ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Личностно-ориентированный подход 6
1.2 Компетентностный подход 13
1.3 Деятельностный подход 23
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
2.1 Методика станционного обучения (Stationenlernen) 33
2.2 Методика «Учение через обучение» (Lernen durch Lehren) 42
2.3 Методика открытого обучения (Offener Unterricht) 50
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Личностно-ориентированный подход 6
1.2 Компетентностный подход 13
1.3 Деятельностный подход 23
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
2.1 Методика станционного обучения (Stationenlernen) 33
2.2 Методика «Учение через обучение» (Lernen durch Lehren) 42
2.3 Методика открытого обучения (Offener Unterricht) 50
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы
В настоящее время существуют различные подходы к обучению иностранным языкам. Из современных подходов наиболее разработанными и изученными являются личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Разработкой личностно-ориентированного подхода занимались такие ученые, как К. Роджерс, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик и др. Компетентностный подход был разработан такими учеными как Д. Хаймс, П.Я. Гальперин, В.Д. Щадриков , И.Л. Бим, Е.А. Пассов, И.С. Якиманская и др.
На данный момент одним из актуальных и интересных, на наш взгляд, подходов в методике обучения иностранному языку является деятельностный подход. При обучении иностранному языку он начал применяться впервые в конце 20 века немецкими дидактиками, учителями- методистами и учителями-практиками. Данный подход активно применяется в Германии, начиная с начальной ступени обучения и заканчивая обучением в высших учебных заведениях. Актуальность нашей работы определяется тем, что в России этот подход начал применяться сравнительно недавно и на сегодняшний день он является недостаточно изученным, а также в силу своей новизны отсутствует русскоязычная научная литература по этой теме.
Цель работы: изучить, проанализировать деятельностный подход в обучении иностранному языку и показать применение данного подхода на практике, а именно при обучении лексике немецкого языка.
Решению поставленной цели способствует выполнение следующих задач:
1) изучить научно-педагогическую и научно-методическую литературу по выбранной теме;
2) проанализировать современные подходы к обучению иностранному языку в школе;
3) изучить и раскрыть сущность деятельностного подхода, как одного из современных подходов при обучении иностранному языку;
4) рассмотреть методическую основу деятельностного подхода;
5) разработать фрагменты уроков на основе методов деятельностного подхода.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в школе.
Предметом исследования является деятельностный подход при обучении иностранному языку и его методическая основа.
Практическая значимость работы определяется тем, что методики обучения ИЯ на основе деятельностного подхода, а также разработанные на их основе фрагменты уроков могут быть использованы в организации учебного процесса при обучении иностранному языку в отечественных школах с целью повышения эффективности и результативности процесса обучения.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, библиографического списка литературы и заключения.
Во введении обосновывается актуальность работы, определяются ее объект, предмет, цель и задачи.
В первой главе даются исходные теоретические основы нашей работы и рассматриваются современные подходы при обучении иностранному языку в школе, раскрывается проблема изученности применения деятельностного подхода при обучении иностранным языкам.
Во второй главе рассматриваются методики работы при применении деятельностного подхода при обучении иностранному языку в школе, а также показывается их практическое использование.
В заключении обобщаются результаты исследования.
На данный момент одним из актуальных и интересных, на наш взгляд, подходов в методике обучения иностранному языку является деятельностный подход. При обучении иностранному языку он начал применяться впервые в конце 20 века немецкими дидактиками, учителями- методистами и учителями-практиками. Данный подход активно применяется в Германии, начиная с начальной ступени обучения и заканчивая обучением в высших учебных заведениях. Актуальность нашей работы определяется тем, что в России этот подход начал применяться сравнительно недавно и на сегодняшний день он является недостаточно изученным, а также в силу своей новизны отсутствует русскоязычная научная литература по этой теме.
Цель работы: изучить, проанализировать деятельностный подход в обучении иностранному языку и показать применение данного подхода на практике, а именно при обучении лексике немецкого языка.
Решению поставленной цели способствует выполнение следующих задач:
1) изучить научно-педагогическую и научно-методическую литературу по выбранной теме;
2) проанализировать современные подходы к обучению иностранному языку в школе;
3) изучить и раскрыть сущность деятельностного подхода, как одного из современных подходов при обучении иностранному языку;
4) рассмотреть методическую основу деятельностного подхода;
5) разработать фрагменты уроков на основе методов деятельностного подхода.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в школе.
