Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНЕКДОТ КАК ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЖАНР. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ

Работа №87887

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы50
Год сдачи2013
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «СМЕХОВОЙ МИР». ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНЕКДОТА 6
1.1 Генезис анекдота 7
1.2 Функции анекдота 10
1.3 Литературный анекдот 13
1.4 Распространенные темы анекдотов 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. СТРУКТУРНЫЕ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА 19
2.1 Типология анекдотов 22
2.2 Элементы композиции 26
2.3 Обобщенные и конкретные персонажи 32
2.4 Выражение признаков профессиональной принадлежности в
современных анекдотах 35
2.5 Последовательность создания анекдотических текстов 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЯ


Актуальность темы исследования связана с тем, что на современном этапе анекдот представляет собой сложный культурный парадокс, аккумулирующий в себе характеристики разнообразных областей человеческого существования. Значимые теоретические и методологические предпосылки для исследования анекдота были созданы в итоге развития жанроведения как удачной попытки лингвистического и прагматического истолкования философии Михаила Михайловича Бахтина и, в особенности, его труда «Проблема речевых жанров».
В начале 1990-х годов общий круг проблем научного анализа непосредственно анекдота была намечена в историческом, культурологическом и жанроведческом изучении анекдота в трудах В.И. Карасика, Е.Курганова. Ряд немаловажных функций анекдота как речевого жанра был раскрыт А.Д.Шмелевым, В.В. Химик, Е.А. Шмелевой.
С начала 2000-х годов стали рассматривать причины возникновения циклов современного народного анекдота и изучены его исторические и литературные корни (А.В. Голубкова, Е. Курганов, Г.Г. Слышкина), возникли представления о существовании анекдота в Интернете (О.В. Лутовинова).
Некоторые ученые под анекдотом понимают небольшое устное повествование о придуманном событии актуального жизненного, бытового или общественного, политического содержания, с сатирической или юмористической окраской и необыкновенным остроумным финалом.
Другие ученые исследовали анекдот как «современный жанр народного творчества, который имеет свое необычное строение, отражает народные и социальные характеристики какого-либо народа; целью анекдота становится развеселить слушающих» [8, с.23].
Невзирая на то, что в русской филологии трудности поэтики анекдота в настоящее время обсуждаются довольно обширно, все же не до конца исследованными остаются проблемы, которые связаны со стилистическими чертами анекдота, его взаимообусловленность с фольклором специфичностью существования в современной культуре.
Этот факт делает тему курсовой работы достаточно актуальной.
Объектом нашего исследования является анекдот как жанр народного творчества.
Предмет исследования - структура и поэтика современного русского анекдота как фольклорного жанра.
Цель исследования - изучить жанр анекдота в его современном бытовании; выявить его жанровые особенности, структуру, поэтику.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть литературу по данной теме;
2. Проследить истоки и развитие жанра анекдота;
3. Установить, в чем заключается индивидуальность происхождения и неповторимость русского анекдота как жанра народного творчества;
4. Выделить характерные черты анекдота как жанра современного фольклора;
5. Изучить структурные особенности и поэтику анекдотов.
Материалом для написания данной работы послужили анекдоты из печатных источников.
Теоретико-методологической базой явились работы известных ученых, таких как М.М. Бахтин «Проблема речевых жанров», Е. Н. Абдразакова «Стереотипы и национальная специфика анекдота», А.В. Голубков «Компилятивные жанры на исходе Средневековья», О.В. Лутовинова «Анекдот в смеховом мире Интернета», Г.Г. Слышкин «Современный русский анекдот: функции и ценностные доминанты», Е.Я. Шмелева «Языковые особенности малых форм современного городского фольклора» и многое другое.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении вузовского курса «Русского устного народного творчества», а также спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам теоретической поэтики жанров как традиционного, так и современного фольклора.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Апробация работы состоялась на ежегодной «Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2013 года». Был подготовлен доклад на тему: «Анекдот: жанровые особенности, структура, поэтика».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Жанр анекдота имеет огромное значение среди фольклорных жанров, которые существуют в настоящее время.
Развитие жанра - процесс долгий и растянувшийся во времени. Об этом говорил еще В.П.Аникин: "Со временем типовая структура произведения обретает власть над остальными. С умножением творческих актов происходит универсализация структур, усиливается сходство типовых образов и форм" [2, с. 326].
В данном процессе на его начальном этапе, как пример, используются уже существующие тексты, то есть предшествующие нормы. По истечении времени жанр изменяется как вид внутреннего композиционного и структурного устройства произведения.
