ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В
ЮНОШЕСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Состояние научной разработанности проблемы гендера в психологической литературе 6
1.2. Общее представление о подростковом возрасте и гендерные особенности подростка 15
1.3 Психические особенности и специфика гендерных различий в
юношеском возраста 19
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 31
2.2. Анализ результатов исследования 34
Выводы по второй главе 42
Заключение 45
Литература 47
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В
ЮНОШЕСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Состояние научной разработанности проблемы гендера в психологической литературе 6
1.2. Общее представление о подростковом возрасте и гендерные особенности подростка 15
1.3 Психические особенности и специфика гендерных различий в
юношеском возраста 19
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 31
2.2. Анализ результатов исследования 34
Выводы по второй главе 42
Заключение 45
Литература 47
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
На развитие личности оказывает влияние ряд факторов. Одним из них по праву может считаться та, или иная половая принадлежность. В семье гендерные представления складываются еще до рождения ребенка, вместе с тем интересом который проявляют окружающие к тому, кто родится: мальчик или девочка. Существует ряд социальных, культурных и психологических аспектов, которые относятся к чертам, нормам, стереотипам, ролям, считающимся типичными и желаемыми для тех, кого общество определяет как женщин или мужчин.
Как доказано учеными (Клименкова Т. А., Воронина О. А.), гендерные различия, хотя и опираются на биологические психофизиологические различия между полами, все же в большей степени детерминированы культурой и социальными нормами общества. Исследователи, занимающиеся изучением вопросами саморазвития - Ананьев Б. Г., Березина Т. Н., Бернс Р., Божович Е. Д., Исаев Е. И., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Логинова Н.А., Маралов В. Г., Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е., Ситаров В. А., Орлов Ю.М., Селевко Г. К., Слободчиков В.. И., Сурожский А. О., Цукерман Г.А., Мастеров Б. М., Чеснокова И. И. [4,9,12,13,31,32]
Актуальность исследования гендерной идентичности в юношеском и подростковом возрасте обусловлена современной социальной ситуацией, характеризующейся целым рядом феноменов и факторов: изменением гендерных стереотипов и полоролевых взаимоотношений в обществе; более активным участием женщин в различных видах профессиональной деятельности; обострением проблем брака, разводов, одиночества в России; ростом числа психических, психосоматических расстройств, в том числе и на почве неадекватной психосексуальной идентичности. В связи с этим возникает актуальная проблема изучения социально-психологического аспекта гендерной идентичности современных юношей и девушек.
Для того чтобы эффективно помогать личности на пути саморазвития в юношеском и подростковом возрасте, необходимо учитывать и их гендерные особенности.
Цель нашей выпускной квалифицированной работы: изучить характеристики гендерных различий в юношеском и подростковом возрасте.
Объект исследования: старшеклассники, в возрасте 16-18 лет и подростки, в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования: гендерные особенности в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить теоретические аспекты изучаемой проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2. Охарактеризовать особенности подросткового и юношеского
возраста;
3. Провести эмпирическое исследование гендерных различий в подростковом и юношеском возрасте;
4. Осуществить анализ и интерпретацию результатов исследования.
Гипотеза исследования - в юношеском возрасте гендерный статус личности соответствует полу, а в подростковом возрасте не соответствует полу.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д.); изучение научной литературы по проблеме; специальные психологические методы сбора информации: тестовые опросы (опросник С.Бем - для диагностики маскулинности-фемининности; тест «Мужской или женский характер?»), методы статистической обработки эмпирической информации.
Базой исследования явилась МБОУ Зверосовхозская СОШ Мамадышского района. В исследовании приняли участие 32 ученика 11-ых классов (16 девушек, 16 юношей), в возрасте 16-18 лет и 32 ученика 8-ых классов (16 девушек и 16 мальчиков), в возрасте от 15- 16 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном изучении гендерных различий в подростковом и юношеском возрасте.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут использоваться в образовательной деятельности педагогов, учителей, а так же служить опорой для написания курсовых и дипломных работ.
Апробация результатов исследования. Основные данные, полученные в исследовании, докладывались на научно- практических конференциях: V международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2013» и Ежегодной студенческой научной конференции студентов КФУ(Елабуга, 2013г.).
