Введение 3
Реализация выдвинутой цели и проверка гипотезы исследования предполагают решение следующих задач. 6
Глава 1. Теоретические основы использования рисования с целью коррекции эмоциональных комплексов детей 4-5 лет 8
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольников 4-5 лет 8
1.2. Понятие об эмоциональных комплексах 11
1.3. Возможности использования рисования с целью коррекции эмоциональных комплексов детей 4-5 лет 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию рисования с целью психологической коррекции эмоциональных комплексов детей 4-5 лет 36
2.1. Диагностика эмоциональных комплексов детей 4-5 лет в условиях ДОО 36
2.2. Разработка и реализация проекта «Нетрадиционные техники рисования» с целью психологической коррекции эмоциональных комплексов детей 4-5 лет 41
2.3. Анализ эффективности и результативности проекта 48
Заключение 53
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Приложения 63
Актуальность исследования. Рассматривая значимость организации педагогических условий, обеспечивающих безопасное и комфортное нахождение детей в ДОО, следует, прежде всего, обратиться к нормативно-правовой базе, регулирующей психологическую работу с детьми в условиях образовательной организации. Основополагающим документом, определяющим психологическую коррекцию в условиях ДОО, является ФЗ «Об образовании в РФ»[53]. В п.9 ст. 34 гл. 4 которого определяются требования к соблюдению прав детей, на уважение их достоинства, защиту от любого проявления физического, психического насилия, оскорбления личности, а также от причинения вреда здоровью.
Также следует отметить, что данная норма права закрепляется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определяющего организацию гуманистического взаимодействия взрослых и детей с учетом уважения личности ребенка, обеспечение воспитания и развития качеств личности на основе толерантности, диалога культур и уважения поликультурного состава российского общества, развитие духовно-нравственных качеств личности, принятие ею моральных норм и нравственных установок [54]. Нормы, определяемые законом в отношении создания педагогических условий с целью соблюдения прав детей, нашли свое отражение и закрепление на методическом уровне в письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Следовательно, можно констатировать, что в системе российского образования на законодательном уровне закреплены обязанности образовательного учреждения по созданию условий, снижающих негативное проявление эмоциональных комплексов уже с периода дошкольного образования.
Дошкольный период является достаточно сложным этапом в жизни ребенка, что связано с активным физическим и психическим развитием. Данный процесс сопровождается началом вхождения ребенка в новый вид познавательной деятельности – учебную. Происходит изменение требований взрослых к ребенку, меняется привычный круг социальных отношений. Дети достаточно часто сталкиваются с повышенными ожиданиями взрослых в отношении соблюдения норм поведения, постоянного внимания к своей персоне и социальной интеграции. Развитие детей в 4-5 лет нередко сопровождается повышенной утомляемостью и возбудимостью нервной системы, что зачастую приводит к появлению определённых эмоциональных комплексов со стороны ребенка как способа психологической защиты (Ф. Аллан, Р.А. Баркли, Д.Э. Томас). Определённые эмоциональные комплексы могут стать предикторами агрессивно-деструктивного поведения, демонстрируемого детьми в дошкольной организации, повышают риск серьезных проблем с началом их последующего обучения в школе, их поведенческой адаптацией к новым социальным условиям и построению адекватных взаимоотношений с учителями и сверстниками (М. Вагнер, С.Х. МакКонахи, К.А. Додж).
Дети, которым присущи выраженные эмоциональные комплексы, подвергаются повышенному риску возникновения ряда личных и социальных трудностей и более устойчивых моделей агрессии. Исследования проявления поведенческих характеристик у детей старшего дошкольного возраста показали, что примерно 65% детей, поступающих в начальную школу с выраженными эмоциональными комплексами, испытывают значительные поведенческие трудности, и связанные с ними проблемы в обучении в школе в последующие два года (A.C. Копового, И.А. Ленденев К.А. Додж, Дж. Н. Хьюз, О. Квок). Кроме того, учащиеся, с высокой степенью проявления эмоциональных комплексов в течение первых лет обучения в основной школе, чаще чем другие повторяют результативность обучения, выраженную в оценке начальной школы, требуют создания специальных образовательных условий и демонстрируют серьезные проблемы с поведением в подростковом возрасте. Учитывая эти потенциальные перспективы, важно понимать факторы, связанные с ранним развитием эмоциональных комплексов детей. Развитие эмоциональных комплексов, которые становятся причиной агрессии дошкольников, в дошкольных образовательных организациях становятся все более серьезной проблемой для специалистов здравоохранения, политиков, работников образования и широкой общественности.
