ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 7
1.1 Цифровые образовательные ресурсы 7
1.2 Проектирование структуры цифрового образовательного ресурса 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА 29
2.1 Описание и сравнение средств создания электронных учебников 29
2.2 Описание и приемы работы с ЦОР «Интерактивный курс Adobe
Flash 8» 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глобальные социальные процессы, связанные с информатизацией общества, происходящие в конце XX - начале ХХ! века, обусловленные стремительным развитием информационных технологий, затронули все сферы жизнедеятельности общества. В настоящее время все больше и больше Интернет-ресурсов используют Flash-технологии. Такие сайты отличаются от обычных сайтов своей привлекательной графикой, анимацией и интерактивностью. Flash-игры на сегодняшний очень популярны в сети Интернет, так как они имеют небольшой размер, легко загружаются, не требуют инсталляций. Так же во Flash создают презентации, которые намного эффективнее и зрелищней PowerPoint- презентаций. Именно данные обстоятельства делают актуальным обучение Flash-технологиям.
Программное обеспечение создания Flash-анимаций не стоит на месте, оно постоянно развивается, совершенствуется. В связи с этим, особо остро встает проблема нехватки средств обучения работе в том или ином программном продукте. Наиболее популярной программой создания анимаций сегодня является Adobe Flash 8. Как показывает практика, довольно часто желающим освоить технологию создания компьютерных анимаций приходится делать это самостоятельно. Однако, ресурсов, обеспечивающих обучение работе в этой программе - просто нет, а изучать программу самостоятельно по объемным учебным пособиям, написанным профессионалами в этом деле, на достаточно сложном для понимания новичком языке, практически невозможно.
Для организации самостоятельного обучения необходим комплексный интерактивный ресурс, позволяющий начать обучение «с нуля» (установка программного обеспечения) и до получения основных навыков работы в необходимом программном продукте.
Все выше сказанное определило тему исследования «Цифровой образовательный ресурс «Интерактивный курс Adobe Flash 8 - средство самостоятельного обучения». Такой курс должен обеспечить
самостоятельное получение навыков работы во Flash 8, а также может быть использован учителями и преподавателями в организации обучения различным курсам, в том числе элективным и специальным.
Проблема исследования обусловлена отсутствием комплексного интерактивного цифрового образовательного ресурса, обеспечивающего самостоятельное обучение основам работы во Flash 8.
Основной целью исследования является разработка и теоретическое обоснование структуры, содержания и технологии обучения основам работы во Flash 8 с использованием цифрового образовательного ресурса (ЦОР) «Интерактивный курс Adobe Flash ».
Объект исследования: процесс самостоятельного обучения основам работы во Flash 8 в условиях применения средств информационных технологий.
Предмет исследования составляют структура, содержание, технология обучения основам создания анимации с использованием ЦОР «Интерактивный курс Adobe Flash ».
Гипотеза исследования заключается в том, что организация самостоятельного обучения созданию анимации с использованием ЦОР «Интерактивный курс Adobe Flash » будет эффективна, если:
• ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивая при этом совместимость с традиционными учебными материалами;
• в максимальной степени использовать преимущества аудиовизуального представления учебных материалов: наблюдаемых и скрытых, реальных и воображаемых элементов, объектов, явлений, процессов;
• использовать интерактивные технологии, обеспечивающие активное взаимодействие ЦОР с обучаемым.
Задачи исследования:
• изучить программу «Adobe Flash 8» и основные методы создания анимации инструментарием данной программы;
• рассмотреть возможности, назначение и классификацию цифровых образовательных ресурсов;
• изучить этапы разработки цифровых образовательных ресурсов для самостоятельного изучения и выявить требования к интерактивным курсам для самостоятельного обучения;
• провести анализ и сравнение программ создания цифровых образовательных ресурсов, отобрать необходимое инструментальное средство;
• разработать содержание ЦОР в целом и детально разработать его составные части;
• описать технологию обучения по данному ЦОР;
Для решения поставленных задач нами были выбраны следующие методы исследования:
• изучение среды создания анимации и инструментальной среды создания ЦОР;
• анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, материалов научно-практических конференций и ресурсов Internet по теме исследования;
• создание информационных комплексов для самостоятельной учебной деятельности обучаемых.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны лабораторно-практические занятия, направленные на закрепление знаний, умений и навыков в программной среде «Adobe Flash 8», разработано содержание теоретического материала, направленного на формирование специальных знаний и умений при изучении программной среды «Adobe Flash 8», создан комплекс видео-уроков.
В результате проведенного исследования создан цифровой образовательный ресурс «Интерактивный курс Adobe Flash 8» для самостоятельного обучения основам создания анимации. Указанный курс может быть использован в организации кружковой и факультативной работы по информатике в школе. А также преподавателями вузов и сузов с целью формирования у студентов необходимых компетенций в области создания компьютерной анимации.
Цели и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, после каждой из которых сделаны выводы, списка литературы. Работа содержит также два приложения, одну таблицу и тринадцать иллюстраций.
Современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами. За последнее время их видовой состав пополнился такими новейшими педагогическими программными средствами, как электронные учебные пособия, средства компьютерного моделирования, Интернет-сайты, тренажеры, обучающие программы и другие образовательные ресурсы. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы создания качественных программных средств для обучения, соответствующих предъявленным к таким ресурсам требованиям: Особенно остро стоит проблема создания интерактивных курсов для самостоятельного освоения технологии работы в том или ином программном продукте. В настоящее время Flash-технологии приобретают все большую актуальность. Данное обстоятельство делает актуальным обучение Flash-технологиям. Наиболее популярной программой создания анимации сегодня является Adobe Flash 8. Как показывает практика, довольно часто желающим освоить технологию создания компьютерной анимации приходится делать это самостоятельно. Для организации самостоятельного обучения необходим комплексный интерактивный ресурс, позволяющий начать обучение «с нуля» (установка программного обеспечения) и до получения основных навыков работы в необходимом программном продукте.
Для решения проблемы нами разработан «Интерактивный курс Adobe Flash 8» - средство самостоятельного обучения. Нами разработана структура, контент, описаны приемы самостоятельного получения навыков в процессе работы с ЦОР.
При разработке ЦОР мы ориентировались на современные формы обучения, обеспечивая при этом совместимость с традиционными учебными материалами.
В интерактивном курсе в максимальной степени использованы преимущества аудиовизуального представления учебных материалов: наблюдаемых и скрытых, реальных и воображаемых элементов, объектов, явлений, процессов. Курс базируется на интерактивных технологиях, обеспечивающих активное взаимодействие ЦОР с обучаемым.
Разработанный нами комплексный интерактивный цифровой образовательный ресурс, обеспечивающий самостоятельное обучение навыков работы во Flash 8 может быть использован учителями и преподавателями в организации обучения различным курсам, в том числе элективным и специальным.
1. MITOOPENCOURSEWARE. MASSACHUSETTS INSTITUTE OF
TECHNOLOGY. Lecture 1: The Importance of Chemical Principles. Instructor: Catherine Drennan, Elizabeth Vogel Taylor. Режим доступа: http://ocw.mit.edu/courses/chemistry/5-111-principles-of-chemical-science- fall-2008/video-lectures/lecture-1/. Дата обращения: 15.03.13
2. Абалуев Р.Н. Интернет-технологии в образовании: Учебно¬
методическое пособие [Текст] / Р.Н. Абалуев, Н.Г. Астафьева, Н.И. Баскакова. - Тамбов: ТГТУ, 2002. - 114 с.
3. Андерсон Э. , Adobe flash MX 2004 / Энди Андерсон, Марк дел Лима, Стив Джонсон; пер. с англ. Латышевой Д.А. - М.: НТ Пресс, 2005. - 543 с .
4. Ардатский С.Н. Технологические принципы информационного образовательного ресурса [Текст] / Р.Н. Ардатский, О.С. Бартунов // Сборник статей "Образовательные порталы России". Выпуск 1. - М.: Технопечать, 2004. - С. 130-137.
5. Беляев М.И. Основы концепции создания образовательных
электронных изданий [Электронный документ] / М.И. Беляев, В.М. Вымятин, С.Г. Григорьев //
www.eir.ru/comission.php?doc=/trudi/seminar31 belaev
6. Бесли К., Джиффорд X., Моннон Б., Маркс Т., Flash MX Video. Справочник профессионала / Бесли К., Джиффорд X., Моннон Б., Маркс Т .—М.: Издательство «СП ЭКОМ», 2003.—320 с.
7. Боршуляк М.П., Flash 5. 10-11 классы. Практикум. Информатика и ИКТ. / Боршуляк М.П.- изд. «Дрофа».-2002.- С. 140.
8. Бугровская Е.В. Дидактические свойства, функции и возможности образовательных сайтов [Текст] / Е.В. Бугровская // Сборник научных работ студентов и молодых ученых. - Новосибирск: ГЦРО, 2004. - С.
269-284.
9. Бхангал Ш., Б94 Flash. Трюки. 100 советов и рекомендаций
профессионала/ Бхангал Ш. — СПб.: Питер, 2005. — 460 с.
10. Вуль В.А. Электронные издания: Учебник. М.-СПб.: Изд-во
«Петербургский институт печати», 2001. - 308 с.
11. Вуль В.А. Электронные издания: Учебник. М.-СПб.: Изд-во
«Петербургский институт печати», 2001. - 308 с.
12. Гасов В. М., Цыганенко А. М. Методы и средства подготовки электронных изданий: Учебное пособие. — М.: МГУП, 2001. — 735 с.: ил.
13. Горюнова М.А. Создание образовательных ресурсов в сети Интернет: Учебно-методическое пособие [Текст] / М.А. Горюнова, А.Г. Клименков - СПб.: ЛОИРО, 2002. - 52 с.
