ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 7
1.1. История становления различных форм социальной опеки и
попечительства над детьми в России 7
1.2 Виды и общая характеристика учреждений для детей, оставшихся без
попечения родителей 12
1.3 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в
учреждениях интернатного типа 17
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ ДОМЕ 27
2.1 Сущность внеклассной работы, её цели и задачи 27
2.2. Формы организации внеклассных занятий в детском доме на примере
Нижнекамского детского дома 32
2.3 Организация внеклассных занятий по кулинарии с воспитанниками
детского дома 38
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях нестабильности социально-экономической и политической жизни остро встаёт вопрос адаптации, реабилитации, интеграции детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учёные и практики образования бьют тревогу: лишение или ограничение возможностей удовлетворения ребёнком жизненно важных и социально значимых потребностей, получаемых, как правило, в семье, искажает его личностное развитие.
В связи с этим в нашей стране создаются различные формы устройства детей, которые можно классифицировать следующим образом:
- семейные формы устройства детей: усыновление, опека;
- государственно-общественные формы устройства детей: семейный детский дом (приемная семья), временная приёмная семья, патронатная семья;
- государственные формы устройства детей: дом ребенка, детский дом, школа-интернат, приют, центры временного содержания детей.
Следует отметить, что обучение и воспитание сирот в специальных учреждениях, например, в детских домах, всегда сопряжено с огромными сложностями. Особую тревогу вызывают выпускники этих учреждений. Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и только 10% удаётся адаптироваться в обществе. Общество в их лице теряет полноценную смену поколений и «испытывает» проблемы с их поведением.
Таким образом, одна из основных проблем у воспитанников детских домов - успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь. Следовательно, основная миссия детского дома - помочь в социальной адаптации воспитанников. Успех подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них - наличие единой системы взаимодействия на воспитанников.
Внеклассная работа в комплексе с учебной, помогает достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной и внеклассной работы, таким образом, расширяется и дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка.
Внеклассные занятия направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития детей-сирот.
На изучение раздела «Кулинария» в учебной дисциплине «Технология» отводится небольшое количество часов, что недостаточно для формирования умений ведения домашнего хозяйства, знаний и навыков приготовления пищи, что приводит к малой приспособленности для самостоятельного проживания воспитанников детских домов
Существующие программы для проведения внеклассных мероприятий, как правило, не учитывают специфику детских домов, адаптированы под определенный состав обучаемой группы, апробированы в отдельных конкретных заведениях и не учитывают специфику детских домов. В результате педагоги по технологии, инструкторы по труду, педагоги дополнительного образования детских домов сталкиваются с проблемами отсутствия методических разработок по организации внеклассных занятий.
Чтобы разрешить данную проблему, педагогам необходимо программно-методическое обеспечение внеклассных занятий по кулинарии. С учетом выше сказанного нами сформулирована тема исследования: «Методика организации и проведения внеклассных занятий по кулинарии в детском доме».
Данная проблема позволила определить цель исследования.
Цель исследования - изучить особенности организации внеклассных занятий по разделу «Кулинария» в условиях детского дома.
Объект исследования: внеклассная работа в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: процесс организации внеклассных занятий по кулинарии в условиях в условиях детского дома для детей-сирот.
Задачи исследования:
1) изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования;
2) обобщить передовой педагогический опыт работы педагогов по технологии, инструкторов по труду, педагогов дополнительного образования в условиях детского дома для детей-сирот;
3) определить формы организации внеклассных занятий в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей;
4) разработать и апробировать программу «Кулинария и здоровье» на внеклассных занятиях по кулинарии в условиях детского дома для детей сирот.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по данной теме, сравнение, обобщение, анализ учебных и творческих работ детей, анализ опыта работы учителей практиков; изучение и сравнительный анализ коррекционно-образовательных программ, программ по технологии для общеобразовательной школы.
Эмпирические: наблюдение, беседа, проектирование.
