Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Работа №87761

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2013
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ
ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 8
1.1 Характеристика системы образования учителя технологии в
области безопасности жизнедеятельности 8
1.2 Психолого-педагогические основы обучения детей
безопасному поведению в дорожном движении 19
1.3 Дидактическая модель непрерывной подготовки учителей
технологии и предпринимательства 29
ВЫВОДЫ 35
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ 36
2.1. Методика организации и проведения педагогического исследования 36
2.2 Проведение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных результатов исследования 42
ВЫВОДЫ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПМСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не дает положительного результата в безопасном поведении детей на дорогах.
Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Однако существует парадокс системы образования - наряду с потребностью общества в опережении образованием изменения условий жизни, система образования позже всех реагирует на эти изменения.
Такая инерционность была терпима, пока скорость изменений не превышала длительность человеческой жизни. Сегодня при стремительных и кардинальных изменениях информационной волны развития цивилизации, происходящих за все более короткие промежутки времени (5 - 10 лет), инерционность образования представляет собой определенную преграду, затормаживающую механизм адаптации человека к новым опасностям.
Системный анализ дорожно-транспортных происшествий позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения. Это же подтверждается исследованиями В.Ф. Бабкова, Г.Я. Волошина, Л.И. Игнатова, А.И. Купермана, В.В. Лукьянова, В.В. Майорова, A.M. Якупова, которые показывают, что ключевым направлением в решении проблемы безопасности дорожного движения является учебно-воспитательная деятельность по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Однако, несмотря на то, что внимание проблеме образования в системе безопасности дорожного движения уделялось давно, что подтверждает введение еще в 1979/1980 учебном году Министерством просвещения РСФСР в школах обязательного изучения «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному участию в дорожном движении не позволяет добиться снижения роста ДТП с участием детей. К тому же анализ программ, дидактических систем и их учебно-методического обеспечения, разработанных К.А. Агафоновой, Т.А. Веселовской, А.Д. Дороховым, Н.А. Извековой, Л.Н. Овчаренко, В.Э. Рублях и др., показал, что подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении строилась лишь вокруг изучения Правил дорожного движения (ПДД), и не охватывало воспитания безопасного поведения в дорожном движении, формирования транспортной культуры и привития правильных навыков и привычек.
Таким стандартом в России по обучению детей безопасному поведению в дорожном движении является федеральная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», введение которого в 1991 году в общеобразовательную школу стало важным шагом в решении проблемы детского дорожно-транспортного травматизма. К сожалению действующая сегодня программа курса ОБЖ для 5-11 классов предусматривает изучение основ безопасного поведения в дорожном движении в объеме всего двух часов.
Системный анализ ДТП с участием детей позволяет нам утверждать, что для эффективной подготовки подрастающего поколения к безопасному участию в дорожном движении необходимо создание целостной системы непрерывного образования, одним из ключевых звеньев которой должна стать подготовка учителя технологии и предпринимательства. Научное и методическое обеспечение концепции непрерывного образования содержится в исследованиях Е.Г. Белозерцева, А.А. Вербицкого, А.П. Владиславлева, Б.С. Гершунского, А.В. Даринского, О.В. Купцова, М.Р. Львова, Ф.И. Перегудова, В.Г. Подзолкова, Н.А. Шайденко и др.
Намеченные в исследованиях последних лет теоретический и практический подходы к формированию квалифицированного педагога в системе высшего педагогического образования на основе предметно-функционального и профессиографического анализа деятельности учителя имели важное значение для нашей концепции непрерывной подготовки учителей технологии и предпринимательства.
В связи с этим особую значимость приобретает выявление совокупности факторов, обеспечивающих эффективность непрерывного профессионально-педагогического становления будущего учителя технологии и предпринимательства.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена выявленным противоречием между объективной потребностью общеобразовательной школы в высококвалифицированных педагогических кадрах, владеющих теорией и методикой обучения безопасному поведению в дорожном движении и отсутствием опыта создания и функционирования системы непрерывного педагогического образования в области подготовки учителей технологии и предпринимательства, что определило тему дипломной работы: «Дидактические условия непрерывной подготовки учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников безопасности дорожного движения».
Объект исследования: подготовка учителей технологии и предпринимательства в системе непрерывного педагогического образования.
