ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АЭРОБИСТОК 6
1.1 История развития, виды аэробики, их место в системе физического
воспитания 6
1.2 Средства, методы и особенности тренировки в развитии
координационных способностей аэробисток 18
Вывод по главе 1
ГЛАВА 2. Результативность применения координационных упражнений для повышения физической подготовленности аэробисток 5-6 лет 36
2.1. Организация экспериментальной работы 37
2.2 Характеристика экспериментальной программы специальных упражнений для развития координационных способностей аэробисток.... 42
2.3 Динамика показателей координационных способностей экспериментальной и контрольной группы в процессе эксперимента 51
Вывод по 2 главе 56
Заключение 57
Список литературы
Спортивная аэробика является сложно-координационным видом спорта (Н.В. Котенко, 1999). В связи с этим от спортсмена требуется высокий уровень развития точности, быстроты, устойчивости и разносторонней координации движений во времени и пространстве (Н.И Ирошникова, 1978; А.К. Тихомиров, 1978; Т.Н. Москвина, 1980; А.Н. Мишин, 1981; Ж.Ю. Морозова, 1983; и др.).
Одной из характерных черт современной спортивной аэробики является прогрессирующее усложнение соревновательных программ. Процесс этот развивается, в частности, по пути освоения спортсменами сложных в координационном отношении элементов и соединений вращательного характера, которые являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора. Поэтому, одной из специфических особенностей является зависимость спортивных результатов в этом виде спорта от координационных возможностей и вестибулярной устойчивости (Х.В. Валгмаа, 1972; Ю.А. Андриянов, 1984; И.М. Медведева, 1985; и др.).
Известно, что именно этап начальной подготовки во многом является определяющим для дальнейшего спортивного совершенствования. В настоящее время практика дает примеры овладения весьма сложными элементами в юном возрасте. Поэтому, уже с первых шагов обучения необходимо, чтобы учебно-тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями и был нацелен на изучение сложных элементов. (Е.А. Великая, 1990; В.А. Апарин, 2000).
Однако, несмотря на большое количество научно-исследовательских работ (В.П. Назаров, 1969; В.И. Лях, 1983, 1989; А.А. Великая, 1990 и др.), посвященных проблеме развития и совершенствования координационных способностей спортсменов высшей квалификации, еще не достаточно изученным остается вопрос об особенностях проявления и взаимосвязи показателей координационных способностей и вестибулярной устойчивости на этапе предварительной подготовки аэробисток, методов и средств их развития.
В связи с этим, назрела необходимость исследования особенностей развития и взаимосвязи координационных способностей и вестибулярной устойчивости юных спортсменов, разработки методики по целенаправлен-ному развитию данных способностей на этапе предварительной подготовки с целью повышения эффективности учебно-тренировочных занятий
Целью исследования: разработать и экспериментально обосновать программу для развития координационных способностей у аэробисток 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить исходный уровень развития координационных способностей у аэробисток экспериментальной и контрольной групп.
3. Разработать программу воспитания координационных способностей и апробировать ее в условиях педагогического эксперимента.
4. Исследовать изменения уровня развития координационных способностей у аэробисток экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента.
Объектом исследования является: учебно-тренировочный процесс у аэробисток 5-6 лет.
Предметом исследования является: изучение и применение специальных средств и методов для развития координационных способностей.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; тестирование физической подготовки; методы математической статистики.
Гипотеза. Мы предполагаем, что применение программы для развития координационных способностей повысит физическую подготовленность аэробисток 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная в ходе педагогического эксперимента программа специальных упражнений для воспитания координационных способностей гимнастов может представлять определенный интерес для специалистов по физической культуре, и использована в практической деятельности.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, обзора литературы, методов исследования, результатов исследования и их обсуждения, выводов, списка использованной литературы и приложений.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования выявил, что данный вид спорта имеет самостоятельные направления аэробики, такие как оздоровительная, прикладная и спортивная, обусловлены специфическими целями и задачами, решаемыми в различных видах со-временной танцевальной аэробики. Однако спортивная аэробика возникла на основе оздоровительной аэробики и имеет с ней одинаковую технику базовых движений. При рассмотрении тренировочного процесса аэробисток нами было выявлено, что многие специалисты считают ведущим качеством -координационные способности спортсменов для достижение максимального спортивного результата.
При рассмотрении данной проблемы нами была поставлена задача- повышение координационных способностей аэробисток 5-6лет. Нами разработана программа с целью повышения координационных способностей аэробисток. Программа основывалась на применение: упражнения в ходьбе; упражнения на равновесии; игры и игровые упражнения; развитие кинестетической способности; элементы степ-аэробики; упражнения на ко-ординацию с элементами гимнастики. Занятия проводились по разработанному плану тренировочного процесса. Данная программа апробировалась в течении 10 месяцев эксперимента с помощью подобранных тестов и в конце эксперимента были получены данные, которые свидетельствуют о положительном влияние данной программы.
При рассмотрении координационных способностей в ходе эксперимента по всем изучаемым показателям произошли достоверные изменения. Так же было выявлено, что между экспериментальной и контрольной группами существуют достоверные различия (Р<0,05). Данные показатели говорят о положительном влиянии разработанной программы применяемой в экспериментальной группе, что подтверждает гипотезу исследования и позволяет говорить о решении поставленных задач.