Научно-методологической основой дипломной работы стали труды как зарубежных, так и отечественных ученых: Ш. Берн [10], Т.В. Бендас [8], О.А. Ворониной [6], С. Бем[7] подчёркивающих положение о том, что гендерный подход даёт возможность отойти от точки зрения о предопределённости мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жёсткой фиксированности полоролевых моделей поведения и показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные гендерными стереотипами.
В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всём мире, такими учёными как Ф.Л. Джеймс [21], С. Фаррел [42], Т.С. Баранова [7], Ю.Е. Алёшина [3] и др.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
Как доказано учеными (Клименкова Т. А., Воронина О. А.), гендерные различия, хотя и опираются на биологические психофизиологические различия между полами, все же в большей степени детерминированы культурой и социальными нормами общества. Исследователи, занимающиеся изучением вопросами саморазвития - Ананьев Б. Г., Березина Т. Н., Бернс Р., Божович Е. Д., Исаев Е. И., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Логинова Н.А., Маралов В. Г., Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е., Ситаров В. А., Орлов Ю.М., Селевко Г. К., Слободчиков В.. И., Сурожский А. О., Цукерман Г.А., Мастеров Б. М., Чеснокова И. И. [4,9,12,13,31,32]
Актуальность исследования гендерной идентичности в юношеском и подростковом возрасте обусловлена современной социальной ситуацией, характеризующейся целым рядом феноменов и факторов: изменением гендерных стереотипов и полоролевых взаимоотношений в обществе; более активным участием женщин в различных видах профессиональной деятельности; обострением проблем брака, разводов, одиночества в России; ростом числа психических, психосоматических расстройств, в том числе и на почве неадекватной психосексуальной идентичности. В связи с этим возникает актуальная проблема изучения социально-психологического аспекта гендерной идентичности современных юношей и девушек.
Для того чтобы эффективно помогать личности на пути саморазвития в юношеском и подростковом возрасте, необходимо учитывать и их гендерные особенности.
Цель нашей выпускной квалифицированной работы: изучить характеристики гендерных различий в юношеском и подростковом возрасте.
Объект исследования: старшеклассники, в возрасте 16-18 лет и подростки, в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования: гендерные особенности в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить и обобщить теоретические аспекты изучаемой проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2. Охарактеризовать особенности подросткового и юношеского
возраста;
3. Провести эмпирическое исследование гендерных различий в подростковом и юношеском возрасте;
4. Осуществить анализ и интерпретацию результатов исследования.
Гипотеза исследования - в юношеском возрасте гендерный статус личности соответствует полу, а в подростковом возрасте не соответствует полу.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д.); изучение научной литературы по проблеме; специальные психологические методы сбора информации: тестовые опросы (опросник С.Бем - для диагностики маскулинности-фемининности; тест «Мужской или женский характер?»), методы статистической обработки эмпирической информации.
Базой исследования явилась МБОУ Зверосовхозская СОШ Мамадышского района. В исследовании приняли участие 32 ученика 11-ых классов (16 девушек, 16 юношей), в возрасте 16-18 лет и 32 ученика 8-ых классов (16 девушек и 16 мальчиков), в возрасте от 15- 16 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном изучении гендерных различий в подростковом и юношеском возрасте.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут использоваться в образовательной деятельности педагогов, учителей, а так же служить опорой для написания курсовых и дипломных работ.
Апробация результатов исследования. Основные данные, полученные в исследовании, докладывались на научно- практических конференциях: V международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2013» и Ежегодной студенческой научной конференции студентов КФУ(Елабуга, 2013г.).
Научно-методологической основой дипломной работы стали труды как зарубежных, так и отечественных ученых: Ш. Берн [10], Т.В. Бендас [8], О.А. Ворониной [6], С. Бем[7] подчёркивающих положение о том, что гендерный подход даёт возможность отойти от точки зрения о предопределённости мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жёсткой фиксированности полоролевых моделей поведения и показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные гендерными стереотипами.
В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всём мире, такими учёными как Ф.Л. Джеймс [21], С. Фаррел [42], Т.С. Баранова [7], Ю.Е. Алёшина [3] и др.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
Цель нашей работы было изучение гендерных различий в подростковом и юношеском возрасте, чтобы доказать гипотезу о том, что в юношеском возрасте гендерный статус личности соответствует полу, а в подростковом возрасте не соответствует полу. В теоретической части были изучена и обобщена психологическая литература, рассмотрены психологические характеристики юношеского и подросткового возрастов, а также гендерные различия личности на этих возрастных этапах.
