ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСТИ У ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАВИСТИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Определение понятия «зависть», его сущность и виды 6
1.2 Зависть как психологический феномен 16
1.3 Психологические особенности подростков и сопутствующие
проявления зависти в этом возрасте 24
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСТИ У ПОДРОСТКОВ 33
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования зависти 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов 35
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАВИСТИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Определение понятия «зависть», его сущность и виды 6
1.2 Зависть как психологический феномен 16
1.3 Психологические особенности подростков и сопутствующие
проявления зависти в этом возрасте 24
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСТИ У ПОДРОСТКОВ 33
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования зависти 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов 35
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в последнее время пристальное внимание к феномену зависти проявляют специалисты различных областей знания. Исследовательский интерес ученых обусловлен не только теоретическими трудностями познания этого сложного феномена, но также и вопрос влияния на этот феномен.
Сложившаяся социальная и социально-психологическая ситуация спровоцировала усиление этого чувства и способствовала повышению его влияния на отношения между людьми, расширив поле проявления зависти. Дух потребительства и прагматизма, пронизывающий жизнь современного человека и общества, соседствует с завистью, которая с все большей силой подчиняет все другие интересы человека его стремлению к достижению богатства, или такого уровня жизни, который в обыденном сознании обозначается так: «живем не хуже других». Усиление социальных различий между людьми, стимулирующее конкуренцию и соперничество, неизбежно приводит к столкновению честолюбивых побуждений личности, активизируемых завистью, часто не отражающей действительных потребностей человека.
В последнее время все чаще предпринимаются попытки как теоретических, так и эмпирических исследований внешних и внутренних условий зависти, активно ведутся научные дискуссии по вопросу ее разнополярной сущности.
В бытовом сознании под завистью чаще всего понимают неприязненное, враждебное отношение к богатству, успехам, популярности, способностям или социальному положению другого человека. При этом завидующий человек непроизвольно относит объект зависти к категории победителей, а себя - к проигравшим, и в этот момент никакие доводы разума уже не действуют, а психику заполняют исключительно эмоции, причем только негативные.
У современного подростка наблюдается немало негативных чувств: лень, злость, зависть, раздражительность и многие другие. По результатам социологических опросов, больше всего «завистников» выявлено среди молодежи; с возрастом их число уменьшается. Что это такое? Каковы предметы зависти подростков? В чем особенность их зависти? В чем заключаются различия зависти среди подростков?
С точки зрения теоретических аспектов исследования зависти в философии и психологии достаточно проведено исследований в данной области, однако экспериментальные исследования зависти, на наш взгляд, не достаточно широко представлены в современной психологии личности. В своей работе мы наиболее подробной исследуем особенности проявления уровня завистливости личности именно на подростках.
Цель исследования заключается в изучении особенностей зависти у подростков.
Объект исследования - зависть в подростковом возрасте.
Предметом исследования являются особенности зависти в подростковом возрасте.
На основании цели были сформулированы задачи исследования:
1. Дать определение понятия «зависть», выявить его сущность и виды.
2. Раскрыть зависть как психологический феномен.
3. Выявить психологические особенности подростков и сопутствующие проявления зависти в этом возрасте.
4. Исследовать эмпирическим путем проявления зависти в подростковом возрасте.
Гипотезой исследования является утверждение, что девочкам- подросткам более свойственно завидовать по поводу внешности сверстниц, а мальчикам-подросткам по поводу материальных благ людей.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов. Среди них особый вклад в исследуемую тему внесли работы Л.С. Архангельской, В.А. Гусовой, И.Б. Котовой, К. Муздыбаева, Н.В. Горшениной, Ю.В. Щербатых и других исследователей.
Методологическую основу работы составляют теоретические, диагностические и статистические методы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его выводов в коррекционной и профилактической работе с завистью у подростков.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Сложившаяся социальная и социально-психологическая ситуация спровоцировала усиление этого чувства и способствовала повышению его влияния на отношения между людьми, расширив поле проявления зависти. Дух потребительства и прагматизма, пронизывающий жизнь современного человека и общества, соседствует с завистью, которая с все большей силой подчиняет все другие интересы человека его стремлению к достижению богатства, или такого уровня жизни, который в обыденном сознании обозначается так: «живем не хуже других». Усиление социальных различий между людьми, стимулирующее конкуренцию и соперничество, неизбежно приводит к столкновению честолюбивых побуждений личности, активизируемых завистью, часто не отражающей действительных потребностей человека.