Предмет исследования: дидактические условия подготовки учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников безопасности дорожного движения.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс профессионально-педагогической подготовки учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников безопасности дорожного движения будет эффективным при реализации следующих условий:
• включения курса «Безопасность дорожного движения» в содержание предметной подготовки учителей технологии и предпринимательства;
• оптимизации содержания и методики курса «Безопасность дорожного движения» для будущих учителей технологии и предпринимательства.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить при каких дидактических условиях непрерывная подготовка учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников безопасности дорожного движения будет педагогически эффективной.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
• провести анализ литературы по исследуемой проблеме и изучить состояние существующей системы подготовки учителей технологии и предпринимательства;
• выявить дидактические условия, способствующие эффективной подготовки учителей технологии и предпринимательства в системе непрерывного образования;
• опытно-экспериментальным путем проверить эффективность подготовки учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников безопасности дорожного движения
Методы исследования. На разных этапах исследования для процесса непрерывной подготовки учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников безопасности дорожного движения использовались следующие научно-педагогические методы: изучение литературы по проблеме исследования, анализ образовательных стандартов и учебных планов, системно-структурный анализ реальных дорожно-транспортных ситуаций, социологические методы сбора информации при проведении констатирующего и формирующего экспериментов, методы педагогического моделирования, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в том, что:
• выявлены дидактические условия непрерывной подготовки учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников безопасности дорожного движения (преемственность программ различных образовательных уровней, построение гибкой ступенчатой системы обучения, интеграция структуры содержания образования, объединенная учебно-материальная база).
• научно обоснованы методические рекомендации по теме исследования.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании мы стремились учесть современную теоретико-методологическую основу во взаимосвязи педагогических, психологических и социальных теорий, раскрывающих дидактическую основу высшего педагогического образования.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы в дипломной работе решались основные пять задач. Первая - проведение теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме и изучение состояния существующей системы подготовки учителей технологии и предпринимательства. Вторая - разработка дидактической модели непрерывной подготовки учителей технологии и предпринимательства. Третья - выявление дидактических условий, способствующих эффективной подготовки учителей технологии и предпринимательства в системе непрерывного образования. Четвертая - разработка содержания и оптимизация методики курса «Безопасность дорожного движения» для будущих учителей технологии и предпринимательства. Пятая - опытно-экспериментальная проверка эффективности внедрения курса «Безопасность дорожного движения» для будущих учителей технологии и предпринимательства.
Успешное решение этих задач в условиях ограниченного, практически неизменного лимита отводимого учебного времени возможно было только при оптимизации и интенсификации учебного процесса непрерывной подготовки учителя технологии и предпринимательства на основе использования передовых достижений отечественной педагогики и психологии.
К числу основных направлений этой работы мы предлагаем отнести четкую постановку и уяснение целей и задач подготовки учителя технологии и предпринимательства в современных условиях; оптимизацию содержания среднего и высшего профессионального педагогического образования; целенаправленное, планомерное и непрерывное формирование профессиональных знаний, умений и навыков будущих учителей технологии и предпринимательства на основе комплексного подхода к обучению; разработка и использование наиболее эффективных форм и методов непрерывного обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность студентов и управлять этой деятельностью в зависимости от получаемых результатов.
Выполняя задачи исследования, нами была разработана и предложена дидактическая модель непрерывной подготовки учителей технологии и предпринимательства. Содержание предложенной модели представляет собой систему, которая в неразрывном единстве включает учебный материал и способы его усвоения, ее внешние и внутренние взаимосвязи, а также такие характеристики как функциональность, интегративность и целостность процесса подготовки учителя технологии и предпринимательства. Модель объединяет цели и содержание обучения, показывает их взаимосвязь и позволяет определять место, роль и значение не только содержания курса «Безопасность дорожного движения», но и каждого его раздела и темы. По структуре, предложенная дидактическая модель включает в сбалансированном виде все входящие в ее состав компоненты.
В разработанной модели рассматривается весь процесс обучения будущих учителей технологии и предпринимательства, его составные части (цели, задачи, методы, содержание, средства и формы обучения), а также показатели и критерии эффективности подготовки студентов.
Дидактическая модель непрерывной подготовки учителей технологии и предпринимательства основывается на квалификационной характеристике специалиста и требованиях, предъявляемых к выпускнику педколледжа и педвуза по специальности 030600 (050502) «Учитель технологии и предпринимательства» и является эффективным исследовательским и управляющим педагогическим инструментом.
Практическая и теоретическая значимость дипломной работы состоит в том, что в ней:
• Теоретически обосновано место и значение образовательного процесса в системе безопасности дорожного движения;
• Определена необходимость непрерывной подготовки учителей технологии и предпринимательства по курсу «Безопасность дорожного движения» в системе многоуровневого образования с учетом специфики содержания образования на разных этапах обучения;
• Разработана дидактическая модель непрерывной подготовки учителей технологии и предпринимательства, основывающаяся на квалификационных характеристиках выпускника и состоящая из целей, задач, содержания, методов, средств и форм обучения, показателей и критериев ее эффективности;
• На основе экспериментальных данных выявлены дидактические условия непрерывной подготовки учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников безопасности дорожного движения (преемственность программ различных образовательных уровней; построение гибкой ступенчатой системы обучения; интенсификация и оптимизация содержания образования на разных этапах обучения; наличие и выбор организационных форм и методов с учетом целей и задач обучения в педвузе; организация проблемно-поискового обучения, направленного на приобретение личностно-ориентированных знаний, умений и навыков, адекватных педагогическим функциям учителя технологии и предпринимательства; объединенная учебно-материальная база и интегративный подход при организации учебного процесса, означающий реализацию глубоких системообразующих связей внутри учебно-научно-педагогического комплекса).
