Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Работа №87721

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2013
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО
АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ 6
1.1 Формы коммуникации в учебном процессе высшей школы 6
1.2 Понятие интерактивного обучения и способы его реализации 9
1.3 Классификация интерактивных методов обучения в вузе 20
Выводы по первой главе 34
Глава 2 ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ 36
2.1 Технология подготовки интерактивного занятия 36
2.2 Методические рекомендации по проведению интерактивных занятий со
студентами 42
2.3 Методика проведения психолого-педагогического тренинга как
интерактивной технологии подготовки будущих учителей 46
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ


Проблема активизации познавательной деятельности студентов до сих пор является одной из наиболее актуальных в теории и практике высшего профессионального образования. Так, в последнее время особенно актуальна проблема использования в современном вузе активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. В настоящее время для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми.
Одним из путей повышения эффективности подготовки будущих специалистов, в том числе учителей технологии, является целенаправленное формирование их познавательной активности и самостоятельности, так как рынок труда требует конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, знаниями, умениями, навыками, высокой профессиональной компетентностью в избранной профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно выделить противоречие между значительным потенциалом активной познавательной деятельности в обеспечении развития будущих специалистов, в том числе студентов, обучающихся по специальности «Технология и предпринимательство», с одной стороны, и существующими неэффективными условиями овладения и реализации познавательной деятельности студентов вуза с другой.
Решение данного противоречия мы видим в использовании интерактивных методов обучения, основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Использование различных интерактивных форм и методов активизации познавательной активности позволяет вовлечь студентов в практические ситуации, возникающие в реальной педагогической деятельности, но не решаемые на основании применения традиционных технологий организации образовательного процесса. Безусловно, современные педагогические технологии не претендуют на универсальность и не заменят полностью традиционно сложившиеся формы обучения, однако смогут значительно повысить уровень сформированности познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства.
Учитывая актуальность данной проблемы, мы выбрали следующую тему для нашего исследования: «Использование интерактивных методов обучения в подготовке будущих учителей».
Объект исследования - процесс подготовки будущих учителей.
Предмет исследования - интерактивные методы обучения будущих учителей.
Цель исследования: разработать рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий со студентами, обучающимися по специальности «Технология и предпринимательство», с использованием интерактивных методов обучения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть формы коммуникации в учебном процессе высшей школы.
2. Определить способы реализации интерактивного обучения студентов.
3. Составить классификацию интерактивных методов обучения студентов.
4. Составить рекомендации по проведению интерактивных занятий в вузе.
5. Разработать методику проведения психолого-педагогического тренинга как интерактивной технологии подготовки будущих учителей.
Методы исследования: теоретические методы - изучение, отбор и систематизация педагогических, психологических и философских материалов по данной проблеме; эмпирические - наблюдение, беседа.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют психолого-педагогические концепции потребностей личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.); исследования по проблемам познавательной активности (Д.Б. Богоявленская, A.A. Вербицкий, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, В.А. Петровский, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Т.Н. Шамова, Г.Н. Щукина и др.); основные идеи профессиональной подготовки будущих учителей технологии Щ.П. Беспалько, O.A. Кожина, Г.И. Кругликов, B.H Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по проведению интерактивных занятий со студентами, обучающимися по педагогическим специальностям и направлениям подготовки.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа над нашим исследованием, посвященным вопросам использования интерактивных методов обучения в подготовке будущих учителей, позволила нам сформулировать следующие выводы.
1. На сегодняшний день основной формой коммуникации в вузе остается односторонняя форма, суть которой заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении студентом. Однако она перестала быть эффективной. Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации, которая предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса, а не только преподавателя, паритетность, отсутствие репрессивных мер управления и контроля с его стороны. При этой форме возрастает количество интенсивных коммуникативных контактов между самими студентами.
2. Интерактивное обучение, в отличие от традиционного, предполагает
в первую очередь смещение акцента с деятельности преподавателя на деятельность студента. Одним из способов реализации интерактивного обучения является кооперативное обучение, основными принципами которого являются следующие: позитивное взаимодействие, структурированная индивидуальная ответственность, обеспечение стимулирования студентами успехов друг друга, обучение студентов необходимым социальным навыкам и обеспечение их использования.
3. К наиболее эффективным методам интерактивного обучения в вузе относятся: деловые и ролевые игры; психологические и иные тренинги; групповая, научная дискуссия, диспут; дебаты; кейс-метод; метод проектов; мозговой штурм; разбор конкретных ситуаций; метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп); круглые столы и др.
4. В педагогическом вузе одной из самых эффективных интерактивных форм проведения учебных занятий является тренинг. В зависимости от поставленных задач специалисты условно делят тренинг на две большие группы: ориентированные на приобретение и развитие профессиональных умений и навыков делового взаимодействия, способствующие повышению эффективности организационной деятельности; нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения.
Проведенное нами исследование позволило нам разработать рекомендации по проведению психолого-педагогических тренингов, которые можно проводить на различных занятиях со студентами, обучающимися по педагогическим специальностям и направлениям подготовки.



