Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная политика по совершенствованию рыночных механизмов регулирования интеллектуальной миграции как основа возрождения интеллектуального потенциала России

Работа №8792

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы151стр.
Год сдачи2017
Стоимость2350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 15
1 Международная миграция и ее влияние на мировой рынок труда 20
1.1 Понятие миграции, ее виды 20
1.2 Г осударственная миграционная политика на современном этапе 30
2 Особенности интеллектуальной миграции в России 36
2.1 Регулирование миграции высококвалифицированной рабочей силы в
России 36
2.2 Интеллектуальная миграция как фактор развития национального рынка
труда 51
2.3 Проблемы интеллектуальной миграции в России и пути их решения 55
3 Национальная система государственного регулирования
интеллектуальной миграции - институциональный аспект 66
3.1 Эффективные формы государственного воздействия на международную
интеллектуальную миграцию 66
3.2 Региональная миграционная политика высококвалицифированных
специалистов как инструмент повышения инновационности российской экономики 88
3.3 Системный подход - эффективный способ взаимодействия научнообразовательного комплекса с процессом интелллектуальной миграции (на
примере томских вузов) 95
4 Социальная ответственность 109
Заключение 117
Список публикаций студента 120
Список используемых источников 121
Приложение А 132
Приложение Б 134


Объектом исследования является международная миграция высококвалифицированных специалистов.
Предмет исследования: государственная политика, направленная на регулирование международной интеллектуальной миграции.
Цель работы: выявление факторов, влияющих на эффективность реализации государственной политики в части регулирования международной интеллектуальной миграции в РФ.
В процессе исследования на основе широкого круга источников и на базе многочисленных внедренных механизмов регулирования процесса международной интеллектуальной миграции в РФ (стратегии, программы, проекты и т.д.) комплексно исследована государственная политика, направленная на регулирование международной миграции высококвалифицированных специалистов как фактора наращивания научно-образовательного потенциала РФ и инновационного развития.
В результате исследования на основе анализа текущего состояния научно-образовательного комплекса и государственной политики, регулирующей международной интеллектуальной миграции, выявлены факторы, влияющих на эффективность реализации государственной политики в части регулирования международной интеллектуальной миграции в РФ.
Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики:
магистерская диссертация состоит из трех частей: в первой рассмотрены теоретические основы миграции. Во второй исследованы особенности правовой основы проводимой миграционной политики, а так же выявлены проблемы и предложены пути решения проблем в сфере научнообразовательной сферы. В третьей проанализировано современное состояние научнообразовательного комплекса и факторы, препятствующие эффективной политики государство по регулированию международной интеллектуальной миграции. Выпускная квалификационная работа выполнена в текстовом редакторе Мicrosoft Word 10.0 и представлена на CD-диске (в конверте на обороте обложки).
Степень внедрения: основные положения и выводы настоящей работы апробированы при прохождении преддипломной практики в НИ ТПУ, на кафедре экономики.
Область применения: результаты магистерской диссертации могут быть использованы государственными структурами для регулирования международной интеллектуальной миграции.
Экономическая эффективность/значимость работы заключается в анализе текущего состояния научно-образовательного комплекса и разработке рекомендаций по модернизации государственной политики в сфере международной миграции высококвалифицированных специалистов для повышения конкурентоспособности РФ.
В будущем планируется глубже изучить проблему международной интеллектуальной миграции в РФ и состояние научно-образовательного комплекса, разработать подробные рекомендации по совершенствованию механизмов, используемых для осуществления политики в выше обозначенных сферах.

Международная интеллектуальная миграция населения - сложное явление, характерные закономерности которого проявляются в непрекращающемся увеличении масштабов, вовлечением в мировой миграционный оборот населения практически всех стран мира, в быстром росте трудовой миграции.
Более того, международная трудовая миграция высококвалифицированных специалистов приобретает новые структурные характеристики, дифференцирование происходит по квалификации, профессиональным и образовательным признакам. Процесс перехода к постиндустриальному обществу способствует превращению науки в важнейшую производственную силу, как следствие, возрастает роль высококвалифицированного труда, и прежде всего - научного и инженерного. Передовые научные знания, высокая квалификация превращаются в ценный интеллектуальный капитал, от обладания и правильного управления которым во многом зависит
международная конкурентоспособность национальной экономики, ее субъектов, а также возможности извлечения больших выгод из развивающихся процессов и тенденций глобализации рынка и конкуренции.