Полученные в процессе проведенного исследования результаты позволяют:
• Качественно улучшить процесс подготовки учителей технологии и предпринимательства за счет создания целостной системы непрерывного образования на основе интеграции содержания образования на разных этапах обучения;
• Использовать выявленные дидактические условия непрерывной подготовки учителей технологии и предпринимательства при организации учебного процесса в учебно-научно-педагогическом комплексе;
• Изменить качественные и количественные характеристики специалистов, используя предложенную дидактическую модель непрерывной подготовки учителей технологии и предпринимательства, включающей личностный, деятельностный и когнитивный компоненты.
Результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования позволяют утверждать справедливость выдвинутой нами гипотезы. Мы полагаем, что проведенное исследование является завершенным этапом работы. Вместе с тем, считаем целесообразным в дальнейшем продолжить изучение процесса непрерывной подготовки учителей технологии и предпринимательства. Дальнейшая исследовательская работа в названной области позволит более глубоко раскрыть проблемы повышения качества подготовки учителей технологии и предпринимательства и усилит теорию и практику обучения в педагогическом вузе.



1. Абдуллина, О.А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина // Советская педагогика. - 1976. - №1. - С. 76-84.
2. Абдуллина, О.А. Проблема формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей / О.А.Абдуллина // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. - М.: АПН СССР, НИИ ОП, 1976. - С. 43-48.
3. Архангельский, С.И. и др. О моделировании и методике обработке данных педагогического эксперимента / С.И. Архангельский. - М., 1974.¬228 с.
4. Архангельский, С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С.И. Архангельский. - М., 1976.- 175 с
5. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982.-192 с.
6. Белов, С.В. Концепция непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности / С.В. Белов, В.А. Девисилов // Сборник материалов Всероссийского совещания заведующих кафедр вузов по вопросам образования в области безопасности жизнедеятельности, 9-13 апреля 2001 г. (Часть 1). - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001.-152 с.
7. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем /В.П. Беспалько. - Воронеж: Воронеж, ун-т, 1977. - 304с.
8. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П.Беспалько.- М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
9. Веников, В.А. Принципы моделирования и высшее образование /В.А.Веников // Вестник высшей школы. — 1972. - №11.- С. 11-14
10. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
11. Загвязинский, В.И. О движущих силах учебного процесса // Сов. педагогика / В.И. Загвязинский. -1973. - №6. - С. 66-75.
12. Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», 1995.- 25с.
13. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1992.-23 с.
14. Котик, М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения /М.А. Котик. -М.: Транспорт, 1990.- 187 с.
15. Котик, М.А. Психология безопасности /М.А. Котик. - Таллин: Валгус, 1988.- 227 с.
16. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Кузьминой Н.В. - Ленинград, 1980. - 172 с.
17. Пидкасистый, П.И. и др. Педагогика. - 3-е изд. дополн. и перераб. /П.И.Пидкасистый. - М., 1998.- 640 с.
18. Подзолков, В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования./ В.Г. Подзолков. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1999.-263 с.
19. Приказ Министерства образования РФ «О создании координационного совета по безопасности жизнедеятельности» №178 от 22.01.2001 года.- 2 с.
20. Скаткин, М.Н. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы. / М.Н. Скаткин, В.В. Краевский - М., 1981.¬96с.
21. Сузуки, И. Реформа образования в Японии: Навстречу 21 веку. / И. Сузуки // Перспективы. - 1991. - № 73.- С.12-14
22. Сулла, М.Б. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: Уч. пособие для студентов пед. вузов, колледжей. / М.Б. Сулла, Б.М.Невзоров, В.М. Заенчик. - Тула: ТГ1ТУ им. Л.Н. Толстого, 1997. - 310с.
23. Теоретические основы содержания общего среднего образования //Под ред. Краевского В.В., Лернера И.Я. - М., 1983.-353с.
24. Шайденко, Н.А. Формирование творческой личности учителя в учебном процессе педагогического вуза. Монография /Н.А. Шайденко. - Москва: Прометей, 1992. - 96 с.
25. Якупов, A.M. Дорожно-транспортный травматизм: причины и пути
предотвращения. /A.M Якупов //Основы безопасности
жизнедеятельности. - 1999. -№ 2. - С. 43-46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