Методологическую базу исследования составляют психологические и педагогические концепции: теория деятельностной направленности развития личности в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), система работы с детьми в условиях детского дома (Януш Корчак), психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома (А.Л. Нелидов, Т.Т.Щелина), возможности и условия адаптации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (И.Б. Назарова), комплексное сопровождение детей (В.П. Кащенко) и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа «Культура и здоровье» для внеклассных занятий по кулинарии может быть использована инструкторами по труду, преподавателями технологи, педагогами дополнительного образования в условиях детских домов, школ-интернатов, социальных приютах при организации внеклассных мероприятий.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
Развитие общества и государства вызывает развитие социальной защиты, как способа сохранения и стабилизации жизни. В древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей.
До начала XX века попечение над детьми-сиротами развивалось в рамках светской благотворительности. Император Николай 1 учредил сиротские институты.
В советский период благотворительность стала сугубо государственным делом. В 1921 году была создана Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИКе. К середине 30-х годов создана система детских домов-интернатов, которая просуществовала до 90-х годов. В 1988 г. принято постановление «О создании детских домов семейного типа». В настоящее время существуют семейные, государственно-общественные формы устройства детей. Государственная система опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы представляет собой систему различных типов учреждений, таких как дома ребенка, дошкольные детские дома, школы-интернаты, интернатные учреждения смешанного типа, специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты.
Главной задачей на всём этапе становления и развития форм помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, являлась подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
Следует отметить, что сегодня дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы. Дети, выходящие за порог детского дома, как правило, сложно адаптируются.
В связи с этим большое значение отводится внеклассной работе, которая представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка.
Разработанная нами программа «Кулинария и здоровье» и проходит апробацию в детском доме Г. Нижнекамска.
Актуальность программы «Кулинария и здоровье» для воспитанников детского дома в том, что, во-первых, вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более необходимыми в жизни современного человека, во-вторых - обучение воспитанников направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности.
Программа направлена на знакомство с историей кулинарии, основами рационального питания. Обучающиеся получают первоначальные знания и навыки приготовления несложных блюд: закусок, первых и вторых блюд, салатов, песочного и дрожжевого теста.
Разнообразные формы и методы организации занятий, учитывающие психологические особенности детей, специфику детского дома позволяют:
- способствовать профессиональному самоопределению через формирование основных знаний, умений и навыков приготовления пищи, формировать экологические убеждения;
- приобщать к национальным истокам и семейным традициям, вырабатывать навыки здорового образа жизни;
- развивать творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка;
- развивать эстетическое восприятие и творческое воображение;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- развивать культуру общения;
- формировать любовь и уважение к национальной кухни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа «Культура и здоровье» для внеклассных занятий по кулинарии может быть использована инструкторами по труду, преподавателями технологи, педагогами дополнительного образования в условиях детских домов, школ-интернатов, социальных приютах при организации внеклассных мероприятий.
1. Агапова О. Детей-сирот подготовят к рыночным отношениям [Электронный ресурс] / О.Агапова, К.Дедков. Эл. статья. Режим доступа к ст.: www.chelyabinsk.rfn.ru
2. Астониц М. Дети-сироты в России: социокультурная
обусловленность личностных характеристик ребёнка в условиях депривации /М. Астониц // Вестник Евразии. - 2004. - №3. - С. 24.
3. Беличева С.А. Социально-педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы - 2005. - №1. - С. 5-8.
4. Брагин В.Л. Стимулирование и оценка творческой деятельности учащихся / В.Л.Брагин // Школа и производство. - 2000. - № 7. - С.21-22.
5. Выготский Л.С. Актуальные проблемы возрастной психологии. / Л.С. Выготский. - М., 1978 - 270 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 440 с.
7. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом Университет (КДУ), 2011. - 400 с.
