ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
МЕТОДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ШКОЛЬНОМ 7 КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»
1.1 Содержание творческой проектно-конструкторской деятельности школьников
1.2 Учебные проекты по технологии - основная форма для обучения учащихся методам технического творчества
1.3 Методы и приемы технического творчества, используемые в учебной практике
1.4 Организация проектной деятельности учащихся общеобразовательных школ
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ МЕТОДАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» 29
2.1Проекты по технологии как основное средство обучения учащихся применению методов технического творчества
2.2 Дидактическое обеспечение системы организации творческой деятельности учащихся на уроках технологии
2.3 Методика применения методов технического творчества
в условиях общеобразовательной школы
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современной педагогике и методике преподавания технологии давно доказана необходимость формирования и развития творческих способностей обучаемых. Это вызвало внедрение в практику общеобразовательных школ, как городских, так и сельских, выполнение проектов по предмету «Технология» - основного средства формирования творческих способностей школьников в условиях технологической подготовки.
Проектная деятельность школьников - это реализация комплекса умений по самостоятельному созданию нечто нового для них. Это могут как материальные, так и интеллектуальные продукты, которые могут быть кем-то востребованы, использованы.
Анализ существующей педагогической и научно-методической литературы показывает, что имеются различные подходы к формированию творческих способностей учащихся и, следовательно, к организации проектной деятельности школьников на уроках технологии. Общим для всех подходов является то, что под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащегося, выполняемая в течение учебного года под руководством учителя. Что касается собственно методики выполнения проекта и организации проектной, то есть творческой деятельности учащегося, то тут полного единогласия нет. Поэтому существует противоречие между необходимостью выполнения учащимися технологических проектов и отсутствием общепризнанной эффективной методики их выполнения, направленной на формирование и развитие творческих способностей школьников. Из этого противоречия вытекает проблема разработки вари-антов такой эффективной методики и вариантов такой организации проектной деятельности. Поэтому тема нашей выпускной квалификационной работы - «Обучение учащихся 5-7 классов использованию методов технического творчества». Актуальность этой темы вполне очевидна, так как в рамках проектной деятельности у школьников формируются первичные творческие способности, необходимые всякому человеку. Эти способности могут быть сформированы и развиты в процессе решения творческих технических задач, решение которых составляет сердцевину каждого проекта. Решение технических задач основывается на умениях применять различные методы и приемы технического творчества, поэтому обучение учащихся их применению - важнейшая задача учителя технологии. Как показывает опыт и наблюдения за процессом обучения технологии в школе, это вызывает затруднение у педагога в выборе наиболее доступной и эффективной методики этого обучения - в этом заключается суть существующего противоречия и вытекающей из него проблемы. В нашей выпускной квалификационной работе мы сделали попытку обобщить имеющийся опыт по методике обучения учащихся 5-7 классов применению методов технического творчества при выполнении проектов, а также внести свои дополнения в разработку этой проблемы.
Целью нашего исследования является разработка методики обучения учащихся 5-7 классов применению методов технического творчества на уроках технологии в общеобразовательной школе по направлению «Обслуживающий труд. Культура дома».
Объектом исследования является процесс обучения учащихся проектированию в условиях трудовой подготовки в 5-7 классах на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методика обучения учащихся 5-7 классов применению методов технического творчества на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Основная идея исследования: для формирования и развития творческих способностей необходима система организации творческой деятельности учащихся 5-7 классов на уроках технологии в общеобразовательной школе, которая должна быть основана на знаниях и умениях применения методов и приемов технического творчества, разработанных известными исследователями процесса творчества.
Задачи исследования:
1. Изучить имеющуюся информацию по теме исследования.
2. Изучить опыт учителей технологии по практическому обучению проектированию в рамках школьного курса технологии.
3. Выявить содержание, методы и приемы, дидактические средства по формированию умений применения методов и приемов технического творчества учащимися 5-7 классов на уроках технологии в общеобразовательной школе.
4. Проверить эффективность предлагаемой методики обучения с помощью экспертной оценки.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы педагогических исследований:
- изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме,
ее теоретический анализ;
- опрос учителей технологии;
- моделирование учебного процесса по технологии;
- педагогическое наблюдение.
Теоретической и методологической базой исследования явились исследования И.А. Сасовой, М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, В.Г. Кругликова, В.С. Капустина и др., в которых выявлены теоретические основы формирования творческих способностей учащихся, организации их творческой деятельности на основе проектирования в рамках школьного курса технологии, описаны варианты методики преподавания раздела «Проект», а также исследования в области педагогики и психологии (Ю.К. Бабанский, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, В.А. Сластенин, Н.М. Скаткин, В.А. Моляко, Р.С. Немов), в которых раскрыты дидактические и психологические основы организации учебного процесса.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней сделаны некоторые теоретические обобщения относительно методики выполнения проектов учащимися и организации и проектной деятельности со стороны учителя технологии.
Практическая значимость работы будет заключаться в том, что её результаты могут быть использованы учителями технологии в практике своей работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы составляет 56 страниц машинописного текста.
Работа выполнена на кафедре общей инженерной подготовки инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского (При-волжского) Федерального университета.
Выявленная и исследованная в настоящей выпускной квалификационной работе проблема дидактического обеспечения преподавания раздела «Проекты» школьного курса «Технология», нашла свое определенное решение, выраженное в разработке содержания и структуры системы дидактического обеспечения преподавания раздела «Проект», в описании и разработке некоторых структурных элементов этой системы.
