Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ВОЛИ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ»

Работа №87856

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы51
Год сдачи2013
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение» в контексте эпохи 6
1.1. Эпоха создания последнего романа Л. Толстого 6
1.2. Творческая история романа 10
1.3. Идейно-философский смысл романа «Воскресение» 14
Глава II. Свобода и воля в отношении к героям романа 22
2.1. Судьба и воля Катюши Масловой 22
2.2. Свобода и выбор в жизни Нехлюдова 25
Глава III. Народ, воля и жизнь в тюрьме 31
3.1. Хозяева жизни и народ в восприятии Нехлюдова 31
3.2. Тюрьма, церковь и российские люди 37
Заключение 46
Библиография

Актуальность. Наша выпускная квалификационная работа посвящена изучению выдающегося романа Л.Н. Толстого «Воскресение», социальный и нравственный смысл которого резко актуализировался в наше время. В историю русской и мировой романистики Лев Николаевич Толстой вошел как автор трех великих романов - "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение". Каждый из них знаменует новый этап в идейном и творческом развитии писателя. И каждый из них принадлежит к вершинным достижениям отечественной и мировой литературы 19 века. Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину"(1877) от "Войны и мира"(1869). "Воскресение" отделено от "Анны Карениной двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман Толстого от двух предыдущих, их объединяет широчайший, истинно эпический размах в изображении жизни.
В "Войне и мире", как говорил сам Толстой, у него главной была "мысль народная". В "Анне Карениной" - "мысль семейная". Закономерно возникает вопрос: какая главная "мысль" в "Воскресении"? Толстой высказываний по поводу этого не оставил. Встречается предубеждение у критиков и ученых, что "Воскресение", с трудом писавшееся и по объему меньшее, чем те два романа, уступает им в художественности, носит на себе печать публицистичности, предвзятого морализирования, религиозной проповеди в духе происшедшего в 1880-1881 годах перелома во взглядах писателя. Но это не соответствует действительности.
Да, морализирование и проповедь получили свое выражение и в заглавии романа, и в его концовке, состоящей из евангелических заветов, в исполнении которых герой романа Нехлюдов якобы видит смысл жизни, свое "воскресение". Только вопрос значительно более сложный. Л.Н. Толстой приступил к писанию "Воскресения" после того, как публично отказался от художественного творчества, всецело занялся злободневной публицистикой. Так зачем происходит возвращение к художественности, к романной форме? У гениев случайностей не бывает. Толстой разглядел новое время в истории России, а потом мастерски воплотил его в "Воскресении", выполнив одну из своих великих обязанностей - быть учителем нации, как и ее гениальным современным летописцем.
Последний роман Л.Н.Толстого вошел в литературу как роман нового типа, став художественным зеркалом бурной эпохи в истории России. И значимость романа была велика при жизни классика, она не утрачена и сейчас, ибо роман «Воскресение» исключительно злободневен, при всей его общечеловеческой и вневременной сути.
Объектом нашей работы явился великий новаторский роман Л.Н.Толстого во всей его содержательной и поэтической значимости. Предметом изучения явились проблемы свободы и воли - анализ самого положения главных героев, их окружения, средств описания жизни каторжан...
Целью исследования в широком понимании является рассмотрение художественной и идейно-тематической специфики романа «Воскресение». А если более точно, то раскрытие проблемы свободы и воли в великом произведении Льва Толстого. Не последнее место здесь мы отводим выявлению образа каторги в романе. В соответствии с целями были поставлены задачи:
- рассмотреть историю создания романа и его место в творчестве Л.Н. Толстого;
- выявить отношение к роману современников, критиков, ученых, изучающих творчество Толстого;
- проанализировать структурные и содержательные стороны романа;
- выявить идейно-смысловую значимость романа;
- изучить образную систему произведения в аспекте темы дипломной работы;
- сделать выводы о художественной специфике описания каторги глазами героев романа «Воскресенья»;
Теоретическая значимость работы связана со спецификой анализа образности романа в ее типологической и этико-философской и нравственно-духовной определенности. Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован при изучении творчества Л.Н. Толстого на практических занятиях, на уроках в школе, а также на факультативных занятиях по дисциплине «Русская литература XIX века».
Специфика и предмет исследования работы определили методологию и конкретные методы нашей работы. Тема исследования очень тесно и прочно связана с жизненной предметностью, а потому здесь большое место занимают описательные исследовательские принципы. Однако, мы не могли пройти и мимо сравнительно-исторического и культурно-исторического методов, мифопоэтических и структурно-поэтических поисков.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 50 наименований источников, научной литературы и критических статей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав проблему свободы и воли в романе «Воскресение», мы пришли к следующим выводам. Свобода воли определяется возможностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собственным влечениям. Человек - единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим биологическим влечениям.
