Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ТАТАРСКОЙ И СОПОСТАВИТЕЛЬНОЙ ФИЛОЛОГИИ

Работа №87846

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2013
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
§1.1 Общие понятия «мотива» и «мотивации» 8
§1.2 Место мотивации обучения в жизни студентов 20
§1.3 Психологическая характеристика юношеского возраста 31
Выводы 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТАТАРСКОЙ И СОПОСТАВИТЕЛЬНОЙ ФИЛОЛОГИИ
§2.1 Организация эмпирического исследования 37
§2.2 Результаты эмпирического исследования 38
Выводы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50


Актуальность исследования. Система образования, в том числе высшее гуманитарное образование, в настоящее время испытывает определенные трудности. Перед ней стоят острые проблемы, являющиеся следствием осуществляемых в стране глубоких реформ. Происходящие в обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют существенных перемен в подготовке будущих специалистов.
Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной. Известно, что основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.
Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейших в психологии и педагогике, ей посвящено немалое число работ (Л.И. Божович, В.Ф. Моргун, Г.И. Ибрагимов, В.С. Ильин, Ш.А. Амонашвили, М.В. Матюхина, А.К. Маркова и др.)
Важность решения проблемы мотивации обучения определяется тем, что мотивация учения является существенно необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента. Диагностика и коррекция мотивации учения, как основа решения проблемы мотивации учения, является насущной задачей психологов - специалистов в сфере образования.
Проблема состоит в том, чтобы определить особенности мотивации студентов, которые наилучшим образом способствовали бы максимальному развитию и созреванию личности и реализации.
Необходимо согласиться с А.К.Марковой, что формирование мотивов обучения - это создание в Вузе условий для появления побуждений к обучению (мотивов, целей). Известно, что студенты побуждаются к обучению целым комплексом мотивов. Однако преподаватели Вузов, имея рекомендации по формированию отдельных мотивов (интерес к предмету, долг как мотив учения и др.), не обращают внимания на другие мотивы учения.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных мотивации обучения студентов высших учебных заведений, необходимо отметить, что особенности мотивации студентов гуманитарных факультетов не исследовались. Кроме того, при приеме в Вузы и в процессе учебной деятельности не учитывается такой важнейший фактор как тип личности, определяющий сильные и слабые ее стороны.
Степень изученности. Успехи отечественной и зарубежной психологии, социологии, педагогики, медицины и других наук создали необходимые условия для разработки проблемы мотивации обучения. Важное значение в этом плане имеют работы по разработке методологических, философских концепций о сущности личности, об общественно-деятельностной обусловленности её свойств и качеств (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Х. Хекхаузен, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Чудновский, Э.Г. Юдин и др.).
В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации.
Огромнейший вклад в развитие мотивации обучения сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации обучения, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у студентов, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
В последнее время стала обозначаться проблема мотивации обучения студенческой молодежи. Как одно из ведущих личностных образований мотивы, являясь важным регулятором деятельности, определяют направление активности студента, устойчивость его поведения и нравственных образований. Как показывают результаты исследований, интерес к учению у студентов Вузов из года в год падает. Только 58,4 % студентов имеют достаточно развитый интерес к учебе. Причем налицо ярко выраженная тенденция снижения этого показателя от первого до третьего курса. Следствием такого снижения у студентов интереса к учебе является их довольно низкая активность в процессе учения.
Развитие мотивации обучения студентов должно проявляется в актуализации познавательных мотивов, мотивов овладения профессией и самореализации, приоритетности этих мотивов в иерархической структуре мотивации.
Знание психологического типа позволяет успешно выбирать подходящую специальность, показывает эффективные способы достижения успеха, позволяет избегать излишних трудностей.
Проблема мотивации не имеет однозначного решения, с разных теоретических позиций рассматриваются базовые понятия «мотив» и «мотивация» в исследованиях Л.И. Анцыферовой, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.В. Брушлинского, П.Я. Гальперина, Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, К. Левина, В.И. Ковалева, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, К.Хекхаузена, и др.
