Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №87707

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2013
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ 6
1.1 Социальное и профессиональное самоопределение учащихся 6
1.2 Особенности личности подростка и выбор профессии 13
1.3 Состояние профориентационной работы со школьниками в Республике
Татарстан 24
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ 31
2.1 Роль и место профориентационной работы с учащимися в современном
содержании школьного предмета «Технология» 31
2.2 Методические материалы для обеспечения преподавания раздела
технологии «Современное производство и профессиональное образование» в школе 40
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Сегодня в мире существуют сотни тысяч профессий, и ежегодно появляется несколько сот новых. «Время жизни» профессии составляет от 5 до 15 лет, после чего она либо исчезает, либо меняется до неузнаваемости. Это означает, что человеку в течение его трудовой жизни придется сменить профессию или приспособиться к происходящим к ней изменениям, сохраняя профессиональную пригодность.
Образовательная область «Технология» включает в себя согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования раздел «Современное производство и профессиональное образование», основной целью изучения которого является подготовка подростков к предстоящему профессиональному выбору, формирование положительной профессиональной мотивации в избранной области деятельности. Содержание этих разделов помогает сформировать и диагностировать готовность школьников к выбору профессии, что является важной частью современного образовательного процесса.
В последнее десятилетие на рынке труда стали востребованными рабочие специальности, а школы до сих пор ориентируют выпускников на получение социальных профессий. В настоящее время экономическое и юридическое образование уже утратило свою актуальность, востребованным профессиям современная молодежь не уделяет должного внимания. Все безуспешно гонятся за престижем, но никто не задумывается о своем будущем и будущем своей страны. В связи с существующими противоречиями многие выпускники вузов остаются безработными либо работают не по своей специальности.
Исходя из этого, профориентационную работу в современной общеобразовательной школе следует сконцентрировать на решении таких сложных образовательных задач, как:
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства - учащихся коррекционных классов и школ, девушек классов социально-экономического профиля обучения и др.
Учитывая актуальность данной проблемы, мы выбрали следующую тему для нашего исследования: «Методическое обеспечение преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное образование» в общеобразовательной школе».
Целью исследования является разработка методического обеспечения преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное образование» в общеобразовательной школе.
Объектом исследования является профориентационная работа учителя технологии.
Предмет исследования: методические средства обеспечения преподавания предмета «Технология» на примере раздела «Современное производство и профессиональное образование» в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Определить основные понятия, раскрывающие сущность профессиональной ориентации.
2. Выявить связь между особенностями личности подростков и их выбором профессии.
3. Изучить и провести анализ проблем профориентационной работы со школьниками в Республике Татарстан.
4. Раскрыть роль и место профориентационной работы с учащимися в современном содержании школьного предмета «Технология». 
Теоретической и методологической базой исследования явились труды О.С. Газмана, А.М. Новикова, Г.В. Пичугиной, Н.С. Пряжникова, Л.Н. Серебренникова, Т.В. Черниковой, С.Н. Чистяковой и др.
Методы исследования: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии; изучение и анализ опыта деятельности образовательных учреждений по профориентации; моделирование; наблюдение, анкетирование, опрос.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических средств поддержки преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное образование», которые можно использовать в практике учителей технологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы.
1. Выбор профессионального пути выпускником школы является одним из важнейших событий его личностного и жизненного самоопределения. Этот выбор в настоящее время осложнен экономическими и социальными обстоятельствами. Исследования социальных целей и ценностей молодежи в области труда и образования свидетельствуют о том, что профориентационная работа на этапе ранней юности должна проводиться интенсивно, чтобы помочь молодым людям сделать достойный жизненный выбор.
2. Данные социологических исследований, проведенных по заказу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, показывают, что 70% городских и 50% сельских выпускников школ собираются поступать в ВУЗы. Однако они ориентированы на получение профессий юриспруденции, бизнеса, экономики. Учебные заведения в угоду спросу со стороны абитуриентов, а не в соответствии с потребностями экономики, формируют и расширяют структуру подготовки по непрофильным видам обучения. В итоге несоответствие между объемами и профилями подготовки кадров в учебных заведениях и профессионально-квалификационной структурой спроса экономики на рабочую силу приводит к невостребованности молодых специалистов на рынке труда.
3. Для решения данной проблемы наряду с другими мерами необходимо
активизировать профориентационную работу с учащимися общеобразовательных учреждений, в том числе в рамках раздела школьного предмета «Технология» «Современное производство и профессиональное образование», основной целью которого является изучение мира профессий, приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного профессионального самоопределения . Процесс обучения данному предмету создает благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися.
4. К основным методическим материалам, поддерживающим преподавание раздела технологии «Современное производство и профессиональное образование» в школе, относятся следующие: профессиограммы и описания основных массовых профессий, литература о мире профессий, профессиональных учебных заведениях, различных отраслях народного хозяйства, о людях труда; фильмы об учебных заведениях профессионального образования, производственных предприятиях; банки видеопрезентаций учебных заведений профессионального образования; примерная тематика и методические рекомендации по организации профориентационных мероприятий для учащихся и их родителей; методические разработки уроков по различным предметам с рекомендациями по обеспечению их профориентационной направленности; материал, используемый в целях изучения интересов, склонностей учащихся, их психофизиологических качеств, ценностных ориентаций (тесты, анкеты, опросники) и др.
