Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОТЦА И РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Работа №87782

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2013
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
ОТЦА И РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 6
1.1. Детско-родительские взаимоотношения как психологическая
проблема 6
1.2. Психологические особенности взаимоотношений родителей
и детей 12
1.3. Социально-психологическая характеристика отцовства 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ОТЦА И РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 28
2.1. Организация исследования. Описание методик 28
2.2. Результаты исследования 33
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ

В последние годы наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих детско-родительские отношения. Увеличение удельного веса однодетных семей приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитываемых в таких семьях. Негативно на взаимоотношениях детей и родителей сказываются разводы, которые в настоящее время составляют более 30% от числа заключенных браков [16, с. 6]. Особенно болезненно это сказывается на младшем школьном возрасте, который нуждается в поддержке, в первую очередь, со стороны именно родителей.
Традиционно считается, что мать окружает ребенка заботой и любовью, передает ему ощущение значимости и безусловного принятия. Отец, в свою очередь, создает у ребенка ощущение защищенности, уверенности в безопасности, дает ему внутреннее подкрепление самооценки, позитивно подкрепляет развивающиеся навыки, учит его автономности, то есть умению обходиться без постоянного общества кого- либо из близких. Отец - «наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике». Он способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы. К сожалению, в последние несколько десятков лет традиционная модель семьи претерпела существенные искажения.
Много детей в настоящее время растут либо в неполных семьях, либо в семьях со «слабым» авторитетом отца, т.е. в этой семье мать занимает традиционную мужскую позицию главы семьи, а отец самоустранился или насильно отстранен от процесса воспитания. В результате чего серьезно усложняется прохождение самой первой социальной адаптации у ребенка. В результате этого наблюдается развитие дезадаптации у малышей, что
находит свое проявление в замкнутости, неконтактности, привязанности к родителям (в основном к матери), агрессивных выпадах в виде защитной реакции и т.д.
Вопросы детско-родительских отношений рассмотрены в трудах Ю.П. Азарова, Г.М. Андреевой, Е.И. Артамоновой, Г.М. Бреслава, К. Витека, В.Н. Дружинина, О.А. Карабановой, С.В. Ковалева, Д.Я. Райгородского, А.С. Спиваковской и др.
Вопросы влияния личности отца на становление личности ребенка отражены в работах Н.Н. Авдеевой, Н.К. Асановой, Дж. Боулби, В.В. Зеньковского, О.А. Карабановой, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Н.А. Хаймовской и др.
Влияние взаимоотношений отца и ребенка в семье до сих пор не было предметом серьезного научного рассмотрения, что предопределило выбор темы нашего исследования, проблемой которого является выявление особенностей данного взаимоотношения.
Актуальность темы исследования и степень ее разработанности определили цель нашего исследования - выявить особенности взаимоотношений отца и ребенка в семье.
Объект исследования: подростки в возрасте 11-12 лет.
Предмет исследования: детско-родительские (отцовские) отношения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены задачи работы:
- охарактеризовать детско-родительские взаимоотношения как психологическую проблему;
- выявить психологические особенности взаимоотношений родителей и детей;
- провести эмпирическое исследование детско-родительских (отцовских) отношений.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом: существует устойчивая связь между факторами взаимодействия со стороны отца и ребенка по отношению друг к другу.
На различных этапах работы при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и систематизация аналитического материала, тестирование, метод корреляционного анализа и др.
Теоретическая значимость исследования определяется систематизацией научного знания, изложенного в трудах отечественных и зарубежных ученых по вопросам изучения роли отца в становлении личности ребенка.
Практическая ценность работы заключается в том, что ее материал может быть полезен как студентам и преподавателям, так и школьным психологам в их профессиональной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Детско-родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Оно включают в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.
Несмотря на разнообразие терминов, понятий, описывающих детско- родительские отношения, практически во всех подходах, можно заметить, что родительское отношение по своей природе амбивалентно, противоречиво и включает два противоположенных момента: безусловный (который содержит такие компоненты как принятие, любовь, сопереживание и др.) и условный (объективная оценка, контроль, направленный на воспитание определенного качества).