8. Гальперин П.Я. История зарубежной психологии [Электронный
ресурс] / П.Я Гальперин. Эл. статья. Режим доступа: -
http: //www.koob .ru/galperin_p_ya/
9. Галагузова М.А. Социальная педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов / М.А. Галагузова [и др.]; под ред. М.А. Галагузовой. - М., ВЛАДОС, 2001. - 475 с.
10. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
11. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 371 с.
12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 1986. - 672 с.
13. Давыдов, В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С.31-37.
14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 1996. - 247 с.
15. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот / И.Ф.Дементьева // Современные проблемы и перспективы в условиях рынка - М.: Педагогика, 2002. - 245 с.
16. Дементьева И.Ф. Социальные проблемы сиротства / И.Ф.Дементьева. - М.: Педагогика, 2004. - 187 с.
17. Дубровина И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. / И.В. Дубровина, М.И.Лисина // Возрастные особенности психического развития детей - М.: Педагогика, 2008. - 110 с.
18. Кащенко В.П. Комплексное сопровождение детей-сирот / В.П. Кащенко. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.
19. Калинин В. Как от благих намерений перейти к реальному делу? / В.Калинин, С.Лапшина // 1 сентября. - 2003. - № 38 - С. 3-4
20. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон - М.: Педагогика. 2008. - 345 с.
21. Корчак Я. Детский дом: уроки прошлого / Я. Корчак - М.: Издательство «Книга», 1990. - 245 с.
22. Корчак Я. Избранные педагогические произведения / Я Корчак. - М.: Просвещение, 1966. - 426 с.
23. Кривцова С.В. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / С.В. Кривцова - М.: Просвещение, 2007. - 196 с.
24. Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2000. - 281 с.
25. Лиханов А.А. Дети без родителей / А.А. Лиханов. - М.: Просвещение, 1987. - 271 с.
26. Лозовская Е.Г. История социальной работы в России / Е.Г. Лозовская, Е.С. Новак, В. Г. Краснова. - Волгоград: Перемена, 2001.
27. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот / И.Б. Назарова // Социс. - 2001. - №4. - С.120.
28. Назарова И.Б. Дети-сироты. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация / И.Б. Назарова; под ред. Н.М. Римашевской. - М., РИЦ ИСЭПН, 2002. - с. 212.
29. Нелидов А.Л. Этапы социально-психологического занятия с детьми предподросткового и подросткового возраста в кризисной ситуации [Электронный ресурс] / А.Л.Нелидов. - Эл. статья. Режим доступа: twirpx.com>file /736526
30. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания: ученое пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. - Арзамас: АГПИ, 2008. - 223 с.
31. Нелидов А.Л. Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков: монография [Электронный ресурс] / Е.В. Яровенко [и др.]; под общ.ред. Н.В. Лалетина. - Эл. статья. Режим доступа: nond- nn.ru>psihokorrekcia-rasstroistv-razvitia/
32. Одинцова Л.Н. Детский дом семейного типа / Л.Н. Одинцова, Н.Н. Шамахова - Вологда: ВИРО, 2004.- 56 с.
33. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21 декабря 1996 г. № 159- ФЗ [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //www.bestpravo .ru/federalnoj e/dg-praktika/h4a.htm
34. Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот / В.А. Павлова. - СПб.: Питер, 2003 - 52 с.
35. Прихожан А.М. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей // Рабочая книга школьного психолога / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Просвещение, 1991. -374 с.
36. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / М.А. Поваляева - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 349 с.
37. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и 100 ответов / И.П. Подласый - М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 440с.
38. Раттер М. Помощь трудным детям / Майкл Раттер - М.: Просвещение, 1999. - 432 с.
39. Ромм М.В. Теория социальной работы. Учебное пособие [Электронный ресурс] / М.В. Ромм, Т.А. Ромм. - Эл. статья. Режим доступа: http://socpedagogika.narod.ru.
40. Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
41. Шарин В.Г. Социальная помощь в средние века / В.Г. Шарин // Социальное обеспечение. - 2005. - №9. - С.18-20.