культур в организациях.
В процессе исследования использовались такие приемы и методы, например, индукции и дезорганизации, анализа и синтеза, аналогии и сравнения, методов диагностики организационных культур, изменений в организационной культуре и других.
Метод исследования культуры корпоративных организаций основывался на методе OCAI, разработанном К. Камероном.
Научная новизна исследования заключается в разработке инновационной концепции стратегического управления организационной культурой субъектов предпринимательства, специализирующихся в сфере услуг, способствующей повышению эффективности системы корпоративного менеджмента как фактора обеспечения конкурентоспособности бизнеса.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в его актуальном и аналитическом характере большого объема теоретических и эмпирических исследований. Теоретические выводы и заключения, содержащиеся в работе, могут найти применение в научных работах, посвященных проблеме взаимосвязи изменений в организации и культуры предприятия.
Структура работы обусловлена задачами, поставленными в исследовании, и отражена в ее содержании. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В ходе исследования под организационной культурой корпоративного характера понимаются набор основных рекомендаций, ценностей и предпочтений, норм, определяющие рабочее поведение работников, обеспечивающие конструктивное сотрудничество в коллективе, а также способствующие успешной деятельности организации внешнего контура. Авторством этого определения является Камерон К.
Основная цель диагностики организационных культур – создание инструментов и баз для подготовки управленческих решения в текущих бизнес–задачах, в стратегических задачах и прогнозирование потенциала фирмы в условиях изменения. Диагностика культуры корпоративного бизнеса оценивает в целом организацию процессов бизнеса, эффективность их взаимодействия с сотрудниками. При планировании изменений в культуре также необходима диагностика культуры.
План поэтапной диагностики организационных культур включает следующие стадии:
1. Определение предмета исследования: поставка управленческих задач и определение целей исследований.
2. Определение объекта исследования: выбор изученных аспектов культуры организационного развития.
3. Выбор измерительной стратегии. Разработка методических и практичных инструментов.
4. Проведение измерений.
5. Анализируя полученные характеристики организационных культур, определяя их тип, если они предусмотрены методом.
6. База по прогнозированию и принимающимся управленческим решениям. Разработайте комплекс мероприятий по конкретным рекомендациям. Прогноз возможных проблем, связанных с управлением персоналом, а также в целом с работой предприятия.
В традиции выделяются три основных стратегии исследования организационных культур, каждая из которых включает в себя свой метод анализа и исследования:
Холической стратегией предполагается глубокое проникновение исследователя к культуре и действия в ней как к глубоко сочувственному наблюдателю, консультанту и даже члену коллектива..
Метафизическая языковая стратегия включает в себя изучение примеров действующих нормативных документов, документов, которые регламентируют систему взаимоотношений и обмен информации между различными уровнями организации; отчетность и особенности языка данных документов, байки и легенды, рассказы и мифы, анекдоты и шутки, стереотипы коммуникации, сленг, гимн и девиз компании.
Стратегия количественного анализа предполагает использовать опросы, анкеты, опросы, фокус группы и другие подобные методы, используемые в основном в социологии и методы моделирования.
В рамках Стратегии количественной диагностики культур одна из наиболее популярных методик диагностики является методом К.Камерона. Автор предлагает применять в рамках данного метода «процесс анализа некоторых сценариев, при реакции респондентов отражается степень того, в каком случае написанный сценарий оказывается знаковым культурной культуре их собственных организаций. Распространители могут не понимать критически важных атрибутов культуры до тех пор, пока не бросятся в глаза намеки, включенные в сценарий «Вопросника».
1. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. c англ. – М.: Экономика, 2019, 302 с.
2. Анисимов Д.П. Организационная культура. Белгород, 2018, 168 с.
3. Ахмадова Ю.А. Организационная культура. Москва: Либерея–Бибинформ, 2018, 135 с.
4. Антопольская Т.А. Организационная культура. Курск: Изд–во Курского гос. ун–та, 2017, 227 с.
5. Ахмадова Ю.А. Организационная культура. Краснодар, 2017, 299 с.
6. Бурмистров А., Трифильцева Н., Орлов В. Заставлять или убеждать? Как предприятия Санкт–Петербурга преодолевают сопротивление организационным изменениям // Top–Manager, 2016, №20
7. Бурнс Т.Ф., Сталкер Г.М. Культура менеджмента. – М.: ИНФРА–М, 2019.
8. Бир С. Наука управления (перев. с англ.). — М.: Энергия, 2016. — 112 с.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, про–цесс: Учебник. – М.: Изд–во МГУ, 2019 – 416 с.
10. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке/Пер. с англ.: Уч. пос. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2016. — 272 с.
11. Данилов П. Место и роль организационной культуры // http://www.emsi.ru
12. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 3–е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2016, 102 с.
