Введение…………………………………………………………………………...3
1. Пейзаж европейского романтизма…………………………………………….5
2. Английский романтический пейзаж: от Просвещения к поискам новых форм………………………………………………………………………………15
3. Концепция пейзажа в творчестве Уильяма Тернера………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Актуальность исследования. Изучение романтического искусства и литературы невозможно без обращения к проблеме пейзажа. В истории европейской культуры пейзажный жанр почти во все времена занимал заметное место, но его смысл и функции в общей системе искусства сильно варьировались. Так, в позднесредневековой и ренессансной живописи пейзаж носил символический характер и иллюстрировал религиозную идею. На смену символическому пейзажу приходят другие виды пейзажа, специфика которых образно передана в классификации искусствоведа К. Кларка как «пейзаж реальности», «пейзаж фантазии» и «идеальный пейзаж» . Все эти виды пейзажа соединяют в себе изображение реальной природы с некой априорной схемой, связанной с авторским замыслом или творческим методом эпохи. Ситуация меняется на рубеже XVШ-XIX веков, когда в пейзажной живописи наконец формируется «естественное видение» природы . Это открытие природы как самодостаточного эстетического объекта является во многом заслугой романтиков.
Романтизм, распространившись в Европе (включая и Россию), существенно реформировал пейзажный жанр. В нем выделились многие направления: «пейзаждрама», «пейзаж-характер», «пейзаж-настроение», «пейзаж-воспоминание», «пейзаж-мгновение». Художниками-романтиками были сделаны важные открытия в области пленэрной живописи. Произошло активное насыщение образов природы символами. Романтическая поэтика пейзажа складывалась при участии мастеров Франции, Германии, Англии, Италии и России – Э. Делакруа, П. Юэ, Э. Изабе, П. Диаза де ла Пенья, Т. Руссо, О. Рунге, К-Д. Фридриха, К. Блехена, Р-П. Бонингтона, У. Тёрнера, Д. Констебля, Дж. Джиганте, С. Щедрина, М. Воробьёва, М. Лебедева и др.
Сказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования – пейзаж европейского романтизма.
Предмет исследование – творчество У. Тернера.
Цель исследования – рассмотреть концепцию пейзажа в творчестве У. Тернера.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать пейзаж европейского романтизма;
2) рассмотреть английский романтический пейзаж от Просвещения к поискам новых форм;
3) выявить характерные особенности пейзажа в творчестве Уильяма Тернера.
Структура исследования. Работа состоит из введения. Трех разделов, заключения, списка литературы.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
В отличие от классицистов-пейзажистов романтик стремился увидеть в природе незастылое и, скажем, нечто более живое. Ему должна быть ясна связь с движением небесных светил, он хотел заглянуть под шевелящийся покров земли, увидеть тайну рождения видимой поверхности. Романтик видел в природе процессы, пусть и медленные. Такие, как формирование минералов. Или же быстрые – как водопады, извержения вулканов, пожары, грозы и бег облаков в небе. Его интриговало время перемен. Пейзажист открывает новые разновидности жанров, в которых специализируется. Он разрабатывает «пейзаж-драму», «пейзаж-характер», «пейзаж-воспоминание», «пейзаж-мгновение» как некие производные от общей «картины мира», которые интересны и сами по себе, и со всеми своими возможными скрещениями. Стремление проникнуть в тайны природы сближало, в глазах современников, жанр пейзажа с философией.
Там где классицист мыслил историческими эпохами, романтик, не забывая о них, начинает мыслить эпохами геологически-космическими, говорящими о бытии до человека и дающими возможность задумываться о неведомом будущем, а также подозревать о невидимых мирах, существующих параллельно. Для него главное заключено не в исторических периодах, хотя и они будут ему интересны, а в сменах громадных эпох – эонов. Земной шар воспринимается неким сгустком материи, интерес к его структуре определяется развитием таких наук, как геология, и изучением кристаллов. Мало какой романтик мог устоять перед увлечениями этими науками. Кто думал о поверхности земной коры и том, что над ней, тот непременно знал, больше или меньше, и о том, что «внутри», воспринимая все это в определенном – подвижном – единстве.
1. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств: Изобразительное искусство; Зап.-евр. Искусство. - М. Современный художник, 1979. - 287 с.
2. Бенуа А.Н. История пейзажной живописи (общая часть). - Санкт-Петербург: Нева, 2004. - Т. 2. - 511 с.
3. Вордсворт У. Избранная лирика: Сборник. М., 2001. – 219 с.
4. Джон Ревалд. История Импрессионизма. Л.-М. 1959. – 174 с.
5. История зарубежной литературы XIX - начале XX вв. URL: http://zarlitra.in.ua/1-23.html (дата обращения: 29.10.2021).
6. История искусства: Живопись от Джотто до наших дней. Сост. А.Н. Ходж; Перевод с английского А. В. Козаченко. Харьков: Фактор, 2012. - 208 с.
7. Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб., 2004. - 307 с.
8. Кольридж С.Т. Стихи. М., 1974. - 229 с.
9. Лебединый замок Нойшвайнштайн в Баварии URL: http://1chudo.ru/kreposti/91- lebedinyj-zamok-nojshvanshtajn-v-bavarii.html (дата обращения: 29.11.2021).
10. Некрасова Е.А. Тернер. - М.: Изобразительное искусство, 1976. - 208 с.
11. Некрасова Е.А. Томас Гейнсборо. - М.: Изобразительное искусство, 1990. - 221 с.
12. Орлова М. Джон Констебль. М. – Л., «Искусство», 1946. - 32 с.
13. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб., 2004. 331 с.
14. Письма Джона Констебля / Под редакцией Беккета. – М.: Изобразительное искусство,1968, Том 6. - 221 с.
15. Рескин Дж. Современные художники. М., 1901. 233 с.
16. С веком наравне; (сборник статей) / Составитель Т.С. Ненарокамова. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 367 с.
17. Стасов В.В. Избранные сочинения. - М, 1952. - Т.3. - 593с.
18. Шелли П.Б. Полное собрание сочинений в переводе К.Д. Бальмонта: В 3 т. Т. 1. СПб., 1903. 288 с.
19. Эфрос А.М. Мастера разных эпох; Классическое искусство запада. - М.: Современный художник. 1979. - 335 с.