Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШЕКЛАСНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Работа №87861

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2013
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 8
1.1 Лидерство как психолого-педагогический и социальный феномен 8
1.2 Формирование лидерских качеств у старшеклассников как
актуальная социально-педагогическая проблема 18
1.3 Психолого-педагогические условия формирования лидерских
качеств у старшеклассников 27
Выводы по первой главе 36
Глава II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У
УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 39
2.1 Организация опытно - экспериментальной работы по
формированию лидерских качеств у старшеклассников 39
2.2 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по
формированию лидерских качеств старшеклассников 58
Выводы по второй главе 634
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Проблема выявления воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в педагогике и психологии разных стран мира. Растет ее популярность в отечественной науке и образовательной практике. В научных исследованиях и в сознании людей подготовка будущих лидеров все более воспринимается как государственная, стратегическая задача. С ее решением связываются надежды на прогресс общества, обеспечение национальной безопасности в ее самом широком современном понимании. Развитие лидерских качеств и их выявление традиционно исследуются в контексте детских способностей в школе.
Одна из основных задач школы на современном этапе - это подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих качеств, способностей и знаний. Эта задача делает особо значимой проблему формирования интересной для окружающих, социально-активной позиции учащихся в учебном процессе, превращение его в субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценивать особенности своей личности и деятельности, т.е. определенного уровня развития самооценки.
Как показывает практика образования, при всей своей актуальности проблема формирования лидерских качеств учащихся старших классов на данный момент не является достаточно разработанной.
Актуальность проблемы обусловлена также и тем, что в настоящее время существенно возросли требования к качеству подготовки выпускника средней общеобразовательной школы. Обеспечение этих требования возможно, во-первых, при условии совершенствования технологий обучения, во-вторых, при условии психолого-педагогического сопровождения процесса социализации молодой личности.
Проблема лидерства достаточно обстоятельно исследуется как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. В отечественной психологической науке проблемы лидерства рассматриваются с точки зрения особенностей и нюансов руководства в коллективах и их деятельности, а также факторов взаимодействия и общения в малых учебных группах разного возрастного состава (Н.С. Жеребова, А.В. Петровский, Л.И. Уманский и др.).
Особое значение для понимания ключевых вопросов, связанных с лидерством, имеют работы Р. Л. Кричевского, Б.Д. Парыгина, Л.И. Божович. Большое количество работ разных авторов посвящены разработке различных аспектов лидерства, критике существующих социально-психологических теорий лидерства (Г.К. Ашин, Р.Л. Кричевский, изучению стилей лидерства (А. В.Петровский).
В целом, можно сказать, что для психологических исследований проблемы лидерства характерно то, что, как правило, лидерство увязывается со способностью личности доминировать, управлять и подчинять себе других людей. В то же время в основании выдвижения личности на позиции лидера могут лежать различные факторы: врожденные качества, определенные ситуации, функции, цели и задачи группы и т.д. А также на первое место выходит важность для группы той или иной деятельности, в ходе которой могут быть сняты острые вопросы и достигнуты групповые цели.
В этой связи представляет интерес сама ценность подросткового возраста, стремление подростков к самоопределению и самоутверждению.
Существующее противоречие между необходимостью создания в системе общего среднего образования психолого-педагогических условий для формирования лидерских качеств у старших подростков и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по осуществлению этого процесса также подтверждает актуальность данного исследования.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств у старшеклассников.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в современной общеобразовательной школе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств у старшеклассников.
Цель исследования - определить и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие эффективной организации процесса формирования лидерских качеств у старшеклассников.
При формулировке гипотезы мы исходили из того, что учебно-воспитательный процесс в современной школе может обеспечить формирование лидерских качеств у старшеклассников. Поэтому мы предполагаем, что процесс формирования лидерских качеств у старшеклассников будет более результативным, если:
- формирование лидерских качеств у старшеклассников рассматривается как составная часть учебно-воспитательной работы;
- в школе обеспечивается реализация комплекса психолого - педагогических условий, обеспечивающих формирование лидерских качеств.
Достижение поставленной цели является возможным при решении ряда таких задач как:
- изучение концептуальных подходов к исследованию проблемы лидерства в психолого-педагогической литературе;
- определение социально-педагогической природы феномена лидерства;
- определение уровней сформированности лидерских качеств у учащихся старших классов;
- анализ факторов, влияющих на формирование лидерских качеств у старшеклассников;
- подготовка и реализация программы опытно-экспериментальной работы по формированию лидерских качеств у старшеклассников.
Методологическую основу исследования составляют гуманистические концепции формирования личности, фундаментальные психолого-педагогические положения:
- о сущности человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (Г.М. Андреева, □.Булгакова и др.);
- о личностно-ориентированном образовании (А. В. Петровский, А.Н. Лутошкин, Д. Максвелл и др.);
- о сущности лидерства как социально-психологическом феномене и специфике проявления лидерства в социальной группе (Г.К. Ашин, Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин и др.);
- об особенностях формирования лидерских качеств у учащейся молодежи (А.Б. Добрович, Е.И. Тихомирова, Л. И. Божович и др.).
