Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА «СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕМОНТНО-ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Работа №87739

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2013
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
1.1 Дидактические требования к содержанию учебного материала по технологии
1.2 Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения 1.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА
««СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕМОНТНО-ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»
2.1 Дидактическое обеспечение преподавания раздела
«Строительные ремонтно-отделочные работы»
2.2 Проектный метод обучения как средство формирования и развития творческих способностей учащихся
2.3 Проектирование и выполнение некоторых видов ремонта элементов водоснабжения и канализации
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


В середине 90-х годов в базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации была введена новая образовательная область - “Технология”, которая заменила ранее существовавший школьный предмет “Трудовое обучение”.
Необходимость реформирования трудовой подготовки школьников в то время назрела в связи с тем, что человечество вступило в качественно новый этап бытия - техносферу, где на первый план все более выступает вопрос о технологиях - о методах и средствах добычи, преобразовании и использовании различных веществ, энергии и информации в интересах и на благо человека.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) содержание образовательной области “Технология” должно быть практикоориентированным. Будущих выпускников школы необходимо готовить к профессиональному овладению широким набором технологий - от простых до сложных, создавать условия для первоначальных шагов в этом важном направлении уже за школьной партой. При этом необходимо иметь в виду то, чтобы набор изучаемых в школе технологий соответствовал современному состоянию техники, производства, общественных отношений.
На основе анализа современного состояния трудовой подготовки в России и передового зарубежного опыта в Российской Академии Образования (РАО) в свое время был подготовлен примерный базисный план образовательной области “Технология”, который был рекомендован для внедрения в школах страны [9].
Современный школьный курс “Технология” [9] состоит из следующих разделов (направление «технический труд», мальчики):
• технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения;
• художественная обработка материалов;
• строительные ремонтно-отделочные работы;
• электронные технологии (электрорадиотехнология);
• информационные технологии;
• графика;
• техническое творчество;
• введение в художественное конструирование;
• отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение;
• производство и окружающая среда;
• элементы домашней экономики и основы предпринимательства;
• проект.
Одним из наиболее важных факторов трудовой подготовки школьников является всемерное поощрение и создание условий для развития творческих способностей учащихся. С этой целью авторами базисного плана и программ отдельных его разделов предлагается использовать на занятиях по технологии проектный метод обучения.
В школьном курсе “Технология” раздел «Строительные ремонтно-отделочные работы» занимает особое место. Основной целью введения этого раздела в школьную практику является формирование и развитие чисто практических знаний и умений учащихся, часто применяемых в быту.
Методика преподавания данного раздела пока недостаточно разработана. Это объясняется тем, что ранее этому разделу в школьном курсе «Трудовое обучение» не уделялось должного внимания, а в настоящее время учебный материал здесь может быть весьма обширен и разнообразен и существуют различные варианты учебных программ раздела. Поэтому тема данной выпускной квалификационной работы посвящена именно этой проблеме - проблеме разработки варианта методики преподавания и изучения раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы» в школьном курсе “Технология”.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по предмету “Технология” в школе.
Предметом исследования является методика преподавания раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы».
Основная идея исследования заключается в том, что существуют различные варианты содержания учебного материала по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы»; обучение учащихся по этому разделу будет эффективным при использовании на занятиях проектного метода обучения, основанного на решении конструкторско- технологических задач, связанных с ремонтом в различных жилых и учебных помещениях.
Цель работы: разработка варианта методики преподавания раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы» с целью формирования практических умений и поиска при этом возможных путей развития творческих способностей учащихся посредством выполнения проекта по технологии.
Для достижения поставленной цели было предусмотрено решение следующих задач исследования:
- изучение и анализ информации по исследуемой проблеме;
- определение варианта содержания учебного материала по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы»;
- рассмотреть возможные пути и способы развития творческих способностей учащихся в условиях выполнения проектов по технологии в процессе изучения раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы»;
- разработка реального примера выполнения проекта по технологии учащимися по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы», связанного с ремонтом в жилом помещении.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической и специальной литературы; наблюдение за процессом преподавания технологии, изучение и анализ опыта преподавания технологии в общеобразовательной школах г. Елабуги.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы учителями при проведении уроков по технологии, во внеклассной работе по технике в общеобразовательной школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Общий объём работы составляет 51 страницу машинописного текста.
Работа выполнена на кафедре общей инженерной подготовки инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотренные в настоящей выпускной квалификационной работе вопросы методики преподавания раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы» школьного курса технологии являются результатом изучения психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы, педагогических наблюдений за учебным процессом по технологии, а также и обобщения опыта работы учителей технологии гг. Елабуги, Набережные Челны.
Представленные здесь во второй главе материалы могут, на наш взгляд, использоваться учителями технологии в своей работе при организации учебного процесса по указанному выше разделу. Кроме того, рассмотренный в работе перечень работ, по усмотрению учителя, может быть изменен или расширен. Например, в практические работы может быть включена работа по изучению и ремонту шарового крана, ликвидации течи в трубах, в местах соединения труб, ремонт потолка - оклейка потолка пенополистирольными плитами, ремонт полов - укладка ламината или ковролина, ремонт ванной комнаты - наклейка на пол или стену керамической плитки и т.п.