Итак, следствием формирования эмоциональных комплексов в дошкольном возрасте может стать агрессия – это поведение, направленное на причинения вреда живому существу. Поведение, относящиеся к этому определению, включают словесные угрозы или физическое насилие по отношению к другим. Иногда в модель агрессии включены акты разрушения импульсивного характера и самоповреждения. Детская агрессия является умеренно стабильной поведенческой характеристикой, связанной с различными психосоциальными проблемами. Эти проблемы включают в себя дефицит социальных навыков и отказ от общения со сверстниками, а также совершение правонарушений и формы антисоциального поведения. Проблемами изучения агрессивного поведения и причин его проявления были посвящены работы таких зарубежных авторов, как Ф. Аллана, Р.А. Баркли, Л. Бендера, Дж. М. Барта, М.Вагнера, С.Х. МакКонахи, К.А. Доджа, Дж. Н. Хьюза, О. Квока, Д.Э. Томаса, Э Фром и др. Также эта проблема нашла свое отражение в научных работах отечественных ученых: Н.Д. Левитова, Е.И. Бережкова, Е.Л. Голенищева, Л.Э. Зотова, С.Л. Колосова, A.C. Копового, И.А. Ленденева, Е.С. Морозова, Т.В. Слотина, А.И. Фурманов и др.
Коррекция эмоциональных комплексов является многомерной работой с биологическими, психологическими, социальными и экологическими корнями, поэтому данная работа становится критически важной для коррекции агрессивного и разрушающего поведения и обеспечения успешного обучения в ДОО. В связи с этим отмечается противоречие между социальным заказом общества, связанным с необходимостью снижения негативного воздействия эмоциональных комплексов на личность дошкольника и недостаточностью практических разработок в данном направлении.
Цель исследования: разработка форм и методов психологической коррекции через рисование, обеспечивающих эффективное преодоление эмоциональных комплексов у детей 4-5 лет.
Объект исследования: процесс коррекции эмоциональных комплексов дошкольников.
Предмет исследования: организация педагогических условий, обеспечивающих педагогическую коррекцию эмоциональных комплексов у дошкольников 4-5 лет через рисование.
Гипотеза исследования: преодоление негативных проявлений эмоциональных комплексов средствами рисования у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации будет более эффективным, если:
1. Педагог проводит диагностику различных аспектов развития эмоциональных комплексов и на основе совокупности показателей организует специальную работу.
2. В педагогической работе используются нетрадиционные техники рисования для преодоления агрессивного поведения, вызванного развитием эмоциональных комплексов, с учётом возрастных особенностей детей.
Реализация выдвинутой цели и проверка гипотезы исследования предполагают решение следующих задач.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические особенности детей в возрасте 4-5 лет
2. Охарактеризовать понятие «эмоциональный комплекс»
3. Рассмотреть возможности изобразительного творчества для преодоления негативного воздействия эмоциональных комплексов.
4. Определить уровень проявления эмоциональных комплексов - предикторов агрессивности в поведении дошкольника посредством проведения диагностических методик.
5. Разработать и внедрить программу, направленную на преодоление эмоциональных комплексов – предикторов агрессивности дошкольников в условиях ДОО.
6. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Решение исследовательских задач обусловило использование комплекса методов исследования: теоретический анализ методологической литературы по проблеме исследования; теоретический анализ и синтез научных концепций; эмпирические методы построения опытно-экспериментальной работы, включающие констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
База исследования: детский сад.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный комплекс занятий может быть использован в рамках психокоррекционной работы воспитателями с целью выявления и преодоления эмоциональных комплексов дошкольников.
Агрессивность дошкольников – это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей.
Арт-терапия – это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Девиантное поведение - а) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям; б) социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Педагогическая коррекция - это процесс помощи ребенку в преодолении возникших проблем, вызванных конкретными отклонениями в его поведении, то данный процесс должен быть программно-обеспечен.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов. и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание. развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями.
Психологическая травма - это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. В ряде случаев это острые, тяжёлые пережитые моменты жизни, нарушившие ощущение безопасности или сопровождающиеся длительным стрессом воздействия на психику человека.
Средний дошкольный возраст – это возраст 4-5 лет, при котором, как правило, дети посещают среднюю группу дошкольной образовательной организации.
Эмоциональный комплекс - это набор одной или нескольких центральных эмоций человека с наслоением эмоциональных оттенков, которые представляют собой ряд ответных ассоциаций, сложившихся на протяжении жизни и составляющих жизненный опыт человека.
«Я-образ» - это представление о самом себе: об уме, теле, способностях, чертах характера. Наличие собственного «Я» у каждого человека выражается в том, что он понимает свою идентичность в настоящем, прошлом и будущем.
«Я-концепция» - это устойчивая система представления личности о себе. Изучением этой отрасли специалисты занимаются на протяжении многих лет. Концепция сложная, поскольку формируется зависимо от разных факторов, механизмов.
