Развитие стрессоустойчивости педагогов дошкольного образования с различным стилем педагогической деятельности (Нижневартовский государственный университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка : 30 педагогов дошкольной образовательной организации – женщины с педагогическим стажем от 10 лет и выше.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложение (результаты исследования и методические материалы).
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМ СТИЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ………………………………. 13
1.1. Направления исследований проблемы стрессоустойчивости в психолого-педагогической науке…………………………………….. 13
1.2. Стиль педагогической деятельности в структуре профессиональной деятельности……………………………………… 21
1.3. Современные исследования психологических условий детерминирующих стрессоустойчивости педагогов………………… 29
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………… 38
2.1. Методологическое обоснование выбора методов и методик констатирующего эксперимента……………………………………. 38
2.2. Количественный, качественный анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………………. 43
Выводы по второй главе 52
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОВЫШЕНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………… 54
3.1. Формирующий эксперимент по повышению стрессоустойчивости педагогов дошкольной организации в зависимости от стиля педагогической деятельности……………….. 54
3.2. Анализ динамики изменения выраженности уровня стрессоустойчивости…………………………………………………. 62
3.3. Оценка достоверности результатов формирующего эксперимента…………………………………………………………. 67
Выводы по третьей главе…………………………………………………… 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………... 75
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 82
Выборка : 30 педагогов дошкольной образовательной организации – женщины с педагогическим стажем от 10 лет и выше.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложение (результаты исследования и методические материалы).
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМ СТИЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ………………………………. 13
1.1. Направления исследований проблемы стрессоустойчивости в психолого-педагогической науке…………………………………….. 13
1.2. Стиль педагогической деятельности в структуре профессиональной деятельности……………………………………… 21
1.3. Современные исследования психологических условий детерминирующих стрессоустойчивости педагогов………………… 29
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………… 38
2.1. Методологическое обоснование выбора методов и методик констатирующего эксперимента……………………………………. 38
2.2. Количественный, качественный анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………………. 43
Выводы по второй главе 52
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОВЫШЕНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………… 54
3.1. Формирующий эксперимент по повышению стрессоустойчивости педагогов дошкольной организации в зависимости от стиля педагогической деятельности……………….. 54
3.2. Анализ динамики изменения выраженности уровня стрессоустойчивости…………………………………………………. 62
3.3. Оценка достоверности результатов формирующего эксперимента…………………………………………………………. 67
Выводы по третьей главе…………………………………………………… 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………... 75
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 82
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему развития стрессоустойчивости у педагогов дошкольной образовательной организации с разным стилем профессиональной деятельности.
Объект исследования – процесс развития стрессоустойчивости у педагогов дошкольной образовательной организации с разным стилем профессиональной деятельности.
Предмет исследования – условия развития стрессоустойчивости у педагогов дошкольной образовательной организации с разным стилем профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: Выдвигается предположение, что:
- для педагогов с эмоционально-импровизационным стилем характерно негативное восприятие себя, низкий уровень стрессоустойчивости;
- для педагогов с эмоционально-методичным педагогическим стилем характерна длительность и повторяемость стрессора, средний уровень стрессоусточивости;
- для педагогов с рассуждающе-импровизационным стилем стрессовым фактором являются информационные перегрузки, низкий уровень стрессоустойчивости;
- для педагогов с рассуждающе-методичным стилем характерно неумение планировать рабочее и свободное время, что служит источников для стресса, низки уровень стрессоустойчивости.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «стрессоустойчивость» в зарубежной и отечественной психологии.
2. Охарактеризовать стили профессиональной деятельности педагогов.
3. Описать современные исследования психологических условий детерминирующих стрессоустойчивости педагогов.
4. Выявить в эмпирическом исследовании уровень стрессоустойчивости у педагогов.
5. Подобрать систему методов развития стрессоустойчивости педагогов дошкольного образования с учетом их стиля профессиональной деятельности.
Теоретико-методологические основы исследования:
- концепция стресса и стрессоустойчивости в аспекте социально-философских учений – поиск гармонии и эмоционального равновесия – Демокрит, Декарт, Лао Цзы и др.;
- подходы к понятию «стресс» и «стрессоустойчивость» – В.В. Бойко, О.Н. Поляковой, Г. Селье, Е.В. Семенова и др.;
- подходы к исследованию стрессоустойчивости как социально-психологического феномена – Л.А. Кижаев-Смык, А.А. Реан, Ф.З. Меерсон и др.;
- подходы к выбору стиля педагогической деятельности – Е.Н. Герасимова, А.К. Маркова, О.В. Соломатина и др.