В последнее время все чаще предпринимаются попытки как теоретических, так и эмпирических исследований внешних и внутренних условий зависти, активно ведутся научные дискуссии по вопросу ее разнополярной сущности.
В бытовом сознании под завистью чаще всего понимают неприязненное, враждебное отношение к богатству, успехам, популярности, способностям или социальному положению другого человека. При этом завидующий человек непроизвольно относит объект зависти к категории победителей, а себя - к проигравшим, и в этот момент никакие доводы разума уже не действуют, а психику заполняют исключительно эмоции, причем только негативные.
У современного подростка наблюдается немало негативных чувств: лень, злость, зависть, раздражительность и многие другие. По результатам социологических опросов, больше всего «завистников» выявлено среди молодежи; с возрастом их число уменьшается. Что это такое? Каковы предметы зависти подростков? В чем особенность их зависти? В чем заключаются различия зависти среди подростков?
С точки зрения теоретических аспектов исследования зависти в философии и психологии достаточно проведено исследований в данной области, однако экспериментальные исследования зависти, на наш взгляд, не достаточно широко представлены в современной психологии личности. В своей работе мы наиболее подробной исследуем особенности проявления уровня завистливости личности именно на подростках.
Цель исследования заключается в изучении особенностей зависти у подростков.
Объект исследования - зависть в подростковом возрасте.
Предметом исследования являются особенности зависти в подростковом возрасте.
На основании цели были сформулированы задачи исследования:
1. Дать определение понятия «зависть», выявить его сущность и виды.
2. Раскрыть зависть как психологический феномен.
3. Выявить психологические особенности подростков и сопутствующие проявления зависти в этом возрасте.
4. Исследовать эмпирическим путем проявления зависти в подростковом возрасте.
Гипотезой исследования является утверждение, что девочкам- подросткам более свойственно завидовать по поводу внешности сверстниц, а мальчикам-подросткам по поводу материальных благ людей.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов. Среди них особый вклад в исследуемую тему внесли работы Л.С. Архангельской, В.А. Гусовой, И.Б. Котовой, К. Муздыбаева, Н.В. Горшениной, Ю.В. Щербатых и других исследователей.
Методологическую основу работы составляют теоретические, диагностические и статистические методы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его выводов в коррекционной и профилактической работе с завистью у подростков.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Мы провели исследование на тему «Исследование зависти у подростков», в результате которого после анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к ряду выводов.
Зависть это реакция на неравенство, желание справедливости только по отношению к себе, чувство неудовлетворенности собой, которое в значительной степени подпитывают общественные стереотипы о «греховности» зависти. Механизмами актуализации зависти выступают сравнение и оценивание. В результате сравнения и оценивания осуществляется переоценка и девальвация качеств собственного Я и чрезмерная идеализация достоинств «другого».
Существуют различные виды и складывающиеся типы зависти, классифицированные по разным основаниям - «черная» - «белая», личная - общественная, незлобная - злобная и др.
Выделяют такие функции зависти, как функции зависти стимулирующая, связанная с побуждением к активности; утверждающая, обеспечивающая утверждение, признание ценности, значимости предмета зависти; защитная, посредством которой происходит защита самооценки и социальной репутации субъекта; регулятивная, заключающаяся в регуляции асимметричного положения между индивидами и группами посредством эгалитарных требований и контролирующая, посредством которой в обществе осуществляется социальный контроль.
Среди личностных причин, актуализирующих зависть, указываются с одной стороны, униженность, самопрезрение, потеря собственного «Я». А с другой стороны - завышенные притязания: любовь к славе, честолюбие, властолюбие, корыстолюбие. Завистливое отношение к другому переживается, как совокупность состояний (досада, отчаяние, печаль, бессилие, злоба, гнев) и тесно связано с такими отношениями, как ненависть, враждебность, ревность, презрение.
В подростковом возрасте особенно трудно бороться с завистью, поскольку он переживает особый этап своей жизни, сопряженный с качественными изменениями, сопровождающимися негативными проявления, дисгармоничностью в строении личности, свертыванию прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующим характером его поведения по отношению к взрослым. Зависть подростка может проявляться как дополнительное внимание к сверстникам или более старшим представителям круга общения, кумирам, друзьям.
Эмпирическое исследование было проведено нами с целью исследования особенностей зависти у подростков.
