Работа сделана на примере ОАО СУЭК Кузбасс «Котинская»
Проведен подробный анализ персонала за 2020-2021 годы.
Выявлены проблемы организационного поведения в группе (управленческой команде) в путем анкетирования.
Сделаны рекомендации по совершенствованию формирования управленческой команды.
Есть приложение .
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления организационным поведением групп разного уровня развития 5
1.1. Понятие, значение и сущность организационного поведения 5
1.2. Роль и место организационного поведения в практике управления 7
1.3. Рабочие группы и групповые процессы в организационном поведении 9
Глава 2. Анализ управления организационным поведением на примере ОАО СУЭК Кузбасс «Котинская» 13
2.1. Характеристика предприятия и состояние процесса управления организационным поведением на ОАО СУЭК Кузбасс «Котинская» 13
2.2. Выявление проблемы организационного поведения в группе (управленческой команде) в ОАО СУЭК Кузбасс «Котинская» путем анкетирования 25
2.3. Рекомендации по совершенствованию формирования управленческой команды 33
Заключение 39
Список использованных источников 42
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена высокой социальной значимостью проблемы организационного поведения групп разного уровня развития в организациях. Но в связи с тем, что в данный период времени вероятен высокий уровень конкуренции на рынке, и увеличение роли человеческого фактора, то успешность управления организацией будет зависеть от эффективности процесса управления организационным поведением. Именно процесс управления организационным поведением людей будет являться решающим фактором, который сможет обеспечить конкурентоспособность организации и эффективность её развития. Поэтому в любой организации необходимо владеть инструментами и механизмами управления организационного поведения.
Объектом исследования является организационное поведение коллектива ОАО СУЭК Кузбасс «Котинская».
Предмет исследования – процесс управления организационного поведения групп разного уровня развития.
Целью исследования является выявление особенностей управления организационным поведением групп разного уровня развития.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. обозначить понятие, значение и сущность организационного поведения, а также его роль в жизни общества;
2. описать рабочие группы и групповые процессы в организационном поведе3нии;
3. проанализировать главные проблемы в системе организационного поведения персонала ОАО СУЭК Кузбасс «Котинская»;
4. предложить рекомендации по совершенствованию формирования организационного поведения персонала в ОАО СУЭК Кузбасс «Котинская».
Методы исследования. В курсовой работе применялись общенаучные методы исследования: наблюдение, описание, измерение, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и др.
Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы.
Образование управленческой команды в организации требует от руководящего состава определённых умений и знаний. Лидерство является ключевым моментом эффективной команды. Лидерство - это метод управленческого воздействия, который основан на власти, интересов организации, а также побуждению людей к достижению целей.
Любое создание команды всегда начинается с групповой сплочённости, на которую могут влиять разного рода факторы, например:
психологическая характеристика индивида;
квалификация членов команды;
психологический климат внутри команды.
Взаимосвязь этих факторов и их благополучие сказывается, прежде всего, на работе каждого члена команды, на работе всей команды, и, в итоге, на деятельности всей организации в целом.
Таким образом, сущность организационного поведения состоит в систематизированном научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды.
Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:
- установки, ценности, предпочтения, наклонности индивидуумов, формирующиеся в сознании;
- поведение индивидуумов в отношении физических объектов в случае неожиданных информационных и социальных контактов;
- поведение групп, команд и других группировок, характеризующихся общением «лицом к лицу»;
- поведение организационных единиц, таких как отделы, филиалы или крупные государственные структуры;
- поведение взаимосвязанной группы организаций;
- поведение внутренней и внешней среды организации, например эволюция технологи, рынков, конкуренции, государственного регулирования.
В современных условиях знание основ организационного поведения позволяет решать следующие задачи:
- полнее раскрыть потенциал персонала организации и осуществить выбор направлений совершенствования ее деятельности, используя для этих целей современные технологии;
- разработать такие проекты организационных мер, которые соответствуют критериям, ставящим в центр человека и его потребности;
- определить стратегии профессионального вмешательства, позволяющие повысить эффективность организации труда.
1. Акименко В.А. Управление человеческими ресурсами. – М.: ТРП, 2019. – 155 с.
2. Бородушко И.В. Организационное поведение: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Юнити, 2017. – 238 с.
3. Веснин, В.Р. Теория организации и организационное поведение. Краткий курс. – М.: Проспект, 2017. – 128 с.
4. Валиева О.В. Управление персоналом. – М.: Приор, 2021. – 176 с.
5. Варламов А. Командообразование или мысли о командном строительстве. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2020. – №9.- С.54-55
6. Гринберг Дж., Бэйрон, Р. Организационное поведение: от теории к практике. – СПб.: Питер, 2020. – 310 с.
7. Диагностика и изменение организационной культуры / под ред. И. В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2019. – 310 с.
8. Доблаев В. Л. Организационное поведение: учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2019. – 416 с.
9. Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 352 с.
10. Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2018.-321с.
11. Корсакова А. Культура организационного поведения в условиях динамично развивающейся внешней среды // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – № 4. – С. 45-50.
12. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. – СПб.: Питер, 2019.-122с.
13. Леонова, И. С. Конфликтное поведение персонала предприятий условиях организационных культур разного типа. – Нижний Новгород, 2019. - 24 с.
14. Машукова Н. Менеджер по обучению. Каким ему быть? // Служба кадров, 2020. – №7.-С.15-18.
15. Меньшова В.Н. Формирование профессиональной команды. – Новосибирск: СибАГС, 2019.-56с.
16. Меркулова О.С. Психология труда. – М.: Приор, 2019. – 80 с.
17. Основы управления персоналом / Под ред. Б.М. Генкина. – М.: СПб.: Питер, 2020. – 368 с.
18. Организационное поведение / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2019. – 460 c.
19. Построение команды по Мередиту Белбину (интервью с М. Белбином) // Менеджмент в России и за рубежом. – 2019. – №1.- С. 34-37
20. Шапиро С. А. Организационное поведение: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2020. – 352 с.