1. Активные методы обучения / А. О. Блинов [и др.]. - М. : КноРус,
2007. - 416 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.
3. Балаев, А.А. Активные методы обучения / А.А. Балаев. - М.:
Профиздат, 1986. - 94 с.
4. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
5. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения: вопросы
терминологии / Г.А. Бордовский // Педагогика. - 1993. - №5. - С. 12-15.
6. Братцева, Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену
педагогической парадигмы / Г.Г. Братцева // Философия образования : Материалы сборника конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское
философское общество, 2002. - С. 336-340.
7. Главатских, В. А. Методы активного обучения : учеб. пособие для вузов / В.А. Главатских, В.Ф. Глушков. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2006. - 167 с.
8. Грудзинская, Е.Ю. Активные методы обучения в высшей школе / Е.Ю. Грудзинская, В.В. Марико. - Н. Новгород, 2007. - 182 с.
9. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
10. Загрекова, Л.В. Дидактика / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - М.: Высшая школа, 2007. - 383 с.
11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 384 с.
12. Змеев, С.И. Технология обучения взрослых: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Змеев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 128 с.
13. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
14. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - М. : Тетрасистемс, 2011. - 224 с.
15. Князев, А.М. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения : учеб. пособие / А. М. Князев, И. В. Одинцова. - М. : Изд-во РАГС,
2008. - 206 с.
16. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
17. Кругликов, В.Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. - СПб. : П-2, 2006. - 189 с.
18. Крысько, В. Г. Психология и педагогика : учеб. пособие / В.Г. Крысько. - М. : Омега-Л, 2007. - 368 с.
19. Лаврентьев, С.Ю. Активное обучение как метод формирования
познавательной деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства / С.Ю. Лаврентьев // Проблемы современной науки и практики: идеи и новации. Юшковские чтения: материалы II
Республиканской науч.-практ. конф. ; под ред. Н.М. Швецова. - Йошкар-Ола: МОСИ - ООО «Стринг», 2011. - С. 137-142.
20. Лаврентьев, С.Ю. Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства / С.Ю. Лаврентьев, В.А. Комелина // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - С. - 22-27.
21. Меньшиков, И.С. Лекции по теории игр и экономическому моделированию / И.С. Меньшиков. - М. : МЗ Пресс, 2006. - 208 с.
22. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 432 с.
23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.
24. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. - М.: Весь мир, 2000. - 200 с.
25. Овчинникова, И.В. Использование активных методов обучения в вузе / И.В. Овчинникова // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 10 - С. 59-60.
26. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.
27. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем / В.И. Панов. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.
28. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова; под общ. Ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
29. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
30. Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения / А.П. Панфилова. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
31. Панфилова, А.П., Громова Л. А., Богачек И. А., Абчук В. А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс технологиям / Под ред. проф. Соломина В. П. - СПб.: Питер, 2004. - 240 с.
32. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушкина. - Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ» ; Феникс, 2010. - 333 с.
33. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим- Бад; редкол.: М. М. Безруких, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
34. Петровская, Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 168 с.
35. Платов В.Я. Деловые игры : разработка, организация, проведение : учебник / В.Я. Платов. - М. : Профиздат, 1991. - 192 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
37. Сидельникова, Т.Т. Инновации в обучении социальным и гуманитарным дисциплинам / Т.Т. Сидельникова. - Казань : Центр инновационных технологий, 2009. - 352 с.
38. Сластенин, В.А. Психология и педагогика. Учебное пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
39. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005. - 400 с.
40. Современные вопросы активизации образовательного процесса : из опыта подгот. экономистов-менеджеров : сб. метод. материалов для преподавателей вуза: сб. метод. материалов для преподавателей вуза - Омск : Изд-во ОмГАУ, 2007. - 189 с.
41. Стернберг, Р. Практическая психология / Р. Стернберг. - СПб. : Питер, 2002. - 272 с.
42. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2000. - 672 с.
43. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов : учебник / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 512 с.
44. Торн, К. Тренинг. Настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://bzbook.ru/business/trenning-nastoljnaya-kniga-trenera.html,свободный.
45. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 281 с.
46. Успенский, В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 176 с.
47. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.
48. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход / Ю.Г. Фокин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 240 с.
49. Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии / Ж.С. Хайдаров, В.М. Филатов, П.И. Пидкасистый - М. : Просвещение, 1996. - 272 с.
50. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.
51. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.:
Просвещение, 1987. - 350 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