ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ
НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Требования к оснащению образовательного процесса но технологии в школе
1.2 Общие требования к кабинету обслуживающего труда и
школьным учебным мастерским
1.3 Эргономические требования к станкам. верстакам, инструментам
для занятий в школе
Выводы по первой главе. 32
ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ТРЕБОВАНИЙ К ОСНАЩЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ.. 33
2.1 Требования к оснащению учебного процесса по технологии в учебном плане подготовки будущих учителей
2.2 Пути повышения эффективности изучения будущими учителями требований к оснащению школьных мастерских
2.3 Методические аспекты изучения будущими учителями
требований к оснащению учебных мастерских
Выводы но второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............... 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫX ИСТОЧНИКОВ -52
ПРИЛОЖЕНИЕ... 56
Актуальность исследования: Требования к оснащению учебных мастерских представляют собой нормативно--правовую составляющую знаний, которыми должен обладать учитель технологии. Такие знания необходимы специалисту для поддержания в требуемом состоянии оснащения учебного процесса. Знания играют в предупреждении производственных травм, заболеваний позвоночника, глаз и пр. Вместе с тем, итоги квалификационных экзаменов указывают на то, что данные требования мало известны студентам. Одной из основных причин такого положения вещей является. на наш взгляд, рассредоточенность вопросов оснащения учебного процесса по технологии в разных дисциплинах учебного плана подготовки будущих учителей. Недостатком является, следствие, методики передачи рассматриваемых знаний
В настоящей работе предпринята попытка активизировать познавательную деятельность за счет использования ряда известных студентам компьютерных программных средств. До сегодняшнего дня перспективы их использования в изучении студентами требований к оснащению учебного процесса по технологии не рассматривались, и соответственно, не были учтены в подготовке будущих учителей технологии.
Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью активизации познавательной деятельности обучающихся и недостаточной проработанностью активных методов обучения в методике преподавания студентам требованиям к оснащению учебного
процесса по технологии в школе.
Проблема исследования состоит в необходимости проработки вопросов изучения студентами. - будущих учителей технологии требованиям к оснащению шктаьлтт тестерсшш
Объект исследования: оснащение учебно!о процесса по технологии в школе.
Предмет исследования: изучение будущими учителями требований к оснащению учебного процесса по технологии.
Цель исследования: составить методический материал в помощь студентам - будущим учителям для изучения требований к оснащению учебного процесса по технологии.
Задачи исследования:
- изучить требования к оснащению образовательного процесса по технологии в школе:
- рассмотреть общие требования к кабинету обслуживающего труда, учебной мастерской и специальные требования к оборудованию;
- описать пути повышения эффективности изучения студентами - будущими учителями, требований к оснащению учебного процесса;
- выделить методические аспекты изучения будущими учителями требований к оснащению учебных мастерских
В ходе решения поставленных задач нами были использованы следующие общенаучные .методы теоретического исследования: анализ нормативно-правовой, а также педагогической литературы по теме исследования, учебно-программной и нормативной документации по высшей школе;
Практическая значимость: результаты, полученные в настоящей работе, могут использоваться в подготовке студентов ИТФ ЕИ КФУ, а также на курсах повышения квалификации учителей технологии. Кроме
того, предложенные в данном исследовании задания, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности, мш у г служить основой для дальнейшей теоретической разработки методических основ совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов педагогических вузов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источииков
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации №44 от 28.11.2003 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1178¬02.» посвящено вопросам гигиены детей и подростков, обучающихся в учреждениях общего среднего образования. В документе представлены гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Правила и нормы к учебным мастерским представлены лишь в некоторых пунктах, которые мы подробно рассмотрели в первой главе:
Особенность изучения требований к оснащению учебных мастерских будущими учителями заключается в том, что вопросы, являющиеся по сути базовыми для будущего специалиста, рассматриваются децентрализованно. По этой причине не уделялось до настоящего времени требованиям к оснащению учебных мастерских должного внимания и с методической точки зрения. Стремясь возместить «пробел», обнаруженный в образовательной практике инженерно-технологического факультета, мы обратились к информационно-коммуникационным технологиям, как наиболее перспективным, на наш взгляд, для активизации познавательной деятельности студентов.
В качестве примеров использования компьютерных программ в изучении студентами требований к оснащению учебных мастерских мы рассмотрели возможности программ «KOMHAC-3D», «Power Point». Нами составлены задания, которые демонстрируют способы эффективного использования рассмотренных программных продуктов.
1. Андреев, В.И. Педагогика : Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий. 2000. - 608 с.
2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды Кн К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
3. Борытько. Н.М. Диагностическая пеятелнюст'. ч-'.ш1г<-ч'э : -чеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.М. Борытко: Пол ред. В А. Сластёнина. И.А. Колесниковой. -М.: Академия. 2006. -288 с.
4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход /А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа. 1991. 2об с.
5. Владыко, О.М. Возможности применения информационных технологий в технологической подготовке будущих учителей: Гехмолот(^экономическое образование в XXI веке (материалы международной конференции) / О.М. Владыко, С.Н. Веклич, мл . Владыко. — ГНЧЙ.Д;. -л-шцг юзд-во Куз ГПА, 2003. - С. 74- 79.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология . .1 !од ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - -480 с.
7. Ганин, Н.Б. КОМПАС-ЗГ.) V7: Самоучитель / Н.Б. 1 анин. - 84.: ДМК Пресс, 2005. - 384 с.
8. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения В.В. Давыдов. - М.:
ИНТОР, 1996. 544 с.
9. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений В.И Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 187 с.
10.Зайцева, О.Б. Информационная компетентность учи геля образовательной области «Технологиях / О.Б. Зайцева ч Педагогика. 2004. № 7. - С.17¬23.
