АНЕКДОТ КАК ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЖАНР. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «СМЕХОВОЙ МИР». ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНЕКДОТА 6
1.1 Генезис анекдота 7
1.2 Функции анекдота 10
1.3 Литературный анекдот 13
1.4 Распространенные темы анекдотов 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. СТРУКТУРНЫЕ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА 19
2.1 Типология анекдотов 22
2.2 Элементы композиции 26
2.3 Обобщенные и конкретные персонажи 32
2.4 Выражение признаков профессиональной принадлежности в
современных анекдотах 35
2.5 Последовательность создания анекдотических текстов 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЯ
ГЛАВА 1. «СМЕХОВОЙ МИР». ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНЕКДОТА 6
1.1 Генезис анекдота 7
1.2 Функции анекдота 10
1.3 Литературный анекдот 13
1.4 Распространенные темы анекдотов 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2. СТРУКТУРНЫЕ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА 19
2.1 Типология анекдотов 22
2.2 Элементы композиции 26
2.3 Обобщенные и конкретные персонажи 32
2.4 Выражение признаков профессиональной принадлежности в
современных анекдотах 35
2.5 Последовательность создания анекдотических текстов 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЯ
Актуальность темы исследования связана с тем, что на современном этапе анекдот представляет собой сложный культурный парадокс, аккумулирующий в себе характеристики разнообразных областей человеческого существования. Значимые теоретические и методологические предпосылки для исследования анекдота были созданы в итоге развития жанроведения как удачной попытки лингвистического и прагматического истолкования философии Михаила Михайловича Бахтина и, в особенности, его труда «Проблема речевых жанров».
В начале 1990-х годов общий круг проблем научного анализа непосредственно анекдота была намечена в историческом, культурологическом и жанроведческом изучении анекдота в трудах В.И. Карасика, Е.Курганова. Ряд немаловажных функций анекдота как речевого жанра был раскрыт А.Д.Шмелевым, В.В. Химик, Е.А. Шмелевой.
С начала 2000-х годов стали рассматривать причины возникновения циклов современного народного анекдота и изучены его исторические и литературные корни (А.В. Голубкова, Е. Курганов, Г.Г. Слышкина), возникли представления о существовании анекдота в Интернете (О.В. Лутовинова).
Некоторые ученые под анекдотом понимают небольшое устное повествование о придуманном событии актуального жизненного, бытового или общественного, политического содержания, с сатирической или юмористической окраской и необыкновенным остроумным финалом.
Другие ученые исследовали анекдот как «современный жанр народного творчества, который имеет свое необычное строение, отражает народные и социальные характеристики какого-либо народа; целью анекдота становится развеселить слушающих» [8, с.23].
Невзирая на то, что в русской филологии трудности поэтики анекдота в настоящее время обсуждаются довольно обширно, все же не до конца исследованными остаются проблемы, которые связаны со стилистическими чертами анекдота, его взаимообусловленность с фольклором специфичностью существования в современной культуре.
Этот факт делает тему курсовой работы достаточно актуальной.
Объектом нашего исследования является анекдот как жанр народного творчества.
Предмет исследования - структура и поэтика современного русского анекдота как фольклорного жанра.
Цель исследования - изучить жанр анекдота в его современном бытовании; выявить его жанровые особенности, структуру, поэтику.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть литературу по данной теме;
2. Проследить истоки и развитие жанра анекдота;
3. Установить, в чем заключается индивидуальность происхождения и неповторимость русского анекдота как жанра народного творчества;
4. Выделить характерные черты анекдота как жанра современного фольклора;
5. Изучить структурные особенности и поэтику анекдотов.
Материалом для написания данной работы послужили анекдоты из печатных источников.
Теоретико-методологической базой явились работы известных ученых, таких как М.М. Бахтин «Проблема речевых жанров», Е. Н. Абдразакова «Стереотипы и национальная специфика анекдота», А.В. Голубков «Компилятивные жанры на исходе Средневековья», О.В. Лутовинова «Анекдот в смеховом мире Интернета», Г.Г. Слышкин «Современный русский анекдот: функции и ценностные доминанты», Е.Я. Шмелева «Языковые особенности малых форм современного городского фольклора» и многое другое.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении вузовского курса «Русского устного народного творчества», а также спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам теоретической поэтики жанров как традиционного, так и современного фольклора.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Апробация работы состоялась на ежегодной «Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2013 года». Был подготовлен доклад на тему: «Анекдот: жанровые особенности, структура, поэтика».