Для достижения цели и решения задач исследования, проверки гипотезы нами использовался комплекс методов и методик исследования:
- теоретические: анализ и обобщение содержания философской, психологической, педагогической, научно-методической литературы, диссертационных исследований по проблеме; анализ понятийно-терминологического аппарата исследования;
- эмпирические: анкетирование по методике А.К. Марковой «Опросник индивидуального стиля педагогической деятельности»; по методике «Оценка профессионального стресса» (Опросник Вайсмана); по методике определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) (автор Е. В. Распопин);
- методы статистической обработки данных: метод математико-статистической обработки – корреляционный анализ с помощью критерия Пирсона; параметрический метод для сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов исследования – «Парный t-критерий Стьюдента»).
Организационные рамки исследования традиционно представлены тремя этапами: этапом теоретико-методологического обоснования проблемы исследования; этапом констатирующего эксперимента; этапом формирующего и контрольного экспериментов.
Методы исследования: теоретические: изучение научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, методы количественного и качественной обработки результатов тестирования, методы математической статистики.
Объект исследования – процесс развития стрессоустойчивости у педагогов дошкольной образовательной организации с разным стилем профессиональной деятельности.
Предмет исследования – условия развития стрессоустойчивости у педагогов дошкольной образовательной организации с разным стилем профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: Выдвигается предположение, что:
- для педагогов с эмоционально-импровизационным стилем характерно негативное восприятие себя, низкий уровень стрессоустойчивости;
- для педагогов с эмоционально-методичным педагогическим стилем характерна длительность и повторяемость стрессора, средний уровень стрессоусточивости;
- для педагогов с рассуждающе-импровизационным стилем стрессовым фактором являются информационные перегрузки, низкий уровень стрессоустойчивости;
- для педагогов с рассуждающе-методичным стилем характерно неумение планировать рабочее и свободное время, что служит источников для стресса, низки уровень стрессоустойчивости.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «стрессоустойчивость» в зарубежной и отечественной психологии.
2. Охарактеризовать стили профессиональной деятельности педагогов.
3. Описать современные исследования психологических условий детерминирующих стрессоустойчивости педагогов.
4. Выявить в эмпирическом исследовании уровень стрессоустойчивости у педагогов.
5. Подобрать систему методов развития стрессоустойчивости педагогов дошкольного образования с учетом их стиля профессиональной деятельности.
Теоретико-методологические основы исследования:
- концепция стресса и стрессоустойчивости в аспекте социально-философских учений – поиск гармонии и эмоционального равновесия – Демокрит, Декарт, Лао Цзы и др.;
- подходы к понятию «стресс» и «стрессоустойчивость» – В.В. Бойко, О.Н. Поляковой, Г. Селье, Е.В. Семенова и др.;
- подходы к исследованию стрессоустойчивости как социально-психологического феномена – Л.А. Кижаев-Смык, А.А. Реан, Ф.З. Меерсон и др.;
- подходы к выбору стиля педагогической деятельности – Е.Н. Герасимова, А.К. Маркова, О.В. Соломатина и др.
Для достижения цели и решения задач исследования, проверки гипотезы нами использовался комплекс методов и методик исследования:
- теоретические: анализ и обобщение содержания философской, психологической, педагогической, научно-методической литературы, диссертационных исследований по проблеме; анализ понятийно-терминологического аппарата исследования;
- эмпирические: анкетирование по методике А.К. Марковой «Опросник индивидуального стиля педагогической деятельности»; по методике «Оценка профессионального стресса» (Опросник Вайсмана); по методике определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) (автор Е. В. Распопин);
- методы статистической обработки данных: метод математико-статистической обработки – корреляционный анализ с помощью критерия Пирсона; параметрический метод для сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов исследования – «Парный t-критерий Стьюдента»).
Организационные рамки исследования традиционно представлены тремя этапами: этапом теоретико-методологического обоснования проблемы исследования; этапом констатирующего эксперимента; этапом формирующего и контрольного экспериментов.