И.Иванова, Г.В. Испод технологий в
http:/.4otem.edu.ru/index.ph p?option=com conte Mr x M - v 1 '-•vAid-38&Iteinid=
30. свободный.
12. Коваленко, Е.В. Использование современных ИК1 в процессе подготовки
преподавателей технологии / Е.В. Коваленко // Информационно-коммуникационные технологии в подготовке' учителя технологии и учителя физики: Сб. материалов научно-практической конференции. В 3-х частях. Ч.З. - Коломна: КЕПИ, 2008 - С. 24-26.
13. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1988.- № 6, - С. 24.
14. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.Ей Краевский, Е.В. Ьсрежнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
1 5. Краевский, В.В. Предметное и обшепредметное в образовательных стандартах / В.В. Краевский, А.В. Хуторской н Педагогика. - 2003. - № 3. - С.3-10.
16. Краевский, В.В. Содержание образования: впепёд к прошлому / В.В.
Краевский. - М.: Педагогическое общество России. 200! - 36 с.
17. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений /'Г.И. Кругликов - 2-е изд. - М.: Академия. 2007. - 288с.
18. Кудрявцев, Е. М. Компас-ЗО. V6. Основы работы в системе /Е. М. Кудрявцев. - М.: ДМК-Пресс, 2004. - 528 с.
19. Кудрявцев, Е.М. КОМПАС-ЗО V7. Наиболее полное руководство / Е.М.
Кудрявцев. — М.: Дгмнх 1 фюс, —Об,?. - иЫ с.
20. Кузнецов, Е.В. Использование новых информационных технологий в
учебном процессе / Кузнецов Е.В. /' Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-лстию академии. Т.5. М.. I 998. С. 78-84.
21. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического
образования: учеб, пособие / М.М. Левина - М.: Академия. 200!. - 272с.
22. Лернер, И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И.Я.
Лернер // Педагогика. - 1996. - № 2. С. 7 - 1 i.
23. Ляшков, А.А. Компьютерная графика: Практикум / А.А. Ляшков, Ф.Н.
Притыкин, Л.М. Леонова. - Омск: изд-во ОмГТУ, 2007.• 114с.
24. Махмутов. М.И. Взаимосвязь обшето и профетешмктеьнг'™ образования /
М.И. Махмутов // Советская педагогика. - 1 986. - Х« 6. - Г 32 - 37.
25. Михалкин, К. С. КОМПАС-ЗО V6. Практическое руководство / К.С.
Михалкин, С.К. Хабаров. Мл ООО «Бином-Пресс.». 2О<>4. 288 с.
26. Морева, Н.А. Технологии профессиональное о образования: пособие для студ. высших учеб, заведений / Н.А. Морева - Мл Академия, 2005. -432с.
27. Немов, Р.С. Общие психология: Учеб, для стул, образовав заведений, сред, проф. образования / Р.С. Немов. - Мл Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 2003.¬400 с.
28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е. С. Пол ат. Мл Академия. 260 - 271 с.
29.Основные команды и пиктограммы в системе автоматизированного проектирования КОМПАС-ЗО: методические указания для студентов машиностроительных специальностей ' сост. Т.М. Горшков, Д.А. Коршунов. А.В. Рандин. - Ульяновск: Ул! ГУ. 2006. 28 с.
ЗО.Пидкасистый. П.П. Искукстго _:с ■ив и . * 'Первая книга
учителя) / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. - М.. ! 999 2:2с.
31 .Плешанова, В.И. Интегрированный курс компьютерного черчения для VII-VIII классов / В.И. Плешанова п Информатика и образование. - 2001. - >7.-С. 80-92.
32. Попов, К.А. Обучение трехмерной графике па примере создания физических моделей ! К.А. Попов // Информатика и образование. - 2006. - №40. - С. 53-М.
33. Потемкин. А.Е. 1 вердотельное м стенирование в спет. меКОМПАС-ЗИ / А.Е. 1 Тотемкин. - СПб.: БХВ-I1етербург. 2004. — 5 1 2 с.
34. Скакун, В.А. *етолнчесч-ыьп.оАд з ;.р ж ' ж фессиональных учебных заведений: пособие для преподавало.ки В.А. Скакун - Мл Вита Пресс, 2001.-1 87с.
Зб.Скаткин, М.И. Методология и методика педагогических исследований / Mi.H. С катким. - М. : Педагогика, 1 986, - 1 32 с.
36. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учеб, пособие для студентов высших учебных заведений : в 2 ч. 4.1 / В.А. Сластенин, П.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.
- М. : Гуманпт. Изд. центр ШЛАДОСщ ЗАВ, 1 «
37. Угринович, Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д. Угринович, Л.Л. Басова, Н.И. Михайлова. - Мл Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 256 с.
38. Угринович, Н.Д. Преподавание курса ’’Информатика и информационные технологии". Методическое пособие / Н.Д. Угринович. - Мл Лаборатория Базовых Знаний, 200 !. - 96 с.
39. Харламов. И.Ф. Педагогика: Курс лекций И.Ф. .Харламов. - Минск: Изд- во Белорус, ун-та, 1990. - 464 с.
40.Чебышева, В.В. Психология трудового обучения: Метод, пособие для средних профессиональных технических училищ / В.В. Чебышева. - Мл Высшая школа, 1983. - 230 с.
41.Ширшов, Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических, комплексов: Монография Е.В.Ширшов, О.В. Чурбанова. Архангельск: Издш-... 24x:ai.. >.,„.чл.ги государственного
технического университеза, 2005.
42.Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие / Н.Е. Эрганова - Мл Академия, 2007. 160с.
43.Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - Мл Сентябрь. 199о. - 96 с.