В начале 1990-х годов общий круг проблем научного анализа непосредственно анекдота была намечена в историческом, культурологическом и жанроведческом изучении анекдота в трудах В.И. Карасика, Е.Курганова. Ряд немаловажных функций анекдота как речевого жанра был раскрыт А.Д.Шмелевым, В.В. Химик, Е.А. Шмелевой.
С начала 2000-х годов стали рассматривать причины возникновения циклов современного народного анекдота и изучены его исторические и литературные корни (А.В. Голубкова, Е. Курганов, Г.Г. Слышкина), возникли представления о существовании анекдота в Интернете (О.В. Лутовинова).
Некоторые ученые под анекдотом понимают небольшое устное повествование о придуманном событии актуального жизненного, бытового или общественного, политического содержания, с сатирической или юмористической окраской и необыкновенным остроумным финалом.
Другие ученые исследовали анекдот как «современный жанр народного творчества, который имеет свое необычное строение, отражает народные и социальные характеристики какого-либо народа; целью анекдота становится развеселить слушающих» [8, с.23].
Невзирая на то, что в русской филологии трудности поэтики анекдота в настоящее время обсуждаются довольно обширно, все же не до конца исследованными остаются проблемы, которые связаны со стилистическими чертами анекдота, его взаимообусловленность с фольклором специфичностью существования в современной культуре.
Этот факт делает тему курсовой работы достаточно актуальной.
Объектом нашего исследования является анекдот как жанр народного творчества.
Предмет исследования - структура и поэтика современного русского анекдота как фольклорного жанра.
Цель исследования - изучить жанр анекдота в его современном бытовании; выявить его жанровые особенности, структуру, поэтику.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть литературу по данной теме;
2. Проследить истоки и развитие жанра анекдота;
3. Установить, в чем заключается индивидуальность происхождения и неповторимость русского анекдота как жанра народного творчества;
4. Выделить характерные черты анекдота как жанра современного фольклора;
5. Изучить структурные особенности и поэтику анекдотов.
Материалом для написания данной работы послужили анекдоты из печатных источников.
Теоретико-методологической базой явились работы известных ученых, таких как М.М. Бахтин «Проблема речевых жанров», Е. Н. Абдразакова «Стереотипы и национальная специфика анекдота», А.В. Голубков «Компилятивные жанры на исходе Средневековья», О.В. Лутовинова «Анекдот в смеховом мире Интернета», Г.Г. Слышкин «Современный русский анекдот: функции и ценностные доминанты», Е.Я. Шмелева «Языковые особенности малых форм современного городского фольклора» и многое другое.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении вузовского курса «Русского устного народного творчества», а также спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам теоретической поэтики жанров как традиционного, так и современного фольклора.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Апробация работы состоялась на ежегодной «Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ 2013 года». Был подготовлен доклад на тему: «Анекдот: жанровые особенности, структура, поэтика».
Жанр анекдота имеет огромное значение среди фольклорных жанров, которые существуют в настоящее время.
Развитие жанра - процесс долгий и растянувшийся во времени. Об этом говорил еще В.П.Аникин: "Со временем типовая структура произведения обретает власть над остальными. С умножением творческих актов происходит универсализация структур, усиливается сходство типовых образов и форм" [2, с. 326].
В данном процессе на его начальном этапе, как пример, используются уже существующие тексты, то есть предшествующие нормы. По истечении времени жанр изменяется как вид внутреннего композиционного и структурного устройства произведения.
В результате большого количества изменений жанр поменял свое качество. Развивается новый стиль - современный русский анекдот. Его основанием являются герои, которые оказывают большое влияние на содержание и построение анекдотов. А персонажи анекдота являются основой жанра.
Композиция становится средством скрытия мотивировок и это усиливает сатирический эффект.
По некоторым причинам в анекдотах образный момент становится преобладающим над функциональным, потому что наиболее важны не события, которые описываются, а причины конкретного поведения героя в какой либо сюжетной ситуации.
Необходимость композиции раскрывается в следующем: действие в произведении заканчивается на самом важном моменте. Развязка происходит за пределами текста, в воображении слушателя.
Анекдот исполняется, а не просто рассказывается. Огромную роль несет диалог - главный текстообразующий метод.