Предметом исследования является деятельностный подход при обучении иностранному языку и его методическая основа.
Практическая значимость работы определяется тем, что методики обучения ИЯ на основе деятельностного подхода, а также разработанные на их основе фрагменты уроков могут быть использованы в организации учебного процесса при обучении иностранному языку в отечественных школах с целью повышения эффективности и результативности процесса обучения.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, библиографического списка литературы и заключения.
Во введении обосновывается актуальность работы, определяются ее объект, предмет, цель и задачи.
В первой главе даются исходные теоретические основы нашей работы и рассматриваются современные подходы при обучении иностранному языку в школе, раскрывается проблема изученности применения деятельностного подхода при обучении иностранным языкам.
Во второй главе рассматриваются методики работы при применении деятельностного подхода при обучении иностранному языку в школе, а также показывается их практическое использование.
В заключении обобщаются результаты исследования.
Целью данной работы был анализ возможностей использования деятельностного подхода при обучении иностранным языкам, а также его применение на практике при обучении лексике немецкого языка.
Нами был проанализирован теоретический материал, который в дальнейшем был апробирован на практике. Благодаря этому мы смогли решить поставленные перед нами задачи. В процессе работы мы изучили научно-педагогическую и научно-методическую литературу по выбранной теме. Особую значимость для нашего исследования имели работы таких авторов как И.Я. Зимняя, И.С. Якиманская, Е.Н. Соловова, Н.А. Алексеев, И.Л. Бим, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, Н.И. Алмазова и Г. А. Атанов.
При анализе современных подходов к обучению иностранному языку в школе, нами были выбраны такие подходы как личностно-ориентированный, компетентностный и деятельностный. Мы рассмотрели важнейшие категории каждого подхода, их методические основы, а также провели сравнительно-сопоставительный анализ данных подходов. Проанализировав теоретический материал, мы пришли к выводу, что рассмотренные нами подходы к обучению иностранным языкам базируются на личностно-ориентированной (или антропологической) парадигме. Это предполагает осмысление методических проблем не только с позиции преподавания предмета, но и с точки зрения процессов овладения учащимся языком в различных учебных условиях.
В центре компетентностного подхода в обучении иностранным языкам находится понятие коммуникативной компетенции. Цель обучения иностранным языкам в рамках компетентностного подхода формулируется как формирование данной компетенции, понимаемой как способность гибко пользоваться ИЯ в целях общения с учётом различных ситуаций общения.
Мы изучили и раскрыли сущность деятельностного подхода, как одного из современных подходов при обучении иностранному языку. Основными категориями деятельностного подхода являются категории «деятельность» и «личность»: личность развивается в процессе выполнения продуктивной иноязычной речевой деятельности, и основная цель обучения ИЯ формулируется как формирование иноязычной деятельности как нового способа общения. При реализации данного метода необходимо создание мотивов всех речевых и неречевых действий детей при овладении ИЯ и их поэтапное формирование.
Далее мы рассмотрели методическую основу деятельностного подхода, который обладает богатым методическим арсеналом. Мы проаниализировали такие методы как «Stationenlernen», «Lernen durch Lehren», «Offener Unterricht». Каждая из этих методик обладает ярко выраженной структурой и ставит своей целью обучение лексике иностранного языка. Методы деятельностного подхода позволяют выстраивать процесс обучения в форме игры, где реализуется важнейший принцип деятельностного обучения - «учиться головой, сердцем и рукой». Данные методики направлены на демократизацию процесса обучения, где ученик - это самостоятельная, активная, инициативная личность, несущая ответственность за результаты учения.
Во второй главе мы доказали практическим путем значимость применения деятельностного подхода при обучении лексике иностранного языка, опираясь на теоретические знания, и пришли к следующему выводу, что при применении методов деятельностного подхода учитываются способности и интересы каждого ребенка, что позволяет дифференцировать процесс обучения. Разработав фрагменты уроков на основе методов деятельностного подхода, мы пришли к выводу, что данные методы могут преследовать различные цели обучения, например активизация, повторение, закрепление изученной лексики, а также эти методы можно использовать на различных типах уроков. Каждая из методик основана на субъектно-субъектных отношениях, где ученик выступает в качестве активно познающего субъекта и это призвано обеспечить не только интересный процесс обучения, а также повысить мотивацию к изучаемому языку, прибрести прочные знания и развивать личность ребенка.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что деятельностный подход является на сегодняшний день не только современным в методике обучения иностранному языку, а также эффективным и результативным подходом. Применение деятельностного подхода в процессе обучения иностранному языку может повысить эффективность обучения, как на младшей, так и на старшей ступени обучения. А также деятельностный подход направлен на повышение самооценки учащихся и реализации знаний на практике.
