УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «РЕЗАНИЕ МАТЕРИАЛОВ, МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЕ СТАНКИ И ИНСТРУМЕНТЫ» (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ ДЕТАЛИ»)
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы технологической подготовки студентов вуза. 8
1.1 Психолого-педагогические особенности технологической
подготовки студентов 8
1.2 Цели и задачи технологического образования студентов 17
1.З Основные принципы технологического обучения студентов 23
Выводы по первой главе 39
Глава 2 Методические основы обучения курсу «Резание материалов.
металлорежущие станки и инструменты» 40
2.1 Методика проведения лабораторно-практических занятий 40
2.2 Содержание лабораторно-практических работ по курсу «Резание
материалов, металлорежущие станки и инструменты» 45
2.3 Методическое сопровождение обучения теме «Технологический
процесс обрабо1ки де1али» 49
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1 Теоретические основы технологической подготовки студентов вуза. 8
1.1 Психолого-педагогические особенности технологической
подготовки студентов 8
1.2 Цели и задачи технологического образования студентов 17
1.З Основные принципы технологического обучения студентов 23
Выводы по первой главе 39
Глава 2 Методические основы обучения курсу «Резание материалов.
металлорежущие станки и инструменты» 40
2.1 Методика проведения лабораторно-практических занятий 40
2.2 Содержание лабораторно-практических работ по курсу «Резание
материалов, металлорежущие станки и инструменты» 45
2.3 Методическое сопровождение обучения теме «Технологический
процесс обрабо1ки де1али» 49
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность. Качество образования традиционно связывается с обеспечением общества высококвалифицированными специалистами. Для выполнения этой цели в рамках рыночной экономики высшая школа должна всесторонне совершенствовать процесс обучения, развивать воспитательную работу, прививать студентам умение самостоятельно пополнять свои знания, творчески ориентироваться в достижениях науки и культуры.
Сегодня время все острее проявляет потребность в высокопрофессиональном труде, эта проблема стала актуальной в период осуществления перестройки системы высшего профессионального образования.
На концептуальном уровне она выражается в решении вопроса дифференциации учебных знаний, а расширение знаний диктуется изменениями, происходящими в обществе (когда узкая специализация ограничивает возможности специалиста).
На методическом уровне идет поиск формирования содержания программ учебных дисциплин, учебно-методической литературы, учебников, которые способствовали бы процессу педагогического взаимодействия, поиску прогрессивных форм организации обучения студентов.
Переосмысление содержания учебных планов и программ обучения диктуется появлением государственных образовательных стандартов нового поколения, которые повышают, с одной стороны, ответственность вузов за программы обучения, а с другой - предоставляя возможность самостоятельно разрабатывать рабочие программы, значительно расширяют требования к организационно-методическому обеспечению самостоятельной работы студентов.
Именно в данных условиях на первый план выходит профессионализм преподавателя. Эти изменения в стандартах образования, требуют, от преподавателя вышей школы знания теории обучения, включая психологию учения, а также умения использовать знания в качестве инструмента своего педагогического труда. Преподаватель не только сообщает студентам учебную информацию, определяет пути, формы, средства и методы приобретения знаний, но и направляет самостоятельный научный и творческий поиск обучающихся в «нужное русло», являясь при этом активным участником их профессионального формирования.
В настоящее время в учебном процессе высшей школы преобладает наличие исследовательской деятельности студентов и творческого процесса решения ими учебных задач. Труд преподавателя приобретает консультационно-творческий характер, имея своей целью развитие учебно-исследовательской деятельности студентов по двум направлениям: теоретико-методологическому и конкретному использованию научных знаний в решении прикладных задач.
Иначе говоря, преподаватель все больше выступает не только как специалист в области той или иной науки, но и как профессионал в деле организации образовательного процесса.
Объём знаний, необходимых современному специалисту, возрастает, но срок обучения в вузе ограничен несколькими годами. Отсюда следует, что повышать свою квалификацию, обновлять свои знания любому специалисту придётся всю жизнь. В студенческие годы он должен освоить методику самообразования, научится критически мыслить и находить новые способы решения профессиональных задач.
Сегодня для профессионального образования чрезвычайно важно иметь программы, которые максимально устраивали бы работодателей.
инструменты» (на примере темы «Технологический процесс обработки детали»)» является актуальной.
Объект исследования - технологическая подготовка студентов в педвузе.
Предмет исследования - методическое сопровождение преподавания общетехнических дисциплин в вузе.
Цель исследования - разработать учебно-методическое сопровождение преподавания темы «Технологический процесс обработки детали» в курсе «Резание материалов, металлорежущие станки и инструменты».
Задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую, методическую и специальную литературу по исследуемому вопросу.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности технологического образования студентов в педвузе.
3. Проанализировать опыт преподавания общетехнических предметов в педвузе.
4. Рассмотреть дидактические принципы обучения студентов общетехническим предметам в педвузе.
5. Разработать учебно-методическое сопровождение обучения студентов теме «Технологический процесс изготовления детали» в курсе «Резание металлов, металлорежущие станки и инструменты».