В экономике, которая основана на знаниях, лучше подготовленные и "вооружённые" передовыми идеями высококвалифицированные кадры действительно приобретают ключевое значение.
Это означает, что грамотно выстроенная политика в сфере регулирования миграции высококвалифицированных специалистов сегодня важна и способствуют росту благосостояния страны.
Актуальность темы исследования
Актуальность магистерской диссертации заключается в том, что от успешной миграционной политики высококвалифицированных специалистов, проводимой в РФ, зависят динамика инновационного развития
страны, процесс перехода к экономике знаний, эффективность ее функционирования в наших экономических и политических реалиях, а так же научно-технический и образовательный потенциал РФ. Кроме того, эффективное регулирование миграции интеллектуальных кадров создает механизмы и инфраструктуру, которые позволят установить прочную связь между научной сферой и бизнесом.
Степень научной разработанности изучаемой проблемы
Данную проблему в своих работах рассматривали следующие ученые: Малахов В.С., Мкртчян Н.В., Вендина О.И., Флоринская Ю.Ф. в своём докладе 2015 года «Международная миграция и устойчивое развитие России» рассматривали международную трудовую миграцию как феномен глобализирующегося мира. В центре внимания авторов - воздействие этого феномена на социально-экономическое развитие принимающих государств. В частности, рассматривается влияние миграционного фактора на демографическую ситуацию, бюджетную сферу, уровень занятости и заработных плат, а также инвестиционный климат стран. Так же Н. Бурейко в своей работе «Международная миграция как предмет междисциплинарного исследования» приводит различные теоретические подходы к изучению международной миграции - экономический, социологический и политологический. Явление международной интеллектуальной миграции остается актуальным и по сей день в научном мире по причине нарастания актуальности этого явления в современном мире. Наличествует множество научных мнений и споров, взгляд на данное явление изменяется из-за текущего темпа изменений в мире, появление новых факторов, влияющих на него.
Предмет и объект исследования
Объект исследования - международная миграция высококвалифицированных специалистов.
Предметом исследования магистерской диссертации является государственная политика, направленная на регулирование международной интеллектуальной миграции.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является выявление факторов, влияющих на эффективность реализации государственной политики в части регулирования международной интеллектуальной миграции в РФ.
Для достижения поставленной цели исследования потребовалось решение следующих задач:
• Изучить теоретическую базу, связанную с понятием миграции;
• Изучить механизмы государственной миграционной политики;
• Изучить процесс регулирования интеллектуальной миграции в России;
• Рассмотреть миграцию высококвалифицированных специалистов как фактор развития национального рынка труда;
• Раскрыть проблемы, связанные с международной интеллектуальной миграцией;
• Предложить пути устранения выявленных проблем;
• Выявить эффективные формы государственного воздействия на международную интеллектуальную миграцию в РФ;
• Изучить региональной миграционной политики высококвалифицированных специалистов как фактора повышения инновационности региона и страны в целом;
• Изучить взаимодействия научно-образовательного комплекса с процессом интеллектуальной миграции (на примере томских вузов);
• Проанализировать и выявить эффективные и наиболее успешные формы взаимодействия научной сферы и системы высшего образования с процессом интеллектуальной миграции в г. Томске.
• Детерминировать факторы, которые оказывают влияние на успешность реализуемой государственной политики международной интеллектуальной миграции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Научно-образовательный комплекс - это драйвер экономического развития, источник приращения ВВП и ВРП, улучшения благосостояния страны, благодаря ему происходит воспроизводство трудовых ресурсов, в том числе и высококвалифицированных специалистов; направленные в данный комплекс финансовые средства увеличивают материальнотехническую базу, созданные внутри этого комплекса научные кадры развивают научную сферу с целом, что способствует инновационному развитию и переходу к экономике знаний.
Международная интеллектуальная миграция - это явление, которое в условиях современного характера течения всех сфер жизни, отличающегося глобализационным и интеграционным характером, становится угрозой для развития научно-образовательного комплекса как локомотива экономики, перехода ее на инновационные рейсы с преобладанием высокотехнологичной сферы в экономике нашей страны.