Считается, что в общении с ребенком мать и отец играют разные роли. Матери чаще отцов предпочитают держать своих детей на руках, успокаивают их при беспокойстве и плаче, обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей. Отцы в большей степени предпочитают физическую и игровую стимуляцию, а также вовлекают детей во все новое и необычное.
Отсутствующая или недостаточная родительская поддержка в раннем возрасте может приводить к выраженному нарушению психического и физического созревания ребенка, дезинтеграции привязанности как важнейшего условия развития психики младенца, дезадаптации и психосоматическим расстройствам.
Расстройства детско-родительской привязанности характеризуются отсутствием или искажением нормальных связей между ребенком и тем, кто за ним ухаживает. Это происходит по ряду причин. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
Характеризуя отцовство в меняющихся социокультурных условиях, следует отметить, что отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с самого момента рождения: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации.
Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии. Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими. Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило гипотезу о том, что между факторами взаимодействия со стороны отца и ребенка по отношению друг к другу существует устойчивая связь. Данная связь была подтверждена результатами корреляционного анализа. Это позволяет считать цель исследования достигнутой.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 1999. - 672 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
3. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психологический журнал. - 1999. - № 1. - С. 39-48.
4. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.
5. Андреева Г.М. Семейная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.
6. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 1990. - 21 с.
7. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М.: Когито-Центр, 2000. - 316 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3: Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 2003. - 368 с.
9. Боулби Д. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 229 с.
10. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 1995. - 24 с.
11. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: Просвещение, 1996. - 345 с.
12. Евсеенкова Ю.В. Проблемы формирования чувства отцовства// Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иваново: Иван. Гос. Ун-т, 2002. - С.11-13.
13.Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: ИЦ «Академия», 1996. - 346 с.
14. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 с.
15. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002.- 678с.
16. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 6 с.
17. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. - 1987. - № 3.
- С. 41-49.
18. Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 24 с.
19. Кравченко А.И. Социология. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 508 с.
20. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
21. Лисина М.И. Влияние общения с взрослыми на психическое здоровье ребенка // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 8. - С. 43¬
47.
22. Майерс Д. Социальная психология. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 261 с.
23. Марковская И.М. Мужские семейные роли в картине разных
поколений// Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической
конференции. - Иваново: Иван. Гос. Ун-т, 2002. - С.135-139.
24. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 2. - С. 94-108.
25. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1984. - 252 с.
26. Микиртумов Б.Е., Анисимова Т.И. О возможных причинах
дестабилизации детской привязанности // 5-я Международная
конференция «Ребенок в современном мире»: Тезисы. - СПб, 1998. - С. 32-34.
27. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии
(практикум): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., допол. - Елабуга: ЕГПУ, 2011. - 70 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: ИЦ «Академия», 1999. - 319 с.
29. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А. Бодалева - М.: Институт практической психологии, 1995. - 356 с.
30.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374с.
31. Педагогическая психология / Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 480 с.
32. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Владос- Пресс, 2003. - 400 с.
33. Психологические проблемы современной семьи: материалы 4-й международной конференции. 21-23 октября 2009 г., Москва: Тезисы конференции / Под ред. Е. И. Захаровой, О.А. Карабановой. - М.: МГУ, 2009. - 803 с.
34. Психология детства / Под ред. чл.-корр. РАО А.А. Реана. - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.
35. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., - М., 1990. - 494 с.
36. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия,
2000.- 184с.
37. Популярная психология для родителей / Под ред. А.С.
Спиваковской. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 304 с.
38. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 224с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
40. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2001. - 350 с.
41. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 2009. - 802 с.
42. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003. - 368 с.
43. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. - 1995. - №3. - С. 44-49.
44. Современный психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Астрель, 2007. - 490 с.
45.Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоциональноценностного самоотношения
подростка: автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 1987. - 24 с.
46. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.:
«Просвещение», 1977. - 142с.
47. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. - М: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 928с.
48. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 512с.
49.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб: Речь, 2003, - 336с.
50.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб: Питер,
2001. - 656с.
51.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Просвещение, 1994, - 382с.
52. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Нева, 1996. - 592 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