14. Государственный образовательный стандарт о среднем полном общем образовании [Текст]. // Российская газета. - 2010. - № 35 17 февраля.
15. Григорьев С.Г. Рекомендации по эффективному формированию информационных ресурсов образовательных порталов [Текст] /С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова // Интернет-порталы: содержание и технологии. Выпуск 3. - М.: Просвещение, 2005. - С. 134-166.
16. Григорьев, С.Г. Педагогические аспекты формирования коллекций цифровых образовательных ресурсов Текст. // С.Г. Григорьев,В.В Гриншкун / Вестник МГЛУ. Серия информатика и информатизация образования. М. : МГЛУ. - 2005. - № 2 (5). - С. 21-31.
17. Гурвиц Майкл, Мак-Кейб Лора, Использование Adobe flash MX. Специальное издание/ Гурвиц Майкл, Мак-Кейб Лора: Пер. с англ. — М.:Издательский дом "Вильяме", 2003. — 704 с.
18. Домненко В.М. Создание образовательных интернет-ресурсов:
Учебное пособие [Текст] / В.М. Домненко, М.В. Бурсов. - СПб.:
СПбГИТМО(ТУ), 2002. - 104 с.
19. Жадаева Б. Г. ,100% самоучитель Adobe flash MX : [учеб. пособие] /под. ред. Б. Г. Жадаева. — М. : ТЕХНОЛОДЖИ - 3000, 2005. — 544 с.
20.ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 24.04.2008) [Текст] // Российская газета. - 2008. - № 48 30 апреля.
21. Изучение психологии в Интернет и ее применение в создании сайтов http://www.psycho.all.ru/ [Электронный ресурс].
22. Инькова Н.А. Создание Web-сайтов: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.А. Инькова, Е.А. Зайцева, Н.В. Кузьмина. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. - 56 с.
23. Каракозов С.Д. Методологическая основа проектирования
образовательного WEB-сайта [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Труды конференции "Информационные технологии в науке и образовании". - Запорожье: ЗГУ, 2002.- С. 288-291.
24. Каталог образовательных стандартов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.intemet-law.ru/gosts/gost/6320/. Дата обращения: 18.05.12
25. Компьютерная документация от А до Я. - www.compdoc.ru/
grafics/frontpage/tutor/ [Электронный ресурс].
26. Кондаков, А.М. Особенности нового стандарта образования /
А.М.Кондаков // Издательство «Просвещение», 2011. Режим доступа -http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=222&d_no=28052 - Дата
обращения: 15.03.13
27. Конструктор сайтов. - http://postroika.ru/hosting/index.html/
[Электронный ресурс].
28. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные
технологии в образовании: Учебное пособие [Текст] / В.А.
Красильникова. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. - 235 с.
29. Лещев Д. Создание интерактивного web-сайта: учебный курс [Текст]
/Д. Лещев. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
30. Могилев А.В. Типология образовательных сайтов [Электронный
документ] / А.В. Могилев, Т.С. Старова
//
31. Монахов В. М. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя / В. М. Монахов, Т. К. Смыковская // Школьные технологии. - 2001. - №4. - С. 48-65
32. Мук К., ActionScript 3.0 для Flash. Подробное руководство/ Мук К. — СПб.: Питер, 2009. — 992 с.
33. Печникова В. Н. Создание Web-сайтов без посторонней помощи [Текст] / В. Н. Печникова. - М.: Технический бестселлер, 2006. - 464 с.
34. Пунина Т.Г Проектирование и размещение в сети Интернет
административных сайтов образовательных учреждений: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Г. Пунина - Тамбов: ТГТУ,
Педагогический Интернет-клуб, 2007. - 55 с.
35. Рудакова Д.Т. Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник [Текст] / Под ред. Д.Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАН, 2003. - 160 с.
36. Свободная энциклопедия. - http://ru.wikipedia.org/wiki/CMS/
[Электронный ресурс] - Википедия.
37. Сербин В. Технология создания анимационно-мультипликационных проектов и интерактивно-мультимедийных приложений, применяемых при разработке электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе.['№№№.пЬиу.доу.иа]
38. Солоницын Ю., Холмогоров В. Интернет. Энциклопедия. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 592 с.
39. Теория и методика обучения информатике: учебник/ М. П. Лапчик [и др.]- М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 592 с.
40. Тюрина Л. Вузовский учебник сегодня и завтра / Л. Тюрина // Высшее
образование, 1998. - №8. - с. 65-83.
41. Хосеа Бергитта, «Adobe flash 8» / Хосеа Бергитта. - М.: НТ Пресс, 2007. - 256 с. Ил. - (Самоучитель).
42.Чанг Т. К., Кларк Ш. ^Популярные web-приложения на FLASH MX/ Чанг Т. К., Кларк Ш. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ,2003 - 272 с.
43. Яковенко Т.В., Пустовалов И.В. Обзор требований к созданию электронного учебника. [www.nbuv.gov.ua]
44. Ясинским В.Б. "Каким должен быть электронный учебник"