Введение 3
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Личностно-ориентированный подход 6
1.2 Компетентностный подход 13
1.3 Деятельностный подход 23
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
2.1 Методика станционного обучения (Stationenlernen) 33
2.2 Методика «Учение через обучение» (Lernen durch Lehren) 42
2.3 Методика открытого обучения (Offener Unterricht) 50
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы
В настоящее время существуют различные подходы к обучению иностранным языкам. Из современных подходов наиболее разработанными и изученными являются личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Разработкой личностно-ориентированного подхода занимались такие ученые, как К. Роджерс, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик и др. Компетентностный подход был разработан такими учеными как Д. Хаймс, П.Я. Гальперин, В.Д. Щадриков , И.Л. Бим, Е.А. Пассов, И.С. Якиманская и др.
На данный момент одним из актуальных и интересных, на наш взгляд, подходов в методике обучения иностранному языку является деятельностный подход. При обучении иностранному языку он начал применяться впервые в конце 20 века немецкими дидактиками, учителями- методистами и учителями-практиками. Данный подход активно применяется в Германии, начиная с начальной ступени обучения и заканчивая обучением в высших учебных заведениях. Актуальность нашей работы определяется тем, что в России этот подход начал применяться сравнительно недавно и на сегодняшний день он является недостаточно изученным, а также в силу своей новизны отсутствует русскоязычная научная литература по этой теме.
Цель работы: изучить, проанализировать деятельностный подход в обучении иностранному языку и показать применение данного подхода на практике, а именно при обучении лексике немецкого языка.
Решению поставленной цели способствует выполнение следующих задач:
1) изучить научно-педагогическую и научно-методическую литературу по выбранной теме;
2) проанализировать современные подходы к обучению иностранному языку в школе;
3) изучить и раскрыть сущность деятельностного подхода, как одного из современных подходов при обучении иностранному языку;
4) рассмотреть методическую основу деятельностного подхода;
5) разработать фрагменты уроков на основе методов деятельностного подхода.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в школе.
Предметом исследования является деятельностный подход при обучении иностранному языку и его методическая основа.
Практическая значимость работы определяется тем, что методики обучения ИЯ на основе деятельностного подхода, а также разработанные на их основе фрагменты уроков могут быть использованы в организации учебного процесса при обучении иностранному языку в отечественных школах с целью повышения эффективности и результативности процесса обучения.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, библиографического списка литературы и заключения.
Во введении обосновывается актуальность работы, определяются ее объект, предмет, цель и задачи.
В первой главе даются исходные теоретические основы нашей работы и рассматриваются современные подходы при обучении иностранному языку в школе, раскрывается проблема изученности применения деятельностного подхода при обучении иностранным языкам.
Во второй главе рассматриваются методики работы при применении деятельностного подхода при обучении иностранному языку в школе, а также показывается их практическое использование.
В заключении обобщаются результаты исследования.
Целью данной работы был анализ возможностей использования деятельностного подхода при обучении иностранным языкам, а также его применение на практике при обучении лексике немецкого языка.
Нами был проанализирован теоретический материал, который в дальнейшем был апробирован на практике. Благодаря этому мы смогли решить поставленные перед нами задачи. В процессе работы мы изучили научно-педагогическую и научно-методическую литературу по выбранной теме. Особую значимость для нашего исследования имели работы таких авторов как И.Я. Зимняя, И.С. Якиманская, Е.Н. Соловова, Н.А. Алексеев, И.Л. Бим, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, Н.И. Алмазова и Г. А. Атанов.
При анализе современных подходов к обучению иностранному языку в школе, нами были выбраны такие подходы как личностно-ориентированный, компетентностный и деятельностный. Мы рассмотрели важнейшие категории каждого подхода, их методические основы, а также провели сравнительно-сопоставительный анализ данных подходов. Проанализировав теоретический материал, мы пришли к выводу, что рассмотренные нами подходы к обучению иностранным языкам базируются на личностно-ориентированной (или антропологической) парадигме. Это предполагает осмысление методических проблем не только с позиции преподавания предмета, но и с точки зрения процессов овладения учащимся языком в различных учебных условиях.
В центре компетентностного подхода в обучении иностранным языкам находится понятие коммуникативной компетенции. Цель обучения иностранным языкам в рамках компетентностного подхода формулируется как формирование данной компетенции, понимаемой как способность гибко пользоваться ИЯ в целях общения с учётом различных ситуаций общения.