Важно понимать, что для осуществления успешного перехода к экономике знаний и отхода от сырьевой экономики необходимо, чтобы три элемента данного явления (инфраструктура, научно-образовательный комплекс и интеллектуальные кадры) эффективно взаимодействовали с целью создания высокотехнологичного товара или услуги, чтобы сформировать предложение и спрос на рынке. Формирование спроса и предложения невозможно без доведения товара или услуги до потребителя - сформированная и систематизированная инфраструктура будет этому способствовать. И, наконец, все выше изложенные нереально осуществить без приложения к этому специальных людей с необходимыми навыками, умениями и компетенциями в научной и образовательной сфере - высококвалифицированных специалистов. Важно отметить, что главенствующая роль отведена государству как регулирующему и правотворческому институту. Следовательно, от эффективности и успешности разрабатываемой и осуществляемой государственной политики, целью которой является регулирование международной интеллектуальной миграции, зависит качество трех составляющих этого явления элементов.
Проведенное исследование, отраженное в практической части магистерской диссертации, позволяет сделать следующие выводы.
Реализуемые государством формы воздействия на регулирование международной интеллектуальной миграции в РФ (программы, стратегии и т.п) на сегодняшний день далеки от успешно реализуемых. Существует недостаточность финансирования научно-образовательного комплекса, что в свою очередь влияет на должное материально-техническое обеспечение, без которого невозможно осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований. Так же уровень оплаты труда, значительно отличающийся в меньшую сторону от зарубежных стран, демотивирует инженерные кадры. Кроме того, недостаточность развития инфраструктуры, направленной на коммерциализацию научных разработок, не делает привлекательным выбор данной сферы профессиональной реализации.
Проведенный анализ статистических данных и различных форм регулирования международной миграции высококвалифицированных специалистов в России на основе предложенных автором количественных критериев эффективности данных форм позволяет выявить противоречивость политики государства, формальный подход и оторванность от реальности разработанных механизмов для осуществления данных форм регулирования исследуемого в магистерской диссертации явления.
Взаимодействие между научно-образовательным комплексом и процессом международной интеллектуальной миграции, рассматриваемое на примере томских вузов, автор оценивает как эффективное в целом. Оно происходит посредством различных внедренных механизмов, улучшения подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечения оснащения материально-технической базы вузов, развития науки и внедрение инноваций, реализации проектов с привлечением иностранных специалистов и посредством сотрудничества с мировыми вузами. Однако так же существует проблема формального подхода, ориентация на результат, а не качество, что подтверждает исследование, проведенное по институту эффективного контракта.
Таким образом, по мнению автора, необходимо четкое определение дальнейших приоритетов в проводимой политике РФ, а именно значительное смещение ее в научно-образовательную сферу. Осознанная политика в данном направлении станет основой для создания и успешного развития высокотехнологичного рынка с высокой долей коммерциализированных проектов как в РФ, так и за пределами нашей страны, сформирует отвечающую требованиям оплату труда и условия работы для высококвалифицированных специалистов, создаст привлекательность осуществления научной деятельности в РФ для иностранных специалистов. Данный курс фундаментально изменит экономическое развитие РФ, модернизируя система и мобилизуя ее имеющие активы и создавая новые.


1. Рязанцев С.В. Трудовая миграция с СНГ и Балтии: тенденции, последствия, направления. М.: Формула прав, 2007. 18 с.
2. Функции миграции населения. [Электронный ресурс] //
Национальная социологическая энциклопедия. URL:
http: //voluntary.ru/dictionary/949/word/funkci-migraci-naselenij a (дата
обращения: 04.10.2014).
3. Миграция рабочей силы. Международная миграция рабочей силы. [Электронный ресурс] // Мировая экономика. URL: http://www.ereport.ru/articles/mirecon/labour.htm (дата обращения: 15.11.2014).
4. Международная миграция. [Электронный ресурс] / Федеральная
служба государственной статистики. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/d emography/ (дата обращения: 04.12.2014).
5. Миграция населения [Электронный ресурс] // Википедия:
свободная энциклопедия. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Миграция_населения (дата обращения:
19.02.2015) .
6. Миграция населения: классификация, виды и причины. [Электронный ресурс] // Infotables.ru: вся информация в таблицах. URL: http://infotables.ru/geografiya/290-migratsiya-naseleniya-klassifikatsiya-vidy-i- prichiny-tablitsa (дата обращения: 19.02.2015).
