ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕНДЕЛЕЕВСК-ЕЛАБУГА 6
1.1. Борис Пастернак в Менделеевске 6
1.2. Первый визит Бориса Пастернака в Елабугу 15
ГЛАВА 2.ЧИСТОПОЛБ-ЕЛАБУГА 21
2.1. Борис Пастернак в Чистополе 21
2.2. Второй визит Бориса Пастернака в Елабугу 26
ГЛАВА 3. ЕЛАБУГА: ЦВЕТАЕВА. ПАСТЕРНАК 29
3.1. Борис Пастернак и Марина Цветаева 29
3.2. «Памяти Марина Цветаевой»: образная система, структура,
поэтика 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Культурной традицией любого народа является изучение природы, истории, экономики, литературы, быта своего родного края. Д.С. Лихачев писал о том, что «краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки» [18, с. 8]. Но, к сожалению, на сегодняшний день разрушены нравственные идеалы и ценности, ощущается духовное затишье, экономические проблемы, безответственность - всё это захлестнуло общество и может превратить нас в людей, утративших память. Перед нашим обществом в полный рост встала опасность утери исторической памяти, именно поэтому особую значимость приобретает краеведение. Краеведению, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство вовлеченности и ответственности за всё происходящее. Актуальность исследования заключается в его связи с краеведением, а краеведение есть не что иное, как важное средство связи человека с жизнью его малой родины. Именно с краеведением мы связали научную работу, ведь собственно наш край сыграл многозначительную роль в жизни таких известных личностей как Борис Леонидович Пастернак и Марина Ивановна Цветаева.
Объект исследования - жизнь Бориса Пастернака в Прикамье.
Предмет исследования - отражение Прикамского периода в творчестве писателя.
Цель исследования - проследить жизненный и творческий путь Бориса Пастернака во время его пребывания в Прикамье, а именно в Елабуге, Чистополе, Менделеевске.
Цель определила следующие задачи исследования:
1. охарактеризовать жизнь и творчество Бориса Пастернака в Прикамье;
2. осветить историю отношений Бориса Пастернака и Марины Цветаевой;
3. провести анализ стихотворения Бориса Пастернака «Памяти Марины Цветаевой».
Основными методами исследования явились описательный, сравнительный методы, а также метод наблюдения, которые позволили проследить жизнь Бориса Пастернака в городах Прикамья, осветить историю отношений Бориса Пастернака и Марины Цветаевой, тем самым сравнив и сопоставив их жизненный путь.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы при чтении вузовских лекционных курсов по истории русской литературы, литературного краеведения, в спецкурсах и спецсеминарах, в школьной работе при изучении региональной литературы.
Структура работы традиционна и состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, библиографии.
Основное содержание работы. Во введении обосновывается актуальность научного исследования, определяются объект и предмет, ставятся цель и задача, описываются методы и научно-практическая значимость работы.
В первой главе «Менделеевск-Елабуга», повествуется о первом визите Бориса Пастернака в Прикамье, а именно в города Менделеевск и Елабуга. Здесь же дается анализ стихотворения Радкевича «Ивакинский конторщик», которое он посвятил знаменитому поэту.
Вторая глава исследования «Чистополь-Елабуга» состоит из двух параграфов, в которых мы рассматриваем пребывание Бориса Пастернака в Прикамье в военные годы. Второй визит в Елабугу был непосредственно связан с именем Марины Цветаевой.
И наконец, в третьей главе «Елабуга: Цветаева. Пастернак.» мы освещаем историю отношений Бориса Пастернака и Марины Цветаевой, которая была запечатлена на страницах их многочисленных писем, обращенных друг другу. В параграфе «Памяти Марины Цветаевой: образная система, структура, поэтика» предложена интерпретация стихотворения Бориса Пастернака.
В заключении, в соответствии с обозначенными целью и задачами, представлены основные выводы и положения, полученные в результате нашего исследования, а также намечена перспектива дальнейших научных исследований по данной теме.
Список использованной литературы включает 32 наименования.
