ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 6
1.1. Понятие и факторы групповой сплоченности 6
1.2. Особенности психологического климата в педагогическом
коллективе 13
1.3. Сущность конфликтов и причины их возникновения 20
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 32
2.1. Организация эмпирического исследования 32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 35
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы. Сплоченность трудового коллектива зависит от социально-психологического климата, характеризующего социальное лицо коллектива, его производственный потенциал.
Качество социально-психологического климата в коллективе определяет отношение руководителя к обществу в целом, к своей организации и к каждому человеку в отдельности. Если в его понимании человек представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой подход не даст должного результата, в процессе управления возникнет перекос и недочет или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи.
Важнейшая особенность социально-психологического климата состоит в том, что он дает обобщенную, интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни коллектива, так как объединяет в себе взаимодействие всего многообразия социальных, групповых и личностных факторов как условий трудовой деятельности.
Изучение категории групповой сплоченности относится к области исследования проблем малых групп. В отечественной групповой психологии эта тема исследовалась Н.П. Аникеевой, В.В. Бойко, А.И. Донцовым, И.А. Исаевым, А.Г. Ковалевым, В.П. Панферовым, Л.Б. Шнейдером и др.
Сложность изучаемого феномена состоит в трудности фиксирования «чистого» факта его проявления, а также в неоднозначности трактования современными исследователями понятия «групповая сплоченность», которая проявляется во взаимодействии с другими людьми, и отсутствии единой методологической основы изучения условий и факторов развития групповой сплоченности.
В настоящее время недостаточно уделяется внимания, как изучению совместной деятельности малых групп, так и целенаправленному развитию такого важного качества как «групповая сплоченность».
Явлением противоположным групповой сплоченности является конфликтность в группе.
В нашей жизни хотим мы этого или нет, так или иначе, происходят конфликты. Конфликтные ситуации возникают во всех социальных сферах. Конфликт - это один из видов социального взаимодействия, участниками которого могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем больше дифференцировано общество, тем больше несовпадающих и взаимоисключающих интересов, целей и, следовательно, больше источников для потенциального конфликта.
Актуальность проблемы, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: трудовой коллектив педагогов.
Предмет исследования: влияние групповой сплоченности на возникновение конфликтов в педагогическом коллективе.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в исследовании влияния групповой сплоченности на возникновение конфликтов в педагогическом коллективе.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом: чем выше уровень групповой сплоченности в трудовом коллективе, тем выше степень благоприятности социально - психологического климата и тем ниже уровень конфликтности отдельных его членов. В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- определить понятие и факторы групповой сплоченности;
- выделить характерные особенности педагогического коллектива;
- выявить сущность конфликтов и причины их возникновения в трудовом коллективе;
- провести эмпирическое исследование влияния групповой сплоченности на возникновение конфликтов в педагогическом коллективе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, методы изучения трудового коллектива: тестирование, статистические методы и др.
База исследования: выборку исследования составили педагоги средней общеобразовательной школы с. Грахово в количестве 35 человек. Половозрастной состав выборки - 29 женщин и 6 мужчин в возрасте от 25 до 50 лет. Педагогический стаж испытуемых - от 3 до 25 лет.
Методики исследования:
1) Определение индекса групповой сплоченности Сишора;
2) Шкала оценки психологического климата в коллективе;
3) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (Адаптация Н.В. Гришиной).
В качестве научно - теоретической базы исследования взяты работы А.В. Петровского, которым разработаны новые принципы исследования сплоченности, А.Г. Ковалева, предпринявшего попытки выделения основных показателей положительного психологического климата, В.В. Бойко, А.П. Ковалева, рассматривающих межличностные отношения в конфликте, К. То-маса, выделившего способы урегулирования конфликтов и др.
Теоретическая значимость исследования определяется систематизацией научного знания, изложенного в трудах отечественных ученых по вопросам изучения групповой сплоченности и конфликтности в трудовом коллективе.
Практическая ценность работы заключается в том, что ее материал может быть полезен как студентам и преподавателям, так и школьным психологам в их учебно-профессиональной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложения.
Групповая сплоченность является показателем прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.
Отличительными особенностями педагогического коллектива являются специфика профессиональной деятельности педагогов, высокая степень самоуправляемости педагогического коллектива, коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности.
Также характерной особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский состав.
В силу отсутствия временных рамок выполнения тех или иных видов педагогического труда учителя часто страдают перегрузками, недостатком свободного времени для профессионального роста и духовного обогащения.
Величина организационной структуры коллектива также оказывает влияние на характер взаимоотношений в коллективе. Как правило, в небольших коллективах связи между его членами оказываются более прочными и устойчивыми.
Психологический климат в педагогическом коллективе выполняет следующие функции: консолидирующую, стимулирующую, стабилизирующую, регулирующую.
Настроение и общественное мнение, эмоциональный тонус и уровень взаимоотношений в коллективе определяются сложившимся в нем психологическим климатом.
Общий психологический климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт характера его членов. Педагоги, обладающие дисциплинированностью, общительностью, добротой, тактичностью и другими положительными качествами, оказывают сильное влияние на формирование позитивного климата в коллективе.
К числу факторов, препятствующих формированию положительного психологического климата, относятся конфликты в педагогическом коллективе. Конфликты в педагогических коллективах, по своей природе являются межличностными конфликтами.
