ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАВИСТИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Определение понятия «зависть», его сущность и виды 6
1.2 Зависть как психологический феномен 16
1.3 Психологические особенности подростков и сопутствующие
проявления зависти в этом возрасте 24
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСТИ У ПОДРОСТКОВ 33
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования зависти 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов 35
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в последнее время пристальное внимание к феномену зависти проявляют специалисты различных областей знания. Исследовательский интерес ученых обусловлен не только теоретическими трудностями познания этого сложного феномена, но также и вопрос влияния на этот феномен.
Сложившаяся социальная и социально-психологическая ситуация спровоцировала усиление этого чувства и способствовала повышению его влияния на отношения между людьми, расширив поле проявления зависти. Дух потребительства и прагматизма, пронизывающий жизнь современного человека и общества, соседствует с завистью, которая с все большей силой подчиняет все другие интересы человека его стремлению к достижению богатства, или такого уровня жизни, который в обыденном сознании обозначается так: «живем не хуже других». Усиление социальных различий между людьми, стимулирующее конкуренцию и соперничество, неизбежно приводит к столкновению честолюбивых побуждений личности, активизируемых завистью, часто не отражающей действительных потребностей человека.
В последнее время все чаще предпринимаются попытки как теоретических, так и эмпирических исследований внешних и внутренних условий зависти, активно ведутся научные дискуссии по вопросу ее разнополярной сущности.
В бытовом сознании под завистью чаще всего понимают неприязненное, враждебное отношение к богатству, успехам, популярности, способностям или социальному положению другого человека. При этом завидующий человек непроизвольно относит объект зависти к категории победителей, а себя - к проигравшим, и в этот момент никакие доводы разума уже не действуют, а психику заполняют исключительно эмоции, причем только негативные.
У современного подростка наблюдается немало негативных чувств: лень, злость, зависть, раздражительность и многие другие. По результатам социологических опросов, больше всего «завистников» выявлено среди молодежи; с возрастом их число уменьшается. Что это такое? Каковы предметы зависти подростков? В чем особенность их зависти? В чем заключаются различия зависти среди подростков?
С точки зрения теоретических аспектов исследования зависти в философии и психологии достаточно проведено исследований в данной области, однако экспериментальные исследования зависти, на наш взгляд, не достаточно широко представлены в современной психологии личности. В своей работе мы наиболее подробной исследуем особенности проявления уровня завистливости личности именно на подростках.
Цель исследования заключается в изучении особенностей зависти у подростков.
Объект исследования - зависть в подростковом возрасте.
Предметом исследования являются особенности зависти в подростковом возрасте.
На основании цели были сформулированы задачи исследования:
1. Дать определение понятия «зависть», выявить его сущность и виды.
2. Раскрыть зависть как психологический феномен.
3. Выявить психологические особенности подростков и сопутствующие проявления зависти в этом возрасте.
4. Исследовать эмпирическим путем проявления зависти в подростковом возрасте.
Гипотезой исследования является утверждение, что девочкам- подросткам более свойственно завидовать по поводу внешности сверстниц, а мальчикам-подросткам по поводу материальных благ людей.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов. Среди них особый вклад в исследуемую тему внесли работы Л.С. Архангельской, В.А. Гусовой, И.Б. Котовой, К. Муздыбаева, Н.В. Горшениной, Ю.В. Щербатых и других исследователей.
Методологическую основу работы составляют теоретические, диагностические и статистические методы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его выводов в коррекционной и профилактической работе с завистью у подростков.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Мы провели исследование на тему «Исследование зависти у подростков», в результате которого после анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к ряду выводов.
Зависть это реакция на неравенство, желание справедливости только по отношению к себе, чувство неудовлетворенности собой, которое в значительной степени подпитывают общественные стереотипы о «греховности» зависти. Механизмами актуализации зависти выступают сравнение и оценивание. В результате сравнения и оценивания осуществляется переоценка и девальвация качеств собственного Я и чрезмерная идеализация достоинств «другого».
Существуют различные виды и складывающиеся типы зависти, классифицированные по разным основаниям - «черная» - «белая», личная - общественная, незлобная - злобная и др.
Выделяют такие функции зависти, как функции зависти стимулирующая, связанная с побуждением к активности; утверждающая, обеспечивающая утверждение, признание ценности, значимости предмета зависти; защитная, посредством которой происходит защита самооценки и социальной репутации субъекта; регулятивная, заключающаяся в регуляции асимметричного положения между индивидами и группами посредством эгалитарных требований и контролирующая, посредством которой в обществе осуществляется социальный контроль.
