РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Сущность понятия творческие способности 6
1.2 Младший школьник как субъект творческой деятельности 12
1.3 Особенности развития способностей ребенка в младшем школьном
возрасте 17
1.4 Педагогические условия и пути развития творческих способностей
учащихся начальных классов 22
Выводы по1 главе 28
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ 30
2.1 Программа исследования творческих способностей учащихся 1-х
классов 30
2.2 Условия, методы и методики исследования творческих
способностей учащихся 1-х классов 35
2.3 Результаты исследования творческих способностей учащихся 1-х
классов 38
2.4 Методические рекомендации по развитию творческих способностей
учащихся 1-х классов 58
Выводы по 2 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Сущность понятия творческие способности 6
1.2 Младший школьник как субъект творческой деятельности 12
1.3 Особенности развития способностей ребенка в младшем школьном
возрасте 17
1.4 Педагогические условия и пути развития творческих способностей
учащихся начальных классов 22
Выводы по1 главе 28
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ 30
2.1 Программа исследования творческих способностей учащихся 1-х
классов 30
2.2 Условия, методы и методики исследования творческих
способностей учащихся 1-х классов 35
2.3 Результаты исследования творческих способностей учащихся 1-х
классов 38
2.4 Методические рекомендации по развитию творческих способностей
учащихся 1-х классов 58
Выводы по 2 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современная ситуация, сложившаяся в нашем обществе, значительно изменила и усложнила процессы обучения и воспитания подрастающего поколения. Те, кто своей профессией выбрал помощь в развитии юных, крайне встревожены низким уровнем креативности людей, тем, что миллионы,- из-за недостатков образования остаются на уровне стандартов в мыслях и чувствах. Обществу нужны творческие люди.
Сейчас как раз то время, когда общество осознало это, и стремится развивать в человеке творческую нить. Творческие люди, мыслящие не шаблонно, во все времена определяли прогресс цивилизации. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью.
Таким образом, творчество - норма детского развития. Совместимо ли творчество с обучением, особенно с начальным?
В младшем школьном возрасте, как утверждает психолог Д.Б. Богоявленская «следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее» [3, с. 20].
Следовательно формирование и развитие творческих способностей является важной составной частью педагогического процесса. Главная цель школы - способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения - в воспитании творческого человека.
Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими исследователями (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, С. Гольдентрихт, О. Матюшкин, Я. Пономарев и др.). Таким образом, проблема развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально потому, что исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать знания как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
Актуальность темы определила цель исследования - определить и проверить на практике педагогические приемы, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования - развитие творческих способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования - процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования - процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия и выработаны определенные приемы, способствующие развитию творческих способностей в учебной деятельности младшего школьника.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты понимания творческих способностей у младших школьников;
2. Выявить педагогические пути и условия развития творческих способностей учащихся начальных классов;
3. Изучить особенности развития способностей ребенка в младшем школьном возрасте;
4. Провести практическое исследование выявления уровня и развития творческих способностей у учащихся 1-х классов на уроках чтения.
Теоретической базой исследования явились работы ученных Д.Б. Богоявленской, М.В. Бойкиной, Е.С. Галанжиной, В.Н. Дружинина, И.А. Зимней, С.В. Лободиной, Л.Д. Мардер, О. Машталь, Р.С. Немова, А.В. Тихомировой, А.В. Хуторского Д.Б. Эльконина и др.
В качестве методологической основы выбраны системный и личностно-деятельностный подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования. Были использованы следующие методы исследования: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, идивидуально- психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития творческих способностей учащихся.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе психологов и педагогов для повышения уровня развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе, а также в системе повышения квалификации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством проведения эксперимента в СОШ № 6 г. Лениногорск Республики Татарстан. Группа детей из 50 человек 7-8 лет. Экспериментальная работа проводилась в течение двух месяцев и была направлена на развитие творческих способностей младших школьников.
Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка использованной литературы и приложения
Сейчас как раз то время, когда общество осознало это, и стремится развивать в человеке творческую нить. Творческие люди, мыслящие не шаблонно, во все времена определяли прогресс цивилизации. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью.
Таким образом, творчество - норма детского развития. Совместимо ли творчество с обучением, особенно с начальным?
В младшем школьном возрасте, как утверждает психолог Д.Б. Богоявленская «следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее» [3, с. 20].
Следовательно формирование и развитие творческих способностей является важной составной частью педагогического процесса. Главная цель школы - способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения - в воспитании творческого человека.
Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими исследователями (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, С. Гольдентрихт, О. Матюшкин, Я. Пономарев и др.). Таким образом, проблема развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально потому, что исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать знания как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
Актуальность темы определила цель исследования - определить и проверить на практике педагогические приемы, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования - развитие творческих способностей детей школьного возраста.