Методы исследования: теоретические - изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии; изучение и анализ практического опыта преподавателей специальных дисциплин технического профиля в высшей школе; анализ структуры и содержания учебных планов и программ, учебных пособий по предметам общетехнического профиля; проектирование учебных программ.
Поэтому нужно уметь мгновенно реагировать на изменения в технологиях, научиться говорить на профессиональном языке работодателя.
Без научного решения вопроса о направленности, содержании и методике воспитания и обучения студентов вузов невозможно обеспечить эффективность подготовки специалистов.
В настоящее время учебный процесс в вузах стал более сложным по своим задачам, интенсивности и содержанию. Он требует глубокого психологического осмысления преподавателями закономерностей учебной деятельности, принципов и методов обучения и воспитания, единства теоретической и практической подготовки с учетом профиля вуза и специализации выпускников.
Говоря об учебно-методическом обеспечении современного образовательного процесса, мы должны понимать, что в настоящее время меняется парадигма образования, появляются новые стандарты, изменяются финансовые условия, что сегодня завершается переходом к новым формам обеспечения образовательного процесса.
В настоящее время имеет место следующее противоречие:
- между уровнем развития технической грамотности и практических навыков студентов в процессе обучения общетехническим предметам в вузе и требованиями современных образовательных стандартов и рынка трудовых ресурсов к подготовке специалистов в определенной области.
Выявленное нами противоречие позволяет определить проблему нашего исследования: недостаточное обеспечение учебно-методического сопровождения для эффективного обучения студентов теме «Технологический процесс обработки детали» в курсе «Резание материалов, металлорежущие станки и инструменты».
Исходя из выше изложенного, приходим к выводу, что тема выпускной квалификационной работы «Учебно-методическое обеспечение преподавания курса «Резание материалов, металлорежущие станки
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей технологии при обучении разделу «Технология обработки конструкционных материалов» и преподавателей вузов ведущих дисциплины общетехнического цикла.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Сегодня время все острее проявляет потребность в высокопрофессиональном труде, эта проблема стала актуальной в период осуществления перестройки системы высшего профессионального образования.
На концептуальном уровне она выражается в решении вопроса дифференциации учебных знаний, а расширение знаний диктуется изменениями, происходящими в обществе (когда узкая специализация ограничивает возможности специалиста).
На методическом уровне идет поиск формирования содержания программ учебных дисциплин, учебно-методической литературы, учебников, которые способствовали бы процессу педагогического взаимодействия, поиску прогрессивных форм организации обучения студентов.
Переосмысление содержания учебных планов и программ обучения диктуется появлением государственных образовательных стандартов нового поколения, которые повышают, с одной стороны, ответственность вузов за программы обучения, а с другой - предоставляя возможность самостоятельно разрабатывать рабочие программы, значительно расширяют требования к организационно-методическому обеспечению самостоятельной работы студентов.
Именно в данных условиях на первый план выходит профессионализм преподавателя. Эти изменения в стандартах образования, требуют, от преподавателя вышей школы знания теории обучения, включая психологию учения, а также умения использовать знания в качестве инструмента своего педагогического труда. Преподаватель не только сообщает студентам учебную информацию, определяет пути, формы, средства и методы приобретения знаний, но и направляет самостоятельный научный и творческий поиск обучающихся в «нужное русло», являясь при этом активным участником их профессионального формирования.
В настоящее время в учебном процессе высшей школы преобладает наличие исследовательской деятельности студентов и творческого процесса решения ими учебных задач. Труд преподавателя приобретает консультационно-творческий характер, имея своей целью развитие учебно-исследовательской деятельности студентов по двум направлениям: теоретико-методологическому и конкретному использованию научных знаний в решении прикладных задач.
Иначе говоря, преподаватель все больше выступает не только как специалист в области той или иной науки, но и как профессионал в деле организации образовательного процесса.
Объём знаний, необходимых современному специалисту, возрастает, но срок обучения в вузе ограничен несколькими годами. Отсюда следует, что повышать свою квалификацию, обновлять свои знания любому специалисту придётся всю жизнь. В студенческие годы он должен освоить методику самообразования, научится критически мыслить и находить новые способы решения профессиональных задач.
Сегодня для профессионального образования чрезвычайно важно иметь программы, которые максимально устраивали бы работодателей.
инструменты» (на примере темы «Технологический процесс обработки детали»)» является актуальной.
Объект исследования - технологическая подготовка студентов в педвузе.
Предмет исследования - методическое сопровождение преподавания общетехнических дисциплин в вузе.
Цель исследования - разработать учебно-методическое сопровождение преподавания темы «Технологический процесс обработки детали» в курсе «Резание материалов, металлорежущие станки и инструменты».
Задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую, методическую и специальную литературу по исследуемому вопросу.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности технологического образования студентов в педвузе.
3. Проанализировать опыт преподавания общетехнических предметов в педвузе.
4. Рассмотреть дидактические принципы обучения студентов общетехническим предметам в педвузе.
5. Разработать учебно-методическое сопровождение обучения студентов теме «Технологический процесс изготовления детали» в курсе «Резание металлов, металлорежущие станки и инструменты».