Апробация работы проводилась на научных конференциях: «Пастернаковские чтения» (I Всероссийская научная конференция; Менделеевск, 2013 год); «Непрерывное образование личности как феномен XXI века» (Международная научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, студентов; Соликамский государственный педагогический институт, 2013 год); «Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского Федерального Университета 2013 года». Результат исследования отражен в публикации: Мифтахова А.Г. Б. Пастернак в Елабуге// Непрерывное образование личности как феномен XXI века: материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов/ФГБОУ ВПО «СГПИ» - Соликамск: СГПИ, 2013 - в печати.
В заключение данной работы отметим, что исследование велось в соответствии с обозначенными во введении целью и рядом практических задач. Была проведена работа, в ходе которой мы проследили жизненный и творческий путь Бориса Пастернака во время его пребывания в Прикамье, определили значимость данного периода в судьбе знаменитого писателя, осветили отношения Бориса Пастернака и Марины Цветаевой, которые отражены в их письмах, адресованных друг другу, в творчестве.
Первый визит Бориса Пастернака в Прикамье состоялся в 1916 году, когда он оказывается на уральских химических заводах Всеволодо-Вильвы, а впоследствии, в связи с продажей заводов, уезжает и посещает город Бондюгу (именно так назывался Менделеевск до революции). Здесь он выполняет обязанности конторского служащего. Конторская работа отнимала у поэта достаточно много времени, он явно был не удовлетворен службой. «Работа напоминает рябиновку, разведенную теплой водой. Розово-тошнотворная» [4, с. 38]. Так практически во всех письмах сквозит желание вырваться отсюда, уехать в Москву. Именно этот период жизни великого поэта описывает Радкевич в своем стихотворении «Ивакинский конторщик». Произведение в основном построено на противопоставлении: «здесь» и «там», там - обугленная Европа, война, здесь - «рассвет над Камой», «лесная тишина»; с одной стороны - молодой «ивакинский конторщик», занимающийся повседневными делами и заботами, с другой - великий поэт, рожденный творить.
Но прежде чем избавиться от наскучившей работы и покинуть Прикамье, Борис Пастернак посещает Елабугу, где ведет так называемый «военный стол» - занимается делами освобожденных от военной службы.
Второй визит Бориса Пастернака в Прикамье состоится в годы Великой Отечественной Войны, а именно 18 октября 1941 года. Он посетит город Чистополь, где каждый день будет ждать повестки, однако это было невозможно, он прихрамывал (в детстве, будучи в ночном с деревенскими мальчишками, упал с лошади и сломал ногу). Поэтому вместо фронта его вместе с семьей эвакуируют в Чистополь. В то время в том же поезде, что и семья Пастернаков, в провинциальный городишко ехали Анна Ахматова, Леонид Леонов, Константин Федин, Виктор Боков, Евгений Долматовский - весь цвет столичной интеллигенции. Это была последняя группа писателей и творческих деятелей, перебравшихся в Чистополь. Несмотря на сильные чистопольские морозы, данный период для Пастернака будет очень плодотворным: он будет переводить Шекспира, писать собственные сочинения, а главное - именно здесь он будет готовить материалы для романа «Доктор Живаго».
Второй визит Бориса Пастернака в Елабугу в годы войны был прежде всего связан с именем Марины Цветаевой. В Елабугу его привело желание разыскать могилу любимого друга. Близость Чистополя с Елабугой, возможность говорить с людьми, еще так недавно видевшими и беседующими с Мариной Ивановной - все это вновь и вновь погружало его в воспоминания, заставляло осмысливать когда-то сказанные слова, фразы, написанные письма и стихи Цветаевой. Пастернак окажется первым и чуть ли не единственным, кто в те годы решится публично почтить память Цветаевой. Он не предал, не отступился от нее ни при жизни, ни после смерти. Пройдут не годы, а десятилетия, прежде чем станет модным быть знакомым с Мариной, писать о ней воспоминания, превозносить ее талант. Связанный с Цветаевой годами переписки, обоюдным признанием «родства душ», поддержавший ее после возвращения в Россию, высоко ценивший ее талант и, может быть, один из очень немногих по-настоящему понимавший величину потери, он долго готовился, по собственному признанию, «сдерживал себя, чтобы накопить силу, достойную темы, то есть ее, Марины». Об этой дружбе, заключенной в их обращенных друг к другу удивительных письмах, прекрасно написала дочь Цветаевой Ариадна Сергеевна Эфрон. По ее словам, переписка Цветаевой и Пастернака длилась с 1922 года по 1935-й, достигнув апогея в середине двадцатых и затем постепенно сходя на нет. «В маминых записных книжках и черновых тетрадях множество о тебе, — писала А. С. Эфрон Борису Пастернаку 20 августа 1955 года. — Я тебе выпишу, многого ты, наверное, не знаешь. Как она любила тебя и как долго — всю жизнь! Только папу и тебя она любила, не разлюбливая» [29, с. 75].