По функциональному значению все диалоги в таком тексте необходимо разделить на повествовательные и кульминационные.
В диалогах нередко сознательно нарушаются различные принципы общения, что принято рассматривать как характерные художественные особенности.
Изучив диалоги, в языке современного русского анекдота можно выделить следующие уровни: межтекстовые вводы, речь героя и речь рассказчика.
На уровне сюжетных методов анекдот довольно традиционен. Эти методы изучены и известны в различных прозаических фольклорных жанрах, в первую очередь в сказке. К данным методам можно отнести градацию, накопление, смешение, параллелизм и повтор.
Своеобразно используются в анекдоте метафоры. Во-первых, как основа для двуплановости; во-вторых, как переосмысление устойчивых выражений, доходящих до разделения смысла.
Огромное значение имеет в анекдоте каламбур, он представлен довольно широко.
Анекдот - необычный жанр, как с точки зрения сюжета, так и с точки зрения формы. Порой он доходит до совершенного абсурда (абстрактные анекдоты). В абстрактных анекдотах жанровая форма изменяется, пытается выйти за пределы самой себя.
На стиль анекдота огромное влияние оказывают другие жанры устного народного творчества, близкие ему и обладающие общими особенностями. Наиболее активно ощущается взаимодействие анекдота со сказкой, и паремией.
Довольно часто встречаются конкретные герои и мотивы, которые характерны, в большинстве своем, для волшебных сказок. Использование главных мотивов данных видов сказок носит пародийное значение.
Былинные и сказочные персонажи (Баба Яга, Змей Горыныч, богатыри) изменяется в анекдотах путем обычной для него перемене качеств героев.
Персонажи способны менять изначально присущие им характеристики и приобретать новые черты.
Следовательно, основопологающим способом взаимодействия анекдота и сказки становится пародирование, для того, чтобы создать сатирический эффект.
Теснее всех переплетается с анекдотом загадка. Схожие черты: сжатость и парадоксальность. В основе этих жанров находится контраст и восприятие, взаимодействие рассказчика и слушателя.
В анекдоте часто используется композиционное построение загадки. Такое построение не считается пародией. Данный факт приводит к возникновению разнообразных загадок-шуток, которые, на самом деле, не требуют отгадки.
Зародились и существуют паремии, которые восходят к определенным анекдотам (то есть их ключевые фразы). Они неразрывно связаны с первоначальными текстами, их понимание невозможно без изучения этих текстов. Они могут являются специфическими сатирическими поговорками и пословицами, которые указывают на широкое распространение анекдотов в современном мире.
Под анекдотом принято понимать небольшой устный шуточный рассказ, который обладает необычным сюжетным и композиционным построением, реализованным на драматизме действия.
Важнейшими сюжетными и композиционными особенностями анекдота являются:
1) указание на создание сатирического эффекта;
2) немногословность и краткость содержания;
3) характерные черты композиции (одномотивность и неожиданный конец);
4) противоречивость;
5) пародия, как сюжетообразующий принцип;
6) экспрессивный и афористичный стиль;
7) актуальность повествования и свободный выбор тематики.
Итак, можно сделать вывод о том, что цели были достигнуты, а задачи - выполнены. Но необходимо помнить, что анекдот, все же, остается недостаточно изученным жанром фольклора.
Развитие жанра - процесс долгий и растянувшийся во времени. Об этом говорил еще В.П.Аникин: "Со временем типовая структура произведения обретает власть над остальными. С умножением творческих актов происходит универсализация структур, усиливается сходство типовых образов и форм" [2, с. 326].
В данном процессе на его начальном этапе, как пример, используются уже существующие тексты, то есть предшествующие нормы. По истечении времени жанр изменяется как вид внутреннего композиционного и структурного устройства произведения.
В результате большого количества изменений жанр поменял свое качество. Развивается новый стиль - современный русский анекдот. Его основанием являются герои, которые оказывают большое влияние на содержание и построение анекдотов. А персонажи анекдота являются основой жанра.
Композиция становится средством скрытия мотивировок и это усиливает сатирический эффект.
По некоторым причинам в анекдотах образный момент становится преобладающим над функциональным, потому что наиболее важны не события, которые описываются, а причины конкретного поведения героя в какой либо сюжетной ситуации.
Необходимость композиции раскрывается в следующем: действие в произведении заканчивается на самом важном моменте. Развязка происходит за пределами текста, в воображении слушателя.