В эмпирическом исследовании психологического климата в педагогическом коллективе Граховской средней общеобразовательной школы приняло участие 35 педагогов в возрасте от 25 до 50 лет.
Согласно гипотезе исследования, чем выше уровень групповой сплоченности в трудовом коллективе, тем выше степень благоприятности социально - психологического климата и тем ниже уровень конфликтности отдельных его членов.
Высокий уровень групповой сплоченности показали 25,7 % испытуемых. Уровень выше среднего был выявлен у 31,4 % опрошенных. Средний уровень характерен также для 31,4 % респондентов; Уровень ниже среднего выявлен у 8,6 опрошенных, а низкий уровень отмечен у 2,9 % опрошенных.
Тестирование психологического климата в педагогическом коллективе сельской школы показало, что значительная часть педагогического коллектива сельской школы, а именно 82,8 %, имеют средний уровень благоприятности социально-психологического климата. Низкий уровень диагностирован у пяти членов коллектива, что составляет 14,3 % группы, и лишь у одного педагога (2,9 % группы) выявлен высокий уровень благоприятности социально-психологического климата.
Средний балл по методике «Шкала оценки психологического климата в коллективе» свидетельствует о средней степени благоприятности социально-психологического климата в педагогическом коллективе сельской школы.
Полученные результаты по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению свидетельствуют о том, что в исследуемом коллективе отмечены все стратегии поведения в конфликтной ситуации. При этом наибольший вес имеет стратегия «избегания» 6,66 баллов. Далее следуют: «соперничество» - 6,2 балла; «компромисс» - 5,97 баллов; «приспособление» - 5,6 баллов; «сотрудничество» - 5,57 баллов.
Корреляционный анализ подтвердил первую часть гипотезы исследования о том, что чем выше уровень групповой сплоченности в трудовом коллективе, тем выше степень благоприятности социально - психологического климата. Вторая часть гипотезы о том, что чем выше уровень групповой сплоченности в трудовом коллективе, тем ниже уровень конфликтности от-дельных его членов не нашла своего подтверждения. В данном педагогическом коллективе представлены разные стратегии поведения в конфликтной ситуации, и от групповой сплоченности тут ничего не зависит.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась лишь частично.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
3. Андреева Г.В. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
4. Анникеева Н.П. Учителю о психололгическом климате в коллективе. - М.: Кнорус, 2005. - 328 с.
5. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005. - 274 с.
6. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1993. - 274 с.
7. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт. - 2-е изд. - Новосибирск: Наука, 1989. - 298 с.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2000. - 528 с.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд. МГУ, 1984. - 200 с.
10. Взаимосвязь формирования личности и коллектива / Под ред. А.П. Шпона. - Рига: Латв. гос. ун-т. , 1989. - 206 с.
11. Горбунова М.Ю. Конфликтология. - Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 256 с.
12. Горяинова О.В. Научись манипулировать людьми. Тренинги и ролевые игры. - Ростов н/Дону.:Феникс, 2007. - 253 с.
13. Горянина В.А. Психология общения. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
14. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.
15. Дежникова Н.С. Педагогический коллектив школы. - М.: Знания, 1984.
- 86 с.
16. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарика, 2000. - 54 с.
17. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М.: Знание, 1999. - 379 с.
18. Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учеб. пособие. - М.: МГУ, 1984. - 208 с.
19. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония. - Киев, 1989 - 555 с.
20. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2001.
- 95 с.
21. Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. - 1998. - № 4. - С. 80-87.
22. Журавлев А.Л. Социально-психологические аспекты исследования конфликта. - М.: Наука, 2001. - 472 с.
23. Зайковский А.Н. Организационная психология: учеб. пособие для вузов - М.: Флинта, 2002. - 126 с.
24. Исаев И.А. Общая характеристика педагогического коллектива. - М.: Дрофа, 2007. - 311 с.
25. Квинн В.Н. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
26. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М.: Политиздат, 1975. - 217 с.
27. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: Владос, 2001. - 382с.
28. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г. М.Андреевой. - М.: МГУ, 2002. - 315 с.
29. Леонов Н.И. Конфликт и конфликтное поведение. Методы изучения. - СПб.: Питер, 2004. - 504 с.
30. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика конфликта в психологии // Психологический журнал. - 2000. - №1. - С. 8-20.
31. Майерс Д. Социальная психология - СПб.: Питер, 1999. - 578 с.
32. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С. 142-146.
33. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник. - М.: Академия, 2003. - 320 с.
34. Определение индекса групповой сплоченности Сишора // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - C. 179-180.
35. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив - М.: Педагогика, 1992. - 253 с.
36. Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 35-37.
37. Петровский А.В., Шлалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978. - 176 с.
38. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. - М.: Гарданики, 2000. - 156 с.
39. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
40. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и те¬сты. Учебное пособие. - Самара: ИД «Бахрак», 2001. - 672 с.
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996. - 529 с.
42. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: Владос, 1998. - 496 с.
43. Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1989. - 21 с.
44. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат, 2001.- 104 с.
45. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
46. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. - М.: Институт психологии РАН, 1992. - 202 с.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 576 с.
48. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. - Т.2. - М., 2001. - С. 69-77.
49. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. - М.: Академия, 2003, - 106 с.
50. Хьелл Л. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер. - 2008. - 607 с.
51. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Владос, 2002. - 508 с.
52. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2004. - 600 с.
53. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань: Тат. кн. изд-во,
1991. - 192 с.
54. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. - М.: Политиздат, 1994.
- 447с.