Предмет исследования - процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования - процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия и выработаны определенные приемы, способствующие развитию творческих способностей в учебной деятельности младшего школьника.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты понимания творческих способностей у младших школьников;
2. Выявить педагогические пути и условия развития творческих способностей учащихся начальных классов;
3. Изучить особенности развития способностей ребенка в младшем школьном возрасте;
4. Провести практическое исследование выявления уровня и развития творческих способностей у учащихся 1-х классов на уроках чтения.
Теоретической базой исследования явились работы ученных Д.Б. Богоявленской, М.В. Бойкиной, Е.С. Галанжиной, В.Н. Дружинина, И.А. Зимней, С.В. Лободиной, Л.Д. Мардер, О. Машталь, Р.С. Немова, А.В. Тихомировой, А.В. Хуторского Д.Б. Эльконина и др.
В качестве методологической основы выбраны системный и личностно-деятельностный подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования. Были использованы следующие методы исследования: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, идивидуально- психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития творческих способностей учащихся.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе психологов и педагогов для повышения уровня развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе, а также в системе повышения квалификации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством проведения эксперимента в СОШ № 6 г. Лениногорск Республики Татарстан. Группа детей из 50 человек 7-8 лет. Экспериментальная работа проводилась в течение двух месяцев и была направлена на развитие творческих способностей младших школьников.
Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка использованной литературы и приложения
В процессе исследования мы подробно проанализировали сущностные характеристики творческих способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условиях школы. Творческие способности как формирующее понятие представляется нам особенно важным и актуальным сегодня.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества.
Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями и поведенческими нормами. Ребенок - личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи педагога.
Творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Нами была сделана попытка построения некой системы выполнения творческих заданий на уроке чтения в процессе обучения младших школьников.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка, предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые компетенции, с творческой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их креативности, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.
Отсюда можно сделать вывод, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога.
Таким образом, формирование творческих способностей личности ребенка - одна из главнейших задач начальной школы. Это является необходимым условием для развития личности в целом. При этом ведущая роль принадлежит взрослым - не только учителям, но и родителям.
Итак, изучение психолого-педагогической литературы, проведенное экспериментальное исследование показало, что стимулирование творческой активности в различных видах деятельности в системе обучения детей младшего школьного возраста имеет большое значение для развития творчества младших школьников и развития ребенка в целом.
Пути применения только традиционных методов является малоэффективными. Необходимо использование таких методов и средств, которые бы способствовали повышению потенциальных возможностей и интереса детей младшего школьного возраста в творческой деятельности.
Данная проблема еще полностью не раскрыта, происходит много дискуссий о том: Стоит ли уделять столь большое внимание развитию творческого потенциала? Какие условия для этого необходимы? Мы лишь сделали первую попытку разобраться в этой проблеме. И нам бы хотелось закончить мысль словами К. Базви, на которые мы натолкнулись в интернет- ресурсах, изучая материал по данной теме: «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления» [53].
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества.
Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями и поведенческими нормами. Ребенок - личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи педагога.
Творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Нами была сделана попытка построения некой системы выполнения творческих заданий на уроке чтения в процессе обучения младших школьников.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка, предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые компетенции, с творческой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их креативности, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.
Отсюда можно сделать вывод, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога.
Таким образом, формирование творческих способностей личности ребенка - одна из главнейших задач начальной школы. Это является необходимым условием для развития личности в целом. При этом ведущая роль принадлежит взрослым - не только учителям, но и родителям.
Итак, изучение психолого-педагогической литературы, проведенное экспериментальное исследование показало, что стимулирование творческой активности в различных видах деятельности в системе обучения детей младшего школьного возраста имеет большое значение для развития творчества младших школьников и развития ребенка в целом.
Пути применения только традиционных методов является малоэффективными. Необходимо использование таких методов и средств, которые бы способствовали повышению потенциальных возможностей и интереса детей младшего школьного возраста в творческой деятельности.
Данная проблема еще полностью не раскрыта, происходит много дискуссий о том: Стоит ли уделять столь большое внимание развитию творческого потенциала? Какие условия для этого необходимы? Мы лишь сделали первую попытку разобраться в этой проблеме. И нам бы хотелось закончить мысль словами К. Базви, на которые мы натолкнулись в интернет- ресурсах, изучая материал по данной теме: «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления» [53].
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ БУМАГИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Комплексное развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей младших школьников в
контексте реализации требований ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей младших школьников при изучении литературной сказки
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



