ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 6
Сущность исследовательской и опытнической деятельности
школьников 6
Организация исследовательской и опытнической деятельности
школьников 9
Оценка результатов исследовательской и опытнической работы
учащихся школы 13
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И
ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 18
Виды исследовательской и опытнической деятельности школьников на уроках технологии 18
Метод проектов – как основной вид организации исследовательской и опытнической деятельности школьников 22
Организация проектной деятельности учащихся 5-7 классов 26
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования: В настоящее время обновление образования на всех ступенях и уровнях тесно связано с появлением в обществе новой философии, утверждающей приоритет свободной, самостоятельной, саморазвивающейся личности, устремленной к творческому самоопределению. Это привело к возникновению естественной необходимости подготовки молодежи качественно иного типа. Теперь развитие исследовательской деятельности обучающихся является одним из основных направлений модернизации системы образования.
Проблема подготовки и формирование исследовательских умений и навыков учащихся, способных к самостоятельному творческому научному поиску в настоящее время весьма актуальна. Важнейшим средством в такой подготовке, по мнению B.И. Загвязинского и других исследователей является выполнение учащимися работ учебно - исследовательского и научно-исследовательского характера. Научно - исследовательская работа обучающегося как один из видов учебной деятельности реально создает личностно-утверждающую ситуацию, формирующую собственную структуру деятельности, обеспечивающую становление опыта выработки личностного знания, собственного мнения, мировоззрения.
Анализ научных работ (Т.И. Долгодворовой, И.Б. Карнауховой, М.Д. Мартыновой и др.) показывает, что в настоящее время всесторонняя теоретическая разработка вопросов формирования творческого потенциала личности обучающегося приобретает особую остроту и демонстрирует объективно существующее противоречие между необходимостью организации научно-исследовательской деятельности школьников и недостаточной разработанностью методического обеспечения такой организации.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности методического обеспечения для организации научно-исследовательской деятельности школьников по технологии.
Объект исследования: исследовательская и опытническая деятельность школьников.
Предмет исследования: организация выполнения школьниками исследовательской и опытнической деятельности по технологии.
Цель исследования: разработать инструктивно-методический материал, обеспечивающий эффективность организации научно-исследовательской деятельности школьников, на примере выполнения ими заданий по технологии.
Задачи исследования:
- исследовать сущность исследовательской и опытнической деятельности учащихся;
- рассмотреть вопросы организации и оценивания результатов исследовательской и опытнической деятельности учащихся;
- описать виды исследовательской и опытнической деятельности школьников на уроках технологии;
- разработать методические указания по выполнению исследовательской и опытнической работы для школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы; систематизация и обобщение опыта включения исследовательских работ в предметные курсы; анализ нормативно - законодательных документов Российской Федерации в области образования.
2. Эмпирические: беседа, наблюдение.
Практическая значимость исследования: результаты, полученные в настоящей работе, могут быть использованы в профессиональной деятельности преподавателя по дисциплине технология, в его работе по формированию у школьников исследовательских умений и навыков в области образовательной деятельности.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, вытекающих из современных достижений философии, психологии, педагогики, целостным подходом к решению проблемы, применением комплексной методики исследования, соответствующей цели и поставленным задачам исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованных источников.
Исследовательская и опытническая деятельность ученика является необходимым условием его роста, качественной технологической подготовки в школе. Новые требования к минимуму содержания общего образования предполагают необходимость организации исследовательской деятельности школьников. В ходе выполнения учениками исследовательской и опытнической деятельности педагогами определяется три уровня сформированности компетенций: пороговый, стандартный, эталонный, отличия в которых подробно описаны в тексте самой работы.
Организация исследовательской и опытнической деятельности обучающихся может осуществляться на школьном, учебно- исследовательском и научно-исследовательском уровнях. Технология оценки результатов работы школьников, как и все рассмотренные выше, предполагает формализацию в технологической карте. Характерным является также индивидуальная программа для каждого учащегося и накопительная балльно-рейтинговая система оценки результатов.
Среди видов исследовательской и опытнической деятельности школьников, к которым мы отнесли работу с литературой, лабораторный опыт, лабораторную работу, лабораторно-практическую работу, особое внимание в нашей работе уделено творческим проектам. Многолетний опыт использования методики проектного обучения в школе показывает, что именно эта методика наиболее эффективно способствует как формированию у учащихся готовности их в будущем к творческой преобразовательной деятельности на научной основе. Использование метода проектов позволяет реализовать развивающий подход в обучении, дает возможность выполнять совместную творческую работу.
Выполнение в процессе обучения творческих проектов, наряду с формированием у учащихся технических знаний, умений и навыков, можно рассматривать как один из важнейших методов организации исследовательской и опытнической деятельности учащегося основной школы. В рамках разрешения ряда методических аспектов, нами подготовлено подробное описание всех этапов выполнения проектов, приведены различия в организации проектной деятельности учащихся 5,6,7 классов.
1. Алейников, А.Г. О креативной педагогике / А.Г. Алейников // Вестник высшей школы. 1989. -№ 12. - С.3-8.
