ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В
ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ 8
1.1 Воспитательная система в психолого-педагогическом контексте 14
1.2 Гуманистическая система воспитания
1.3 Проблемы формирования гуманистической направленности в
психолого-педагогической литературе 28
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА II. Анализ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ В НАЧАЛЕ XX В 30
2.1 Представители идеи свободного воспитания в гуманистической
педагогике 44
2.2 Сравнительный анализ моделей образовательных учреждений
приверженцев свободного воспитания 52
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Будущее любого народа, любой социально - политической общности зависит от того, каково положение детей в системе социальных связей.
История педагогики и школы может рассматриваться как череда более или менее успешных попыток решать те или иные проблемы детства. Каждая историческая эпоха видела разные детские проблемы; порой проблемы были похожи, но находились различные способы их решения. Можно, однако, выделить одну проблему, существовавшую, пожалуй, во все времена, - проблему гуманного отношения к детям.
На протяжении всей истории развития педагогической мысли решалась и проблема целей воспитания, речь шла о выборе приоритетов: ориентация на социально значимые задачи или воспитание индивида, личности. На раннем этапе развития человечества предпочтение отдавалось интересам коллектива; в дальнейшем педагогическая наука пришла к выводу о необходимости воспитания индивида.
Следует отметить, что гуманистическая педагогика является продуктом западной цивилизации. Именно в Европе зародились и получили развитие традиции, связанные с осознанием и практическим воплощением идеи свободы и независимости отдельного человека, с признанием за ним права на индивидуальность. Это стало предпосылкой становления взгляда на человека как на главную педагогическую ценность.
Неразрывно связанное с гуманистической традицией педагогической мысли, свободное воспитание возникло не в стороне от "столбовой дороги" развития теории и практики образования, а было неразрывно связано с многовековыми традициями и проблемами гуманистической педагогики, являлось реакцией на наиболее острые противоречия кризисной для человечества эпохи конца XIX- начала XX века.
Генезис гуманистической традиции западной педагогики уходит своими корнями в глубокую древность. Она начинается в античной Греции VII-V вв. до н.э. и связана с именами Сократа, Платона. Аристотеля.
Главными механизмами становления человеческой индивидуальности с древнейших времен считались внешнее влияние и внутреннее саморазвитие, которые противостояли друг другу, как в теории, так и на практике. В античности можно видеть примеры практического воплощения, как той, так и другой идеологии: в Спарте внешнее влияние считалось полностью определяющим характер человека, так что образование и воспитание были полностью поставлены под контроль государства; в Афинах большое значение придавалось свободному развитию личности.
Идеал самопознания и самосовершенствования был центральным звеном всей сократовской философии. Сократ понимал воспитание как способ организации самопознания ученика, как средство побудить активность и творческое начало. При этом философ рассматривал участников педагогического процесса как равноправных партнеров: «Я, никогда не был ничьим учителем, но если кто имел охоту слушать мои разговоры и отдавался моим занятиям, я никогда не препятствовал ему в этом, будь он юноша или старик».
Традиции Античной Греции были продолжены в Риме Марком Аврелием, который видел смысл педагогической деятельности не в преобразовании человека и общества, а в сохранении того, что есть, он отвергал коллективное обучение и подчеркивал плодотворность духовного самосовершенствования.
Века существования церковной культуры в Европе сделали необходимость сильнейшего внешнего принуждения как бы само собой разумеющейся. В IX-XI вв. в западноевропейских школах царила суровая дисциплина; широко применялись телесные наказания, однако многие мыслители того времени (Рахтер Веронский, Пьер Абеляр) сомневались в педагогической значимости таких мер воздействия на ребенка.
Идеалы внутренней свободы мысли снова провозгласили мыслители Возрождения. В эпоху Возрождения гуманизм выступил как целостная система взглядов и широкое движение общественной мысли, что способствовало поиску разных систем воспитания и образования.
В XVI веке Мишель де Монтень в своих «Опытах» писал, что ребенку внушают готовые истины, когда он еще не способен судить об их достоверности. Но ведь "об истине нельзя судить на основании чужого свидетельства или полагаясь на авторитет другого человека". По Монтеню, человеку надо помочь научиться самому наблюдать мир и на основании этих наблюдений размышлять, сравнивать, оценивать, вырабатывать самостоятельные суждения: «Главное, чему следует учить питомца, это чтобы он умел познавать себя, умел хорошо жить и хорошо умереть». Воспитателем для человека является сама природа, а способность к суждению возникает в опыте из сопоставления разума с действительностью.