Пастернаку тогда казалось, что только одна Цветаева может полностью понять те задачи, которые он ставит перед собой, увидеть, как он их решает и насколько это ему удается. Действительно, Цветаева умела судить о творчестве Пастернака, во многом ей созвучном, намного глубже других его современников. Письма Цветаевой к Пастернаку (их было более ста) пропали в годы войны. Однако еще до этой утраты с восемнадцати из них были сняты копии. Три письма сохранились в оригинале. Кроме того, Марина Цветаева многое писала начерно в своих тетрадях, и это дало возможность уточнить текст отдельных писем, посланных ею Пастернаку летом 1926 года.
О гибели М. Цветаевой Б. Пастернак узнал спустя несколько дней после ее смерти, 8 сентября, находясь в Москве. Потрясенный этим известием, он пишет жене в Чистополь: «Вчера ночью Федин сказал мне, будто с собой покончила Марина. Я не хочу верить этому. Как это страшно» [4, с. 85]. Потребуется полтора года, чтобы стихла боль утраты и появилась возможность осмыслить и понять случившееся (произойдет это в Чистополе), и только тогда появятся строки, посвященные Марине Цветаевой. Главным для него стало понять и принять её смерть, а это было самым трудным, так как Пастернак «любил и ценил жизнь, мог в самые отчаянные и трагические периоды наполнить ее смыслом, его не покидало ощущение своей нужности близким, он, несмотря на свою мягкость и неприспособленность к жизни, был стоек». Пастернак упрекал себя, что не отговорил Марину от поспешного отъезда, мучился тем, что отпустил ее, уступив, как всегда, настойчивости ее желания, а ведь он так не хотел, чтобы она уезжала. Ему казалось, что если бы ему удалось проявить твердость и задержать ее, то смерть обошла бы ту, которая уже ничего не могла «изменить в движении» своих «стихий в движении к концу...». Но он, как никто другой, знал, что Цветаева всегда была «приверженицей абсолютной монархии и монархом признает исключительно себя: сама строила свою судьбу, сама завязывала и развязывала дружбы, поступая так, как требовалось именно ей» [10, с. 20].
Проследив жизненный путь Бориса Пастернака в Прикамье, можно сделать вывод, что наш родной край сыграл значительную роль в жизни и творчестве поэта. С одной стороны - «рассвет над Камой», «лесная тишина», покой, переводы Шекспира и собственные сочинения, с другой - потеря очень близкого и дорогого друга, в чем и была роковая роль Прикамья в жизни Пастернака. Елабуга отняла у него ту, которую он любил, любил той любовью, которая была странной и непонятной для всех, любил безудержно и пылко. Пастернаку понадобилось время, чтобы научиться воспринимать случившееся «по-цветаевски», чтобы его душа научилась заново чувствовать ту родственную душу, уже покинувшую пространство земного бытия, и чтобы стихотворение «Памяти Марины Цветаевой» легло строчка за строчкой на белом полотне бумаги.
1. Пастернак Б. Л. Люди и положения // Пастернак Б. Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. - Т.4: Повести. Статьи. Очерки. // Охранная грамота // СС. - М.: Художественная литература, 1991. - С. 149 - 240.
