ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АЭРОБИСТОК 6
1.1 История развития, виды аэробики, их место в системе физического
воспитания 6
1.2 Средства, методы и особенности тренировки в развитии
координационных способностей аэробисток 18
Вывод по главе 1
ГЛАВА 2. Результативность применения координационных упражнений для повышения физической подготовленности аэробисток 5-6 лет 36
2.1. Организация экспериментальной работы 37
2.2 Характеристика экспериментальной программы специальных упражнений для развития координационных способностей аэробисток.... 42
2.3 Динамика показателей координационных способностей экспериментальной и контрольной группы в процессе эксперимента 51
Вывод по 2 главе 56
Заключение 57
Список литературы
Спортивная аэробика является сложно-координационным видом спорта (Н.В. Котенко, 1999). В связи с этим от спортсмена требуется высокий уровень развития точности, быстроты, устойчивости и разносторонней координации движений во времени и пространстве (Н.И Ирошникова, 1978; А.К. Тихомиров, 1978; Т.Н. Москвина, 1980; А.Н. Мишин, 1981; Ж.Ю. Морозова, 1983; и др.).
Одной из характерных черт современной спортивной аэробики является прогрессирующее усложнение соревновательных программ. Процесс этот развивается, в частности, по пути освоения спортсменами сложных в координационном отношении элементов и соединений вращательного характера, которые являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора. Поэтому, одной из специфических особенностей является зависимость спортивных результатов в этом виде спорта от координационных возможностей и вестибулярной устойчивости (Х.В. Валгмаа, 1972; Ю.А. Андриянов, 1984; И.М. Медведева, 1985; и др.).
Известно, что именно этап начальной подготовки во многом является определяющим для дальнейшего спортивного совершенствования. В настоящее время практика дает примеры овладения весьма сложными элементами в юном возрасте. Поэтому, уже с первых шагов обучения необходимо, чтобы учебно-тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями и был нацелен на изучение сложных элементов. (Е.А. Великая, 1990; В.А. Апарин, 2000).
Однако, несмотря на большое количество научно-исследовательских работ (В.П. Назаров, 1969; В.И. Лях, 1983, 1989; А.А. Великая, 1990 и др.), посвященных проблеме развития и совершенствования координационных способностей спортсменов высшей квалификации, еще не достаточно изученным остается вопрос об особенностях проявления и взаимосвязи показателей координационных способностей и вестибулярной устойчивости на этапе предварительной подготовки аэробисток, методов и средств их развития.
В связи с этим, назрела необходимость исследования особенностей развития и взаимосвязи координационных способностей и вестибулярной устойчивости юных спортсменов, разработки методики по целенаправлен-ному развитию данных способностей на этапе предварительной подготовки с целью повышения эффективности учебно-тренировочных занятий
Целью исследования: разработать и экспериментально обосновать программу для развития координационных способностей у аэробисток 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить исходный уровень развития координационных способностей у аэробисток экспериментальной и контрольной групп.
3. Разработать программу воспитания координационных способностей и апробировать ее в условиях педагогического эксперимента.
4. Исследовать изменения уровня развития координационных способностей у аэробисток экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента.
Объектом исследования является: учебно-тренировочный процесс у аэробисток 5-6 лет.
Предметом исследования является: изучение и применение специальных средств и методов для развития координационных способностей.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; тестирование физической подготовки; методы математической статистики.
Гипотеза. Мы предполагаем, что применение программы для развития координационных способностей повысит физическую подготовленность аэробисток 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная в ходе педагогического эксперимента программа специальных упражнений для воспитания координационных способностей гимнастов может представлять определенный интерес для специалистов по физической культуре, и использована в практической деятельности.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, обзора литературы, методов исследования, результатов исследования и их обсуждения, выводов, списка использованной литературы и приложений.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования выявил, что данный вид спорта имеет самостоятельные направления аэробики, такие как оздоровительная, прикладная и спортивная, обусловлены специфическими целями и задачами, решаемыми в различных видах со-временной танцевальной аэробики. Однако спортивная аэробика возникла на основе оздоровительной аэробики и имеет с ней одинаковую технику базовых движений. При рассмотрении тренировочного процесса аэробисток нами было выявлено, что многие специалисты считают ведущим качеством -координационные способности спортсменов для достижение максимального спортивного результата.
При рассмотрении данной проблемы нами была поставлена задача- повышение координационных способностей аэробисток 5-6лет. Нами разработана программа с целью повышения координационных способностей аэробисток. Программа основывалась на применение: упражнения в ходьбе; упражнения на равновесии; игры и игровые упражнения; развитие кинестетической способности; элементы степ-аэробики; упражнения на ко-ординацию с элементами гимнастики. Занятия проводились по разработанному плану тренировочного процесса. Данная программа апробировалась в течении 10 месяцев эксперимента с помощью подобранных тестов и в конце эксперимента были получены данные, которые свидетельствуют о положительном влияние данной программы.
При рассмотрении координационных способностей в ходе эксперимента по всем изучаемым показателям произошли достоверные изменения. Так же было выявлено, что между экспериментальной и контрольной группами существуют достоверные различия (Р<0,05). Данные показатели говорят о положительном влиянии разработанной программы применяемой в экспериментальной группе, что подтверждает гипотезу исследования и позволяет говорить о решении поставленных задач.
1. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика физического воспитания: учеб. Для студентов фак. культ. пед. Ин- тов по спец. 03.03. - М.: просвещение, 1990. - 287с.
2. Бирюк.Е.В Художественная гимнастика.-М:физкультура и
спорт,1980.-198с.
3. Боброва Г.А. Искусство границ. - Ленинград: Детская литература, 1986., 109с.
4. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах. - М.:Физкультура и спорт, 1974. - 264с.
5. Боброва Г.А.Художественная гимнастика в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 208с.
6. Боген Н.Н. Обучения двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -193с.
7. Ванкова Н.А.Подвижные игры.-М.:Физкультура и спорт,2003.-126 с.
8. Варанина Т.Т.,Физиология девочек гимнасток 5-7 лет.- М.:Физкультура и спорт,1983.-258 с.
9. Варшавская Р.А., Зинковский А.В. и др. Художественная гимнастика: учебное пособие для институтов физической культуры/Под ред.
10. Орлова Л.П.- М.:Физкультура и спорт, 1973. - 197 с.
11. Варшавская Р.А.-М.:Физкультура и спорт.1989.-205 с.
12. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.- М.:Физкультура и спорт,1970. - 264 с.
13. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 336 с.
14. Виноградов Ю.А.Физиология детей: учебное пособие для институтов физической культуры,2000.-233 с.
15. Вяткина З.Н-М:Физкультура и спорт.1999.-372 с
16. Гласс Дж.,Стенли Дж. статические методы исследований в педагогике и психологии. - М.: Прогресс,1976. - 495 с.
17. Гажаловский А.А.Физиология юных спортсменок.-М.:Физкультура и спорт,1974.-215 с.
18. Детинков А.Г.физическая подготовка гимнастов.-М.:Физкультура и спорт,1986.-154 с.
19. Дьячков В.М. физическая подготовка спортсмена.- М.: Физкультура и спорт, 1980. - 193 с.
20. Елесеева И.И., Юзбашев М.М.Общая теория статистики: учебник /Под ред.Чл.корр. РАН И.И. Елисеевой.-4изд.перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 480 с., ил.
21. Зациорский В.М.спортивная метралогия учеб.для ин-ов физ. куль.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
22. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов.-М.: Физкультура и спорт,1987. - 198с.
23. Зиновский А.В. Анатомия и физиология спортсменов.- М.:Физкультура и спорт,1982.-248 с.
24. Канакова Л.П. Основы математической статистики в спорте: методическое пособие. - Томск, 2001. - 125 с.
25. Карпенко Л.А.Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: методические рекомендации. - Ленинград 1999 - 25 с.
26. Кечетджиева Л.,Ванкова Н., Чипрянова М. Обучение детей художественной гимнастике. -М: Физкультура и спорт, 1985. - 96 с.
27. Кобяков Ю.П.Тренировка вестибулярного анализатора гимнаста. м.: Физкультура и спорт, 1976. - 64 с.
28. Коренгберг В.В. Двигательная задача, двигательный навык.- Гимнастика, вып,1,1986
29. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников.- М: Просвещение, 1967. - 204 с.
30. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры-2-е изд.,испр.-М:Советский спорт,2004.-464 с.
31. Лагутин А.Б. Двигательное задание и упражнение для физического развития для детей 4-6 лет: Методическая разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации Академии. - М.: Типография фирмы Аякс-Н”, 1996. - 52 с.
32. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 231с.
33. Лях В.И. Гибкость и методика её развития//Физкультура в школе.№1, 1999,- с. 25
34. Лях В.И. Координационные способности школьников.-Мн.:Полымя, 1989. -159 с.:ил.
35. Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и практика физической культуры. №1, 2000. - 24 с.
36. Лях В.И., Садовски Е. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовке в спорте//теория и практика физической культуры. №8, 1989. - 24 с.
37. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей//Физическая культура в школе, №2, 2001. - с. 7-14.
38. Лях В.И. Тесты о физическом воспитании школьников: Пособие для учителя.-М.: ООО “Фирма издательства АСТ”, 1998. - 272 с.
39. Мавромати Д.Е Упражнения художественной гимнастики.-М.: Физкультура и спорт, 1972. - 141с.
40. Матвеев Л.П. Теория методика физической культуры. Учеб. для ин¬ов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 549 с.
41. Менухин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
42. Назарова О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5-6 лет: Методическая разработка для тренера. - М.: 2001. - 39с.
43.Орлова Л.П.Методика проведения занятий по гимнастике с детьми 5-10 лет: Методическая разработка для тренера.-М.: 2000.-144 с.
44. Орлов Л.П. Художественная гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1998.- 208 с.
45. Семёнов Л. Советы тренерам: Сборник упражнений и методических рекомендаций.-М.: Физкультура и спорт, 1964. - 136 с.
46. Стенли Дж Советы тренерам: Сборник гимнастических упражнений. - М.:Физкультура и спорт,1980.-243 с.
47. Укран М.Н. Спортивная гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1971. -304 с.
48. Филин В.П. испытание физических качеств у юных спортсменов. - М.:Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.
49. Филин В.П. Тренировка юных спортсменов. - М.: Физкультура и
спорт,1965. - 334 с.
50. Филипович В.И. Психология спортсменов.-М.:Физкультура и
спорт,2002.-136 с.
51. Харченко Л.В. Совершенствование базовых координационных способностей у школьников 8-12 лет с нарушением зрения..- Омск, 1999. - 19 с.
52.Чипрянов М.В.Лига мастерства.-М.:Физкультура и спорт,1989.-125 с.
53. Шишкарёва Ю.Н., Орлов Л.П. Художественная гимнастика: уч.пособ. для секций коллективов физической культуры. - 1954. - 400 с.
54. Шишманова Ж. Большой путь. - М.: Физкультура и спорт, 1980. -88 с.
55. Шлёмин А.М. Юный гимнаст .- М.: Физкультура и спорт, 1973. -376 с.