Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОНИМЫ В ТЕКСТОВОМ ПОЛЕ НИКОЛАЯ АЛЕШКОВА

Работа №87773

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы52
Год сдачи2013
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Актуальные и спорные вопросы изучения имен собственных.
1.1. Общая характеристика ономастики как науки. Из истории изучения.
1.2. Вопрос об этимологии имен собственных.
1.3. Вопрос о классификации имен собственных.
1.4. Явление переходности между именами собственными и нарицательными.
1.5. Краткие сведения об авторе.
Глава 2. Ономастическая организация индивидуально-авторской картины мира Н.П. Алешкова.
2.1. Антропонимический фонд сборников Н.П. Алешкова.
2.2. Топонимический фонд сборников Н.П. Алешкова.
2.3. Остальные онимы в текстовом поле поэтических сборников Н.П. Алешкова.
Заключение
Список использованной литературы

Наша дипломная работа посвящена анализу ономастикона текстового поля Н.П. Алешкова, выполненному в русле антропоцентрического подхода в современном языкознании.
Актуальность исследования. На современном этапе развития лингвистической науки одним из самых актуальных и перспективных является антропоцентрический подход в изучении любого языкового явления, предполагающий соотнесение всех явлений с носителем языка - человеком. Осознание приоритета личностного начала в языке послужило стимулом к формированию в 80-90-е гг. ХХ века теории человека как языковой личности.
Ю.Н. Караулов, работы которого оказали большое влияние на развитие антропоцентрического направления, говорит о том, что нельзя познать язык сам по себе, «...не обратившись к его творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной языковой личности» [Караулов 1987: 7].
Исследование языковой личности автора при антропоцентрическом подходе оказалось связанным с изучением ономастикона его произведений, поскольку имя собственное предстает как единица, сознательно отобранная художником для решения определенных творческих задач.
Любой автор, выступая в качестве субъекта художественной деятельности, определенным образом осмысливает и оценивает реальность. Таким образом, в произведениях мастера слова запечатлевается часть общей картины мира, которая попадает в поле его зрения и обретает статус индивидуально-авторской.
Имена собственные за счет присущей им накопительной функции способны сохранять и фиксировать информацию о постигнутой человеком действительности [Суперанская 1973: 261]. Поэтому они начинают
рассматриваться как показатели самых разнообразных знаний писателя о мире; как опорные элементы индивидуально-авторской картины мира; как единицы, репрезентирующие связь художника с культурно-историческим контекстом определенного времени.
Итак, актуальность нашего исследования предопределена, во-первых, необходимостью и важностью исследования личных имен в пространстве текста в координатах новой, интегративной парадигмы лингвистического знания, совмещающей в исследовании функциональных особенностей онимических единиц, формирующих авторский художественный мир, лингвистическое, литературоведческое и лингвокультурологическое направления, в целом, и предпринятой попыткой научного изучения языка поэтических произведений Н.П. Алешкова - в частности; во-вторых, необходимостью многоаспектного описания функционирования онимов в текстовом пространстве писателя.
Объектом нашего исследования является ономастикон поэтических произведений Н.П. Алешкова как определенным образом структурированный и взаимодействующий набор ономастических единиц, комплексное описание которых позволяет выявить особенности идиостиля мастера слова, специфику его индивидуально-авторской картины мира, воспринимаемую через призму имен собственных.
Предметом нашего исследования является комплекс языковых и внеязыковых факторов и явлений, обусловливающих использование и функционирование онимов в художественных произведениях Н.П. Алешкова как имплицитных показателей компетенции писателя в различных жизненных сферах и непосредственных носителей авторской эмоциональной оценки тех или иных социально-культурных феноменов, запечатленных в текстах художника слова.
Основными источниками работы послужили тексты сборников Николая Алешкова «От сердца к сердцу» и «Сын Петра и Мариши».
Значимым фактором при отборе именно этих сборников стихотворений явилось то, что в них заключено наиболее полное собрание художественных произведений поэта.