7. Ермушко Ж.А., Корнева О.Ю. Мировая экономика: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2011. С. 56-57
8. Тюрюканова Е.А. Трудовая миграция в России. // Отечественные записки. №4. 2012. С. 15-18.
9. Миграция рабочей силы. Международная миграция рабочей силы. [Электронный ресурс] // Мировая экономика. URL: http://www.ereport.ru/artides/mirecon/labour.htm (дата обращения: 15.11.2014).
10. Международная экономическая интеграция. [Электронный
ресурс] // Административно-управленческий портал. URL:
http://www.aup.ru/books/m175/4_4.htm (дата обращения: 15.12.2014).
11. «Утечка мозгов» как глобальное явление. Причины и
последствия. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий: информационно-аналитический портал. URL:
http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2008/1653 (дата обращения: 17.12.2014).
12. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. М.: Флинта, 1999. С. 357-358
13. Трудящийся-мигрант. [Электронный ресурс] // Википедия:
свободная энциклопедия. URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Трудящийся- мигрант (дата обращения: 17.12.2014).
14. Ермоленко А. А., Морозова А.Е. «Утечка мозгов»: проблема №1 в России? [Электронный ресурс] // СибАК. URL: http://sibac.info/15052 (дата обращения: 19.12.2014).
15. Корчагин Ю.В. Широкое понятие человеческого капитала
[Электронный ресурс] // Центр исследований региональной экономики. 2009. URL: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=22 (дата обращения:
19.12.2014) .
16. Эдилова Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления. [Электронный ресурс] // Научный журнал «Молодой ученый». 2012. №2. С. 204-206. URL: http://www.moluch.ru/archive/37/4300/ (дата обращения:
19.12.2014) .
17. Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=180056 (дата обращения: 20.12.2014).
18. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [Электронный
ресурс] // URL:
http://base.consuhant.m/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=180166 (дата обращения: 29.12.2014).
19. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173612 (дата обращения: 29.12.2014).
20. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=180096 (дата обращения: 29.12.2014).
21. Как живет профессор в Америке? [Электронный ресурс] // Вопросик. URL: http://voprosik.net/kak-zhivet-professor-v-amerike/ (дата обращения: 15.01.2015).
22. ТПУ и международные программы, гранты и фонды [Электронный ресурс] // Томский политехнический университет: официальный сайт. URL: http://tpu.ru/international/int-rel/int-grants/ (дата обращения: 20.02.2015).
23. Международная деятельность ТПУ сегодня [Электронный ресурс] // Томский политехнический университет: официальный сайт. URL: http: //tpu.ru/international/tpu-world/modem-int/ (дата обращения: 25.02.2015).
24. Леденева В.Ю. Интеллектуальная миграция: мировые и российские тенденции. // Социология образования. №2. 2014. С. 106-111.
25. Коровкин А. В., Королев И.Г. Привлечение иностранной рабочей силы как фактор эффективного развития национального рынка труда. // Общество и наука. №6. 2012. С. 108-110.
26. Цысина Г.В. Мировой миграционный процесс и миграционная политика стран Запада. // Общество и наука. №1. 2011. С. 101-110.
27. Бондарь М.А. Обращение интеллектуального капитала на мировом рынке труда. // Журнал международного права и международных отношений. №4. 2014. С. 43-48
28. Феоктистов Д.А. Утечка мозгов» как специфика креативной экономики в системе мирохозяйственных связей. // Проблемы экономики и менеджмента. №4. 2014. С. 108-116
29. Росстат зафиксировал рекордную «утечку мозгов». [Электронный ресурс] // Сноб. URL: http://snob.ru/selected/entry/83140 (дата обращения:
10.03.2015) .
30. В ожидании чуда: российское общество после крымских событий. [Электронный ресурс] // Левада-центр: аналитический центр Юрия Левады. URL: http: //www.levada.ru/30-03-2014/v-ozhidanii-chuda-rossiiskoe- obshchestvo-posle-krymskikh-sobytii (дата обращения: 10.03.2015).
31. "Новая волна" эмиграции: пресса выяснила, куда и почему уезжают россияне. [Электронный ресурс] // News.ru в России. URL: http://www.newsru.com/russia/07jan2015/volna.html (дата обращения:
12.03.2015) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