Анекдот исполняется, а не просто рассказывается. Огромную роль несет диалог - главный текстообразующий метод.
По функциональному значению все диалоги в таком тексте необходимо разделить на повествовательные и кульминационные.
В диалогах нередко сознательно нарушаются различные принципы общения, что принято рассматривать как характерные художественные особенности.
Изучив диалоги, в языке современного русского анекдота можно выделить следующие уровни: межтекстовые вводы, речь героя и речь рассказчика.
На уровне сюжетных методов анекдот довольно традиционен. Эти методы изучены и известны в различных прозаических фольклорных жанрах, в первую очередь в сказке. К данным методам можно отнести градацию, накопление, смешение, параллелизм и повтор.
Своеобразно используются в анекдоте метафоры. Во-первых, как основа для двуплановости; во-вторых, как переосмысление устойчивых выражений, доходящих до разделения смысла.
Огромное значение имеет в анекдоте каламбур, он представлен довольно широко.
Анекдот - необычный жанр, как с точки зрения сюжета, так и с точки зрения формы. Порой он доходит до совершенного абсурда (абстрактные анекдоты). В абстрактных анекдотах жанровая форма изменяется, пытается выйти за пределы самой себя.
На стиль анекдота огромное влияние оказывают другие жанры устного народного творчества, близкие ему и обладающие общими особенностями. Наиболее активно ощущается взаимодействие анекдота со сказкой, и паремией.
Довольно часто встречаются конкретные герои и мотивы, которые характерны, в большинстве своем, для волшебных сказок. Использование главных мотивов данных видов сказок носит пародийное значение.
Былинные и сказочные персонажи (Баба Яга, Змей Горыныч, богатыри) изменяется в анекдотах путем обычной для него перемене качеств героев.
Персонажи способны менять изначально присущие им характеристики и приобретать новые черты.
Следовательно, основопологающим способом взаимодействия анекдота и сказки становится пародирование, для того, чтобы создать сатирический эффект.
Теснее всех переплетается с анекдотом загадка. Схожие черты: сжатость и парадоксальность. В основе этих жанров находится контраст и восприятие, взаимодействие рассказчика и слушателя.
В анекдоте часто используется композиционное построение загадки. Такое построение не считается пародией. Данный факт приводит к возникновению разнообразных загадок-шуток, которые, на самом деле, не требуют отгадки.
Зародились и существуют паремии, которые восходят к определенным анекдотам (то есть их ключевые фразы). Они неразрывно связаны с первоначальными текстами, их понимание невозможно без изучения этих текстов. Они могут являются специфическими сатирическими поговорками и пословицами, которые указывают на широкое распространение анекдотов в современном мире.
Под анекдотом принято понимать небольшой устный шуточный рассказ, который обладает необычным сюжетным и композиционным построением, реализованным на драматизме действия.
Важнейшими сюжетными и композиционными особенностями анекдота являются:
1) указание на создание сатирического эффекта;
2) немногословность и краткость содержания;
3) характерные черты композиции (одномотивность и неожиданный конец);
4) противоречивость;
5) пародия, как сюжетообразующий принцип;
6) экспрессивный и афористичный стиль;
7) актуальность повествования и свободный выбор тематики.
Итак, можно сделать вывод о том, что цели были достигнуты, а задачи - выполнены. Но необходимо помнить, что анекдот, все же, остается недостаточно изученным жанром фольклора.
Подобные работы
- Лингвокультурная специфика польских анекдотов о немцах и немецких анекдотов о поляках
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - СЕМАНТИКА РУССКОГО АНЕКДОТА: ДИАХРОННО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА ИНТЕРНЕТ-АНЕКДОТОВ
О ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4630 р. Год сдачи: 2024 - Анекдот, как средство переживания национальной идентичности
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - АНЕКДОТЫ О КОРОНАВИРУСЕ: ЯЗЫКОВЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА НАРОДОВ ИСПАНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПАНСКИХ АНЕКДОТОВ)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - НЕМЕЦКИЕ ШУТКИ И АНЕКДОТЫ И ТРУДНОСТИ ИХ ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Анекдот в журналистике как явление общественной коммуникации эпохи Перестройки
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Лингвокультурные особенности региональных анекдотов (на материале сборника померанских анекдотов «Witze aus Pommern»)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