Монтень писал: «Кто пожелает отделаться от всесильных предрассудков обычая, тот обнаружит немало вещей, которые как будто и не вызывают сомнений, но вместе с тем и не имеют другой опоры, как только морщины и седина давно укоренившихся представлений. Сорвав же с подобных вещей эту личину и сопоставив их с истиной и разумом, такой человек почувствует, что хотя прежние суждения его и полетели кувырком, все же почва под ногами у него стала тверже»1.
XVII век, ознаменовавший начало Нового времени, связан с распространением представление о субъекте, способном реализовать себя, пройти по одному ему предназначенному пути.
Актуальность исследования. Дошкольный и школьный возраст - это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок является легко
ранимым, социально не адаптированным, находится в стадии эмоционального и духовно - нравственного становления. Преобладающие в российском обществе антигуманные образцы оказывают негативное влияние на становление личности. Поэтому свободное воспитание необходимо осуществлять начиная с дошкольного возраста и перенося в школьный период.
Теоретические аспекты проблемы свободного воспитания нашли отражение еще в работах философов, признававших ценность личности, отводивших центральное место раскрытию её гуманистического потенциала (Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьёва, П.А. Флоренского и других); психологов, изучавших процессы и механизмы формирования сознания и деятельности ребёнка, давших психологическое обоснование гуманистического воспитания (Л.С. Выготского, А.П. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна и других); педагогов, рассматривающих свободное воспитание как формирование образа «Я» личности, духовности и т. д. (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревской, В.В. Краевского, Б.Т. Лихачёва, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и других).
Несомненно, внимания заслуживают и труды отечественных педагогов - исследователей в области свободного воспитания дошкольников - В.В. Абраменкова, Р.С. Буре, Л.И. Божович, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Н.И. Непомнящая и др.
Теоретическая и практическая база исследования. В работе были использованы труды по педагогике и психологии следующих направлений и авторов. Это труды по нравственному и свободному воспитанию Архангельского Н.В., Бондаревской Е.В., Григорович Л.А., Макаренко А.С., Плигина А.А., Попова Л.А., Седова Н.Е., Сухомлинского В.А., Широковой И.Г., Яновской М.Г.
Объект исследования: система воспитания начала XX в.
Предмет исследования: процесс свободного воспитания в начале XX в.
Цель исследования: проанализировать течение свободного воспитания в начале XX в.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность свободного воспитания;
- выявить направления свободного воспитания в начале XX в.;
- использование теоретической модели образования в практике.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, философской и методической литературы.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что дается целостное осмысление идей свободного воспитания, уточнено научное знание о его специфике, конкретизировано содержание компонентов данного понятия.
Структура работы отражает логику, содержание, результаты проведенного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что свободная система воспитания базируется на нескольких идеях:
1. Идея реализма целей воспитания.
Всестороннее развитие личности - это идеал, к которому на бумаге стремилась педагогика. Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности.
Средством достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры - культуры жизненного самоопределения. С одной стороны, базовые основания культуры содержат общечеловеческие ценности, с другой - ценности, обретенные в ходе поступательного движения общества.
2. Идея совместной жизнедеятельности детей и взрослых.
Поиск совместно с детьми нравственных образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию ребенка в воспитательном процессе. Без идеи сотрудничества нет питательной среды для пробуждения творческой природы воспитания.
3. Идея самоопределения.
Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями. Самоопределение личности и есть процесс интеграции отдельных качеств в личностную направленность.
Важнейшая цель воспитания - культура жизненного определения человека. Культура жизненного самоопределения характеризует личность как субъекта собственной жизни.
4. Идея личной направленности воспитания.
В центре воспитательной работы должен стоять ребенок - высшая цель и смысл педагогической заботы. Индивидуальные особенности детей, их склонности и интересы, своеобразие характеров, их личное достоинство - подлежат внимательному изучению, должны во всех случаях учитываться и развиваться. Движение от ближайших интересов детей и развитие высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.
5. Идея добровольности.
Без собственной воли детей не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания. Свободная воля ребенка проявляется, если взрослые опираются на интерес, романтику, товарищеский и гражданский долг, стремление к самореализации своих природных сил, к самодеятельности и творчеству.
6. Идея коллективистской направленности.