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам лидерства как социального, так и психолого-педагогического феномена, вопросам формирования лидерских качеств в образовательной среде.
Методы исследования:
теоретические:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- сравнение, анализ, обобщение;
- ориентация на новые педагогические и психологические подходы обучения, развития и воспитания;
эмпирические:
- анализ и обобщение педагогического опыта;
- наблюдение;
- беседа;
- методы психодиагностики (тестирование);
- психолого - педагогический эксперимент.
Опытно - экспериментальной базой исследования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 2» Елабужского муниципального района. Исследование было проведено в 11 классах с детьми в возрасте 16-18 лет в количестве 40 человек.
Практическая значимость работы заключается в составлении и разработке развивающей программы по развитию лидерского потенциала группы старшеклассников и сплочению коллектива. Также значимость работы определяется тем, что на основании теоретического и эмпирического исследования лидерства старшеклассников, развития их лидерских качеств в учебном коллективе были оптимизированы процессы эффективной совместной деятельности учащихся, что выступило предпосылкой личностного и группового развития старшеклассников.
На защиту выносятся:
- психолого - педагогические условия, способствующие формированию лидерских качеств у старшеклассников;
- программа «Тренинг лидера».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении дается методологический аппарат исследования, определяются его цели и задачи.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования лидерских качеств у подростков.
Во второй главе представлены материалы и анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
Заключение содержит выводы по проведенному исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из анализа философской, психологической, педагогической литературы мы пришли к выводу, что феномен лидерства в школьном коллективе мало изучен. Проблема создания педагогических условий для эффективного развития лидерских качеств учащихся не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Это послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования лидерских качеств у учащихся и выдвинули гипотезу - руководить и управлять процессом развития лидерских качеств можно при создании педагогических условий, способствующих развитию качеств лидера. Для этого необходимо создать временное или постоянное поле для социального развития личности подростка, выбрать наиболее целесообразные виды деятельности, способствующие проявлению и формированию лидерских качеств у учащихся. Используя эффективные педагогические технологии руководства и современные диагностические методики необходимо выявлять детей с развитыми организаторскими способностями, обеспечивать формирование и развитие лидерских качеств.
В исследовании доказана актуальность проблемы формирования активной личности, обладающей качествами лидера.
Уточнена сущностная характеристика совокупности качеств, составляющих основание для проявления лидерства у старшеклассников, а именно: общительность, активность, инициативность, настойчивость, самообладание, работоспособность, наблюдательность, организованность, самостоятельность, умение убеждать, решительность, эрудированность, уверенность в себе, эмоциональная притягательность, умение налаживать позитивную атмосферу в коллективе.
В процессе исследования нами были выявлены условия, способствующие эффективному формированию лидерских качеств у старшеклассников. Психологическими условиями являются:
- диагностика и учет психологических особенностей, проблем и потребностей подростков;
- формирование у учащихся мотивации к самоосмыслению, самопознанию и саморазвитию;
- оказание старшеклассникам психологической поддержки, создание комфортной атмосферы в образовательном процессе.
К педагогическим условиям относятся:
- разработка и внедрение специальных развивающих программ;
- формирование у учащихся мотивации и позитивного отношения к лидерству;
- организация активной познавательной деятельности;
- применение разнообразных нетрадиционных форм, методов и средств в процессе обучения и воспитания.
Старший подростковый возраст - благодатный период для развития и понимания себя и своих возможностей. Развивающие занятия, проведенные нами в рамках опытно - экспериментальной работы по авторской программе «Тренинг лидера» помогли старшеклассникам лучше понять себя, свое окружение, примеряя на себя различные образы, роли, и стать самими собой. Программа реализовывалась с целью создания и поддержания в образовательном учреждении развивающей среды, способствующей максимально полному развитию интеллектуального, личностного, творческого потенциала ребенка.
Экспериментально доказано, что формирование лидерских качеств у старшеклассников эффективно при соблюдении научно-обоснованного, разработанного комплекса педагогических условий, позволивших сформировать данные качества и проявить их в реальной практике в условиях школы. Готовность преподавателя к совместной творческой деятельности со старшеклассниками во многом гарантировала эффективность работы в избранном направлении.
Представленное программно-методическое обеспечение позволило эффективно решить проблему формирования лидерских качеств у старшеклассников.
Полученные в исследовании результаты подтвердили гипотезу.



1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
2. Ашин Г.К. Проблема лидерства в современной зарубежной эмпирической социологии // Вопросы философии - 1998. - №5.- 13 с.
3. Бабанский Ю. К. К вопросу об оптимальном выборе средств обучения// Оптимизация учебно-воспитательного процесса в средней школе с целью повышения эффективности учения школьников. - Ростов- на- Дону, 1996. - 8—9 с.
4. Батыршев Л.И. Психодиагностика способности к общению или как
определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.:
Владос, 1999. - 314 с.