Мы изучили и раскрыли сущность деятельностного подхода, как одного из современных подходов при обучении иностранному языку. Основными категориями деятельностного подхода являются категории «деятельность» и «личность»: личность развивается в процессе выполнения продуктивной иноязычной речевой деятельности, и основная цель обучения ИЯ формулируется как формирование иноязычной деятельности как нового способа общения. При реализации данного метода необходимо создание мотивов всех речевых и неречевых действий детей при овладении ИЯ и их поэтапное формирование.
Далее мы рассмотрели методическую основу деятельностного подхода, который обладает богатым методическим арсеналом. Мы проаниализировали такие методы как «Stationenlernen», «Lernen durch Lehren», «Offener Unterricht». Каждая из этих методик обладает ярко выраженной структурой и ставит своей целью обучение лексике иностранного языка. Методы деятельностного подхода позволяют выстраивать процесс обучения в форме игры, где реализуется важнейший принцип деятельностного обучения - «учиться головой, сердцем и рукой». Данные методики направлены на демократизацию процесса обучения, где ученик - это самостоятельная, активная, инициативная личность, несущая ответственность за результаты учения.
Во второй главе мы доказали практическим путем значимость применения деятельностного подхода при обучении лексике иностранного языка, опираясь на теоретические знания, и пришли к следующему выводу, что при применении методов деятельностного подхода учитываются способности и интересы каждого ребенка, что позволяет дифференцировать процесс обучения. Разработав фрагменты уроков на основе методов деятельностного подхода, мы пришли к выводу, что данные методы могут преследовать различные цели обучения, например активизация, повторение, закрепление изученной лексики, а также эти методы можно использовать на различных типах уроков. Каждая из методик основана на субъектно-субъектных отношениях, где ученик выступает в качестве активно познающего субъекта и это призвано обеспечить не только интересный процесс обучения, а также повысить мотивацию к изучаемому языку, прибрести прочные знания и развивать личность ребенка.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что деятельностный подход является на сегодняшний день не только современным в методике обучения иностранному языку, а также эффективным и результативным подходом. Применение деятельностного подхода в процессе обучения иностранному языку может повысить эффективность обучения, как на младшей, так и на старшей ступени обучения. А также деятельностный подход направлен на повышение самооценки учащихся и реализации знаний на практике.
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. - Ростов н / Д: Феникс, 2006. - 332 с.
2. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: дис. д-ра пед. наук. - Спб., 2003. - 446 с.
3. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. - Донецк: ЕАИ-пресс,
2001. - 160 с.
4. Атанов Г.А. Обоснование и сущность деятельностного подхода в обучении // Образовательные технологии и общество. - 2004.- № 2.- С. 228-232.
5. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2.- С.11-15.
6. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - С.7-9.
7. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 55- 60.
8. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в
гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. заведений. - Ростов н / Д: Феникс, 1999. - 372 с.
9. Гаджиева О. В. Компетентностный подход в обучении иностранному языку // Вестник дагестанского научного центра РАН. - 2011.- №12.- С. 20- 26.
10. Деятельностный подход в обучении: Закономерности обучения. [Электронный ресурс].URL: http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_01_00.htm(дата обращения 15.04.2013).
11. Еремеева Е.Н. Компетентностный подход в обучении иностранному
языку или как добиться того, чтобы наши ученики стали практическими пользователями языка. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0109/komp.doc(дата обращения 05.04.2013).
12. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. - 2005. - № 4. - С. 27-35.
13. Зимина М.В., Ополовникова М.В. Stationenlernen im DAF-Unterricht // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 2. - С 9- 10.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата
современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. [Электронный ресурс]. (дата обращения: 30.03 2013). URL:
http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
15. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход // Высшее образование сегодня - 2006. - № 8. - С. 20- 26.
16. Коляда М.Г. Деятельностный подход как основа педагогических
технологий в обучении. - 2004.- 21 декабря [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL:
http://archive.nbuv. gov.ua/portal/soc gum/pspo/2004 6 1/doc pdf/Kolyada.pdf(дата обращения 05.04.2013).
17. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа. - 2001. - №1 - С. 3-11.
18. Личностно-ориентированный подход в воспитании школьников: сайт
Людмилы Требенковой. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://lyudyammilaya. moy. su/publ/statj a_quot_lichnostno_orientirovannyj_podk hod_v_vospitanii_shkolnikov_quot/1-1-0-5 (дата обращения 31.03.2013)
19. Личностно-ориентированное образование: авторская концепция А. А. Плигина. - 2004. - 15 ноября [Электронный ресурс]. -URL: http://www.pligin.ru/pligin_individ2008.html(дата обращения 29.03.2013).
