Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №81695

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
214
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОЛЬКЛОР - ОСНОВА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ 10
1.1. Понятие и сущность фольклора 10
1.2. Специфические черты фольклора 13
1.3. Функции и воспитательный потенциал фольклора 14
1.4. Жанры фольклора 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА И ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Психологические и педагогические особенности развития
детей дошкольного возраста 26
2.2. Особенности эстетического воспитания дошкольников 40
2.3. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического
воспитания 48
2.4. Влияние малых фольклорных форм на эстетическое развитие
речи детей в раннем возрасте 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фольклор - основное средство народной педагогики. Народная педагогика - это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.
Фольклор - это бесценное национальное богатство. Это огромный пласт духовной культуры, который складывался коллективными усилиями многими поколениями на протяжении многих столетий. Также на современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.
Толерантность, терпимость, добродетельность, как традиционные христианские добродетели, постепенно стали отличительными чертами русских. Более того, они соседствуют с такими качествами, как личное достоинство, целенаправленность, активность.
Фольклор с воспитательным содержанием, бытовых традиций, праздники, классическая литература - это те понятия, которые оказывают отличительное влияние на формирование национального характера, который способствует творческому развитию не только детей, а так же молодежи в огромном мире былин, сказок, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа.
Следовательно, фольклор - это главный источник знаний о принципах воспитания.
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается с самого раннего детства, с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание - понятие обширное. В это понятие входит воспитание эстетического отношения к природе, трудолюбию, общественно - значимой жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и многообразно, что оно является ярчайшим из общей системы эстетического воспитания как основная его часть. Воспитывать детей средствами искусства является предмет художественного воспитания.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Важно, чтобы работа воспитателя основывалась на научной работе и проводилась по основным требованиям программы, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательно усложнять требования, дифференцированный подход к знаниям, умениям детей различных возрастов.
Эстетическое воспитание на прямую связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление изменить кардинально окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...
О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.
В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три типа эстетики присущи ей изначально. Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.
Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства». Не скоро серая безликая архитектура уступит место уютным и теплым жилищам, улицы будут сиять чистотой, возродившиеся дворы утопать в цветах. А ведь наши дети уже пришли в этот мир, вот почему особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость от нового. Он слышит чудесные русские народные песни, слышит стихи, потешки и сказки, видит красоту хохломских, дымковских игрушек. Красота народного творчества неповторима.
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов, ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л.Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии Е. Архин, П. Блонский, К. Корнилов, С. Шацкий и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко - методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Н. Долманова, Г. Рошаль, М. Рушель, В. Шацкая и др.). В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью разработки комплекса занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать хорошо и плохо, оттенки цвета и звука, ощущения единства со своим народом. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования:
«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного творчества».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования народного творчества в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитательный, образовательный процесс, в частности использования в нём народного творчества.
Предмет исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективным, если будут:
- в работе с детьми применяют занятия с использованием элементов народного творчества;
- элементы народного творчества необходимо использовать в среде развития ребенка дошкольного возраста;
- каждый день с ребенком необходимо использовать элементы народного творчества;
Задачи квалификационной работы:
1) Охарактеризовать феномен фольклора и его воспитательное значение;
2) Дать характеристику основным жанрам фольклора, опираясь на воспитательный потенциал каждого;
3) Показать практическое применение основных фольклорных жанров в эстетическом воспитании дошкольников.
Методы исследования:
- рассмотрение психолога - педагогических и методических пособий по проблеме исследования;
- освоение за деятельностью дошкольников;
Рассмотрение данной темы квалификационной работы актуально и интересно одновременно.
Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик.
Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально - педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально - психологическими, политическими причинами.
Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства - это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор - это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.
Цель квалификационной работы - раскрыть значение фольклора в системе воспитания дошкольников.
Методы, используемые при написании квалификационной работы - описательный, сравнительный анализ, анализ литературных источников.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.
Напрасно думать, что устное народное творчество было лишь плодом народного досуга. Так же было достоинством и умом народа. творчество становило и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального армирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающего его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. От обучения знаниям, умениям, навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать и использовать их жизнь. Взрослые передают ребёнку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Концепция дошкольного воспитания ставит перед нами задачу «формирования культуры познания». Для развития и воспитания детского голоса воспитателю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у шестилетнего ребёнка, они невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат ещё не сформирован. Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определённой системе и последовательности. Успех работы зависит от умений воспитателя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.
В танцевальном кружке учитывают все возрастные особенности. Но воспитывать эстетичность начинают самого раннего возраста. В тот период, когда только начинают развиваться чувства прекрасного. Во всех танцевальных кружках важную роль играет внешний вид. Что играет большую роль в эстетическом воспитание. А также все танцевальные номера в одном из фольклорных жанров, раскрывает эстетичность.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор развивает эстетичность ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.
Былинный эпос - это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм славянского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Они слышат музыку и получают от неё наслаждение, им нравятся стихи и песенки, красивые картинки, явления природы. Сталкиваясь с красотой, ребятишки сами стремятся создать что-то своё — вылепить фигурку из пластилина, придумать песенку, станцевать танец. Встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание — систематическое воздействие на малыша с целью воспитания способности видеть прекрасное и самому создавать его.



1. Азадовский, М.К. История русской фольклористики. тт., 1-2. - М., 1958-1963.
2. Азадовский, М.К. Статьи о литературе о фольклоре. - М., 1960.
3. Бахтин В.С. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. - Л., 1988.
4. Берёзкин Ю.Е. Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // История и математика: Анализ и
моделирование социально-исторических процессов / Ред. Малков С.Ю., Гринин Л.Е., Коротаев А.В. - М.: «КомКнига», 2007. - С. 205-232.
5. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: Издат. центр «Академия», 2007. - 240 с.
6. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.,1971
7. Борев, Ю.Б. История государства советского в преданиях и анекдотах М., «Рипол», 1995ISBN 5-87907-056-5
8. Буслаев, Ф.И. Народный эпос и мифология. - М., 2003
9. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика. - М., 1989
10. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
11. Володько, В.Ф. Воспитание / В.Ф. Володько; БНТУ - Минск: Право и экономика, 207 - 230 с.
12. Жирмунский, В.М. Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки. - Издательство: «Едиториал УРСС», 2006. - 464 с.
13. Жирмунский, В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки. М., 2004
14. Костина, А.В. Молодежная культура и фольклор // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 4.
15. Литературная энциклопедия. М.А. Загадки. - М., 1964, т. 2,
с. 970.
16. Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса (ранние формы и исторические памятники). М., 1963
17. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976
18. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб.: Наука, 1994. - 239 с.
19. Радионова, Т.Я. Интонация и ее общеэстетическое значение (К постановке проблемы «интонация как категория эстетики») // Академические тетради. Вып. 11. Ч. II. [Электронный ресурс]. URL: www.independent-academy.net/science/tetradi/11/
20. Стефанов П. Мытарства души после смерти в болгарскомфольклоре и культуре.
21. Чернявская Ю.В. Белорус: штрихи к автопортрету. Этнический самообраз белорусов в сказках / Чернявская Ю.В. - Мн.: «Четыре четверти», 2006. - 244 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