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию / 2015. 344 с.
2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. // Под ред. Н. М. Платоновой. – СПб. :Речь, 2006. 336с.
3. Адлер А. О невротическом характере. СПб.: Университет, 1997. 385 с.
4. Алексеева Л. А. Последствия страха, тревоги и гнева. // Директор школы. 2000. №6. С.72-80
5. Анн Л. Профилактика девиантного поведения. СПб. 2015.378 с.
6. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс,2015. 327 с.
7. Антонин Ю.М., Гульдман В.В. Основы асоциального поведения. М., 2015. С. 124.
8. Артпедагогикаи арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
9. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 104с.
10. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: Издательский дом ПЭР СЭ, 2018. – 364 с.
11. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения дошкольников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.
12. Башкайкина, С.В. Изучение негативных реакций и проявление агрессивности младших школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2016. №22. С. 112-116.
13. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.СПб.: прайм-Еврознак, 2001. - 512 с.
14. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. М., 2015. – 497 с.
15. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2015. – 341 с.
16. Булдакова, Н.В. Изучение агрессивности дошкольников // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. 2019. С. 112-116.
17. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. СПб. Питер, 1999. – 352 с.
18. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М. 2016. – 340 с.
19. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. – 144с
20. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М. 2015. – 288с.
21. Галагузова М. А. Социальная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр 2016. – 416 с.
22. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной психологии. М, 2015. – 401 с.
23. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Возрастная педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского." М.: Просвещение, 1973. С. 66-97.
24. Демко Е. В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактики и коррекции агрессивности детей 6-7 лет. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Армавир, 2005. – 22с.
25. Долгова В.И. Проявление агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. №44. С. 239-243.
26. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе. М.,2013. – 310 с.
27. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. М., 2015. – 465 с.
28. Зимина И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования//Педагогика, 2003. №3. с. 14-18.
29. Зиновьева Н. О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. М., 2016. – 164 с.
30. Игошев К.Е. Психология девиации. М., 2016. – 148 с.
31. Кагарманова, А. И. Деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения младшего школьника / А. И. Кагарманова. – Текст : электронный // Педагогика и современность. – 2015. – № 5. – С. 37-43. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24416104(дата обращения: 07.04.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
32. Коваленко Е. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. №18. С. 101-105.
33. Колпакова А.Н. Агрессивность в структуре личности дошкольника // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Сборник статей по материалам VIII-ой международной научно-практической конференции. Составитель Е.В. Иванов. 2016. С. 164-168.
34. Короленко Ц.П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. М., 2016. – 217 с.
35. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности С.-Петербург, Речь, 2015. – 311 с.
36. Косянчук, Е.И. Причины высокой агрессивности дошкольников // Юный ученый. 2017. №1(10). С. 139-141.
37. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения. М.: Фолиум, 2017
38. Кьеркегор С.И. Понятие девиация. М., 2015. – 143 с.
39. Лоренц К.А. Агрессия, или Так называемое зло. – М.: АСТ, 2019. – 416 с.
40. Магометханова Н.М. Значение воспитательной работы для профилактики агрессивности младших школьников // Научные исследования и образование. 2016. №2(22). С. 120-123.
41. Мазина О.Н. Профилактика асоциального поведения учащихся. Оренбург. 2015. – 45 с.
42. Матвеев В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников. М., 2015. – 217 с.
43. Менделевич В.Д. Диагностика склонности к зависимому поведению. Казань, 2015. – 345 с.
44. Михалкина С.А. Снижение уровня агрессивности младших школьников в процессе тренинговых занятий // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Ю.В. Варданян. 2018. С. 147-151.
45. Морозов В.А. и др. Социально-психологические приёмы, направленные на понижение агрессивности у дошкольников // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015 №5(132). С. 56-65.
46. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Воспитание «трудного ребёнка» в школе. Архангельск, 2015. – 198 с.
47. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб: 2015. – 672 с.
48. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. 2016. – 319 с.
49. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики асоциального поведения. М., 2015. – 451 с.
50. Сукубов А.К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. М., 2016. –298 с.
51. Социальная психология: Учебник. / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. – 511 c.
52. Теселкина Е.Н. Профилактика агрессивности дошкольников // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 145-146.
53.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. –М.: Просвещение,2010. – 24 с.
54. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в последней редакции)
55.Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль:
Академия развития, 2016. – 146 c.Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. 2015. № 5. – C.23-25
56. Шишкина, К. И. профилактика агрессивного поведения младших школьников средствами сказкотерапии во внеурочной деятельности / К. И. Шишкина, М. В. Смолин. – Текст : электронный // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017. – № 22. – С. 20-24. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29202844(дата обращения: 07.04.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.