Ономастикой текстов сборников Н.П. Алешкова составлялся путем сплошной выборки имен собственных и включает 1047 единиц.
Таким образом, цель исследования - рассмотреть и проанализировать систему имен собственных, воспроизводящую на ономастическом уровне индивидуально-авторскую картину мира в художественных текстах Н.П. Алешкова.
Поставленная цель предполагает решение следующих конкретных задач:
1. Выбрать из стихотворных произведений Н.П. Алешкова все имена собственные.
2. Расклассифицировать и дать комплексное количественно-качественное описание ономастического материала в отобранных для анализа текстах.
3. Определить особенности употребления имен собственных как средств выражения авторской оценки.
4. Выявить роль ономастикона художественных произведений в
формировании индивидуально-авторской картины мира H. П. Алешкова.
5. Проиллюстрировать влияние биографического опыта поэта на отбор и смысловое наполнение ономастического материала его художественных произведений.
При анализе материала использовались следующие методы:
I. Метод комплексного анализа текста, предполагающий выборку, классификацию ономастического материала, описание отдельных групп онимов (антропонимов, топонимов, зоонимов и др.).
2. Метод количественно-статистического анализа, заключающийся в количественном подсчете ономастического материала в целом и отдельных его групп.
3. Метод моделирования, заключающийся в классификации онимов из сборников Н.П. Алешкова по моделям.
Исследование, как мы уже указали, проводилось методом сплошной выборки из произведений Н.П. Алешкова всех имен собственных.
Научная новизна исследования состоит в том, что, в рамках нашего исследования впервые дается комплексное описание всех разрядов имен собственных, встречающихся в текстах Н.П. Алешкова, в качественно-количественном освещении.
Теоретическую основу нашей дипломной работы составили диссертационные исследования кандидатов филологических наук А.М. Ибрагимовой, Г.Р. Патенко, И.Н. Малютенко, Л.М. Хамитовой, труды известных ученых, работающих в области истории и теории ономастики: А.В. Суперанской (1969, 1973); В.Д. Бондалетова (1983); И.А. Королевой (1999); В.И. Супруна (2000) и др., а также работы в области ономастики художественного текста: О.И. Фоняковой (1990), Л.И. Андреевой (1995), доктора филологических наук Д.А. Салимовой (2007), научная статья Д.А. Салимовой, В.Г. Павловой (2013).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Имена собственные являются яркими и колоритными языковыми единицами, участвующими в формировании индивидуально-авторской картины мира поэта.
2. Имена собственные в текстах Н.П. Алешкова приобретают разнообразные коннотации, являются средством выражения авторского отношения к созданным персонажам.
3. Ономастикон произведений писателя дает возможность охарактеризовать особенности его идиолекта и показать, как вырабатываются определенные критерии к отбору языковых средств.
4. Биография поэта находит непосредственное отражение в использовании и смысловом наполнении ономастикона его произведений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный нами анализ сборников Н.П. Алешкова показал, что ономастикой в текстах его стихотворений весьма обширный. Реально существующие и вымышленные имена собственные органично вливаются в систему языковых средств, создают общую интертекстуальную образность произведений. Все это говорит о широком круге интересов, высокой степени эрудиции автора, позволяет охарактеризовать особенности его идиолекта, показать, как вырабатываются определенные критерии к отбору языковых средств. Поэту удается гармонично соединить интертекстуальные отсылки с полотном собственных строк, так что они не всегда бросаются в глаза, но при их обнаружении глубже осмысляешь красоту художественного замысла. Так, поле стихов Н.Алешкова превращается в типично русский очаг интертекстуальности.
Как уже отмечалось в нашем исследовании, текстообразующую роль в сборниках поэта играют собственно антропонимы (39 % от общего числа онимов или 408 единиц), т.е. реально существующие или существовавшие имена собственные, и местная топонимика или топонимы «малой родины» поэта (11, 9 % от общего числа онимов или 125 единиц). Они являются яркими и колоритными языковыми единицами, играющими важную роль в формировании индивидуально-авторской картины мира поэта. Кроме того, собственно антропонимы, приобретая разнообразные коннотации, являются средством выражения авторского отношения к созданным персонажам, авторской оценки.