В результате большого количества изменений жанр поменял свое качество. Развивается новый стиль - современный русский анекдот. Его основанием являются герои, которые оказывают большое влияние на содержание и построение анекдотов. А персонажи анекдота являются основой жанра.
Композиция становится средством скрытия мотивировок и это усиливает сатирический эффект.
По некоторым причинам в анекдотах образный момент становится преобладающим над функциональным, потому что наиболее важны не события, которые описываются, а причины конкретного поведения героя в какой либо сюжетной ситуации.
Необходимость композиции раскрывается в следующем: действие в произведении заканчивается на самом важном моменте. Развязка происходит за пределами текста, в воображении слушателя.
Анекдот исполняется, а не просто рассказывается. Огромную роль несет диалог - главный текстообразующий метод.
По функциональному значению все диалоги в таком тексте необходимо разделить на повествовательные и кульминационные.
В диалогах нередко сознательно нарушаются различные принципы общения, что принято рассматривать как характерные художественные особенности.
Изучив диалоги, в языке современного русского анекдота можно выделить следующие уровни: межтекстовые вводы, речь героя и речь рассказчика.
На уровне сюжетных методов анекдот довольно традиционен. Эти методы изучены и известны в различных прозаических фольклорных жанрах, в первую очередь в сказке. К данным методам можно отнести градацию, накопление, смешение, параллелизм и повтор.
Своеобразно используются в анекдоте метафоры. Во-первых, как основа для двуплановости; во-вторых, как переосмысление устойчивых выражений, доходящих до разделения смысла.
Огромное значение имеет в анекдоте каламбур, он представлен довольно широко.
Анекдот - необычный жанр, как с точки зрения сюжета, так и с точки зрения формы. Порой он доходит до совершенного абсурда (абстрактные анекдоты). В абстрактных анекдотах жанровая форма изменяется, пытается выйти за пределы самой себя.
На стиль анекдота огромное влияние оказывают другие жанры устного народного творчества, близкие ему и обладающие общими особенностями. Наиболее активно ощущается взаимодействие анекдота со сказкой, и паремией.
Довольно часто встречаются конкретные герои и мотивы, которые характерны, в большинстве своем, для волшебных сказок. Использование главных мотивов данных видов сказок носит пародийное значение.
Былинные и сказочные персонажи (Баба Яга, Змей Горыныч, богатыри) изменяется в анекдотах путем обычной для него перемене качеств героев.
Персонажи способны менять изначально присущие им характеристики и приобретать новые черты.
Следовательно, основопологающим способом взаимодействия анекдота и сказки становится пародирование, для того, чтобы создать сатирический эффект.
Теснее всех переплетается с анекдотом загадка. Схожие черты: сжатость и парадоксальность. В основе этих жанров находится контраст и восприятие, взаимодействие рассказчика и слушателя.
В анекдоте часто используется композиционное построение загадки. Такое построение не считается пародией. Данный факт приводит к возникновению разнообразных загадок-шуток, которые, на самом деле, не требуют отгадки.
Зародились и существуют паремии, которые восходят к определенным анекдотам (то есть их ключевые фразы). Они неразрывно связаны с первоначальными текстами, их понимание невозможно без изучения этих текстов. Они могут являются специфическими сатирическими поговорками и пословицами, которые указывают на широкое распространение анекдотов в современном мире.
Под анекдотом принято понимать небольшой устный шуточный рассказ, который обладает необычным сюжетным и композиционным построением, реализованным на драматизме действия.
Важнейшими сюжетными и композиционными особенностями анекдота являются:
1) указание на создание сатирического эффекта;
2) немногословность и краткость содержания;
3) характерные черты композиции (одномотивность и неожиданный конец);
4) противоречивость;
5) пародия, как сюжетообразующий принцип;
6) экспрессивный и афористичный стиль;
7) актуальность повествования и свободный выбор тематики.
Итак, можно сделать вывод о том, что цели были достигнуты, а задачи - выполнены. Но необходимо помнить, что анекдот, все же, остается недостаточно изученным жанром фольклора.



1. Абдразакова Е.Н. Стереотипы и национальная специфика анекдота/ Е.Н. Абдразакова // Материалы конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения». - М.: Уникум-Центр, 2006. - С. 46-48.
2. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество/ В.П. Аникин. - Л.: Просвещение, 1983. - 326 с.
3. Архипова А.С. Анекдот в зарубежных исследованиях ХХ века. - М. 1998. - С. 48- 99.
4. Бахтин М.М. проблема речевых жанров/ М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 543 с.