К.Н. Вентцель является наиболее ярким представителем теории свободного воспитания в России. К положительным сторонам педагогической деятельности ученого мы относим: критику старой школы, большую любовь к детям, стремление развить их творчество, поиск новых путей воспитания, требование производительного труда, связи школы с жизнью.
Нужно отметить прогрессивное влияние идей К.Н. Вентцеля в смысле пробуждения духа искания и творчества передовых учителей его времени. Из теории К.Н. Вентцеля необходимо брать то, что пронизано идеями демократизма и гуманизма: требование развить самостоятельность,
творческую активность ребенка, понимание воспитания как организации жизни и деятельности подрастающих поколений. По своему педагогическому содержанию, теория свободного воспитания подкупает своей искренней любовью к детям, гуманизмом, уважением к личности ребенка, призывает к всемерному развитию в детях самостоятельности, самодеятельности и творческой активности, подчеркивает роль труда в воспитании гармонично развитой личности.
С точки зрения распространения гуманистических тенденций в практике воспитания мы высоко оцениваем попытку создания К.Н. Вентцелем и его сподвижниками «Дома Свободного Ребенка». В практике «Дома» был успешно реализован принцип антропоцентризма, особую педагогическую ценность представляет «метод освобождения творческих сил в ребенке».
На основе проведенного исследования гуманистически
ориентированных технологий, можно утверждать, что К.Н. Вентцель создал теоретически завершенную педагогическую систему. Ее значимость - в глубоком индивидуальном подходе к личности ребенка, исключении наказаний, признании равенства педагога и ученика, осознании игры как одного из главных средств развития творческих способностей детей, введении технологической новации - составления учебного плана самим учеником, отказе от четкого разграничения учебных предметов, ориентации на жизненный опыт самих детей при обучении.
Организованный К.Н. Вентцелем «Дом Свободного Ребенка» - это первый опыт по реализации идей свободного воспитания. В этом воспитательно - образовательном учреждении были созданы реальные условия для развития сознательной творческой деятельности детей, для их активного соприкосновения с жизнью, природой и людьми. Обзор научной литературы показал, что с течением времени наблюдается все большее осознание важности и масштабности многих идей мыслителей, и в последние годы его самобытная теория свободного воспитания, привлекая внимание представителей педагогической науки и практики, вызывает позитивный интерес.
Высокая социальная ценность независимой, самостоятельно мыслящей, стремящейся к самопознанию и самосовершенствованию личности, плодотворно реализующей во благо человечества свой индивидуальный творческий потенциал, в настоящее время обусловливает необходимость разработки концептуальных основ и обновленной парадигмы воспитания с гуманистических позиций, требует изменений в системе воспитательной работы образовательных учреждений в гуманистическом направлении. Этот сложный многоаспектный процесс находится в преемственной связи с мировым и отечественным педагогическим наследием, одной из интереснейших составляющих которого является теория воспитания К.Н. Вентцеля. Гуманистическую направленность теории воспитания выявляют сущностные характеристики этико - философских оснований этой теории, принципов свободы, гармонии целей, ненасилия над личностью ребенка, развития творческой индивидуальности, культуросообразности воспитания, развития стремления к свободному творческому труду, естественных последствий, гармонического слияния общественного и семейного воспитания, преемственности воспитания детей различных возрастных групп; методов вовлечения ребенка в общественно - необходимый производительный труд, организации свободных игр детей, свободных занятий детей искусством, удовлетворения научных запросов детей, организации детского самоуправления, отказа от наказаний, примера педагогов и родителей.
Выбранный педагогом путь воспитания, позволяющий ребенку через свободное творческое самопознание разобраться в закономерностях существования и развития исторически соответствующей ему культурной среды и реализовать свой индивидуальный творческий потенциал, весьма актуален для современного уровня развития педагогической мысли.
В связи с возрождением идеалов гуманистической педагогики в настоящее время возникают концепции организации воспитательно - образовательного процесса, многие положения которых сущностно близки теории К.Н. Вентцеля. Созвучность этой теории современным национальным образовательным идеям обусловливает необходимость ознакомления с ней педагогической общественности.
1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2010. - 213 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Педагогика, 2010. - 314 с.
3. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М.: Педагогика, 2011. - 412 с.
4. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно - ориентированного воспитания // Педагогика. - 2011. - №.1. - С.17-24.
5. Бабаева Т.И. Гуманизация педагогического процесса в детском саду // Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника: Межвузовский сборник научных трудов. - Спб: "Образование", 2010.- С.
6. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. - М., 2009. - №1. -С. 9 -11.
7. Берулава М.Н. Обще дидактические подходы к германизации образования // Педагогика. - М., 2011. №5. - С.21-25.
8. Богуславский М.В. Слово о Вентцеле // Свободное воспитание. - М., 2011. - Вып.1. - С15-17.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. - 2011. - №6. - С.35-47.
10. Вентцель К.Н. Цепи невидимого рабства. - М.: "Посредник", 2010.-С
11. Вентцель К.Н. Борьба за свободную школу. - М.: "Посредник", 2011.-С
12. Вентцель К.Н. Как создать свободную школу/Дом Свободного Ребенка/. Изд.2-е. - М.: Типо-литография т-ва И.Н. Кушнерев и К, 2008. стр
13. Вентцель К.Н. идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Свободное воспитание. - М., 2008-2009. - №8. -С
14. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М.: Наука, 2011. - 267 с.
15. Кудрявцева Е.А. Развитие индивидуальности ребенка старшего
дошкольного возраста в процессе коллективных взаимоотношений. - М.:
OIMRU, 2010. - 165 с.
16. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т. Т. IV. - М.: Педагогика, 2010. - 312 с.
17. Педагогическая энциклопедия. - М.: Педагогика, 2012. - 614 с.
18. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М: КСП+, 2013. - 432 с.
19. Попов Л.А. Этика. - М.: Светоч, 2009. - 213 с.
20. Пискунов А.И. Свободное воспитание. // Педагогическая энциклопедия. - М., 2011.- С.
21. Репина Г.А. Гуманистические идеи воспитания в педагогическом наследии К.Н. Вентцеля: Методические рекомендации. - Смоленск, 2009. -С.
22. Репина Г.А.К.Н. Вентцель о педагогике свободы и ненасилия // Тенденции осуществления педагогического процесса в учебно-воспитательных комплексах в свете концепции непрерывного образования: Сборник научных статей. - Смоленск, 2010. -С.
23. Репина Г.А. Теория воспитания Константина Вентцеля. Смоленск, 2009.
24. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Просвещение, 2011. - 513 с.
25. Рубинштейн Л.С. Общая психология. - М.: Наука, 2009. - 412 с.
26. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М.А. Васильева. - М.: Просвещение,
2011. - 210 с.
27. Русский толковый словарь. - М.: Просвещение, 2012. - 417 с.
28. Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. - Екатеринбург, 2012. - 110 с.
29. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. - М.: Омега, 2009. - 285 с.
30. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. - М.: Наука, 1998. - 416 с.
31. Философский энциклопедический словарь. - М.:Аспект Пресс, 1997. - 418 с.
32. Философский энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1983. 543 с.
33. Хализев В.Е. Литературное произведение//Русская словесность. - 2011. - № 2
34. Хализев В.Е. Литературно-художественная форма в ее соотношении с содержанием/Введение в литературоведение под ред Г.Н. Поспелова. М.: «Наука», 2009. 264 с.
35. Чернец Л.В. Мир произведения//Русская словесность. - 2010.- № 2. - С. VO- 75.
36. Чудновский В.Э. О нравственной устойчивости личности и ее
формирование у подростка. М„ 2011.-17 с.
37. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений //Вопр. психологии.-2011.- №5.- с.40-48.
38. Чудновский B.C. и др. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь,.-2013.
39. Шадрнков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., - 2011.
40. Шадрнков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие. 2-е изд., М., «Логос», 2011-32Ос.
41. Шадришш В.Д. Духовные способности. М., 2009.
42. Шацкий СТ. . Избр. пед. соч., т.2 -2- С.-П., 2010.
43. Швейцер А. Жизнь и мысли/ Сост., пер. с нем., послесл., прим. и ук-ли А.Л. Чернявского. М., Республика, 2011.-528с.-(Серия «Мыслители XX века».
44. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Пособие для учителей. М., 2010. ??
45. Шевченко С.Г. Коррекционно развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей коррекционно - развивающего обучения. - М., Гуманит. Изд. Центр Владос, 2009. -136 с.
46. Ширшова И.А. Развитие гуманистических убеждений старшеклассников в межличностных отношениях. Автореферат дисс. канд. пед. наук., ИРЛ РАО - М., 2011. ??
47. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает: Нравственный аспект. М., 2011. ??
48. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопросы психологии, 2011, №4. -С.6-20