20. Методики обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. М.А. Колкова. - СПб.: КАРО, 2005. - 224с.
21. Метод «Дебаты» как один из способов развития коммуникативной
компетенции при обучении иностранному языку: Щукина О.В. - 2005. - 10 октября [Электронный ресурс]. - URL: http://gimnazia-
syzran.3dn.ru/Metodi_kopilka/debati_Shykina.doc (дата обращения
11.04.2013).
22. Мишина В.А. Использование методики станционного обучения в преподавании английского языка // Английский язык. - 2010. - № 8. - С. 36- 42.
23. Неделина Н.В. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. - URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-94877.html(дата обращения 03.04. 2013).
24. Образовательная технология «Портфолио и возможность ее применения в обучении: Зачесова Е.В. [Электронный ресурс]. - URL: http://doob-054.narod.ru/portfolio.html(дата обращения 06.03.2013).
25. Омарова В.К. Современные парадигмы образования: учеб. пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений - Павлодар: Изд-во Павлодар. ун¬та, 2009. - 52 с.
26. Пискарева В.Ф. Технологии компетентностного подхода в обучении немецкому языку вы 5-9 классах [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZrudocs.exdat.com/docsZindex-275979.html (дата обращения 05.04.2013).
27. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 3-10.
28. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 148 с.
29. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
30. Системно-деятельностный подход: сайт Черепановой Н.А. -
[Электронный ресурс]. - (дата обращения 05.04.2013). - URL:
http:ZZcherepanova.74335s005.edusite.ru/p64aa1.html
31. Смирнов И.Б. Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе: учебно-методическое пособие для учителя. - СПб.: КАРО, 2005. - 160с.
32. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение,
2002. - 239 с.
33. Теплоухова Л.А. Деятельностный подход в обучении. Понятие
проектирования как деятельности // Первое сентября. [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZfestival.1september.ruZarticles/419748/ (дата
обращения 15.04.2013).
34. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // ЯГПУ, отдел образовательных информационных технологий. - 2009. -
26 декабря [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZcito-
web.yspu.orgZlink1ZmetodZmet49Znode22.html (дата обращения 10.04.2013).
35. Трошагин М.И. Личностно-ориентированный подход в обучении и
проблемы его реализации. - 2006. - 52 с. [Электронный ресурс]. Систем.
требования: Adobe Acrobat Reader. - URL:
Ь[^р://^^^.з1даи.ги/сотрапу/регзопа1/изег/8471/111ез/11Ь/технолргии%20пррфессионально-ориентированного%20обучения/1ichnostno-orientir podhod.pdf(дата обращения 16.03.2013).
36. Фридман Л. М. Концепция личностноориентированного образования. // Журнал «Завуч».- 2000. - № 8. - С. 77 - 87.
37. Хисамутдинова Г.И. Развитие дидактической теории в ФРГ во второй половине 20 века: автореф. канд. пед. наук. - Казань, 2003. - 32 с.
38. Хуторский А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
39. Шишов С. Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое агенство, 1998. - 354 с.
40. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе // Первое сентября [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/527236/(дата обращения 15.04.2013).
41. Якиманская И.С. Построение модели личностно-ориентированного обучения. - М.: КСП+, 2001. - 128 с.
42. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 31-42.
43. Angelika Wittwer. Handlungsorientierter Fremdsprachenunterricht (Franzosisch) mit der Methode Lernen durch Lehren // Padagogik und Schulalltag 51.- 1996. - № 3. - S. 317-324.
44. Geisz M. Stationenlernen // Lernzirkel. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.globlern21.de(дата обращения 10.05.2013).
45. Lencova I. Das Gluck hat Flugel // Fremdsprache Deutsch. - 2006.- Heft 35.
46. Lernen durch Lehren // Wikipedia Die freie Enzyklopadie. [Электронный ресурс]. - URL: http://de.wikipedia.org/wiki/Lernen_durch_Lehren(дата обращения 01.05.2013).
47. Offener Unterricht // Lexikon [Электронный ресурс].- URL:
http://lexikon.freenet.de/Offener_Unterricht(дата обращения 05.05.2013).
48. Peschel, F. Offener Unterricht / Teil II. - Hohengehren, 2006. - S. 54.
49. Peschel, F. Offener Unterricht /Teil II.- Hohengehren, 2002. - S. 36.
50. Wicke, Rainer E. Stationenlernen - was ist das eigentlich? // Fremdsprache Deutsch, Munchen: Klett, 2006. - S. 5-14.