Мир чувств переживаний, эмоций человека, вызывает интерес у философов, физиологов, психологов и филологов. Современные исследователи создают труды, но проблема эмоций до сих пор остается загадочной и во многом неясной. Ключом к изучению душевного состояния героя является язык, который структурирует чувства, выражает и описывает их. Поскольку эмоциональная составляющая неотделимы от языка, они должны исследоваться с его помощью, и именно язык является и объектом, и инструментом их изучения. В нашей работе анализируется эмоциональная составляющая языковой картины мира в любовной лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
Наш выбор был не случаен. Имена исследуемых поэтов часто упоминаются в паре, о чем свидетельствуют материалы учебников и хрестоматий по русской литературе XIX века. Подмечено, что в стихах Фета можно встретить тематические, образные и ритмико-синтаксические параллели с поэзией Тютчева.
Творчество Афанасия Афанасьевича Фета и Федора Ивановича Тютчева давно стало объектом пристального внимания специалистов - фетоведов и тютчеведов. Однако в последние десятилетия работа по изучению эмоциональных особенностей их поэтического наследия активизировалась (Атаманова Н.В, Голованевский А.Л, Гехтляр С.Я, Ковтунова И.И, Константинова С.К, Косицына Н.О, Орехов Б.В.).
Но, литературоведческих исследований в области изучения психологической картины мира и типизации этих двух писателей нет. В своей работе мы сделали попытку выявления психологизма любовной лирики этих двух поэтов, а так же типизировать по сходству и различию приемы, которые они используют для изображения эмоционального фона.
Актуальность исследования обусловлена возросшим в последние десятилетия интересом к психологизму русской литературы XIX века, перспективностью выявления и углубленного изучения эмоций в лирике А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.
Объектом исследования является любовная лирика Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета
Предмет исследования - психологизм любовной лирики.
Цель работы состоит в комплексном изучении психологизма любовной лирики А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
Уточнить содержание понятия «психологизм», охарактеризовать формы, способы и приемы психологического изображения в литературе
Выявить и проанализировать способы и приемы психологического изображения внутреннего мира героев в лирике Фета и Тютчева.
Провести сопоставительный анализ выделенных особенностей психологизма поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
Научная новизна работы определяется тем, что сделана попытка монографического исследования, посвященного описанию психологизма любовной лирики А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Новым является и проведенный сопоставительный анализ, с целью обнаружения общих и индивидуальных черт психологизма.
Методологической основой работы является аналитический подход предполагающий анализ нескольких произведений двух авторов, а так же литературоведческих работ связанных с темой исследования.
В связи с этим в данной работе используются следующие методы:
Поисковой (включает в себя работу со сборниками стихотворений и специальной литературой).
Аналитический (анализ литературоведческих работ по выбранной теме).
Сравнительно - сопоставительный (типология по сходству и различию стихотворений поэтов).
Научно-практическая значимость работы обусловлена тем, что ее содержание и выводы могут быть использованы в школьной практике, а так же в различных семинарах и спецкурса по творчеству Фета и Тютчева и может послужить базой для дальнейших литературных исследований.
Структура работы традиционна и состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения и библиографии.
Основное содержание работы. Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описываются используемые источники.
В первой главе «Психологический анализ в русской лирике XIX века и в творчестве Ф.И Тютчева и А.А Фета »», состоящей из трех параграфов, уточнено содержание понятия «психологизм», здесь же рассмотрены формы психологического изображения в лирике.
Вторая глава исследования «Основные приемы психологического анализа любовной лирики Ф.И Тютчева и А.А Фета» состоит из трех параграфов. В данной главе рассмотрены психологические способы и приемы, при помощи которых писатель раскрывает внутренний мир героев в произведении. Здесь так же рассматривается типология любовной лирики этих двух поэтов по сходству и по контрасту.
В заключении, в соответствии с обозначенными целью и задачами, представлены основные выводы и положения, полученные в результате проведенного нами исследования, а также намечена перспектива дальнейшего исследования по данной теме.
В заключение данной работы отметим, что исследование велось в соответствии с обозначенной во введении целью и рядом практических задач. Была проведена работа, в результате которой были рассмотрены приемы и способы изображения психологизма в лирике Ф.И Тютчева и А.А Фета, а так же произведена типология по сходству и различию
Нужно отметить, что не у многих поэтов лирический герой является отражением самого себя, но в данном случае это так. Психологизм стихотворений выражается через героя, его переживания и чувства, так же важным является окружающая обстановка, природа.