Выделяют личностные характеристики, которые чаще всего приписываются мужчинам и женщинам. К первым можно отнести агрессивность, независимость, неэмоциональность и способность скрывать свои чувства, целенаправленность, стремление к доминированию, активность, соревновательность, прямолинейность, склонность к приключениям, легкость в принятии решений, самоуверенность, амбициозность, малая значимость собственной внешности, предпочтение науки искусствам. Ко вторым - тактичность, нежность, забота о чувствах других, религиозность, спокойность, сильная потребность в защите, аккуратность, общительность, любовь к литературе и искусству. Интересно, что маскулинные черты воспринимались как более социально желательные обеими полами.
Именно в подростковом возрасте гендерные различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходит половое созревание, осознание и принятие половой роли, формируется позиция собственного «Я», мировоззрение, закладываются и формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни.
Гендерные проблемы приобретают особую актуальность в период окончания школы, когда старшеклассники стоят перед выбором своего дальнейшего жизненного пути и сферы профессиональной деятельности.
Если подростки в большой мере стремятся подражать стереотипным образцам маскулинности/фемининности, выбирая модели чаще среди героев средств массовой информации, то для старшеклассников характерен быстрый рост самосознания, повышенное стремление к самоутверждению, к проявлению своей индивидуальности, стремление к активному познанию окружающего мира, склонность к переосмыслению имеющихся стереотипов.
В эмпирической части было проведено исследование гендерной принадлежности старшеклассников и подростков. Было выявлено, что у подростков преобладает андрогинный гендерный статус и смешанный тип характера. А в раннем юношеском возрасте у девочек - старшеклассниц наблюдается фемининный статус и женский тип характера, у юношей - маскулинный статус и мужской тип характера. Это значит, что выдвинутая нами гипотеза о том, что в юношеском возрасте гендерный статус личности соответствует полу, а в подростковом возрасте - не соответствует полу, была доказана.
Выделяют личностные характеристики, которые чаще всего приписываются мужчинам и женщинам. К первым можно отнести агрессивность, независимость, неэмоциональность и способность скрывать свои чувства, целенаправленность, стремление к доминированию, активность, соревновательность, прямолинейность, склонность к приключениям, легкость в принятии решений, самоуверенность, амбициозность, малая значимость собственной внешности, предпочтение науки искусствам. Ко вторым - тактичность, нежность, забота о чувствах других, религиозность, спокойность, сильная потребность в защите, аккуратность, общительность, любовь к литературе и искусству. Интересно, что маскулинные черты воспринимались как более социально желательные обеими полами.
Именно в подростковом возрасте гендерные различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходит половое созревание, осознание и принятие половой роли, формируется позиция собственного «Я», мировоззрение, закладываются и формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни.
Гендерные проблемы приобретают особую актуальность в период окончания школы, когда старшеклассники стоят перед выбором своего дальнейшего жизненного пути и сферы профессиональной деятельности.
Если подростки в большой мере стремятся подражать стереотипным образцам маскулинности/фемининности, выбирая модели чаще среди героев средств массовой информации, то для старшеклассников характерен быстрый рост самосознания, повышенное стремление к самоутверждению, к проявлению своей индивидуальности, стремление к активному познанию окружающего мира, склонность к переосмыслению имеющихся стереотипов.
В эмпирической части было проведено исследование гендерной принадлежности старшеклассников и подростков. Было выявлено, что у подростков преобладает андрогинный гендерный статус и смешанный тип характера. А в раннем юношеском возрасте у девочек - старшеклассниц наблюдается фемининный статус и женский тип характера, у юношей - маскулинный статус и мужской тип характера. Это значит, что выдвинутая нами гипотеза о том, что в юношеском возрасте гендерный статус личности соответствует полу, а в подростковом возрасте - не соответствует полу, была доказана.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ САМООТНОШЕНИЯ НА СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕШИТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕШИТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Гендерные различия в проявлении девиантности у подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Особенности проявления алекситимии и аутоагрессии в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Гендерные различия в показателях ценностно-нравственной сферы молодежи
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Гендерные особенности девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025