Нами был проанализирован теоретический материал, который в дальнейшем был апробирован на практике. Благодаря этому мы смогли решить поставленные перед нами задачи. В процессе работы мы изучили научно-педагогическую и научно-методическую литературу по выбранной теме. Особую значимость для нашего исследования имели работы таких авторов как И.Я. Зимняя, И.С. Якиманская, Е.Н. Соловова, Н.А. Алексеев, И.Л. Бим, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, Н.И. Алмазова и Г. А. Атанов.
При анализе современных подходов к обучению иностранному языку в школе, нами были выбраны такие подходы как личностно-ориентированный, компетентностный и деятельностный. Мы рассмотрели важнейшие категории каждого подхода, их методические основы, а также провели сравнительно-сопоставительный анализ данных подходов. Проанализировав теоретический материал, мы пришли к выводу, что рассмотренные нами подходы к обучению иностранным языкам базируются на личностно-ориентированной (или антропологической) парадигме. Это предполагает осмысление методических проблем не только с позиции преподавания предмета, но и с точки зрения процессов овладения учащимся языком в различных учебных условиях.
В центре компетентностного подхода в обучении иностранным языкам находится понятие коммуникативной компетенции. Цель обучения иностранным языкам в рамках компетентностного подхода формулируется как формирование данной компетенции, понимаемой как способность гибко пользоваться ИЯ в целях общения с учётом различных ситуаций общения.
Мы изучили и раскрыли сущность деятельностного подхода, как одного из современных подходов при обучении иностранному языку. Основными категориями деятельностного подхода являются категории «деятельность» и «личность»: личность развивается в процессе выполнения продуктивной иноязычной речевой деятельности, и основная цель обучения ИЯ формулируется как формирование иноязычной деятельности как нового способа общения. При реализации данного метода необходимо создание мотивов всех речевых и неречевых действий детей при овладении ИЯ и их поэтапное формирование.
Далее мы рассмотрели методическую основу деятельностного подхода, который обладает богатым методическим арсеналом. Мы проаниализировали такие методы как «Stationenlernen», «Lernen durch Lehren», «Offener Unterricht». Каждая из этих методик обладает ярко выраженной структурой и ставит своей целью обучение лексике иностранного языка. Методы деятельностного подхода позволяют выстраивать процесс обучения в форме игры, где реализуется важнейший принцип деятельностного обучения - «учиться головой, сердцем и рукой». Данные методики направлены на демократизацию процесса обучения, где ученик - это самостоятельная, активная, инициативная личность, несущая ответственность за результаты учения.
Во второй главе мы доказали практическим путем значимость применения деятельностного подхода при обучении лексике иностранного языка, опираясь на теоретические знания, и пришли к следующему выводу, что при применении методов деятельностного подхода учитываются способности и интересы каждого ребенка, что позволяет дифференцировать процесс обучения. Разработав фрагменты уроков на основе методов деятельностного подхода, мы пришли к выводу, что данные методы могут преследовать различные цели обучения, например активизация, повторение, закрепление изученной лексики, а также эти методы можно использовать на различных типах уроков. Каждая из методик основана на субъектно-субъектных отношениях, где ученик выступает в качестве активно познающего субъекта и это призвано обеспечить не только интересный процесс обучения, а также повысить мотивацию к изучаемому языку, прибрести прочные знания и развивать личность ребенка.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что деятельностный подход является на сегодняшний день не только современным в методике обучения иностранному языку, а также эффективным и результативным подходом. Применение деятельностного подхода в процессе обучения иностранному языку может повысить эффективность обучения, как на младшей, так и на старшей ступени обучения. А также деятельностный подход направлен на повышение самооценки учащихся и реализации знаний на практике.
Подобные работы
- Реализация лингвокультурологического подхода в обучении школьников иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ХОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ХОДЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ
НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков на уроках английского языка через создание единого образовательного пространства урочной и внеурочной
деятельности
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Формирование лексических навыков и расширение
лингвистического кругозора на старшей ступени обучения
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ОБЩЕАМЕРИКАНСКОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001