Многие классифицируют их лирику как медитативную, они носят философский характер, в них есть размышления о любви, о жизни, о дружбе. Лирический герой погружается в себя, пытается найти ответы на свои же вопросы.
Исследователи сравнивают Тютчева и Фета между собой. При анализе психологизма мы нашли ряд отличительных особенностей.
Изучив ряд работ, мы пришли к выводу, что психологизм - один из приемов, используемым ими в своем творчестве. Так же исследователи выделяют несколько основных приемов психологического изображения. Это, во-первых психологические детали. Во-вторых, монолог, обращение к любимой женщине. В-третьих, особенности пейзажной зарисовки.
В произведениях любовной лирики этих двух поэтом они использовали все три приема изображения психологизма это объединяет их. Но у Тютчева есть приёмы, которых нет у А.А Фета такие как: повествование от третьего лица, тем самым он подчеркивает трагическую судьбу героя, он остаются один («Она сидела на полу...», «Весь день она лежала в забытьи...»). Для создания целостной картины жизни, он включает такую деталь как - толпа, ведь в мире роме двух влюбленных есть еще и другие люди и у них бывает свое мнение («О, как убийственно мы любим...», «Чему молилась ты с любовью..»).Ингода они бывают против и «убивают» героя, унижая его чувства, а в каких-то моментах, он являются посторонними наблюдателями.
У Афанасия Афанасьевича пейзажных зарисовок больше, именно с помощью них создается эмоциональный фон большинства стихотворений.
Сцены свиданий описаны до мельчайших подробностей, все создает атмосферу для этой встречи («Шепот, робкое дыханье...» «Сияла ночь. Луной был полон сад.», «Снова птицы летят издалёка..»). Так же для создание психологизма использует такой прием как умолчание и вопросно-ответная форма, это создает некий диалог, поэт как бы дает пережить чувства и эмоции самому читателю. В стихах эмоциональную окраску придают так же звуки и краски, которых много, они оживляют эмоции, наполняют картину мелодичность. («Щечки рдеют алым жаром..», «Когда мечтательно я предан тишине..»).
Используя все приемы, Ф.И Тютчев и А.А Фет создают целостную эмоциональную картину, они помогают раскрыть лирическому герою его чувства, взывать отклик в душе читателя. Лирический герой - отражение душевного состояния самих поэтов, их переживаний и трагедий. Поэтому они так тонко описают детали, окружение, природу. Поэты хотят донести до читателей свои переживания, они вкладывают в лирику свою душу и хотят, чтобы их оценил с достоинством, поэтому пользуются всеми возможными приемами психологизма.
Тютчев Федор Иванович Люблю глаза твои, мой друг: Стихотворения. - Санкт-Петербург: Азбука-Классика, 2012. - 272с.
Тютчев Ф.И Полное собрание стихотворений в двух томах. Т.2. - М.: ТЕРРА, 1997. - 541с.
Тютчев Ф.И Стихотворения и письма. - М.: Современник, 1978. - 415с.
Фет А.А Среди звезд: стихотворения - М.: Летопись-М, 2000. - 444с.
Фет А.А Улыбка красоты. Избранная лирика и проза - М.: Школа- пресс, 1995. - 736с.
Андреев А.Н. Психологизм в литературе. - Минск: НМЦентр, 1995.-С. 8 - 20.
Барабаш О.В. Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: Автореф. дис. канд. филол. наук. М.,2008. - 89с.
Берковский Н.Я.. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. - Л.: 1987. - 448с.
Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А.Фета. - М.: Художественная литература, 1975. - 112 с.
Блок А.А Поэзия, драмы, проза. - М: ОЛМА Медиа Групп, 2003. - 799с.
Блок Г.П. Рождение поэта: Повесть о молодости Фета. - Л., 1924. - 112с.
Бухаркин П. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И. Тютчева // Русская литература - 1977.- № 2. - С. 118 - 122.
Бухштаб Б.Я. Фет А.А: очерк жизни и творчества - Ленинград: Наука, 1974. - 136 с.