1. Всемирная компьютерная сеть «Интернет».
2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. пособие для слушателей ФПК и директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов/Под ред. М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
3. Джексон, А. Мастер золотые руки: полное руководство /Альберт Джексон, Дейвид Дэй; пер с англ. Ю.Суслова. - М.: АСТ: Астрель, 2012. - 560 с.: ил.
4. Джексон, А. Сделай сам: полное руководство /Альберт Джексон, Дейвид Дэй; пер с англ. Ю.Суслова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 520 с.: ил.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 48 с.
6. Капустин, В.С. Проекты по технологии в 5-9 классах: Методические рекомендации для учителей технологии /В.С.Капустин. - Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2000. - 95 с.
7. Кругликов Г.И. Методика обучения старшеклассников творческой
деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов
технолого-экономических (технологии и предпринимательства) факультетов педвузов и педколледжей, дополнительного образования / Г.И.Кругликов, В.Д.Симоненко. - Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 1998. - 321 с.
8. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. Г.И. Кругликов/М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
9. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления / Т.В.Кудрявцев.
- М.: Педагогика, 1975. - 304 с., ил.
10. Лебедев М.М. Справочник молодого штукатура / М.М.Лебедев - М.: Высшая школа, 1984. - 159 с.: ил.
11. Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения /Под ред. Т.В.Кудрявцева. - М.: Педагогика, 1970. - 336 с.
12. Павлова М.Б. О проектном подходе к разработке содержания предмета “Технология” // Школа и производство, 1993, - № 5. - С. 43-45.
13. Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое
обучение. Технология. 1-4 классы. 5-11 классы. /Под ред Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко. - М.: Просвещение, 2005. - 240 с.
14. Селиверстов, В.А. Что должен знать и уметь учитель технологии /В.А. Селиверстов //Школа и производство. - 2004. - №3. - С.17.
15. Спенс, У. Энциклопедия ремонта /Пер. М.Г.Звонарева. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 592 с., ил.
16. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. / Тищенко А.Т. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-граф, 2001. - 240 с.
17. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Тищенко А.Т. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана- граф, 2001. - 174 с.
18. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Тищенко А.Т. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана- граф, 2002. - 182 с.
19. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Бронников Н.Л. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-граф, 2000. - 214 с.
20. Технология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / Симоненко В.Д [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-граф, 2001. - 230 с.
21. Технология. 7 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д.Симоненко /сост. Ю.Л.Засядько. - Волгоград: Учитель, 2006. - 136 с.
22. Технология: 5-8 классы: Программа /И.А.Сасова, А.В.Марченко. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 96 с.
23. Технология: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 169 с.
24. Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 161 с.
25. Технология: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 164 с.
26. Технология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 160
с.
27. Технология: 6 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко / сост. Ю.П.Засядько. - Волгоград: Учитель, 2007. - 126 с.
28. Технология. 7 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д.Симоненко /сост. Ю.Л.Засядько. - Волгоград: Учитель, 2006.
- 136 с.
29. Технология обработки конструкционных материалов. 5 класс.
Поурочные планы по учебнику под ред. В.Д.Симоненко/авт.-сост. Т.А.Жданова. Волгоград: Учитель-Аст, 2003. - 108 с. .
30. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Тищенко А.Т. [и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана- граф, 2002. - 182 с.
31. Технология: 8 класс: метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / А.В.Леонтьев, В.С.Капустин, И.А.Сасова; под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 144 с.
32. Федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии //Школа и производство.- 2004. - №4. - С. 3-18.
33. Шепелев, А.М. Ремонт квартиры своими силами. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1990. - 416 с., ил.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