Разработанные нами некоторые дидактические материалы в рамках рабочей тетради для уроков технологии направлены на то, чтобы сформировать у школьников определенную систему знаний, умений и навыков по проектированию. Они разработаны с учетом требований нового образовательного стандарта основного общего образования по технологии [37]. В них включены задания для проверки знаний и умений учащихся по проектированию.
Представленные в этой тетради задания ориентированы на такие со-временные тенденции развития образования, как обучение на основе критического и логического осмысления ситуации, индивидуальное развитие и ориентация учащихся на решение конкретных задач. Их применение на уроках повышает эффективность учебных занятий, способствует развитию творческих способностей учащихся, позволяет выяснить, с какими трудностями встречаются школьники и в какой помощи они нуждаются, а также оценить результативность применяемой системы обучения. Они выполняют не только контрольную функцию, но и функции обучения и развития.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы не только для работы в классе, но и для домашних заданий.
Предлагаемые в тетради задания являются примерными. Учитель вправе внести в них изменения и дополнения. Следует отметить, что рамки настоящей выпускной квалификационной работы не позволяют представить более широкий набор заданий по проектированию для учащихся. Из представленных материалов видно, что этот набор может быть весьма широким. В тетради могут быть представлены задания, направленные, например, на изучение элементов электротехники и электроники. Все это говорит о том, что в этом направлении могут продолжаться дальнейшие поиски, которые должны привести к созданию новых заданий, задач, тестов и других дидактических материалов для учащихся.
Автор выражает надежду, что приведенные в работе материалы помогут учителям технологии повысить качество своих занятий, также глубже и объективнее проводить контроль и оценивать подготовку учащихся по разделу «Проект» образовательной области «Технология».
1. Ахметов, Л.Г. Курсовые и дипломные работы на технолого-экономическом факультете педвуза (методические рекомендации)/ Л.Г.Ахметов. - Елабуга, 1999. - 44 с.
2. Галагузова, М.А. Первые шаги в электротехнику / М.А.Галагузова, Д.М. Комский. - М.: Просвещение, 1988. -143 с.: ил.
3. Кальней, В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения / В.А. Кальней, В.С.Капралова, В.А.Поляков; под ред. В.А.Полякова. - М.: Просвещение, 1987. - 191 С.: ил.
4. Капустин, В.С. Выполнение проектов на уроках технологии в V¬VII классах / В.С. Капустин // Школа и производство. - 1998. - № 1. - С. 15¬20.
5. Капустин, В.С. Выполнение проектов в школьном курсе «Технология» на занятиях в учебных мастерских. Методические рекомендации для учителей технологии/ В.С. Капустин. - Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 1995. - 32 с.
6. Капустин, В.С. Проекты по технологии в 5-9 классах: Методические рекомендации для учителей технологии /В.С.Капустин. - Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2000.- 95 с.
7. Кругликов, Г.И. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов технолого-экономических (технологии и предпринимательства) факультетов педвузов и педколледжей, дополнительного образования / Г.И.Кругликов, В.Д.Симоненко. - Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 1998. - 321 с.
8. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. Г.И. Кругликов/М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
9. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления / Т.В.Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с., ил.
10. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И.Махмутов. - Казань: Татарское книжное изд-во, 1972. - 551 с.
11. Моляко, В. А. Психология конструкторской деятельности /В.А.Моляко. - М.: Машиностроение, 1983. - 134 с.
12. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М.Муравьев, В.Д.Симоненко. - Брянск.: Изд-во Брянского госпедуниверситета им. акад. И.Г.Петровского, 2000. - 235 с.
13. Перов, В.А. Лабораторно-практические работы по техническому труду: Пособие для учителей /В.А.Перов. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с., ил.
14. Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1-4 классы. 5-11 классы. /Под ред Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко. -М.: Просвещение, 2005.- 240 с
23. Сасова, И.А. Метод проектов в образовательной области “Технология”: Методическое пособие для учителя/ И.А.Сасова. - М.: Вентана-граф, 2004. - 140 с.
15. Селиверстов, В.А. Что должен знать и уметь учитель технологии /В.А. Селиверстов //Школа и производство, 2004, №3 с.17.
16. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под. ред. В. А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
17. Скороходов, Е.А. Общетехнический справочник / Е.А.Скороходов [и др.]; под общ. ред. / Е.А.Скороходова. - М.: Машиностроение, 1989. - 512 с., ил.
18. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы: Книга для учителя / Симоненко В.Д [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - Брянск: Научно-методический центр «Технология», 1996. - 238 с.
19. Технология: 5-8 классы: Программа / Сост. И.А.Сасова,
A. В.Марченко. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 96 с.
20. Технология: Методические материалы /Сост. Р.Г.Морозов,
B. С.Капустин, М.А.Сапожников. - Казань: РИЦ «Школа», 2005. - 28 с.
21. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. / Тищенко А.Т. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана- граф, 2001. -240 с.
22. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Тищенко А.Т. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана- граф, 2001. - 174 с.
23. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Тищенко А.Т. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана- граф, 2002. - 182 с.
24. Технология: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 169 с.
25. Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 161 с.
26. Технология: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных/ Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 164 с.
27. Технология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 160 с.
28. Технология. Экспериментальная программа. Вариант для мальчиков / сост. В.С.Капустин [и др.]. - Набережные Челны, ИНПО, 1998. - 66 с.
29. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии //Школа и производство. - 2004. - №4, С. 3-18.
30. Энциклопедический словарь юного техника. - М.: Педагогика, 1980.- 512 с., ил.
31. Яровой, И.Н. Сборник задач по техническому труду: Пособие для учителей / И. Н. Яровой, Н. Т. Малюта, В. И. Рыбенцев. - М.: Просвещение, 1976. - 136 с.