Среди личностных причин, актуализирующих зависть, указываются с одной стороны, униженность, самопрезрение, потеря собственного «Я». А с другой стороны - завышенные притязания: любовь к славе, честолюбие, властолюбие, корыстолюбие. Завистливое отношение к другому переживается, как совокупность состояний (досада, отчаяние, печаль, бессилие, злоба, гнев) и тесно связано с такими отношениями, как ненависть, враждебность, ревность, презрение.
В подростковом возрасте особенно трудно бороться с завистью, поскольку он переживает особый этап своей жизни, сопряженный с качественными изменениями, сопровождающимися негативными проявления, дисгармоничностью в строении личности, свертыванию прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующим характером его поведения по отношению к взрослым. Зависть подростка может проявляться как дополнительное внимание к сверстникам или более старшим представителям круга общения, кумирам, друзьям.
Эмпирическое исследование было проведено нами с целью исследования особенностей зависти у подростков.
Исследование проводилось на базе лицея № 12 г. Лениногорска. Выборку исследования составили 60 учеников восьмых классов (в возрасте 14-15 лет), 30 мальчиков и 30 девочек.
Для исследования мы использовали 2 специализированные методики.
Проведение методики «Шкала диспозиционной зависти» среди младших подростков выявило тот факт, что зависть подростков находится на среднем уровне, ближе к низкому уровню, причем у девочек уровень зависти несколько выше, чем у мальчиков. Статистически значимые различия выявлены по фактору внешности, именно внешности других девочки завидуют больше чем мальчики.
Проведение опросника Ф. Ильясова позволило нам сделать вывод о том, что у девочек «серая» зависть (средний уровень зависти) более выражена, чем у мальчиков. Статистически значимые различия выявили то, что девочки более завидуют внешности, а мальчики материальным средствам.
Это дает нам право говорить о том, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования о том, что девочкам-подросткам более свойственно завидовать по поводу внешности сверстниц, а мальчикам-подросткам по поводу материальных благ людей, подтвердилась.
1. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А. Цыпина. СПб.: Академический проект. - 1997. - 256 с.
2. Александрова Р.И. Зависть и моральная символика // Вест. Моск. Ун-та. Сер. Философия. - 2008. - №7. - С. 14-19.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2007. -376 с.
4. Архангельская Л.С. Зависть: путь к победе или поражению? / Л. Архангельская. - М.: Феникс, 2011. - 140 с.
5. Архангельская Л.С. Зависть: психологические истоки :
монография / Л. С. Архангельская ; Рос. гос. соц. ун-т. - М. : Изд-во РГСУ,
2008. - 96 с.
6. Архангельская Л.С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения: Дисс. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2004. - 15 с.
7. Белинская Е. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 476 с.
8. Бескова Т.В. Функции зависти // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2012. - Вып. 3. - С.62-66.
9. Бескова Т.В. Методика исследования завистливости личности // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 127-141.
10. Бескова Т.В. Влияние образовательного и профессионального статуса субъекта на его склонность к зависти // Профессиональные ресурсы социальной сферы: состояние, проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно- практической конференции с международным участием, Саратов, 14-15 января 2010 г., Часть I. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. - С. 140-147.
11. Бескова Т.В. Гендерные особенности межличностных отношений субъектов зависти // Личность, семья, общество: вопросы современной психологии : материалы междунар. заочной науч.-практ. конф., 30 янв. 2011 г. - С. 17-21.
12. Бескова Т.В. Психологические механизмы формирования зависти
и ее детерминанты // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». - 2013. - № 1. URL:
http://evestnik-mgou.ru/vipuski/2013_1/stati/pdf/beskova.pdf
13. Бескова Т.В. Представления о сущности и причинах зависти в массовом сознании // Социология власти. - 2010. - N 1. - С. 56-65.
14. Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2009. - 354 с.
15. Бондер Н. Каббала зависти. Трансформация ненависти, гнева и других негативных эмоций / перевод с англ. Тимур Матросов. - М.: София,
2009. - 192 с.
16. Востокова Н. Ярмарка невест или Колыбельная зависти. - М.: Давид, 2011. - 208 с.
17. Горшенина Н. В. Экспериментальные исследования взаимосвязи
зависти и уровня деловой активности // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. - М.: Издательство «Институт
психологии РАН», 2010. - C. 786-790.
18. Горшенина Н.В. Зависть как нравственно-этическое качество
студента // Современные исследования социальных проблем. 2012 -
№12(20). - С. 14-18.
19. Гусова В.А. Зависть как социальный феномен : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2006. - 12 с.