Биография поэта находит непосредственное отражение в сборниках Н.П. Алешкова. Это можно отметить по многим стихотворениям, в которых поэт делится своими детскими и студенческими воспоминаниями, воспевает свою «малую родину», пишет о городах-курортах, где ему посчастливилось побывать. Все сказанное в данном абзаце позволяет сделать вывод, что биографический опыт поэта повлиял на отбор и смысловое наполнение ономастического материала его художественных произведений.
Анализ имен собственных, используемых в качестве контекстных объединителей, позволяет сделать вывод, что внутренний язык является своего рода транслятором, обеспечивающим совместимость индивидуальных систем знаний поэта и читателя. Такая совместимость осуществляется на уровне осмысления элементов «чужой» речи, которые приравниваются к собственному опыту как поэта, так и потенциального читателя. Выбирая определенный ономастический материал, в данном случае, известный всем, для построения своих текстов, поэт тем самым воплощает собственную ономастическую картину мира.



1. Авдонина Т.П. Типология и функционирование русских антропонимов в конце XVIII-XIX вв.: На материале города Москвы и Бронницкого уезда / Т.П. Авдонина. - М.: Московский педагогический университет, 2000. - 260 с.
2. Агеева Р.А. Социолингвистический аспект имени собственного / Р.А. Агеева. - М.: Изд-во «Зерцало», 1984. - 16 с.
3. Агеенко Ф.Л. Собственные имена в русском языке : словарь ударений / Ф.Л. Агеенко. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 374 с.
4. Алейникова Н.В. Закономерности функционирования антропонимов в художественном произведении (на материале английской литературы XX века) / Н.В. Алейникова. - М.: МГУ, 1991. - 222 с.
5. Алешков Н.П. От сердца к сердцу. Стихи 2007-2011 / Н.П. Алешков. - Казань, 2011. - 136 с.
6. Алешков Н.П. Сын Петра и Мариши: Стихи / Н.П. Алешков. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 287 с.
7. Андреева Л.Н. Лингвистическая природа и стилистические функции
«значащих» имен (антономасия): Автореф. канд. дисс. /
Л.Н. Андреева. - М., 1965. - 17 с.
8. Аникина М.Н. Лингвострановедческий анализ русских антропонимов (личное имя, отчество, фамилия) / М.Н. Аникина. - М.: Издательство Университета дружбы народов, 1988. - 14 с.
9. Баженова А.И. Славян родные имена: Словарь исторических
родокоренных имен и прозваний славян и русов за два тысячелетия /
А.И. Баженова. - М.: Ладога -100, 2006 - 592 с.
10. Бакастова Г.В. Имя собственное в художественном тексте / Г.В. Бакастова. - М.: Русская ономастика, 1984. - С. 23-27.
11. Болотов В.И. К вопросу о значении имен собственных / В.И. Болотов. - М.: Изд-во «Наука», 1972. - 345 с.
12. Бондалетов В.Д. Русская ономастика: учеб. пособие для студ. пед. ин- тов / В.Д. Бондалетов. - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
13. Горбаневский М.В. В мире имен и названий / М.В. Горбаневский. - М.: Изд-во «Знание», 1983. - 206 с.
14. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе / М.В. Горбаневский. - М., 1988. - 87 с.
15. Ибрагимова А.М. Антропонимы в произведениях С.Т. Романовского: структурно-функциональный анализ / А.М. Ибрагимова. - Казань: ГОУ ВПО «Елабужский государственный педагогический университет», 2010. - 170 с.
16. Калинкин В.М. Поэтика онима / В.М. Калинкин. - Донецк: Изд-во «Донеччина», 1999. - 408 с.
17. Калинкин В.М. Теоретические основы поэтической ономастики /
B. М. Калинкин. - Киев, 2000. - 37 с.
18. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый
лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности / Ю.Н. Караулов. - М.: Изд-во «Нресс», 1994. - С. 750-782.