Влащенко В. Лирика Тютчева и Фета // Литература. - 1999. - № 37.- С. 5-8.
Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство,
1986.- 572 с.
Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интепретации. Характеристики. — СПб: Азбука, 2001. — 476 с.
Гаспаров М.Л. Фет — безглагольный (композиция пространства, чувства и слова) // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. - М., 1995. С. 139 - 150.
Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. - М.: Искусство, 1981 - С.95 - 100.
Гинзбург Л.Я. О лирике // Л.Я. Гинзбург - Л.: Сов. писатель, 1974. - 407 с.
Гудонене В. Искусство психологического повествования (от Тургенева к Бунину) - Вильнюс: Изд. Вильн. гос. ун-та, 1998. - 120 с.
Добролюбов И.А. Тёмное царство // Добролюбов И.А. Собр. соч.Т.6. - М.;Л., 1962. - С.28 - 30.
Дизенко Н.Д. Природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева о любви // Русская речь. - 2004. - № 2. - С. 20 -26.
Ермилова Л.Я. Психология творчества поэтов-лириков Тютчева и Фета. М.. МГПИ им. В.И. Ленина, 1979. - 86с.
Есин А.Б.Психологизм русской классической литературы: учебное пособие [электронный ресурс] // А.Б Есин - 3-е издание. стереотип, М.: ФЛИНТА, 2011. - 176 с.
Золотухин О.Б. Психологизм в литературе. Пособие по одноименному спецкурсу для студентов специальности русская филология Гродно: 2009. - 180с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752с.
Коган А.С. Жанровое своеобразие лирического цикла Ф.И.Тютчева // Внутренняя организация художественного произведения. - Махачкала,
1987. - С.75 - 84
Козлик И.В. В поэтическом мире Ф.И. Тютчева - Ивано-Франковск: Плай; Коломыя: В1К, - 1997. - 156 с.
Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования. - Л.: Наука, 1980. - 112с.
Крот П. Психография. - М.: 1899.- С.21- 24.
Лазарчук Д. Золотой век русской поэзии. - Омск: ОлмаМедиаГрупп, 2012 - 304с.
Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 76 - 77.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л.: 1972. - С.110
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство-СПб., 1996. - 848 с.
Магина Р.Г. Русский философско-психологический романтизм: лирика В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, A.A. Фета. Учебное пособие по спецкурсу. - Челябинск: ЧГПИ, 1982. - 92с.
Майков А.Н. Творчество Фета. - Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. - лит. статей. М.: 1911 - С. 34 - 38.
Мещерский В.П. Свежей памяти Ф.И.Тютчева // Гражданин. - 1873.
- № 31. - С.846 - 848
Пищальникова В.А. Психопоэтика. - Барнаул: Изд. АГУ, 1999. - 176с.
Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 208с.
Рожин Л.Н. Психология человека в художественных образах: Учеб.- метод. пособие Ч.1.- Минск: Изд-во МГПИ им. А.М.Горького, 1997. - 152 с.
Селезнев А.И. Лирика Ф.И. Тютчева в русской мысли второй половины XIX начала XX в.в. - СПб.: Петербургский институт печати, 2002. - 272 с.
Спивак Р.С. Особенности художественного мира Тютчева // Идейная направленность и композиционный строй художественного произведения. Пермь, 1988. - С. 31 - 39.
Сухих И.Н. Шеншин и Фет: жизнь и стихи - Спб.: 2001. — С. 5 - 71.
Страхов, И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: Пособие для студентов пед. ин-тов: В 5 ч.- Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1976 - 56с.
Тургенев И.С. Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева. - М.:Л., 1963. - С.426 - 430.
Фет А.А. Мои воспоминания. - М.: 2006. - С.225 - 240.
Филиппов А.Н Жемчужины любовной русской лирики. 500 строк о любви XIX век - М.: Рипол-Классик, 2011. - 512с
Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е.Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2002. - 436 с.
Чернышевский Н.Г Избранные сочинения - М: Художественная литература, 1989. - 530с.
Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?view=c&course=3&raz=2&po d=5 (дата обращения: 15.03.2013).
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» Поэтический словарь Квятковского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1524.htm(дата обращения: 25.02.2013).
Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //dic. academic. ru/dic .nsf/bse/103884/%D0%9B%D0%B8%D1 %80%D0% B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 4.05.2013).