Высоко оценивая вклад отечественных, зарубежных ученых и полученные ими научные, методологические и практические результаты, необходимо отметить, что в настоящее время проблема мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов требует их исследования и систематизации. Проблема исследования определила объект, предмет и цели исследования.
Объект исследования: - студенты 5 курса татарской и сопоставительной филологии.
Предмет исследования: мотивация обучения студентов ЕИ КФУ.
Цель исследования: выявление мотивации обучения студентов татарской и сопоставительной филологии.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ понятий «мотивов и мотивации»;
2. Рассмотреть место мотивации обучения в жизни студентов;
3. Подбор инструментария исследования
4. Проведение эмпирического исследования.
5. Анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержание мотивации обучения студента педагогического ВУЗа и выявляет ее значимые составляющие. Мы полагаем, что проведенное исследование будет способствовать саморазвитию студента, овладению учебным материалом, эффективному развитию учебно-познавательных мотивов.
Методологическая основа исследования: в качестве экспериментальных методов использовалась: методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
В работу входят 2 таблицы, список используемой литературы включает 40 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Успешность образовательного процесса в университете зависит от большого ряда факторов, одним наиболее существенных из которых является мотивация самих студентов, их стремление использовать предоставляемые им возможности. Образование - это взаимодействие двух субъектов, а не субъекта (обобщенного преподавателя) и объекта (студента). Если мотивация на приобретение знаний, получение выбранной специальности у студентов есть, то эффективность работы преподавателей существенно возрастает.
При этом необходимо понимать, что в большинстве случаев мы сталкиваемся с двумя, только частично связанными между собой, видами мотивации: мотивация поступить на данный факультет и мотивация к обучению. В большинстве случаев современные выпускники школ очень сильно мотивированы на поступление в вуз, поскольку для современной российской молодежи высшее образование стало нормой, а нормативное регулирование является весьма и весьма жестким. Вопрос только в том, какой университет и какую специальность выбрать. В этом смысле государственные вузы вообще и элитные университеты, в особенности, находятся в привилегированном положении.
Анализ психологической литературы показал, что мотивация является одним из основных и определяющих компонентов в общей структуре деятельности. Изучение исследований мотивации, выполненных отечественными и зарубежными авторами, позволило выделить ее свойства, определить функции, рассмотреть ее типы в разных видах деятельности.
При обращении к исследованиям, касающимся мотивации деятельности студентов, был отмечен ее переходный характер, обусловленный сочетанием в образовательном процессе вузов двух видов деятельности — учебной и профессиональной. Это показало, что мотивация деятельности студентов не может быть сведена ни к мотивации учения школьников, ни к мотивации профессиональной деятельности педагогов-психологов. Она наполняется собственным содержанием и преобразуется в соответствии с качественным преобразованием характера деятельности студентов в вузе.
Мотивация обучения обусловлена пассивным участием студентов в учебной деятельности, ориентацией на внешний контроль действий, отсутствием выхода учащихся за пределы наличной ситуации, формальным выполнением требований, задаваемых педагогом. В этом случае студенты ориентируются на внешние стороны обучения (получение диплома, отсрочка от армии).
Мотивация учения определяется познавательным интересом учащихся и характеризуется их активным усвоением педагогических и психологических знаний, овладением языком науки. Однако эти знания обладают для студентов самоценным характером и не рассматриваются ими в качестве средств профессиональной деятельности психолога. Поэтому учащиеся испытывают трудности при использовании этих знаний для разрешения практической ситуации и испытывают неуверенность в самостоятельном осуществлении профессиональной деятельности педагога-психолога.
В ходе исследования нами было выявлено, что ведущими мотивами обучения студентов являются стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Наименее значимыми мотивами, согласно исследованию, явились следующие: быть постоянно готовым к очередным занятиям, не запускать предметы учебного цикла, выполнять педагогические требования, быть примером сокурсникам, избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
Так же в результате исследования была выявлена специфика мотивации обучения студентов V курса. Так, мотив получения диплома преобладает надо мотивами приобретения знаний и овладения профессией.