19. Келесхаева О.Д. Имя собственное и художественный текст / О.Д. Келесхаева. - Владикавказ, 1998. - 136 с.
20. Ковалев Г.Ф. Писатель и имя. Аспекты изучения имен собственных в художественном тексте / Г.Ф. Ковалев. - Донецк-Горловка, 2005. -C.67-75.
21. Кондратьев Т.Н. Русские словари личных собственных имен как ономастический источник / Т.Н. Кондратьев. - Казань, 1969. - 62 с.
22. Магазаник Э.Б. Ономастилистика и ономапоэтика / Э.Б. Магазаник. -
Самарканд: Самаркандский государственный университет, 1974.-С. 7-10.
23. Магазаник Э.Б. Роль антропонима в построении художественного образа / Э.Б. Магазаник. - М.: Изд-во «Наука», 1969. - С. 162-163.
24. Малютенко И.Н. Ономастикой произведений И.С. Соколова-Микитова о деревне (на основе рассказов и повестей 1922-1929 гг.) / И.Н. Малютенко. - Орел: ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет», 2008. - 223 с.
25. Митрофанова О.Д. Словарь русских личных имен / О.Д. Митрофанова. - Москва, 1980.
26. Немировская Т.В. Некоторые проблемы литературной ономастики / Т.В. Немировская. - Киев, 1988. - 122 с.
27. Никонов В.А., Суперанская А.В. Антропонимика / В.А. Никонов, А.В. Суперанская. - М.: Изд-во «Наука», 1970.
28. Никонов В.А., Суперанская А.В. Ономастика / В.А. Никонов,
A. В. Суперанская. - М.: Изд-во «Наука», 1969. - 261 с.
29. Никонов В.А. Задачи и методы антропонимики / В.А. Никонов. - М., 1970. - 140 с.
30. Павлова В.Г. Антропонимы в текстовом пространстве поэзии Николая Алешкова (на примере сборника «Сын Петра и Мариши») [Текст] /
B. Г. Павлова. - Молодой ученый, 2013. - № 2. - С. 217-220.
31. Павлова В.Г., Салимова Д.А. Поэтонимы как интертекстуальные элементы в текстовом поле Николая Алешкова / В.Г. Павлова, Д.А. Салимова. -http://journal-s.Org/index.php/sisp/issue/view/8
32. Патенко Г.Р. Русская антропонимия романического пространства Д.И. Стахеева / Г.Р. Патенко. - Елабуга, 2007. - 150 с.
33. Петровский Н.А. Словарь личных имен / Н.А. Петровский. - М.: Сов. Энциклопедия, 1966. - 384 с.
34. Суперанская А.В. Имя нарицательное и собственное / А.В. Суперанская. - М.: Изд-во «Наука», 1978. - 122 с.
35. Суперанская А.В. Личные имена в официальном и неофициальном употреблении / А.В. Суперанская // Антропонимика. - М.: Наука, 1970. - С. 180-188.
36. Суперанская А.В. Неофициальные формы русских личных имен / А. В. Суперанская // Русская речь. - 2001. - № 1. - С. 85-89.
37. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1973. - 366 с.
38. Суперанская А.В. Структура имени собственного. Фонология,
морфология / А. В. Суперанская. - М.: Наука, 1969. - 207 с.
39. Суперанская А.В. Ударение в собственных именах в современном русском языке / А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1996. - 360 с.
40. Суперанская А.В. Человек - фамилия - национальность / А.В. Суперанская // Наука и жизнь. - 2009. - № 7. - С. 20-24.
41. Топоров В.Н. Из области теоретической ономастики / В.Н. Топоров. - М., 1962.
42. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка (в 4 томах) / М. Фасмер. - М.: Изд-во «Прогресс», 1986.
43. Хамитова Л.М. Поэтический ономастикон в татарских детских
стихотворениях: на материале художественных текстов Шауката
Галиева и Роберта Миннуллина / Л.М. Хамитова. - Елабуга, 2007. - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