2. Альтшуллер Г.С. Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы Электронный ресурс. / Г.С. Альтшуллер. Официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера. - http://www.altshuller.ru/
3. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Педагогика. – 1990. - №7. - С. 59-60.
4. Долгодворова, Т.И. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере : дис. . канд. пед. наук.1. Омск, 2000. -179 с.
5. Дорофеев, А. В.Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. В. Дорофеев // Вестник высшей школы.-2005. № 1. - С.30-33
6. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2005. – 208 с.
7. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 187 с.
8. Заёнчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация : Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заёнчик, А.А. Карачёв, В.Е. Шмелёв. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
9. Иванов, Г.А. Интегративные основы организации научно- исследовательской деятельности учащихся / Г.А. Иванов // Педагогические технологии. 2006. - №1. - С.22-28.
10. Кальней, В. А. Структура и содержание проектной деятельности / В.А. Кальней, Т.М. Матвеев, С.Е. Шишов // Мониторинг образовательного
процесса. 2004. - №6. - С. 16 -21.
11. Кан-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / Кан-В.А. Калик. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1976.-286 с.
12. Карнаухова, И.Б. Поисково-исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки : дис. канд. пед. наук. -М., 2000. 158с.
13. Колесников, Л.Ф. Эффективность образования / Л.Г. Борисова, Л.Ф. Колесников, В.Н. Турченко. М.: Педагогика, 1991. - 272 с.
14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ № 1756-р. от 29 декабря 2001 г. // Бюллетень Минобразования. 2002. - № 2. - С. 2-31.
15. Концепция технологического образования // Школа и производство. 1998. -№1.- С. 3-16.
16. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
17. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
18. Краевский, В.В. Содержание образования: вперёд к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 36 с.
19. Куклина, Е.Н. Проблемно-рефлексивный подход к построению процесса формирования опыта исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза: дис. канд. пед. наук. Сочи, 2004. - 233с.
20. Лазарев, B.C., Критерии и уровни готовности педагога к исследовательской деятельности / B.C. Лазарев, Н.Н. Ставринова. Педагогика. - 2006. - №2. - С.51-59.
21. Лис, Е.В. Организация работы учителя обслуживающего труда по развитию трудового опыта учащихся / Е.В. Лис // «Технологическое образование». – 2001. – №2. – С.57–64.
22. Лобова, Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской
деятельности. М., 2002.-196с.
23. Люткин, Н. И. Научно-исследовательская деятельность студентов
// Высшее образование в России /Н.И. Люткин 2005.- N3.-C. 122-124.
24. Матяш, Н.В. Методологические проблемы становления и развития личности в технологическом образования / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова // «Технологическое образование». – 2003. – №2. – С.3–13.
25. Мелехина, С. И. Основы проектной деятельности учащихся 8-9-х: учебно-методическое пособие 1-я часть [Текст] / С.И. Мелехина.– Киров.: Изд-во КИПК и ПРО, 2008.- 224 с.
26. Олешков, М.Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования / М.Ю. Олешков // Педагогика. – 2004. – № 6. – С. 31-38.
27. Орлов, А.Б. Склонность и профессия / А.Б. Орлов.-М.: «Знание», 1981.-96с.
28. Пальчевский, Б.В. Технологическое образование XXΙ века: ретроспективный взгляд на нереализованную концепцию / Б.В. Пальчевский
// «Технологическое образование». – 2004. – №4. – С.3–14.
29. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
30. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура в современно университете. Коллективная монография/ под общей редакцией В.В.Лаптева. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2005, с.19.
31. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
32. Полат Е.С. Метод проектов: научно-метод. сборник / Е. С. Полат.
- Мн.: РИВШ БГУ. - Вып. 2 (Серия «Современные технологии университетского образования»).
33. Пояснительная записка к ФГОС ООО. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2589.
34. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии, 2004. № 4. - С. 82-89.
35. Сальникова, Т. П. Исследовательская деятельность студентов : учеб. пособие / Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2005,- 95 с.
36. Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование / В.Д. Симоненко. - Брянск: БГУ, 2001.-214 с.
37. Скок Г.Б. Управление качеством учебного процесса и деятельности преподавателя на основе учета удовлетворенности потребителей образовательных услуг/ Е.А.Лебедева, Г.Б.Скок // Университетское управление. 2005. - № 1(34). С. 104108.
38. Соколова, И.Б. Основы самостоятельной работы: учебно-метод. пособие / И.Б. Соколова. Армавир: АГПИ, 2002. -98 с.
39. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. – М.: А Темп, 2004. – 944 с.
40. Толковый словарь иноязычных слов / Под ред. Л.П. Крысина. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 944 с.
41. Хотунцев, Ю.Л. Проекты в школьном курсе «Технология» / О.А. Кожина, Орлов Б.И., В.Д. Симоненко // Школа и производство. 1994. - №4. - С. 84-89.
42. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий. - М.: Эксперимент, 1993.-154 с.