Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №88005

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2013
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В
ЮНОШЕСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Состояние научной разработанности проблемы гендера в психологической литературе 6
1.2. Общее представление о подростковом возрасте и гендерные особенности подростка 15
1.3 Психические особенности и специфика гендерных различий в
юношеском возраста 19
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 31
2.2. Анализ результатов исследования 34
Выводы по второй главе 42
Заключение 45
Литература 47

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

На развитие личности оказывает влияние ряд факторов. Одним из них по праву может считаться та, или иная половая принадлежность. В семье гендерные представления складываются еще до рождения ребенка, вместе с тем интересом который проявляют окружающие к тому, кто родится: мальчик или девочка. Существует ряд социальных, культурных и психологических аспектов, которые относятся к чертам, нормам, стереотипам, ролям, считающимся типичными и желаемыми для тех, кого общество определяет как женщин или мужчин.
Как доказано учеными (Клименкова Т. А., Воронина О. А.), гендерные различия, хотя и опираются на биологические психофизиологические различия между полами, все же в большей степени детерминированы культурой и социальными нормами общества. Исследователи, занимающиеся изучением вопросами саморазвития - Ананьев Б. Г., Березина Т. Н., Бернс Р., Божович Е. Д., Исаев Е. И., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Логинова Н.А., Маралов В. Г., Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е., Ситаров В. А., Орлов Ю.М., Селевко Г. К., Слободчиков В.. И., Сурожский А. О., Цукерман Г.А., Мастеров Б. М., Чеснокова И. И. [4,9,12,13,31,32]
Актуальность исследования гендерной идентичности в юношеском и подростковом возрасте обусловлена современной социальной ситуацией, характеризующейся целым рядом феноменов и факторов: изменением гендерных стереотипов и полоролевых взаимоотношений в обществе; более активным участием женщин в различных видах профессиональной деятельности; обострением проблем брака, разводов, одиночества в России; ростом числа психических, психосоматических расстройств, в том числе и на почве неадекватной психосексуальной идентичности. В связи с этим возникает актуальная проблема изучения социально-психологического аспекта гендерной идентичности современных юношей и девушек.
Для того чтобы эффективно помогать личности на пути саморазвития в юношеском и подростковом возрасте, необходимо учитывать и их гендерные особенности.
Цель нашей выпускной квалифицированной работы: изучить характеристики гендерных различий в юношеском и подростковом возрасте.
Объект исследования: старшеклассники, в возрасте 16-18 лет и подростки, в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования: гендерные особенности в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить теоретические аспекты изучаемой проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2. Охарактеризовать особенности подросткового и юношеского
возраста;
3. Провести эмпирическое исследование гендерных различий в подростковом и юношеском возрасте;
4. Осуществить анализ и интерпретацию результатов исследования.
Гипотеза исследования - в юношеском возрасте гендерный статус личности соответствует полу, а в подростковом возрасте не соответствует полу.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д.); изучение научной литературы по проблеме; специальные психологические методы сбора информации: тестовые опросы (опросник С.Бем - для диагностики маскулинности-фемининности; тест «Мужской или женский характер?»), методы статистической обработки эмпирической информации.
Базой исследования явилась МБОУ Зверосовхозская СОШ Мамадышского района. В исследовании приняли участие 32 ученика 11-ых классов (16 девушек, 16 юношей), в возрасте 16-18 лет и 32 ученика 8-ых классов (16 девушек и 16 мальчиков), в возрасте от 15- 16 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном изучении гендерных различий в подростковом и юношеском возрасте.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут использоваться в образовательной деятельности педагогов, учителей, а так же служить опорой для написания курсовых и дипломных работ.
Апробация результатов исследования. Основные данные, полученные в исследовании, докладывались на научно- практических конференциях: V международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2013» и Ежегодной студенческой научной конференции студентов КФУ(Елабуга, 2013г.).
Научно-методологической основой дипломной работы стали труды как зарубежных, так и отечественных ученых: Ш. Берн [10], Т.В. Бендас [8], О.А. Ворониной [6], С. Бем[7] подчёркивающих положение о том, что гендерный подход даёт возможность отойти от точки зрения о предопределённости мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жёсткой фиксированности полоролевых моделей поведения и показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные гендерными стереотипами.
В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всём мире, такими учёными как Ф.Л. Джеймс [21], С. Фаррел [42], Т.С. Баранова [7], Ю.Е. Алёшина [3]и др.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель нашей работы было изучение гендерных различий в подростковом и юношеском возрасте, чтобы доказать гипотезу о том, что в юношеском возрасте гендерный статус личности соответствует полу, а в подростковом возрасте не соответствует полу. В теоретической части были изучена и обобщена психологическая литература, рассмотрены психологические характеристики юношеского и подросткового возрастов, а также гендерные различия личности на этих возрастных этапах.
Выделяют личностные характеристики, которые чаще всего приписываются мужчинам и женщинам. К первым можно отнести агрессивность, независимость, неэмоциональность и способность скрывать свои чувства, целенаправленность, стремление к доминированию, активность, соревновательность, прямолинейность, склонность к приключениям, легкость в принятии решений, самоуверенность, амбициозность, малая значимость собственной внешности, предпочтение науки искусствам. Ко вторым - тактичность, нежность, забота о чувствах других, религиозность, спокойность, сильная потребность в защите, аккуратность, общительность, любовь к литературе и искусству. Интересно, что маскулинные черты воспринимались как более социально желательные обеими полами.
Именно в подростковом возрасте гендерные различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходит половое созревание, осознание и принятие половой роли, формируется позиция собственного «Я», мировоззрение, закладываются и формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни.