Активное привлечение молодежи к освоению профессиональной культуры при осуществлении конструктивных шагов на уровне государства в сфере молодежных проблем, занятости населения, осуществления обоснованной социально-экономической политики создаст условия для становления активного трудоспособного и социально компетентного населения.



1. Асперова, И.Б. Профессиональное воспитание в школе / И.Б. Асперова. - М.: Знание, 2004. - 285 с.
2. Арефьев, И.П. Технология. Профориентация / И.П. Арефьев. - М.: ЭНАС, 2005. - 93 с.
3. Арефьев, И.П. Профориентация учащихся в «Технологии»/ И.П. Арефьев // Школа и производство. - 2001. - № 2. - С. 76-80.
4. Артюхина, Е.В. Профессиональные интересы школьников / Е.В. Артюхина, Е.С. Гобова // Школа. - 2002. - № 4. - С. 50-58.
5. Баретт, Дж. Карьера: способности и выбор: тесты / Дж. Баретт ; пер. с англ. Ю. Р. Соколова. - М.: АСТ: Астрель, 2003. - 204 с.
6. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
7. Бякова, Н.В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию» / Н.В. Бякова // Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С. 49¬56.
8. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации : учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, 2007. - 333 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. - М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. - 512 с.
10. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога / А. Г. Грецов. - СПб. : Питер, 2008. - 214 с
11. Гудкова, Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования / Е.В. Гудкова. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. - 125 с.
12. Долгосрочная целевая программа «Популяризация рабочих и инженерных профессий с целью привлечения и закрепления специалистов на предприятиях Республики Татарстан на 2011-2013 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://agautatarstan.ru/rus/index.htm/news/72886.htm,свободный.
13. Дорошенко, Ю.И. Сравнительный анализ роли и места учебного предмета технология в действующем стандарте общего образования и проекте стандарта второго поколения / Ю.И. Дорошенко [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.proshkolu.ru/club/tech/file2/493710,свободный.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. - 509 с.
15. Климов, Е.А. Как выбрать профессию/ Е.А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
16. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-н/Д : Феникс, 1996. - 314 с.
17. Климов, Е.А. Пути в профессионализм / Е.А. Климов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 320 с.
18. Козловский, О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации / О.В. Козловский. - Донецк: БАО, 2006. - 798 с.
19. Крицкий, А. Планирование карьеры старшеклассников: о выборе профессии, профессиографической и психосоциальной информации о профессиях, профессиональной перспективе старшеклассников / А. Крицкий // Народное образование. - 2009. - №1. - С. 207-213.
20. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с
практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных
педагогических заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 448 с.
21. Кухарчук, А.М. Тесты для выбирающих профессию : [общение, самопознание, профориентация] / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. - Минск : Соврем. школа, 2008. - 287 с.
22. Лернер, П.С. Социальное и профессиональное самоопределение учащихся - важнейшая задача школы / П.С. Лернер // Школа и производство. - 2004. - № 2. - С. 2-3.
23. Личность и профессия: психологическая поддержка и
сопровождение : учеб. пособие / Л.М. Митина [и др.]. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 335 с.
24. Лопатина, А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах / А. Лопатина. - М.: Амрита-Русь, 2005. - 350 с.
25. Мордовская, А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников / А.В. Мордовская. - М.: Академия, 2000. - 268 с.
26. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т.Л. Павлова. - М. : Сфера, 2006. - 118 с.
27. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы : проект. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
28. Приучить к профессии: в Татарстане решили поднять престиж рабочих специальностей: [О программе Татарстана, призванной закрепить молодежь на предприятиях региона, профориентационных мероприятиях, рабочих и инженерных специальностях] // Российская газета. - 2008. - 5 февраля (№23). - С. 20
29. Прокофьева, Т.Н. Психологические типы и способности к профессии / Т.Н. Прокофьева // Абитуриент. - 2003. - №11. - С. 22-26.
30. Профориентационный тренинг для старшеклассников "твой выбор"/ под ред. Н. В. Афанасьевой. - СПб.: Речь, 2007. - 365 с.
31. Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М. : МГИИИ, 2001. - 128 с.
32. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Издательский центр «Академия»,
2003.- 480 с.
33. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях: тесты, методики, критерии оценки. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 410 с.
34. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2011. - 208 с.
35. Рогов, Е. И. Выбор профессии. Становление профессионала / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
37. Тутубалина, Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации / Н.В. Тутубалина. - 2-е изд. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2006. - 280 с.
38. Усова, Н.В. Любимая профессия всегда дарит радость! : классный час / Н.В. Усова // Воспитание школьников. - 2011. - № 3. - С. 33-38.
39. Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка
старшеклассников / Т.В. Черникова. - М. : Глобус, 2006. - 256 с.
40. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: «Владос-Пресс»,2004.- 96 с.
41. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения
школьников: метод. пособие для профильной и профессиональной
ориентации и профильного обучения школьников / С. Н. Чистякова. - М.: Академия, 2005 - 128 с.
42. Шевченко, М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников» / М. Ф. Шевченко. - СПб.: РЕЧЬ, 2007. - 167 с.
43. Ярошенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы / В.В. Ярошенко. - М.: Просвещение, 2004. - 235 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