Исследование проводилось на базе лицея № 12 г. Лениногорска. Выборку исследования составили 60 учеников восьмых классов (в возрасте 14-15 лет), 30 мальчиков и 30 девочек.
Для исследования мы использовали 2 специализированные методики.
Проведение методики «Шкала диспозиционной зависти» среди младших подростков выявило тот факт, что зависть подростков находится на среднем уровне, ближе к низкому уровню, причем у девочек уровень зависти несколько выше, чем у мальчиков. Статистически значимые различия выявлены по фактору внешности, именно внешности других девочки завидуют больше чем мальчики.
Проведение опросника Ф. Ильясова позволило нам сделать вывод о том, что у девочек «серая» зависть (средний уровень зависти) более выражена, чем у мальчиков. Статистически значимые различия выявили то, что девочки более завидуют внешности, а мальчики материальным средствам.
Это дает нам право говорить о том, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования о том, что девочкам-подросткам более свойственно завидовать по поводу внешности сверстниц, а мальчикам-подросткам по поводу материальных благ людей, подтвердилась.
Зависть это реакция на неравенство, желание справедливости только по отношению к себе, чувство неудовлетворенности собой, которое в значительной степени подпитывают общественные стереотипы о «греховности» зависти. Механизмами актуализации зависти выступают сравнение и оценивание. В результате сравнения и оценивания осуществляется переоценка и девальвация качеств собственного Я и чрезмерная идеализация достоинств «другого».
Существуют различные виды и складывающиеся типы зависти, классифицированные по разным основаниям - «черная» - «белая», личная - общественная, незлобная - злобная и др.
Выделяют такие функции зависти, как функции зависти стимулирующая, связанная с побуждением к активности; утверждающая, обеспечивающая утверждение, признание ценности, значимости предмета зависти; защитная, посредством которой происходит защита самооценки и социальной репутации субъекта; регулятивная, заключающаяся в регуляции асимметричного положения между индивидами и группами посредством эгалитарных требований и контролирующая, посредством которой в обществе осуществляется социальный контроль.
Среди личностных причин, актуализирующих зависть, указываются с одной стороны, униженность, самопрезрение, потеря собственного «Я». А с другой стороны - завышенные притязания: любовь к славе, честолюбие, властолюбие, корыстолюбие. Завистливое отношение к другому переживается, как совокупность состояний (досада, отчаяние, печаль, бессилие, злоба, гнев) и тесно связано с такими отношениями, как ненависть, враждебность, ревность, презрение.
В подростковом возрасте особенно трудно бороться с завистью, поскольку он переживает особый этап своей жизни, сопряженный с качественными изменениями, сопровождающимися негативными проявления, дисгармоничностью в строении личности, свертыванию прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующим характером его поведения по отношению к взрослым. Зависть подростка может проявляться как дополнительное внимание к сверстникам или более старшим представителям круга общения, кумирам, друзьям.
Эмпирическое исследование было проведено нами с целью исследования особенностей зависти у подростков.
Исследование проводилось на базе лицея № 12 г. Лениногорска. Выборку исследования составили 60 учеников восьмых классов (в возрасте 14-15 лет), 30 мальчиков и 30 девочек.
Для исследования мы использовали 2 специализированные методики.
Проведение методики «Шкала диспозиционной зависти» среди младших подростков выявило тот факт, что зависть подростков находится на среднем уровне, ближе к низкому уровню, причем у девочек уровень зависти несколько выше, чем у мальчиков. Статистически значимые различия выявлены по фактору внешности, именно внешности других девочки завидуют больше чем мальчики.
Проведение опросника Ф. Ильясова позволило нам сделать вывод о том, что у девочек «серая» зависть (средний уровень зависти) более выражена, чем у мальчиков. Статистически значимые различия выявили то, что девочки более завидуют внешности, а мальчики материальным средствам.
Это дает нам право говорить о том, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования о том, что девочкам-подросткам более свойственно завидовать по поводу внешности сверстниц, а мальчикам-подросткам по поводу материальных благ людей, подтвердилась.
Подобные работы
- Групповое консультирование подростков, испытывающих чувство зависти
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ С ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - Взаимосвязь форм агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школе с высоким образовательным рейтингом
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОСОЗНАННЫЕ И НЕОСОЗНАННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь особенностей стилей семейного воспитания и
индивидуально-психологических особенностей подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ КИБЕРБУЛЛИНГА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020