5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса/ М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1990. - 547 с.
6. Быков Д. Возвращение анекдота/ Д. Быков // Огонек. -2005.- № 11 (март). - С. 7-39.
7. Голубков А.В. Компилятивные жанры на исходе Средневековья/ А.В. Голубков // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. - С. 126-141.
8. Карасик В.И. Анекдот как предмет лингвистического изучения/ В.И. Карасик // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. - С. 144¬153.
9. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс/
B. И.Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
10. Карасик В.И. Лингвокультурный типаж: к определению понятия/ В.И. Карасик О.А. Дмситриева // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. / под ред. В.И.Карасика. - Волгоград: Парадигма, 2005. -C. 5-25.
11. Курганов Е. Анекдот как жанр/ Е.Курганов. - СПб.: Питер, 2002. - 205 с.
12. Курганов Е. Похвальное слово анекдоту/ Е.Курганов. - СПб.: Изд. журнала «Звезда», 2001. - 125 с.
13. Лук Н.А . Юмор. Остроумие. Творчество. -М., 1977. - С. 28-43.
14. Маслова Е.А. К истории анекдотической литературы XVIII в. сбор. статей в честь академика А.И. Соболевского / Е.А. Маслова. - Л.: АН СССР, 1928. - Т. 101, № 3. - С. 128-134.
15. Петровский М.С. Как только стало возможным не врать по-советски, - стали врать по-другому/ М.С. Петровский // День. 17.12.2008. - С. 12-13.
16. Проселова В.М. Диагностика профессионального самосознания психологов-практиков. - Казань, 2001.
17. Прозоров В.В. "Русская литературная жизнь в анекдотах и потешных преданиях XVIII-XIX веков". - С. 56-89.
18. Русский литературный анекдот конца XVIII - начала XIX века. Сост. Е. Курганов, Н.Охотин. - М.: Художественная литература, 1990. - С.33-195.
19. Слышкин Г.Г. Современный русский анекдот: функции и ценностные доминанты/ Г.Г. Слышкин // Аксиологическая лингвистика: игровое и комическое в общении: Сб. науч. тр. / Под ред. В.И.Карасика, Г.Г.Слышкина. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 190 - 203.
20. Химик В.В. Анекдот как уникальное явление русской речевой культуры/ В.В. Химик // Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 17-31.
21. Шмелева Е.Я. Русский анекдот: Текст и речевой жанр/ Е.Я.Шмелева. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 195 с.
22. Шмелева Е.Я. Рассказывание анекдота как жанр современной речи: проблемы вариативности: [сбор. науч. трудов «Жанры речи» / Е.Я.Шмелева, А.Д.Шмелев. - Саратов, 1999. - С. 12-27.
23. Шмелева Е.Я. Языковые особенности малых форм современного городского фольклора/ Е.Я. Шмелева, А.Д.Шмелев // Язык. Культура.
Гуманитарное знание. Научное наследие Г.О. Винокура и современность. - М.: Научный мир, 1999. - С. 260-266.
24. Щербаков Н.Н. Психология детского анекдота// Бюллетень клуба конфликтологов. - 1999. - №7. - С. 22
25. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - С.87-90.
26. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом “Бахрах-М”, 2000. - С. 589 - 601.
27. Толковый словарь русского языка. Даль В.И. Современная версия/ В.И. Даль. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 736 с.
28. Евгеньева А. П. Словарь русского языка. Т.1. - М., 1986. - С. 89.
29. Большая Российская Энциклопедия: Иллюстрированный энциклопедический словарь. М., - 2001. - С. 78
30. Петрова Ф. Н. Словарь иностранных слов. - М. - 1964. - С. 24.
31. Анекдот в смеховом мире Интернета: [Электронный ресурс] / О.В. Лутовинова // Аналитика культурологи. - М., - 2007. - Режим досту11а:11Пр:/Аууу.апаНси1и1т1оц.131Лпс1ех.р11р'’тос1и1е subjects&fiinc viewpage &pageid=324
32. Современный анекдот в еженедельнике «Тюменские ведомости» -
коммуникативная функция жанра в печатном издании: [Электронный ресурс] / Н. Ступников. - М., - 2009. - Режим доступа:
http://www. stupnikoff. com/archives/66
33. Русский анекдот в XXI веке: трансформации речевого жанра [Электронный ресурс] / А.Д. Шмелев, Е.Я. Шмелева // Труды международной конференции «Диалог-2005» // http://www.dia1og-21 ru/Archive/2005/Shmelevy/Shmelevy.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