5. Бахтин М.М., Гиппенрейтер Ю.Б., Джеймс У. Психология личности - М.: АСТ Астрель, 2009. - 165 с.
6. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2001. - 99 с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 2008. - 195 с.
8. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / под ред. Н.К. Сергеева. - Волгоград, 2001. - 180 с.
9. Булгакова О.М. Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. - 2007. - № 4. - 31- 36 с.
10. Воспитателю о психологии и психогигиене общения /А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1987. - 84 с.
11. Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. Психология симпатий. - М., 1988.- 112 с.
12. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.- 316-320 с.
13. Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера// Воспитание школьников.
- 2006. - №5. - 23-25 с.
14. Жариков Е., Крушельницкий Для тебя и о тебе. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
15. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах, как объект социально-психологического исследования. - Самара, 1999. - 56 с.
16. Зайцева Е.М. Эталонные характеристики лидерства // Социально-психологические проблемы первичного коллектива / Отв. ред. Л.И. Уманский. - Ярославль, 1998.- 55-57 с.
17. Инякина И.В. Критерии и показатели развития лидерского потенциала старшеклассника // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №11. - 17¬25 с.
18. Как выделить лидера в ученическом коллективе // Народное
образование. - 2001. - № 8.- 151 с.
19. Кандыбович Л.А., Дьяченко М.И. Психологический словарь- справочник. - Минск, 2004. — 576 с.
20. Кирюшина Н.Ю., Тихонова Е.Л. Развитие лидерских качеств у социально-активных старшеклассников как принципиальная задача воспитания в высшей школе. Сборник научных статей. - Н.Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета, 2008. -Вып. 2. - 114-120 с.
21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.-
Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2005. — 448 с.
22. Козырева Е.А. Теоретико-технологические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей, их учителей и родителей // Школьный психолог. - 2001.- № 33. - 45 с.
23. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
24. Краевский В. В. Состав, функция и структура научного обоснования обучения. - М., 2001. - 21 с.
25. Кретов Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. -
2000. - №3. - 73-78 с.
26. Кричевский Р. Л. Психология лидерства. - М.: Статус, 2007. - 544 с.
27. Куприянов Б.В. Система педагогических условий. - Ростов-на-Дону,
2001. - 99 с.
28. Лернер И. Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования //
Вопросы методов педагогического исследования. - М., 2003. -6 с.
29. Личность, семья, школа (под редакцией Вешловского С.Г.), -С.-
Петербург, 2001. - 57 с.
30. Личность. Деятельность. Коллектив /А.В. Петровский. - М.:
Просвещение, 2001. - 255 с.
31. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
32. Максвелл Д. Воспитай в себе лидера. - Мн.: Попурри, 2005. - 100 с.
33. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А) - М.: Модэк МПСИ, 2004. - 158 с.
34. Настольная книга практического психолога/Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008. - 671 с.
35. Общение и личностный рост (сборник научно-методических пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей). - Барнаул: АКИПКРО, 1994. - 105 с.
36. Общение и личность /В.Ю. Дунаев. - М.: Просвещение, 1996. - 123 с.
37. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ “Сфера”, 2000. - 448 с.
38. Оллпорт Г. Личность в психологии (Теории личности). - М.: КСП; СПб: Ювента, 1998.- 345 с.
39. Панова, О.В. Роль социального проектирования в воспитании школьников// Воспитание школьников. - 2011. - №8. - 31- 34 с.
40. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. — 538 с.
41. Педагогическая психология /Л.С. Выгодский. - М.: Педагогика, 1991. - 99 с.
42. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологическая характеристика лидерства // Теоретическая психология, 2001. - 66 с.
43. Прутченко А.С. Социально-психологический тренинг в школе. - М.: Эксмо-Пресс, 2001.- 640 с.
44. Психология /Р. Немов. - М.: Просвещение, 1998.- 146 с.
45. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.
-М. : ВЛАДОС, 1995 с. - 529 с.
46. Рожков М.И. Стратегия и тактика воспитания// Лидеры в образовании.
- 2004. - № 4.- 21 с.
47. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Ред. В.В. Давыдов и др. М: «Большая Российская энциклопедия», 1999.- 672 с.
48. Смирнова И.Ф. Педагогические условия становления жизненных целей старшеклассников: Автореферат кандидата педагогических наук. Пенза, 1998. - 19 с.
49. Степанов Е.Н. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. - 2006. - № 8. - 14-15 с.
50. Тихомирова Е. И. Воспитание лидера // Воспитание школьников. - 2003.- №4. - 99 с.
51. Уилк X., Книппенберг Э. Групповое действие. // Перспективы социальной психологии. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 454- 503 с.
52. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства. - Кострома: КГУ, 2004. - 290 с.
53. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! - СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. - 256 с.
54. Чередниченко, И.П., Тельных, Н.В. Психология управления. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2004.- 608 с.
55. Шибутани Т. Социальная психология/ пер. с англ. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 344 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