Методы исследования: теоретические - изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии; изучение и анализ практического опыта преподавателей специальных дисциплин технического профиля в высшей школе; анализ структуры и содержания учебных планов и программ, учебных пособий по предметам общетехнического профиля; проектирование учебных программ.
Поэтому нужно уметь мгновенно реагировать на изменения в технологиях, научиться говорить на профессиональном языке работодателя.
Без научного решения вопроса о направленности, содержании и методике воспитания и обучения студентов вузов невозможно обеспечить эффективность подготовки специалистов.
В настоящее время учебный процесс в вузах стал более сложным по своим задачам, интенсивности и содержанию. Он требует глубокого психологического осмысления преподавателями закономерностей учебной деятельности, принципов и методов обучения и воспитания, единства теоретической и практической подготовки с учетом профиля вуза и специализации выпускников.
Говоря об учебно-методическом обеспечении современного образовательного процесса, мы должны понимать, что в настоящее время меняется парадигма образования, появляются новые стандарты, изменяются финансовые условия, что сегодня завершается переходом к новым формам обеспечения образовательного процесса.
В настоящее время имеет место следующее противоречие:
- между уровнем развития технической грамотности и практических навыков студентов в процессе обучения общетехническим предметам в вузе и требованиями современных образовательных стандартов и рынка трудовых ресурсов к подготовке специалистов в определенной области.
Выявленное нами противоречие позволяет определить проблему нашего исследования: недостаточное обеспечение учебно-методического сопровождения для эффективного обучения студентов теме «Технологический процесс обработки детали» в курсе «Резание материалов, металлорежущие станки и инструменты».
Исходя из выше изложенного, приходим к выводу, что тема выпускной квалификационной работы «Учебно-методическое обеспечение преподавания курса «Резание материалов, металлорежущие станки
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей технологии при обучении разделу «Технология обработки конструкционных материалов» и преподавателей вузов ведущих дисциплины общетехнического цикла.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Выпускник педагогического вуза должен не только знать содержание учебной дисциплины, сколько уметь использовать и применить различные педагогические интегрированные методы и приемы, которые позволят компетентно решить задачи подготовки к профессиональной деятельности учащихся профессионально-технических учебных заведений.
В результате проведённого исследования нами были выполнены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
1. Профессиональная подготовка учителя технологии лежит на стыке инженерной и гуманитарной специальностей, что в свою очередь ставит задачу поиска новых подходов в преподавании будущим специалистам общетехнических дисциплин
2. Содержание обучения учителя технологии формируется на основе требований педагогической области «Технология» в школе и должно включать «вооружение» студентов общетехническими знаниями и умениями. Учитель технологии должен обладать широким политехническим кругозором, глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками в ряде ведущих отраслей современного промышленного производства.
3. Опыт лучших преподавателей свидетельствует, что задания межпредметного характера, показ связи знаний, полученных на занятиях по различным предметам, активизируют интерес студентов к изучаемым дисциплинам.
4. К основным дидактическим принципам относятся:
- взаимосвязь решения задач образования, воспитания и развития;
- доступность и посильность обучения;
-наглядность в обучении;
-сознательность и активность в обучении;
-систематичность и последовательность в обучении;
-оптимальное сочетание различных методов, форм и средств обучения;
-прочность и действенность результатов обучения.
5. Немаловажную роль в процессе обучения общетехническим предметам играет наглядный метод. Исходя из этого, разработанные нами наглядные средства обучения теме « Технологический процесс обработки детали»: стенд «Технологический процесс обработки детали «Вал»» и комплект документов «Технологический процесс обработки детали «Ваз», будут способствовать лучшему усвоению материала изучаемой темы.
В результате проведённого исследования нами были выполнены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
1. Профессиональная подготовка учителя технологии лежит на стыке инженерной и гуманитарной специальностей, что в свою очередь ставит задачу поиска новых подходов в преподавании будущим специалистам общетехнических дисциплин
2. Содержание обучения учителя технологии формируется на основе требований педагогической области «Технология» в школе и должно включать «вооружение» студентов общетехническими знаниями и умениями. Учитель технологии должен обладать широким политехническим кругозором, глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками в ряде ведущих отраслей современного промышленного производства.
3. Опыт лучших преподавателей свидетельствует, что задания межпредметного характера, показ связи знаний, полученных на занятиях по различным предметам, активизируют интерес студентов к изучаемым дисциплинам.
4. К основным дидактическим принципам относятся:
- взаимосвязь решения задач образования, воспитания и развития;
- доступность и посильность обучения;
-наглядность в обучении;
-сознательность и активность в обучении;
-систематичность и последовательность в обучении;
-оптимальное сочетание различных методов, форм и средств обучения;
-прочность и действенность результатов обучения.
5. Немаловажную роль в процессе обучения общетехническим предметам играет наглядный метод. Исходя из этого, разработанные нами наглядные средства обучения теме « Технологический процесс обработки детали»: стенд «Технологический процесс обработки детали «Вал»» и комплект документов «Технологический процесс обработки детали «Ваз», будут способствовать лучшему усвоению материала изучаемой темы.