2. Пастернак Б. Л. Люди и положения // Пастернак Б. Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. - Т.4: Повести. Статьи. Очерки. // Несколько положений // СС. - М.: Художественная литература, 1991. - С. 366 - 370.
3. Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы. - М., Сов. писатель, 1965. - 732 с.
4. Пастернак Б. Л. Я понял жизни цель. - М.: Эксмо. - 2008. - 528 с.
5. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. - Т.1: Стихотворения и поэмы 1912 - 1931. - М.: Художественная литература. - 1989. - 751 с.
6. Радкевич В. Приближение к Уралу: стихи. - Пермь, 1987. - 219 с.
7. Айги Г. Венок Бориса Пастернака: Писатель о писателе // Дружба Народов, 1993. - №12. - С. 186 - 197.
8. Альфонов В. Поэзия Бориса Пастернака. - Л., 1990. - 368 с.
9. Архангельский А.Н. У парадного подъезда. - М., 1991. - 336 с.
10. Белкина М.И. Скрещенье судеб. - М.: «Благовест», 1992. - 542 с.
11. Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. - М.,
1989. - 224 с.
12. Гладков А. К. Встречи с Пастернаком // Гладков А. Поздние вечера: Воспоминания, статьи, заметки. - М.: Сов. писатель, 1986. - 334 с.
13. Гордин Я. Поэт и хаос. // Нева. - 1993. - №4. - С. 211 - 263.
14. Горькова Т. «.Вряд ли удастся умереть совсем.» (К метафизике поэтического сознания) // Марина Цветаева в 21 веке: 13 и 14 Цветаевские чтения в Болшеве (2001, 2002 гг.): Сб. докладов. - М.: Музей М.И. Цветаевой в Болшеве, 2003.
15. Зайцев Б. Этюды о Пастернаке // Октябрь. - 1990. - №1. - С. 192 - 198.
16. Казинцев А. Путь: К 100 - летию со дня рождения Б. Пастернака. - М., - 1990. - №2. - С. 182 - 192.
17. Ливанов В. Невыдуманный Борис Пастернак: Воспоминания и впечатления. - М., - 1993. - №10. - С. 170 - 192.
18. Лихачев Д.С. Русская культура. - М.: Искусство. - 2000. - 440 с.
19. Масленникова З.А. Портрет Бориса Пастернака. - М.: Советская Россия, 1990. - 228 с.
20. Маргвелашвилли Т.С. С бурей и ветром в лад. // Единство. - 1972. - №5. - С. 343.
21. Мир Пастернака. - М.: Советский художник, 1989. - 206 с.
22. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Материалы для биографии. - М.: Сов. писатель, 1989. - 686 с.
23. Пастернак Е. В. Лето 1917 года. // Звезда. - 1990, №2. - С. 158 - 165.
24. Пастернак Б. Л. Избранное: В 2 кн. - Кн.2. Проза. - М.: Просвещение, 1991. - 623 с.
25. Пастернак Б.Л. Начало пути. Письма к родителям (1907 - 1920) // Знамя, 1998. - № 4-5.
26. Пас Октавио. О Пастернаке. // Иностранная литература. - 1990. - №1. - С. 193 - 196.
27. Пикач А. Фрагменты Бориса Пастернака. // Звезда. - 1990. - №2. - С. 166 - 182.
28. Пруайар Ж. «Лицо» и «личность» в творчестве Бориса Пастернака (пер. с фр. Н. Б. Кандановой ) // Пастернаковские чтения. Выпуск 2. - М.: Наследие, 1998, С. - 267 - 287.
29. Рильке Р., Пастернак Б., Цветаева М. Письма 1926 года. - М.: Книга,
1990. - 255 с.
30. Стародуб К. Литературное краеведение в школе. - М.: Дрофа, 2003. - 367 с.
31. Цветаева М. Неизданное. Записные книжки: В 2 т. - Т.2: 1919-1939. - М.: Эллис Лак 2000, 2001. - 542 с.
32. Тресидер Дж. Словарь символов. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2001. - 448 с.