Обоснование методических рекомендаций по применению метода проекта как средства формирования лексических умений (на примере изучения темы «Image and Colour» в 10 классе)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ
МЕТОДА ПРОЕКТА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ 6
1.1 Формирование лексических умений как психолого-методическая проблема 6
1.2 Сущность и содержание метода проектов в методике
обучения английскому языку 16
1.3 Особенности использования метода проекта для
формирования речевых умений школьников 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «IMAGE АИВ СОЕОНК» В 10 КЛАССЕ 29
2.1 Методика использования компьютерных технологий на
уроках английского языка при изучении темы «Image and Colour » в 10 классе 29
2.2 Анализ методики преподавания интегрированного урока по
английскому языку с использованием метода проектов при изучении темы «Image and Colour » в 10 классе 33
2.3 Методические рекомендации по использованию метода
проектов как средства развития речевых умений 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Изменения в области ориентации от изучения языка как формальной системы, абстрагированной от условий его использования, к рассмотрению языка как средства общения и коммуникативного воздействия оказались весьма плодотворными и перспективными для обучения иностранному языку вообще и лексике в частности.
Поскольку целью обучения является развитие умений и навыков устных и письменных форм общения, то владение лексикой иностранного языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели.
Современная лингвистика рассматривает язык как иерархическую структуру, состоящую из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы, как слова, фразеологические и другие устойчивые сочетания, клише, этикетные и речевые формулы.
За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь использовать их в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.
Очевидно, что формирование лексических навыков и умений должно идти в условиях, максимально приближенных к тем, какие могут встретиться при естественной коммуникации, а сам процесс обучения должен строиться на решении коммуникативных задач посредством языкового материала. Одним из средств педагогического управления учебной деятельностью являются проектные задания.
Провозглашенные в современной методике принципы коммуникативности и комплексности обучения иностранному языку требуют иного подхода к организации и построению самих занятий, и, прежде всего, к созданию условий для формирования и развития иноязычных навыков и умений, а именно - введение в традиционное обучение активных форм и методов, в частности проектных.
Проектная деятельность на уроке английского языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Создание проекта развивает умственную активность, являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, проект требует огромной концентрации внимания, тренирует память, при защите, развивает речь. Проектные методы обучения увлекают даже самых пассивных учеников. Использование на уроке проектного метода обучения помогает учителю сделать урок более эффективным и увлекательным.
Изучение метода проекта как средства формирования лексических навыков и умений говорения позволит выработать основные требования к проекту как методу, приему и средству обучения в школе, и тем самым повысить эффективность учетно-воспитательного процесса.
Выбранная тема является одной из наиболее актуальных в настоящее время, так как метод проектов, сравнительно новый метод в преподавании английского языка, способствует активному вовлечению учеников в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.
Таким образом, основная проблема работы заключается в определении условий обучения английскому языку на основе метода проектной деятельности на старшем этапе обучения.
Теоретической основой настоящей работы являются методические исследования по данной проблеме М.М. Белкова, Н.Д. Гальсковой, Л.Г. Денисовой, Н.Ф. Коряковцевой, С.С. Кулакиной, Е.И. Пассова, Н.Ю. Пахомовой, А.П. Старкова, С.Г. Тер-Минасовой, И.Д. Чечель, Д.Н. Шмелёва.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью применения ее на практических занятиях по английскому языку.
Целью выпускной квалификационной работы является обоснование методических рекомендаций по применению метода проекта как средства формирования лексических умений (на примере изучения темы «Image and Colour» в 10 классе)
Задачи исследования:
1) изучить состояние проблемы формирования лексических умений в теории и практике обучения иностранному языку;
2) проанализировать систему работы по применению метода проекта как средства формирования лексических умений в теории и практике обучения английскому языку;
3) обосновать методические рекомендации по использованию метода проекта как средства формирования лексических умений на примере изучения темы «Image and Colour» в 10 классе.
Объектом исследования является процесс формирования лексических умений, а предметом - метод проекта как средство формирования лексических умений.
В работе использовались следующие методы: метод описательного анализа, сопоставительный метод.
При проведении исследования были использованы теоретические (анализ, синтез) и практические (тестирование) методы исследования. При написании работы использовались труды отечественных авторов, таких, как Белякова М.М., Гальскова Н.Д., Денисова Л.Г., Шмелёв Д.Н., Кочетурова Н.А., Коряковцева Н.Ф., а также использовались электронные источники информации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В настоящее время возникает много дискуссий относительно методов преподавания иностранного языка, направленных на оптимизацию указанных целей обучения. Одновременно наблюдается резкий спад интереса учащихся к учебе. Видеофильмы начинают заменять и вытеснять театры, музеи, книги. В результате интеллектуальный уровень учащихся падает. Подростки зачастую с трудом могут выразить свои мысли на родном языке. В то же время общеизвестно, что тот, кто плохо выражает свои мысли на родном языке, не может хорошо и правильно говорить на иностранном. По мнению ученых, преподаватель иностранного языка больше, чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно создавать положительный эмоциональный климат на уроке и обеспечивать по возможности возникновение у школьников положительных эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности. Весьма эффективным при решении этой задачи является использование проектного метода на уроках иностранного языка.