Методы исследования: теоретические: изучение научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, методы количественного и качественной обработки результатов тестирования, методы математической статистики.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что на низкую стрессоустойчивость педагогов с эмоционально-импровизационным педагогическим стилем оказывает влияние негативная самооценка, педагогов с эмоционально-методичным педагогическим стилем – длительность и повторяемость стрессора, педагогов с рассуждающе-импровизационным стилем – информационные перегрузки, педагогов с рассуждающе-методичным стилем – дефицит времени. Высокий уровень профессионального стресса имеют педагоги с эмоционально-импровизационным педагогическим стилем.
На формирующем этапе работа психолога проводилась дифференцировано: для педагогов с эмоционально-импровизационным педагогическим стилем и эмоционально-методичным был организован и проведен специальный цикл тренинговых занятий «Путь к себе» по повышению их самооценки и формированию стрессоустойчивости; для педагогов с рассуждающе-импровизационным стилем была разработана система консультативно-практической работы по формированию навыков работы с информационными источниками; для педагогов с рассуждающе-методичным стилем был разработан цикл тренинговых занятий «Делу время, потехе час» с целью формирования умение планировать свое рабочее время и время подготовки к занятиям.
Сравнительные результаты по методике «Оценка профессионального стресса» (Опросник Вайсмана) показали, что на контрольном этапе педагогов с низким уровнем профессионального стресса выявлено 20, что составляет 67,7%: положительная динамика составила – +21,0% (6 педагогов). Сравнительные результаты по методике определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) Е.В. Распопина показали, что на контрольном этапе на 27,2% (7 педагогов) увеличилось количество педагогов с высоким уровнем стрессоустойчивости. На констатирующем этапе педагогов с высоким уровнем стрессоустойчивости выявлено 26, что составляет 53,8%. По-прежнему есть педагоги со средним и низким уровнем стрессоустойчивости, однако их количество по сравнению с констатирующем этапом значительно снизилось: средний уровень стрессоустойчивости имеют 8 педагогов (26,5%), низкий уровень – 6 педагогов (19,7%).
По результатам проведенного анализа при помощи «Парного t-критерия Стьюдента» принимаются гипотезы Н1 и Н2 – в показателях исследуемых выборок присутствуют достоверные (статистически значимые) различия, можно делать выводы об отличии результатов констатирующего и контрольного этапов. Другими словами, можно утверждать о статистически достоверной разнице (доверительная вероятность 95% и более) в сравниваемых показателях до и после проведенных мероприятий по развитию стрессоустойчивости педагогов дошкольного образования с разными стилями педагогической деятельности.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
На формирующем этапе работа психолога проводилась дифференцировано: для педагогов с эмоционально-импровизационным педагогическим стилем и эмоционально-методичным был организован и проведен специальный цикл тренинговых занятий «Путь к себе» по повышению их самооценки и формированию стрессоустойчивости; для педагогов с рассуждающе-импровизационным стилем была разработана система консультативно-практической работы по формированию навыков работы с информационными источниками; для педагогов с рассуждающе-методичным стилем был разработан цикл тренинговых занятий «Делу время, потехе час» с целью формирования умение планировать свое рабочее время и время подготовки к занятиям.
Сравнительные результаты по методике «Оценка профессионального стресса» (Опросник Вайсмана) показали, что на контрольном этапе педагогов с низким уровнем профессионального стресса выявлено 20, что составляет 67,7%: положительная динамика составила – +21,0% (6 педагогов). Сравнительные результаты по методике определения психологического уровня стрессоустойчивости личности (ОПУС) Е.В. Распопина показали, что на контрольном этапе на 27,2% (7 педагогов) увеличилось количество педагогов с высоким уровнем стрессоустойчивости. На констатирующем этапе педагогов с высоким уровнем стрессоустойчивости выявлено 26, что составляет 53,8%. По-прежнему есть педагоги со средним и низким уровнем стрессоустойчивости, однако их количество по сравнению с констатирующем этапом значительно снизилось: средний уровень стрессоустойчивости имеют 8 педагогов (26,5%), низкий уровень – 6 педагогов (19,7%).
По результатам проведенного анализа при помощи «Парного t-критерия Стьюдента» принимаются гипотезы Н1 и Н2 – в показателях исследуемых выборок присутствуют достоверные (статистически значимые) различия, можно делать выводы об отличии результатов констатирующего и контрольного этапов. Другими словами, можно утверждать о статистически достоверной разнице (доверительная вероятность 95% и более) в сравниваемых показателях до и после проведенных мероприятий по развитию стрессоустойчивости педагогов дошкольного образования с разными стилями педагогической деятельности.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