Однако для этого требуется достаточно значимый период становления личности человека, обретения им высокого потенциала нравственного и духовного самостояния. Только тогда появляется истинная свобода воли, зрелая способность человека самостоятельно, в соответствии с принятым им мировоззрением, определять свои поступки, действовать на основании собственного решения. Как категория этики свобода воли означает, что совершал поступок человек, осуществлявший моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным. Поскольку этот выбор зависит от самого человека, последний обладает моральной ответственностью, его действия могут быть поставлены ему в заслугу или вменены в вину.
Именно эта сложная проблема нравственно-философская проблема оказывается в центре выдающегося романа Л.Н. Толстого «Воскресение» (1889-1899). Однако произведение гениального писателя и мыслителя рождалось на конкретной исторической почве, в царской России конца 19 века. У Толстого был достаточный жизненный и социальный опыт, чтобы во всей глубине разглядеть системный кризис в стране, особенно в жизненном укладе правящих классов. В поздний период Лев Николаевич, прочно вставший на недосягаемую для других высоту активного гуманизма, становится непримиримым ко всякого рода злу. Он подвергает сокрушительной критике современные ему бюрократические институты, самодержавное государство и обслуживающую их официальную церковь. Все это находит отражение в великом романе Толстого.
Его герои - люди своего времени и своей среды. Если проследить их биографии, то станет ясно, что среда не смогла подготовить хороших от природы людей к столкновению с мерзостями жизни. Этой среде мало свободы, а потому так ослаблена собственно человеческая воля. Нравственные заповеди начинают проступать лишь в критический момент. Вот и Катюша Маслова не свободна от социальных влияний, но от нее зависело, сдастся ли она или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. Она сдалась: выбрала путь проститутки. Но против своей воли она оказалась на скамье подсудимых, хотя и не была связана с криминалом. Дмитрий Нехлюдов в основном обладает свободой воли, но и он бывает вынужден подчиняться законам жизни.
Это выявляется в результате анализа свобода и воля в отношении к героям романа во второй главе нашей дипломной работы. Свобода воли, означающая возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности, недостаточна. Но она пробивается в людях, у которых ростки надежды на доброе начало в жизни еще живы и способны произрастать. Здесь же выясняется, что утвердительный, отрицательный или ограничительный ответы на вопрос о возможности свободы воли предопределен выбором той или иной мировоззренческой системы: Нехлюдов начинает знакомиться с Евангелием, а Катюша сближается с революционерами. Сама же воля - это сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая для него представляет определенную ценность.
Целая галерея героев-революционеров, которые нравственно неизмеримо выше сегодняшних хозяев жизни, походит перед героями и толстовскими читателями. Они становятся таковыми не благодаря обстоятельства, а вопреки им. А значит за ними будущее в построении более справедливого общества, в формировании людей будущего. И судьба Катюши Масловой и Дмитрия Нехлюдова будет зависеть от них, вернее - от новых обстоятельств жизни.



1. Ремизов А.М. Огонь вещей. Сны и предсонье. - М.: Издательство Михаила Громова. - 1989. - 512 с.
2. Толстой Л.Н. Воскресение. - М.: Художественная литература, 1986. - 475 с.
3. Толстой Л.Н. Воскресение //http://prozaik. in/lev-tolstoy-voskresenie.html
II. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. Аверинцев С.С. История и развитие раннехристианской литературы // История всемирной литературы: В 9 т. - М., 1983. Т.1. - С.501-515.
5. Агапкина Т.А. Угол // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Энциклопедия, 2002. - 659 с.
6. Азарова Н. О некоторых особенностях повестей Толстого 80-90-х гг. // Толстой-художник. - М.: Советский писатель, 1961. - С. 145 - 164.
7. Алданов М.А. О Толстом //Литературное обозрение. - 1994. - №7-8. - С.58-61
8. Алексеева Р.В., Туниманов В.А. Л.Н. Толстой на пороге двадцать первого столетия // Русская литература. - 1997. - №2. - С. 240-245.
9. Андреева Е.П. Роман «Воскресение» // Творчество JI.H. Толстого: Сб. статей. - М.,1954. - С. 279-314.
10. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Избр. философские труды. - М., 1969. - Т.1. - С.40-101.
11. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. - М.: АСТ, 1994 (репринт издания 1869 г.). - 312 с.
12. Бабаев Э.Г. Заметки о поэтической структуре «Воскресения» // В мире Толстого. - М., 1978. С.274-314.
13. Бахтин М.М. «Воскресение» Л. Толстого. Предисловие. - М.: Советский писатель, 1976. - С. 4 - 18.
14. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд.
Советская Россия, 1979. - 320 с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Просвещение, 1986. - 309 с.
16. Бочаров С.Г. О художественных мирах. - М.: Наука, 1985. - 289 с.
17. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. - М.: Советская Россия,
1989. - 236 с.
18. Бунин И.А. Освобождение Толстого // Собр. соч.: В 9-ти т. - М.: Художественная литература, 1967. Т.9. - С. 7-165.
19. Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом: Аполлон и Дионис (О Ницше). - М.: Правда, 1991. - 341 с.
20. Виноградов И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Толстого. - М.: Политиздат, 1981. - 211 с.
21. Гей Н.К. Поэтика романов Л.Н. Толстого (Романный триптих: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение») // Л.Н. Толстой и современность: Сб. статей и материалов. - М., 1981. - С. 103-129.
22. Гродецкая А.Г. Обращение грешника в житийной традиции и нравственный переворот в произведениях позднего Толстого // Русская литература XI-XX вв. Проблемы изучения: Тезисы докл. научн. конф. молодых ученых и специалистов. - СПб., 1992. - С. 24-25.
23. Гулин А.В. «Воскресение» и Воскресение. Последний роман Толстого. - М., 1995.
24. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. - М.: Планета, 1997. - 198 с.
25. История русской литературы XIX века. Вторая половина. / Под ред. С.М. Петрова. - М.: Просвещение, 1990. - 549 с.
26. Карасев Л.В. Толстой и мир // Вопросы философии. - 2001. - №1. - С. 33-54.
27. Краснов Г.В. Воскресение в «Воскресении» Л.Н. Толстого // Русская словесность. - 1998. - №6. - С. 2 - 6.
28. Кузина Л.Н., Тюнькин К.И. «Воскресение» Л.Н. Толстого. - М., 1978.
29. Коновалов В.Ф. Толстой. Знак вопроса. - М.: Знание, 1994. - 98 с.
30. Кулешов В.И. Главная мысль романа «Воскресение» // В поисках точности и истины. - М., 1986. - С. 110-135.
31. Ломунов К. Н. Лев Толстой о романе «Воскресение» // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1991. - С. 23 - 57.
32. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Просвещение, 1970. - 340 с.
33. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Избранные статьи: В 3 т. - Т. I. - Таллинн: Изд-во Тартуского ун-та, 1992. - 375 с.
34. Мазалова Н.Е. Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлениях русских. - СПб.: Нева, 2001. - 326 с.
35. Мардов И.Б. О новом жизнепонимании Льва Толстого // Вопросы философии. - 1996. - № 9. - С. 39-45.
36. Морозенко Л.Н. Творчество Л.Н. Толстого 900-х годов // Литературный процесс и творческая индивидуальность: Сб. науч. трудов. - Кишинев, 1990. - С.55-75.
37. Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М. Достоевского. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1982. - 205 с.
38. Николаева Е.В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого // Литература в школе. - 1997. - № 5. - С. 61¬71.
39. Пастернак Л.О. Как создавалось «Воскресение» // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. / Ред. С. А. Макашин. - М.: Худож. лит., 1978. - Т. 2. - С. 165-172.
40. Ремизов В.Б. Позиция автора в романе JI.H. Толстого «Воскресение» // Толстовский сборник № 6. - Тула, 1976. - С. 61-71.
41. Ремизов В.Б. Роман Толстого «Воскресение»: Концепция жизни и формы ее воплощения. - Воронеж: Ладья, 1986. - 216 с.
42. Смирнова Л. Русская литература конца XIX - начала XX века (учебник для вузов). - М, ЛАКОМ, 2001. - 317 с.
43. Тарасов Б. Н. Дневники Л. Н. Толстого // Литература в школе. - 1997. - № 1. - С.35-39.
44. Толстая С.М. Сны и видения в русской народной культуре. - М.: АСТ, 2002. - 340 с.
45. Топоров В.Н. О числовых моделях в архаичных текстах // Структура текста. - М.: Современник, 1980. - С. 45 - 87.
46. Топоров В.Н. Мышь // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. - 2-е изд. - Т. II. - М.: Советская энциклопедия: 1988. - С. 237 - 238.
47. Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. - М.: Московский рабочий, 1990. - С. 27 - 45.
48. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанр. - Л.: Государственное литературное издательство (Ленинград), 1936. -112 с.
49. Храпченко М.Б. Роман Льва Толстого «Воскресение» // Л.Н. Толстой в школе. - М.: Просвещение, 1965. - С. 210 - 243.
50. Шкловский В. Лев Толстой. Жизнь Замечательных Людей. - М.:
Молодая гвардия, 1967. - 513 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