Среди круга вопросов, составляющих содержание методики обучения иностранным языкам, проблеме формирования лексических умений принадлежит одно из ведущих мест. Правильно составленный учебный словарь является необходимым пособием для учителя, так как ориентирует его на строго ограниченный круг лексики, подлежащей усвоению.
Метод проекта является эффективным средством формирования лексических навыков и умений учащихся. Проектный метод имеет одну важную дидактическую особенность: вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. При обсуждении на уроках информации по любому проекту учитель, должен подсказывать нужную лексику. Проекты содержательно могут выполняться на уроках по другим учебным предметам, а оформляться в языковом отношении во внеурочное время и не всем классом, а отдельными группами учащихся или даже отдельными учениками.
В любом случае все проекты языка «работают» на овладение иностранным языком. Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (что, разумеется, важно), но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.
Мультимедийные технологии при разработке проектов к уроку «Image and Colour» в 10 классе являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в средней школе, способствует модернизации общего образования, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся.
Таким образом, основная идея использования проектного метода в целях развития речевых умений заключается в том, что бы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами. Вот почему мы обратились именно к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором развиваются речевые навыки учащихся.
1. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. - М.: 2008, №3 С. 6 - 11.
2. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. - М.: 2008, №4 С. 16 - 24.
3. Бершадский М. Информационная компетентность.//Народное образование. -М.: 2009, №4 С.139- 141.
4. Браун Д.Р. Модель решения проблем для развития информационной грамотности: комплексный подход.//Библиотека в школе - 2006. - №22. С. 6 - 11
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М: АРКТИ, 2004. - 236 с.
6. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. // Директор школы, 2005.- №6 С. 26 - 31.
7. Гусельникова Е.В. Как работает школьный Интернет-класс. - М.: РАО, 2000. - 362 с.
8. Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. - 2009. №4 С. 12 - 28.
9. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. - Спб: Питер 2007. - 154 с.
10. Ермаков Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся / /Народное образование - 2009. - №4 С. 6 - 11.
11. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. - Спб: Питер 2007. - 214 с.
12. Кисунько, Е.И., Музланова, Е.С. Интерактивное обучение учащихся 10-11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык. - М.: Первое сентября. - 2007, №16 С.17 - 25.
13. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. -М.: 2003, № 3 С. 33¬39.
14. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. - М.: АРКТИ, 2002. - 226 с.
15. Кочетурова Н.А. Метод проектов в обучении иностранному языку. Материалы Региональной Научно-практической конференции «Английский язык в системе «Школа - Вуз», Новосибирск, 2003. - 120 с.
16. Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка // ИЯШ. 1995. №5 С. 16 - 20.
17. Кузовлев В.П., Лапа, Ч.М. Книга для учителя к учебнику 10-11 кл. общеобр. учреждений. - М.: Просвещение. 2002. - 89 с.
18. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением // Иностр. языки в школе. - 2000. - № 6 С. 41 - 56.
19. Листрова, Л.В. Организация проектной деятельности школьников на основе Интернет-технологий. Воронеж: ВГПУ, 2001.
20. Николаенко В.М. Психология и педагогика.- Новосибирск:
ИНФРА-М, НГАЭиУ, 2000. - 356 с.
21. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование, 2000.- №7 С. 10 - 11.
22. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов - М.: Русский язык, 1999. - 253 с.
23. Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. - М: Просвещение, 2004. - 105 с.
24. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель, - 2000, №4 С. 6 - 11.
25. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие. - М.: Высшее образование, 2006. - 237 с.
26. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2010. № 2-3 С. 14 - 16.
27. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат . - М.: Академия. 2009. - 265 с.
28. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык 5¬11 классы.- М.: Просвещение, 2005. - 234с.
29. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. Методич. Пос. для 5-10 кл. - М.: Просвещение, 2000. - 147 с.
30. Старков А.П., Диксон Р.Р. Книга для учителя к учебнику английского языка для 9-10 кл. ср. школы. - М.: Просвещение 1997. - 36 с.
31. Сысоев П.В., Евстигнеева М.Н. Современные учебные Интернет- ресурсы в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. - 2010, №6 С. 8 - 18.
32. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: МГУ, 2004. - 142 с.
33. Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексики. ИЯШ, №2, 2002. С. 43-47.
34. Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы, 2008 №3 С. 12 - 18.
35. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 2008. - 190 с.
36. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики - М.: Наука. 1993. - 140 с.