Гендерные проблемы приобретают особую актуальность в период окончания школы, когда старшеклассники стоят перед выбором своего дальнейшего жизненного пути и сферы профессиональной деятельности.
Если подростки в большой мере стремятся подражать стереотипным образцам маскулинности/фемининности, выбирая модели чаще среди героев средств массовой информации, то для старшеклассников характерен быстрый рост самосознания, повышенное стремление к самоутверждению, к проявлению своей индивидуальности, стремление к активному познанию окружающего мира, склонность к переосмыслению имеющихся стереотипов.
В эмпирической части было проведено исследование гендерной принадлежности старшеклассников и подростков. Было выявлено, что у подростков преобладает андрогинный гендерный статус и смешанный тип характера. А в раннем юношеском возрасте у девочек - старшеклассниц наблюдается фемининный статус и женский тип характера, у юношей - маскулинный статус и мужской тип характера. Это значит, что выдвинутая нами гипотеза о том, что в юношеском возрасте гендерный статус личности соответствует полу, а в подростковом возрасте - не соответствует полу, была доказана.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.-286 с.
2. Агеев B.C. Психологические и социальные
функции полоролевых стереотипов// Вопр. психол. 1987. - №2. - С. 154-158.
3. Алешина Ю. Е., Борисов И. Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - М.: Из-во МГУ, 1989. - № 2. - С. 44-53.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М: МГУ, 2001. - 338 с.
5. Андреева, И. Гендерные различия в структуре эмоционального
иинтеллекта у студентов // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 7-ой международной междисциплинарной научно-практической
конференции 10-11 декабря 2004. - Минск, 2004. - С. 282-285.
6. Араканцева Т. А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки// Мир психологии. 1999. №3. - С. 147-155.
7. Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности. - М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999. - С. 35-46.
8. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. -431 с.
9. Березовская, Т. Эмоциональное развитие старшеклассников в
детском театральном объединении (гендерный аспект) // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 5-ой международной
междисциплинарной научно практической конференции 6-7 ноября 2002.- Мн., 2003. - С. 196-198.
10. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 320 с.
11. Бичевая Л.Я. Эффективность профессиональной
ориентации школьников // Директор школы. 2004. - № 3. - С. 23 - 31.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
13. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. Психология личности. 2003. - С. 108-117.
14. Бреслав, Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл; Академия,-2004. - 544 с.
15. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова и др.; Под ред. А. В. Петровского.-2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
16. Возрастно-психологические особенности гендерных образов. //Семейная психология и семейная терапия, 2008, № 1.- С.15-25.
17. Волков Б.С. Психология личности. - М.: Педагогическое общество России, 2001.-365 с.
18. Воронина, О.А. Гендер и культура / Под ред. З.А. Хоткиной. - М., 1992. - С. 10-22.
19. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6 т. М., 1984.- Т.2. - С.381-382
20. Гендерная педагогика и психология / под ред. О.И.Ключко - Саранск: МГПИ, 2005.-225 с.
21. Джеймс Ф.Л. Самоисполняющееся пророчество: гендер с
социально-психологической точки зрения. - СПб.: Питер, 2001. - С. 144-161.
22. Драгунова Т.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие.- СПб.; СПб ГУП, 2000.- 288 с.
23. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - 1990.- №4.- С. 4-8
24. Иванова Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - 20 с.
25. Иванова, Е.А. Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Астрахань, 2007.- 20 с.
26. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003 - 544 с.
27. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: Питер, 1998. - 92 с.
28. Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. - 2003. - №1. - 243 с.
29. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль, Академия развития, 1996. -115 с.
30. Ковалёва А. Г. Психология личности, изд. 3. - М.: Просвещение, 1970. - 320 с.
31. Кон И. С. Психология старшеклассника/ Пособие для учителя - М.: Просвещение. 1980. -365 с.
32. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.¬265с.
33. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса. - М.: МГУ, 2001.- 100с.
34. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшеклассника. - М.: Наука, 1963. - 257 с.
35. Кузнецова, Е.Б. Психология соперничества в контексте гендерного подхода: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Хабаровск, 2007. - 20 с.
36. Обухова Л.Ф., Рябова Т.В. Установки подростков по отношению к началу половой жизни. //Вопросы психологии. - 2008. - № 3.- С.22-32.
37. Ожигова, Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. - 290 с.
38. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. -Т № 1- 312 с.
39. Психологические тесты. Самая полная энцеклопедия/ сост. Н.А. Преображенская.- Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2008.¬608с.
40. Психология современного подростка./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Наука, 1987. - 246 с.
41. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
42. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общей редакцией О.А. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - 416 с.
43. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в юношеском возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 31-41.
44. Фильдштейн Д. Психология современного подростка. - М., 1991. - 250 с.
45. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Девочка - подросток - девушка. - М.: Просвещение, 1981.-146 с.
46. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Мальчик - подросток - юноша. - М.: Просвещение, 1982.-156 с.
47. Чекалина, А.А. Гендерная психология : Учеб. пособие. - М.: Ось- 89, 2006. - 256 с.
48. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М.: Московский социально-психологический институт, 2007. - 128 с.
49. Шумилин Е. А. Психологическая характеристика личности старшеклассника // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 72-79.
50. Юферева Т. И. Особенности формирования психологического пола у юношей.// Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. - С. 122-131.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