20. Дмитриева Н.В. Психология зависти // Сибирск. психол. журнал. - 2005. - № 2. - С. 133.
21. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. - М., 2006. - 416 с.
22. Зубарев С.М. Смертельное чувство // Психотерапия. - 2009. - №
11. - С. 51.
23. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
24. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
25. Ильясов Ф.Н. Терроризм - от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. 2012. -№ 6. - С. 78-86.
26. Казаринова Н.В. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
27. Карелин А.А. Энциклопедия психологических тестов. Общение. Лидерство. Межличностные отношения. - М.: АСТ, 2010. - 304 с.
28. Карепова Э.В. Феномен зависти: палач и жертва в одном чувстве [Электронный ресурс] / Пси-фактор: http://psyfactor.org/lib/envy.htm(03.06.2012).
29. Кириллов А.С. Зависть - симптом психического заболевания [Электронный ресурс] / Чувства и эмоции : http://www.chuvstvnet.ru/publ/2- 1-0-151 (04.06.20 12).
30. Кирьянова А.В. Зависть и злоба [Электронный ресурс] / Официальный сайт Анны Кирьяновой: http://www.kiryanova.com/zavist.html(30.05.2012).
31. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / Пер. с англ. А.Ф. Ускова. - СПб.: Б.С.К.,1997. - 93 с.
32. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - М., 1996. - 294 с.
33. Котова И.Б. Зависть как личностный феномен // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 в 8-ми томах. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - С. 28-31.
34. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / Пер. с нем. С.С. Панкова. СПБ.: Б.С.К.,1998. - 115 с.
35. Лабунская В.А. О соотношении зависти, безнадежности и
надежды как способа преобразования пространства общения субъекта // Материалы конференции «Психология общения - 2006: на пути к
энциклопедическому знанию». - Психологический институт РАО. М., 2006. - С. 97-111.
36. Лучшие психологические тесты / под ред. Е.А. Дружининой - Харьков, 2010 - С. 45-67.
37. Малышев М.А. Человек и мир его переживаний. Екатеринбург, 2000. - 82 с.
38. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии (учебно- методическое пособие). - Елабуга,2011. - 219 с.
39. Миронова Т.Ю. Некоторые факторы отношения подростков и юношей к деньгам // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2012. - № 3. - С. 74-78.
40. Миронова Т.Ю. Экономические представления подростков и юношей о социальном неравенстве, формирующиеся в процессе экономической социализации в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Вып. 4. - С.72-75.
41. Муздыбаев К. Завистливость личности // Психологический журнал 2002. - № 6. - С. 38-50.
42. Муздыбаев К. Психология зависти // Психол. журн. - 1997. - №6. - С. 14-19.
43. Никиреев Е.М. Психологические особенности направленности личности. - М., 2007. - 129 с.
44. Пеунова С. Как избаиться от зависти? [Электронный ресурс] / Чувства и эмоции: http://www.chuvstvnet.ru/publ/2-1-0-187(01.06.2012).
45. Прокофьев А.В. Зависть: извинительная, продуктивная,
конструктивная? URL: http: //www.ethicscenter. ru/f/16.html (дата
обращения: 18.10.2009).
46. Собкин В.С. Зависть: опыт социологического исследования экономического неравенства // Толерантность в подростковой и молодежной среде: Сб. науч. ст. подгот. в рамках Федер. целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском о-ве (2001-2005)» / Рос. акад. образования, ГНУ Центр Социологии образования. - М : Центр социологии образования РАО, 2004. - C. 152-159.
47. Соколова Е.Т. Психология зависти. НИИ СПиПРЛ, психология, обучение, наука: Статьи по психологии.http://www.niirus.ru/
48. Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н.Сухова, А.А. Деркача. М.: Академия, 2001. - 600 с.
49. Филоненко Г.Ю. Грустная история о страшном чувстве // Мы. - 2011. - N 1. - С. 49-59.
50. Шек Г. Зависть: теория социального поведения/ Гельмут Шек; [пер. с англ. В. Кошкина под ред. Ю. Кузнецова]. - Москва : ИРИСЭН, 2008. - 536 c.
51. Щербатых Ю.В. Психологический анализ чувства зависти // Инновационные процессы в экономической, правовой и гуманитарной сферах: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. Часть 2. - Воронеж: ВФ МГЭИ, Истоки, 2010. - С.126-129.
52. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов или психология порока. - М.:АСТ, 2010. - 293 с.
53. Эпштейн Д.Ж. Зависть / (перевод с англ. О. Сергеева). - М.: АСТ, 2009. - 192 с.