На основе результатов анализа, можно констатировать, что изучение мотивации обучения необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследования мотивации, показали новые процессы взаимосвязи общественного устройства и формирования у студентов новых целей и потребностей.



1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука. 1994.- с. 45
2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995.- 76 с.
3. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о качественной социологии// Социологический журнал, 1994, № 2. с. 28-42.
4. Божович Д.И. Избранные психологические труды. - М.: Институт практической психологии, 1996.-170 с.
5. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
6. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Изд-во Владос-пресс, 2004.-175 с.
8. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1998.- с. 57-75.
9. Едронова В.Н. Общая теория статистики. - М.: Юристь, 2001 - 511с.
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. М.: РГПУ им. Герцена, 2005.-с. 5.
11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004.-185с.
12. Ильин Е. П. Общая психология. Учебное пособие. - М.: РГПУ им. Герцена, 2003.-с. 15.
13. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - 111 с.
14. Калинникова, Н.Я. Составляющие системы управления учебной деятельностью студентов в вузе.// Вестник Бурятского университета.- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006.- с. 73-80.
15. Калиникова Н.Я. Теория и методика профессионального образования. Управление учебной деятельностью студентов. Автореферат дисс. - Новокузнецк, 2006.-с. 53.
16. Кириленко Н.Я. Особенности ценностной направленности студентов различных специальностей академик РАЕН, профессор. - FIRSTJOB.R/Национальная молодежная биржа труда. - М: 2002.-с. 25.
17. Конспект лекций по психологии Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова - Архангельск, ПГУ им. Ломоносова,
2004.-с. 35.
18. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - М., 1963.-с. 78.
19. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний// Психология личности. Тексты. - М., 1982.-с. 14.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975.-с.
22.
21. Лисовский В.Т. Социология молодежи. - Л., 1976.-с. 54.
22. Макелланд Д. Мотивация человека. - сПб. Питер 2007.-672 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).
23. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер,
2005.-583 с.
24. Маркина Г.И. Мотивация деятельности. - СПб: «Питер», 2001.-120 с.
25. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.-с. 46-64.
26. Марютина Т.М., Кондаков И.М. Психофизиология. МГППУ. - www.ido. edu.ru/psychology/psychophysiology/index.html
27. Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1954. - электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/
28. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 432 с.
29. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004.-с. 72.
30. Наши взрослые дети: как их учить? «Молодежь Эстонии», 22.04.05.
31. Педагогическая энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, Т.2 1966.
- с. 62.
32. Педагогическая энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, Т.3 1966.
- с. 141.
33. Психологические тесты в 2 т./ред. А.А. Карелин; - М.: 2003. Т.2. - 248 с.
34. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты
- Бахрах-М, 2005.-с. 84.
35. Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара, БАХРАХ, 1997.-с. 47.
36. Реан А.А.. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология - СПб.: «Питер», 2000.-с. 37.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 1999.-с. 48.
38. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение) /Учебник для вузов. - М.: NOTA BENE, 1999. - 224 с.
39. Терехин В.А. Аппаратурные модели исследования совместной деятельности//Совместная деятельность: методология, теория, практика. - М., 1989.-с. 74.
40. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М., 1966.-с. 28-34.
41. Хасан Б.И. Конфликт и его разрешение - условие реального самоопределения//Проблемы самоопределения молодежи: Сб. тезисов науч. сообщений. - Красноярск, 1987.-с. 35.
42. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.:Педагогика, 1986-256 с.
43. Хили Дж. Статистика: Социологические и маркетинговые
исследования. СПб:Питер, 2005.- 44 с.
44. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. пособие. - М.: Логос, 1998. - 320 с.
45.Эфендиев А.Г., Дудина О.М. Студенчество в период реформирования российского общества// Социология образования, 1997, с.41-55
46. Юнг К.Г. Психологические типы - М.:Издательство: Харвест, 2006.-с. 90.
47. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросает, 1998. -292 с.
48. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1992.-159 с.
49. Якунин В.А. Педагогическая психология. - М., 1998.- 74 с.
50. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-Спб.- Питер., 1994.- 68 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