13. Добролюбова В. Действенное изменение организационной культуры // Банковские технологии №1, 2016, 115 с.
14. Долан С., Гарсия С. Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке. М.: Претекст, 2018. – 313 с.
15. Гвоздкова Г.Ю. Стратегическое управление организационной культурой в предпринимательской деятельности: дис. кандидата экономических наук. Москва, 2018, 102 с.
16. Зусман В.Л., Зусман А.В. Законы развития и прогнозирования технических систем. Методические рекомендации. — Кишинев: МНТЦ «Прогресс» + «Картя Моловеняскэ», 2019. — 114 с.
17. Зеленова О.И. Организационная культура и лидерство. Москва: РУДН, 2018, 68 – 69 с.
18. Менеджмент организации. Учебное пособие. / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. – М.: Инфра–М, 2019, 48 с
19. Невис Э. Организационное консультирование. Гештальт–подход. – СПб.: «Издательство пирожкова». Серия «Новый импульс». 2016. , 52 с
20. Осипова Е. Стратегический подход к планированию и проведению организационных изменений // IT Manager, 2019, №3
21. Организационное поведение. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Э.М. Короткова и проф. А.Н. Силина. – Тюмень: Вектор Бук, 2018 – 308 с.
22. Константинов Н.И. Организационная культура. Санкт–Петербург: Изд–во Санкт–Петербургского гос. ун–та экономики и финансов, 2018
23. Корсакова А.А. Организационная культура. Москва: Изд. центр ЕАОИ, 2018, 190 с.
24. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2019. –320 с.
25. Корогодин В.И., Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Рабочая книга по социальному конструированию (Междисциплинарный проект). Ч. 1. — Томск: Изд–во Том. ун–та, 2016. — 152 с.
26. Лузин А. Ключевые концепции современного менеджмента: Словарь управленческого революционера / А. Лузин. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2017. – 184 с.
27. Месарович М., Мако Д., Тахакара Н. Теория иерархических многоуровневых систем: Пер. с англ. — М.: Мир, 2016.
28. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий/Пер. с англ./Под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб: Издательство «Питер», 2018. — 336 с.
29. Никаноров С. П. Системный анализ и системный подход. В сб.: Системные исследования–71. — М.: Наука, 2016.
30. Никаноров С. П. Характеристика и область применения концептуального проектирования систем организационного управления (КП СОУ). В сб. научных трудов «Концептуальное проектирование систем организационного управления (КП СОУ) и его применение в капитальном строительстве». ЦНИИЭУС . — М., 2019, с. 8—29.
31. Нерсисян Т.А. Организационная культура в современной экономике. Москва: Анкил, 2018, 104 с.
32. Пригожин А.А. Проблемы синергии организационных культур в российско–американских совместных предприятиях // Менеджмент № 1, 2018 – с. 60–77.
33. Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность // Ме–недж–мент № 7, 2018 – с. 67–77.
34. Рюттингер Р. Культура предпринимательства (Перевод с нем.). – М.: ЭКОМ, 2016 – 240 с.
35. Семеняченко Е. Проблемы “новых шариковых” или как повысить корпоратив–ную культуру российских компаний? // Новая биржевая газета, № 40, 2016.
36. Смит Д. Организационная культура и управление. – М.: Высшая школа, 2017.
37. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. – М.: ИНФРА–М, 2019.
38. Савченко Л.С. Управление организационной культурой в предпринимательских структурах: дис. доктора экономических наук. Санкт–Петербург, 2018
39. Самсонова М.А. Управление конфликтами в процессе формирования организационной культурой: дис. кандидата социологических наук. Саратов, 2018
40. Сулейманкадиева А.Э. Управлением организационными изменениями и организационная культура. Санкт–Петербург: Изд–во Санкт–Петербургского гос. ун–та экономики и финансов, 2018, 167 с.
41. Сазанов Е.Г. Сопротивление организационным изменениям: диагностика и преодоление, // Проблемы теории и практики управления, №6, 2019
42. Тушева О.А. Организационная культура как фактор развития предпринимательства: дис. кандидата экономических наук. Волгоград, 2018
43. Тюрикова М.М. Разработка методики оценки и формирования организационной культуры коммерческого предприятия: дис. кандидата экономических наук. Санкт–Петербург, 2018
44. Чаплина А.Н. Культура организации: Учебное пособие. – Красноярск: Красноярский коммерческий институт, 2016.
45. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2019.
46. Хентце Й., Каммель А. Как преодолеть противодействие запланированным организационным изменениям // «Проблемы теории и практики управления». 2017. № 4.
47. Шпак Л.Л. Типы организаций и организационная культура. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2018, 67 с.
48. Шубина И.И. Организационная культура. Москва: Акад. упр. МВД России, 2018
49. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. Т. Ю. Ковалевой. – СПб.: Питер, 2017. – 336 с.